ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Плеханова Д.А. 1
1ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Усложнение социальной ситуации в обществе, снижение уровня качества жизни привело к ухудшению положения российской семьи за последние годы. Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране повлияла на рост числа неблагополучных семей. Помимо этого, в стране значительно выросла смертность населения (32 место в мире в 2017 году), растет число разводов. Несомненно, следствием данных явлений стал рост числа детей-сирот. По данным Минобрнауки РФ на 2017 год, в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. Учитывая указанные факты, можно с уверенностью сказать, что проблема сиротства в России не теряет своей актуальности.

Спектр проблем жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей очень широк. Одной из таких проблем является формирование у таких детей семейных ценностей.

Семья для ребенка является незаменимым каналом передачи социального опыта, опыта семейных отношений. Дети-сироты же лишены такой возможности в условиях специализированных учреждений. Они не осознают такие ценности, как любовь, близость взаимоотношений матери и ребенка, гордость и достоинство их рода и фамилии, долг и ответственность перед предками. Именно поэтому в процессе воспитания таких детей необходимо уделять должное внимание данному аспекту. Перед специалистами учреждений для детей-сирот стоит задача привить эти ценности детям, развить всевозможными средствами те задатки эмоций, которые есть у каждого из детей.

Обратимся к содержанию понятия «ценность».

По мнению О.Б. Хлебодаровой, к ценностям относят представление, разделяемое большинством членов общества относительно того, что желательно, правильно и полезно [4, c. 359].

Согласно Ж.Т. Тощенко, ценности придают жизненный смысл устремлениям людей, групп, общностей и т.д., способствуют интеграции общества и указывают на предпочтение тех или иных альтернатив при решении актуальных общественных проблем [3, c. 103].

В сознании общества семейные ценности представляют одну из наиболее значимых в системе общечеловеческих ценностей.

А.М. Рогова рассматривает семейные ценности как процесс, направленный на общество в целом, семью и молодое поколение, формирующий позитивные установки к семье и браку, подготовку к вступлению в брак и решающий проблемы молодой семьи [2, c. 67].

Традиционно семья – главный институт воспитания. Важность семьи обусловлена тем, что ребенок большую часть времени проводит в окружении своей семьи и она, в свою очередь, оказывает влияние на его развитие. Родительская семья имеет решающее значение в формировании семейных ценностей подростка. В семье вырабатываются совокупность норм, санкций, ценностей и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой, которые в последующем дети проектируют уже на своих семьях [5, c. 65].

У воспитанных в специальных учреждениях детей, лишенных семейного воспитания, семейные ценности слабо развиты или не сформированы вообще. Отсутствие опыта семейного воспитания у детей - сирот и детей, воспитывающихся в интернатах с одной "мамой" на несколько человек приводит к искаженному представлению детей о семье и семейных ценностях. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Помимо этого, у них зачастую формируется потребительское отношение к окружающим их людям.

От нравственного здоровья семьи во многом зависит и нравственное здоровье общества. Семья обладает способностью влиять на ход развития общества. К сожалению, на сегодняшний день социальные сироты являются угрозой для общества, так как в будущем они могут создать такие же неблагополучные семьи, какие имели они сами. Это еще раз доказывает, что специалисты учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должны подготавливать воспитанников к будущей семейной жизни путем формирования у них чувств долга, ответственности, взаимопомощи, эмпатии, уважения.

Для формирования семейных ценностей используются различные формы и методы:

- сказкотерапия : ребенку предлагается сочинить сказку о семье, что позволяет сформировать у него представление о семье, семейных ролях и т.д.;

- игровая деятельность: психологические игры, ролевые игры и т.д.;

- кейс-технологии: в использовании кейс – технологий важно дать возможность ребенку побыть в разных семейных ролях и найти выход из конфликтных ситуаций;

- арт-педагогические методы: рисунок семьи, сочинения на тему «Моя семья», просмотр фильмов, картин, лепка, коллажи, аппликации и т.д.;

-творческие проекты по искусству семейного времяпровождения: семейные праздники, технологии создания семейного древа и т. д.;

- тематические беседы, круглые столы затрагивающие различные аспекты семейной жизни;

По результатам проведенного эмпирического исследования среди подростков 12-14 лет, являющихся воспитанниками социально-реабилитационного центра, 50% из них имеет ситуативно-позитивное отношение к семье, семейным ценностям, своему роду т.е. семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он жил (живет сейчас).

33,3% из них имеет ситуативно-негативное отношение к семье, то есть отношение к семье – потребительское, а сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан. И лишь 16,6% подростков устойчиво-позитивно относятся к семье, для них ценность семьи высоко значима. Стоит отметить, что 83,3% подростков, среди которых проводилось исследование, затруднились дать определение понятию «семейные ценности».

Что касается такой базовой ценности, в понятии «семейные ценности», как взаимопомощь, поддержка: 16,6% подростков - подлинные альтруисты. Они всегда готовы помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях во благо других бескорыстны. 66,6% подростков не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитают делать это тогда, когда их об этом попросят. Они осторожны в своих действиях во благо других, стараются не подвергать риску собственное благополучие. 16,6% подростков лишь изредка думают о потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого они в той или иной степени зависят.

Если говорить о такой не мене значимой ценности среди семейных как ответственность и решительности, то 66,6% подростков не обладают таковыми ценностями. Им более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Стараются по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести тяготят его, поэтому предпочитает о своей совести не думать.

Таким образом, воспитание семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей несомненно является неотъемлемой частью процесса воспитания в детских домах.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений.-2-е изд., испр. и доп. / Т.А. Куликова. - М.: «Академия», 2000. - 232 с.

  2. Рогова, А.М. Особенности формирования семейных ценностей у современной российской молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2007.- №1 – С.66-69

  3. Тощенко, Ж.Т. Тезаурус социологии: темат.слов.-справ/ Ж.Т. Тощенко – 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 415 с.

  4. Хлебодарова, О.Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности // Молодой ученый. – 2012. - №6 – С.357-361.

  5. Эриксон, М. Стратегии семейной терапии / М. Эриксон. – СПб.: Лидер. – 2007. – 124 с.

Просмотров работы: 457