ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КВАЛИТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Литвякова Ю.С. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее десятилетие наблюдается изменение ценностных оснований системы управления, ее принципов, механизмов и требований к личности руководителя. Преобразование современной управленческой парадигмы обуславливает потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих особыми личностными качествами. Прогностический, превентивный, релевантный характер управления указывает на необходимость развития у современного руководителя образования стратегического, гибкого мышления. Современные требования к профессиональным качествам руководителя учреждения обусловлены новой стратегией развития всего общества, требующей усиления его творческого потенциала, в основу которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самообразованию с учетом перспектив развития его профессиональной деятельности. Это предопределяет особую актуальность научных исследований по переосмыслению процессов управления, в том числе и управления дошкольным образовательным учреждением, а также в вопросах управления качеством образования и формирования квалитологической компетентности руководителя ДОО.

Исследованиями отечественных ученых–педагогов В Ю. Кричевского, В И. Маслова, Е П. Тонконогой, К М. Ушакова, Т И. Шамовой и др. разработана методология, теория и технология профессионального развития руководителей образовательных учреждений. Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы позволил установить, что проблема формирования квалитологической компетентности руководителя образовательного учреждения, в том числе дошкольного, в условиях является недостаточно изученной. [2].

Оценка качества образования является сегодня одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации. Качество образования - это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимо дополняют друг друга. Чтобы добиться успеха, управлять данной системой необходимо комплексно. Для администрации ДОО управление качеством образования в условиях модернизации и улучшения качества образования, становится приоритетным в работе. Руководителю необходимо умение быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и культурным условиям образования, умение овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения. Проблема повышения качества в образовательном процессе подвергалась теоретическому анализу применительно к дошкольной образовательной и общеобразовательной организации, следующими учеными: Н И. Булынский, В А. Кальней Э М. Коротков

В П. Панасюк, М М. Поташник, О А. Сафонова, А И. Субетто

П И. Третьяков, Л И. Фалюшина и др. Так же, необходимо ориентироваться на методологические основы В. Фтенакис, Д М. Полев, М М. Поташник, В.А. Кальней, С Е. Шишов, М Р. Текстор и др.

Необходимость обеспечения качества образования обозначена в важнейших нормативно-правовых документах, определяющих образовательную политику в Российской Федерации [1–3].

В соответствии с ведущими положениями этих документов образовательная система должна быть ориентирована на достижение качественного образования, обеспечивающего становление и развитие личности, способной к активной жизнедеятельности в условиях современного общества. Для реализации этих требований, согласно результатам исследования А И. Cубетто, современному руководителю и педагогу необходимо квалитологическое образование, которое дает возможность развиваться новой парадигме их профессионализма [9, с. 112].

Квалитологическая компетентность руководителя ДОО представляет собой целостную структуру, состоящую из четырех взаимосвязанных компонентов [8, с. 58]:

  1. мотивационно-ценностного;

  2. когнитивного;

3) технологического;

4) оценочно-рефлексивный.

Рассмотрим подробнее каждый из названых компонентов.

Ценностно-мотивационный - ценности: интерес к профессии, стремление добиться успеха в профессиональной деятельности; понимание значимости принимаемых профессиональных решений, совершаемых действий; побуждение активно участвовать в социальной жизни и т.д.; мотивы: профессионализм, постоянный профессиональный рост и повышение качества жизни, самообразование и саморазвитие, творчество, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, успешная адаптация к постоянно меняющимся условиям, коммуникабельность;

Когнитивный:объединяет в себе знания, умения, навыки, квалификацию, присущие специалисту, благодаря которым он оказываетсяв состоянии выполнять определенного рода трудовые функции, проявлять умение понимать профессиональные задачи, оценивать их значимость, составлять и реализовывать программу личностного и профессионального самообразования и развития;

Технологичный: включает совокупность профессиональных умений и навыков ориентирования в информационном потоке, анализа информации, владения современными методами и средствами связи;

Оценочно-рефлексивный: предусматривает системный подход при анализе результатов деятельности; наличие умений научно-практической диагностики и коррекции воспитательного процесса, общения и взаимодействия [4, с. 29].

