РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Трофимова Х.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С каждым годом численность детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Российской Федерации увеличивается. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2017 года численность детей с инвалидностью составляет 636024 тысяч человек, в приволжском федеральном округе – 105051 тысяч, в Ульяновской области – 5265 тысяч [8].

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Нарушение целостной связи с миром, ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками и взрослыми - эти проблемы является выражением не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

Исходя из Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.06 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» к детям с ОВЗ относят глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, а также детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью. Определяют ребенка с ОВЗ, когда психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) устанавливает, что:

• у ребенка недостатки в физическом или психологическом развитии;

• ребенку необходимо создать специальные условия получения образования.

При этом дети с ОВЗ не являются инвалидами, пока не признаны таковыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95. Таким образом, ребенок с ОВЗ может одновременно быть инвалидом. И, наоборот, ребенок - инвалид может не относиться к обучающимся с ОВЗ [6,].

Как показывает практика, зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья:

• не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

• у них не хватает самостоятельности;

• имеют низкий уровень знаний об окружающей среде;

• имеют специфические потребности в общении;

• не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально-поведенческих особенностей;

• им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

• неспособны применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;

• у них не сформированы мотивы и интересы к хозяйственно-бытовой деятельности;

• имеют неструктурированное восприятие социального мира;

• имеют завышенную самооценку.

Именно поэтому особенное место в работе по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья занимает социальная адаптация и помощь в дальнейшей успешной интеграции в общество.

Социальная адаптация и интеграция подразумевают под собой развитие навыков социального поведения, привитых семьёй, школой, средой, проявляющихся в общественной жизни. Формирование и развитие навыков социального поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из главных моментов в процессе их адаптации в расширяющемся социуме. В случае с детьми с ограниченными возможностями развитие социальных навыков в ещё большей степени оказывается обязательным условием для приобщения к внешней среде, так как наличие ограниченных возможностей здоровья означает существенное ограничение жизнедеятельности [10, с.110].

Своевременное и адекватное удовлетворение индивидуальных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья призвано предоставить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, и требует поиска наиболее эффективных средств и путей решения проблем в условиях реабилитационного центра.

В связи с этим, государство, обеспечивая социальную защищенность таких инвалидов, должно создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.

О необходимости исследования в этой области свидетельствуют следующие документы, в частности, Федеральный закон от 24.11.1995 г.№ 81-ФЗ (ред. 01.06.2017 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации), ФЗ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761, говорится о «создании условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением 5 их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях…»[5].

Чтобы помочь инвалидам социализироваться в обществе, необходимо помочь им реабилитироваться в своей среде. Институт социальной реабилитации инвалидов реализуется в комплексной деятельности, включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, и, собственно, реабилитационные действия. Она осуществляется всей совокупностью государственных и муниципальных органов и учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, других сфер, в сотрудничестве с негосударственными органами. Деятельность как государственных, так и негосударственных структур, реализация различных моделей помощи инвалидам в социальной политике по отношению к лицам с ограниченными возможности в своей основе имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей [9, с.253].

Для успешной реализации названных задач специалисту по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо владеть различными средствами и методами воздействия. К таким средствам реабилитационного воздействия можно отнести: различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.п.), психологическую помощь (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия), специальную помощь (игротерапия, арт-терапия или терапия искусством, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, технические приспособления, оборудование, необходимые для ребёнка с ограниченными возможностями, аудиовизуальные технические средства и др.)

Для полного изучения темы следует раскрыть наиболее распространенные технологии социальной реабилитации, применяемые в реабилитационных учреждениях. К ним относятся:

Арт-терапия – на данный момент является одной из самых часто применяемых реабилитационных технологий. Она основана на использовании средств изобразительного искусства. Может применяться в сочетании с другими воспитательными технологиями (в частности рекомендуется - с музыкотерапией). Вид деятельности - художественно-творческая, прикладная, изобразительная. Форма деятельности - индивидуальная, групповая. Реабилитационная направленность - развитие тонкой моторики, возможностей частей тела (при отсутствии рук), самопознание, коррекция психо-эмоциональной сферы, расширение кругозора, восприятия. В результате арт-терапии развиваются коммуникативные навыки детей с помощью элементов рисования и музыки, преодолевается негативное отношение друг к другу, дети становятся контактными. Стабилизируется психо-эмоциональный фон. Появляется возможность коррекции негативных эмоциональных состояний [3, с. 49].

