К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К АТТЕСТАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К АТТЕСТАЦИИ

Горбунова В.А. 1, Зырянова С.М. 1
1СурГПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изменения в системе дошкольного образования является результатом определенных изменений во всем комплексе: в обществе, в социальном запросе, предъявляемом участниками образовательных отношений и, безусловно, в самих педагогических работниках. От педагога, его мотивации, умения решать возникающие проблемы зависит, насколько полно и адекватно ребенок сможет реализовать свой потенциал в когнитивном и личностном развитии. Проблема формирования мотивационной готовности педагогов ДОО будь это введение инноваций, или прохождению процедуры аттестации самими педагогами она будет актуальна.

Хочется отметить, что традиционно мотивационная сфера выделяется как связующее звено в профессиональной деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности. На протяжении всего периода трудовой деятельности структура личностных характеристик педагога подвержена изменениям. Характер динамики изменений и их эффективность обусловлены, с одной стороны, индивидуальными особенностями педагогического работника, а с другой подвержены влиянию тех условий, которые могут оказать реальное воздействие на формирование профессиональной компетентности педагога дошкольного образования [1].

Различные аспекты деятельности педагога, в том числе и мотивация обсуждаются в настоящее время достаточно широко.

Проблемы мотивации и мотивов широко и многоаспектно освещаются в трудах отечественных и зарубежных психологов Е.П.Ильин,А.Маслоу, А.К. Марковой, Л.М. Митиной. Ю.П. Поваренкова, А.А. Реан раскрываются концепции психологии педагога, в том числе и мотивы педагогической деятельности.

Однако мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и по сей день.

Роббинз Стивен, определяет понятие мотивация «…как готовностью (желанием) человека выполнять какую - либо определенную работу, обусловленную тем, что это удовлетворяет определенную его потребность[4,С.75].

Мотивация выступает как “….динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость” [1,С.45].

Таким образом, мы определяем, что именно мотивация способна повлиять на личность педагога, на его возможности и желания развиваться, совершенствоваться, достигать поставленные цели, на его стремление принимать участие в новых видах детского познания, либо расти и повышать свой уровень квалификации.

Мотивация всегда будет сопряжена с факторами, побуждающими деятельность педагога ДОО – мотивами, то ради чего педагогические работниками будут осуществлять свою деятельность (стремиться повысить квалификационную категорию, получать высокую зарплату, получить уважение среди коллег и т.д.).

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако, мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (т.е. влияние коллег, специфика педагогической деятельности и ситуации).

Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководителя ДОО, установки коллег, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей "здесь и теперь") мотивации состоит из силы мотива (или совокупности мотивов) и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).

Однако мотивационный процесс включает в себя еще готовность самого педагога к той или иной деятельности. Готовность (внутреннее свойство личности) определяется как высокий уровень развития мотивационных, познавательных и волевых процессов, который обеспечивает успех предстоящей деятельности; это адекватная установка, мотивация и мобилизация психологических ресурсов для предстоящей деятельности [2,С.85].

В.А. Сластенин, Л.С., Подымова отмечают, что деятельность педагогов напрямую зависит от доминирования (преобладания) мотивов внешних или внутренних.

1. Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением за деятельность, выполняемую педагогом. К таким стимулам относятся присвоение квалификационной категории, материальное вознаграждение, удовлетворительные условия труда и режим работы, ослабление требований и контроля со сторону руководителя.

2. Внешнее самоутверждение педагогов (положительная оценка окружающих и коллег) – мотив престижа. В данном случае деятельность, которую будет осуществлять педагог ДОО будет направлена только на положительный общественный резонанс, одобрение в сторону педагога.

3. Профессиональный мотив (специфичный данной категории людей) выступает, как желание педагогов заниматься воспитанием и обучением детей. Профессионально мотивированные педагоги более настойчивы и последовательны в своей деятельности. Профессиональные мотивы так же связаны с высоким уровнем креативности, а значит с новым поиском и применением нетрадиционных образовательных подходов и технологий.

Отсутствие мотивации у педагогов к своей профессиональной деятельности свидетельствует о неготовности к аттестации. Материальный мотив и мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к аттестационным процедурам. Высокому уровню готовности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Саморазвитие личности – природосообразная основа педагогической профессиональной деятельности. Процессы самоуправления, самовоспитания, самообразования на этапе формирования успешной профессиональной деятельности объединяются в одном понятии – саморазвитие личности педагога [2,С.86]. Важным инструментом для успешного прохождения аттестации является умение педагогического работника провести самооценку своей профессиональной деятельности.

Можно сделать вывод о том, что под мотивационной готовностью педагогических работников ДОО понимается - совокупность внутренних мотивов, профессиональных (педагогических) мотивов адекватных процедуре аттестации и обеспечивающих успешность ее освоения и осуществления.

Таким образом, можно определим, что мотивационная готовность педагогов ДОО к прохождению аттестации будет включать в себя такие компоненты как: мотивационный, личностный, когнитивный, технологическую и рефлексивную готовность.

Каждый компонент определен набором составляющих:

  • Мотивационный компонент отражает уровень внутренней готовности педагога к аттестации.

  • Когнитивный компонент готовности - совокупностью различных знаний педагогического работника.

  • Технологический компонент – совокупность умений, репрезентирующих опыт реализации способов и теоретического осуществления педагогической деятельности, готовность педагога к реализации профессиональных функций.

  • Рефлексивный компонент - умение анализировать, оценивать и корректировать собственную деятельность.

Суммируя вышесказанное, отметим, что мотивационная готовность педагога представляет собой интегративное психологическое образование, включающее в себя в качестве компонентов совокупность положительных внутренних и внешних, профессиональных мотивов (мотивацию достижения, мотивацию аффилиации, мотивацию профессионального самосовершенствования, внутреннюю мотивацию, внешнюю положительную мотивацию, удовлетворенность работой, удовлетворенность взаимодействием.

Поэтому модель формировании мотивационной готовности педагогов к такой процедуре как аттестация должна основывается на системном, субъектно - деятельностном, компетентностном подходах, что позволит развивать все вышеперечисленные мотивы.

Список литературы:

  1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2015. - 512 c.

  2. Ломоносова, И.А. Психологическая готовность педагогического коллектива дошкольной образовательной организации к аттестации [Текст] / И.А. Ломоносова // материалы XII Международной научно-практической конференции Проблемы и перспективы современной науки – Ставрополь: Логос, 2016. – С. 84–88.

  3. Проблемы дошкольного образования на современном этапе [Текст] : сб. науч. статей. Выпуск 10; часть 2. / под ред. О.В. Дыбиной [ и др. ]. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. – 402 с.

  4. Роббинз Стивен П. Основы организационного поведения [Текст]/ Роббинз Стивен П.– М.: Изд. Дом «Вильямс», 2006.-448 с.

Просмотров работы: 181