ТРУДОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТРУДОТЕРАПИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Назарова В.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам – одна из основных задач современной государственной политики. Восстановлению способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научно-практической и педагогической деятельности. Комплексная реабилитация необходима для повышения уровня функциональных способностей таких больных в быту и социуме, восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья или физического дефекта, достижения самостоятельности и материальной независимости. Для инвалидов на постсоветском пространстве созданы и продолжают активно формироваться реабилитационные службы, целью которых является интеграция лиц с ограниченными физическими возможностями в современное общество [4, с.122].

Несмотря на достаточно высокую степень активности изучения данной проблемы влияние трудотерапии в рамках комплексной социально-педагогической и физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья остается мало изученной и актуальной.

По данным ООН, ежегодный прирост числа инвалидов со­ставляет более 8 млн, каждый день в мире появляется 23 тыс. ин­валидов. Этим объясняются серьезные усилия стран по решению проблем инвалидов, их медико-социальной реабилитации и ин­теграции в общество [3, с.40].

Социальная реабилитация крайне важна в случаях, когда больной после окончания курса лечения не полностью восстановился и не может вернуться к привычной профессиональной и социальной активности.

Реабилитация является длительным процессом, цель которого – предупредить развитие инвалидности в период лечения и оказать помощь инвалидам в достижении ими социальной, психологической, физической, профессиональной и экономической полноценности [1, с.183].

Можно выделить три основных вида реабилитации инвалидов:

1) медицинская реабилитация связана с восстановлением трудоспособности человека путем воздействия на него медицинских препаратов;

2) профессиональная реабилитация предполагает возвращение работника в профессиональную среду с учетом последствий заболевания и сохранившейся трудоспособностью;

3) социальная реабилитация заключается в адаптации индивида к изменившимся в результате заболевания условиям его общественной и семейной жизни, при этом нужно предотвратить его изоляцию от общества.

Задачей любого вида реабилитации являются создание равновесия между психикой человека и окружающей средой, повышение его адаптивных способностей.

Профессиональная реабилитация частично начинается на эта­пе медицинской, а медицинская реабилитация сохраняется на эта­пе профессиональной. В рамках медицинской реабилитации прово­дится восстановительное лечение и оказывается психотерапевти­ческая и психологическая помощь, направленная на адекватное восприятие нарушений здоровья и на адаптацию к социальной ситуации. Процесс медико-социальной реабилитации направлен на возможно более раннее восстановление самостоятельности и независимости. С этой целью предусмотрено создание безбарьер­ной архитектурной среды для свободного доступа инвалидов к культурным, спортивным и другим городским зданиям и соору­жениям, ко всем видам общественного транспорта, а также вовлечение инвалида в трудовую деятельность, т.н. трудовая терапия [3, с.45].

Трудовая терапия -оказание помощи людям с физическими недостатками с целью возобновления контроля над своим телом, а умственно неполноценным - преодолевать эмоциональные проблемы путем вовлечения их в специально организованную деятельность. Например, недавно ослепший человек может быть обучен выполнять работу по дому после прохождения практики под руководством инструктора. Большинство специалистов по трудотерапии работают в госпиталях, интернатах, школах, реабилитационных центрах_[6,с.337]. Трудотерапия - один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который имеет ярко выраженную социальную направленность. Метод основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает различные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности.

Трудовая терапия позволяет уменьшить и компенсировать дефекты психики, увеличиваю­щиеся в связи с фактором бездействия, связан­ного как с особенностями инвалидности, так и с длительным пребыванием больных в стационаре [5, 63].

Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций. При вовлечении в трудовую деятельность граждан с инвалидностью учитываются в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние. Трудотерапия имеет непосредственное отношение к повседневной жизни. В больничных условиях терапевты занимаются преимущественно физическими проблемами, т. е. восстановлением бытовых навыков (например, умения одеваться и умываться), предписанием лечебного труда (в частности, художественное творчество, столярные работы, групповые обсуждения) и снабжением ортопедическими приспособлениями, протезами, инвалидными колясками [2, с.130].

Включение в трудовую терапию начинается с функциональной диагностики, необходимой для определения числа и степени затруднений, которые испытывает человек, а также его ресурсов. Вместе с инвалидом, специалист по трудотерапии разрабатывает курс реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков [7, с. 174].

Курс реабилитации может включать в себя выработку навыков личной гигиены или ведение домашнего хозяйства. Если это необходимо, тренировка включает приобретение рабочей сноровки и профессиональных навыков (работа в ботаническом саду, работа в конторе, ремесло, творческая деятельность, занятие музыкой, движения, работа с глиной, текстилем или красками) [4, с.173]. Предлагаемые трудовые операции должны соответствовать индивидуальным возможностям и интересам, побуждать к самостоятельности и творчеству, приносить удовлетворение, мотивировать к восстановлению трудоспособности. Осваиваемые навыки и умения должны иметь общественную и личностную ценность, практическую направленность. Учебные тренирующие или производственные задания по своей структуре, объему или времени должны быть посильными, но при этом выполнять тренирующую роль и вызывать дозированное напряжение.

Таким образом, применение трудотерапии является эффективной технологией социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовой деятельности.

Список литературы

  1. Боронова Г.Х, Прусова Н.В. Психология труда. Курс лекций М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

  2. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе СПб.: Питер, 2013. — 400 с.

  3. Зозуля Т.В., Е. Г. Свистунова, В.В.Чешихина Комплексная реабилитация инвалидов М.: Издатель­ский центр «Академия», 2005. — 304 с

  4. Карагеоргий Н. М., Алтухова Н. В. Использование трудотерапии как средства адаптивной физической культуры комплексной реабилитации лиц, страдающих болезнью Паркинсона «Вестник томского государственного педагогического университета» Томск: ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», 2015 – 193 с

  5. Никифоров Ю.В., Котова Л.В. Влияние трудотерапии как метода медико-социальной реабилитации на психическое и социальное функционирование пациентов с психическими расстройствами Журнал психиатрии и медицинской психологии № 1 (18), 2008 г. Донецк: Донецкий Национальный медицинский университет им. М. Горького

  6. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 340 с. 5

  7. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. Санкт-Петербург: Издательствово «Питер», 2004 - 316 с.

Просмотров работы: 813