Библиотерапия – социально-культурная технология, в основе которой лежат различные виды деятельности с использованием печатного материала. Вид деятельности - чтение, пересказ, обсуждение, сочинение. Форма деятельности - индивидуальная, групповая. Реабилитационная направленность - развитие интеллекта, логического мышления, отвлечение от личных проблем, выработка позитивной установки с помощью примера, тренинга эмоций. Преобладающие методы - диалог, рассказ, иллюстративность, игра, информативность. Уровень применения - универсальный, предметный, локальный. Характер деятельности - стимуляторный, но в то же время пассивный, подключение внимания, образно-эмоциональное восприятие, анализ, умозаключение, познавательный. Реабилитационные эффекты - развитие воображения, памяти, художественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовлетворение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей, формирование логического мышления при пересказе. Систематические занятия детей художественным творчеством позволяют гармонизировать личность, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь [1].

Музыкотерапия - основана на процессе слушания музыки и музицирования. Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно - сосудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка. Занятия музыкотерапией направлены на моделирование у ребенка положительного эмоционального состояния. Процесс восприятия ребенком музыки происходит совместно с педагогом, который помогает ему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов и настроений. В небольшом, предваряющем слушание рассказе педагог настраивает ребенка на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. После прослушивания педагог в беседе (анализе произведения) с детьми выясняет, что они «видели», чувствовали, «делали» в воображаемом путешествии, какую картинку они могут нарисовать словами, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние детей [4, с.175].

Игровая терапия – в настоящее время является одним из наиболее эффективных средств коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться ведущей в детском возрасте деятельности – игре [7, с.24].

М.И. Чистякова рассматривает игровую терапию как метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого [11, с.82].

Игровая терапия является ведущим средством профилактики и коррекции детей с задержкой психического развития благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Начиная игрой, а потом и перенося эти навыки в реальную жизнь, для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения [2, с.60].

Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью. Для детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности. Куклотерапия как часть имаготерапии также часто применяется при социальной реабилитации. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности [2, с.130].

Так же, среди особенностей развития навыков социальной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях реабилитационного центра, следует выделить: необходимость оказания адресной социальной помощи (как денежную, так и натуральную), необходимость консультационной, психологической, правовой помощи, работа по организации вовлечения детей в активный процесс социальной адаптации (культурно массовые и спортивные мероприятия с участием детей, не имеющих ограничений, выявление у наблюдаемых творческих способностей), привлечение внимания общественности к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание содействия в обучении для дальнейшей успешной интеграции в общество. Нельзя забывать, что технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья подразумевают обязательное включение родителей в проводимые реабилитационные мероприятия. Реабилитационные центры также ставят своей целью формирование комплексного решения проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Также решаются вопросы о создании условий для полноценной жизни детей, реабилитация (психолого-социальная, социально-педагогическая, социально-медицинская, социально-трудовая, социально-бытовая) в условиях надомного обслуживания и дневного пребывания, обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации, информирование и консультирование родителей по вопросам социальной реабилитации, содействие в получении социально – правовой помощи, социально – психологический, социально – педагогический, медико-социальный, социально – культурный патронаж таких семей, содействие в направлении детей с ограниченными возможностями здоровья на санаторно – курортное лечение, содействие в получении технических средств реабилитации, протезной помощи, памперсов, занятия с логопедом, массаж, ЛФК, психологическая коррекция, социально – психологическое консультирование.

Нельзя переоценить важность социальной реабилитации в условиях реабилитационного центра. Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – все это способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и приводит к снижению у них уровня социальной депривации.

Таким образом, важно отметить, что только совместная работа родителей и работников реабилитационных учреждений в работе с детьми с ограниченными возможностями может привести к решению проблемы развития личности ребенка, его социальных навыков и успешной интеграции в общество.

Библиографический список

  1. Афанасенко, В.В. Новые технологии реабилитации детей-инвалидов / В.В. Афанасенко // Комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: опыт, практика инновации: Сборник материалов областной научно - практической конференции, 23 декабря 2008 года, г. Самара [Электронный ресурс]. URL: https://weburok.com/ (дата обращения 20.12.2017)

  2. Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации / Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2005 – 187 с.

  3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2007 – 256 c.

  4. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е.М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 1997 - 304 с.

  5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: указ презид. РФ от 2012-06-01 № 761: принят Гос. Думой Фед. собр. РФ 1 июня 2006 г. // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (дата обращения 28.12.2017)

  6. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 10.08.2016) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" // СПС Консультант Плюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610/ (дата обращения 24.12.2017)

  7. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. / А.С. Спиваковская // Культурно-историческая психология. - 2014. - № 1. – 61 c.

  8. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 24.12.2017)

  9. Холостова Е.И. Социальная работа: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 612 с.

  10. Холостова Е.И., Кононова Л.И. Технологии социальной работы: учебное пособие / Холостова Е.И. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 503 с.

  11. Чистякова М. И. Психогимнастика Под ред. М. И. Буянова. / М.И. Чистякова. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с

Просмотров работы: 241