В рамках нашего исследования особый интерес для нас представляет мотивационно-ценностный компонент квалитологической компетентности руководителя современного ДОО.

Мотивация - побуждение к действию; психо-физиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [2, с.].

Сегодня этот термин понимается разными учёными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу - это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов [10, с. 98].

Таким образом, мотивационно-ценностное отношение – это положительное эмоциональное отношение к чему-либо, сформированную потребность, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями чего-либо [2].

Формирование феномена мотивационно-ценностного отношения руководителя ДОО к управлению качеством образования рассматривается нами как сложный целенаправленный процесс трансформации общественных ценностей в систему собственных ценностей личности, выступающий составной частью учебного процесса [6, с. 19].

В ходе исследования мы представили эту деятельность в виде модели, в которой в качестве опорных методологических принципов выделяются следующие:

1)принцип единства ценностно-мотивационного, технологичного, когнитивного и оценочно-результативного компонентов. Только целостное развитие всех компонентов мотивационно-ценностного отношения руководителя ДОО к управлению качеством образование обеспечивает наиболее высокие результаты;

2)принцип приоритета личностного развития руководителя в сочетании с соблюдением требований современного рынка труда. Сегодня востребован специалист, свободно владеющий знаниями в своей профессиональной области, ориентирующийся в смежных сферах деятельности, готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;

3)принцип ориентированности на деятельность, активную позицию руководителя ДОО позволяет сформировать понимание ценности деятельности как таковой, установки на необходимость постоянного развития для достижения профессионального успеха.

Мы полагаем, что квалитологическая компетентность руководителя ДОО должна представлять собой целостное личностное образование, включающее:

  1. мотивационно-ценностное отношение к управлению качеством образовательного процесса;

  2. систему знаний (нормативно-правовых, философско-методологических. психолого-педагогических и управленческих);

  3. совокупность квалитологических умений (проектно- технологических, организационно-коммуникативных и квалиметрических);

  4. профессионально значимые качества личности (аналитичность и прогностичность мышления, новаторство, личностная и управленческая рефлексия).

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 18.10.2013 № 544н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70435556/

3. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования от 06.10.2009 (1–4 классы), от 17.12.2010 (5–9 классы), от 15.06.2012 (10–11 классы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

4. Афонин С.И. О проблемах повышения квалификации учителя и возможных решениях [Текст] / С.И. Афонин // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 6. - С. 29–31.

5.Большой толковый словарь русского языка [Текст] . - СПб: Норинт, 1998. - 1136 с.

6. Буйлова Л.Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей города Москвы в современных условиях [Текст] / Л.Н. Буйлова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 6. - С. 19–25.

7. Воровщиков С.Г. Возможные перспективы развития отечественной системы повышения квалификации работников образования [Текст] / С.Г. Воровщиков // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 1. - С. 24–35.

8. Сафонова О.А. Квалитологическая компетентность руководителя [Текст] / О.А. Сафонова, Г.А. Шилова // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 9. - С. 58–60.

9. Субетто А.И. Квалиметрия человека и образования: генезис, становление, развитие, проблемы и перспективы [Текст] / А.И. Субетто. - М.: Изд-во ИЦПКПС, 2006. – 200 с.

10. Субетто А.И. Квалитология образования [Текст] / А.И. Субетто. - М.–СПб.: Изд- во ИЦПКПС, 2000. – 127 с.

11. Шамова Т.И. Образовательный мониторинг как механизм управления развитием качества профессиональной подготовки руководителей образовательных учреждений [Текст] / Т.И. Шамова. - М.: МПГУ, 2003. – 180 с.

Просмотров работы: 145