СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Сафошкина Д.О. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальные работники считаются потенциально подверженными профессиональному выгоранию, что объясняется специфическими особенностями, так называемых «помогающих профессий». Профессиональное выгорание несет за собой отрицательные последствия на психоэмоциональное и физическое состояние человека, именно поэтому необходимо проводить профилактику данного синдрома.

По мнению Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой, синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [1, с. 9]. Р. Кочюнас даёт определение «синдрому выгорания» как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки» [6, с. 92].

В современных исследованиях представлена общая точка зрения и на структуру выгорания, согласно которой этот синдром включает в себя следующие основные составляющие:

− эмоциональное истощение, опустошенность и усталость, вызванные собственной работой;

− деперсонализация, циничное отношение к труду и объектам своего труда, бесчувственное, негуманное отношение к клиентам;

− обесценивание профессиональных достижений, возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, ощущение личной неуспешности, недовольства результатами работы [3, с. 10].

Также термин «burnout» переводится, как «синдром эмоционального перегорания», что является причиной профессионального выгорания. Авторы описывают следующие фазы развития «синдрома эмоционального перегорания»:

I фаза – «напряжение». Полученные данные свидетельствуют, что наличие тревожного напряжения, которое служит предвестником и запускающим механизмом в формировании синдрома эмоционального перегорания и сопровождается ощущением тревожности, снижением настроения, было выявлено у 50 % врачей-психиатров.

II фаза – «сопротивление». Действие этой фазы прослеживается с момента появления напряжения: как только человек начинает осознавать его наличие, он стремится избежать действия эмоциональных факторов с помощью

полного или частичного ограничения эмоционального реагирования в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия.

III фаза – «истощение». Характеризуется падением общего энергетического тонуса. Эмоциональная защита в форме синдрома эмоционального перегорания становится неотъемлемым атрибутом личности [2, с. 19-20].

В социальной работе продолжительные, многообразные и когнитивно сложные ситуации общения с другими людьми предъявляют высокие требования к качеству общения (доверительности, профессионализму, эмоциональной устойчивости и др.) и к высокой коммуникативной компетентности, поскольку от качества общения в наибольшей мере зависят результат данного взаимодействия и перспективы будущих деловых или интерперсональных контактов. Именно для социальной работы характерны ежедневное многообразие эмоционально и когнитивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата или мотивационного подкрепления (положительной обратной связи). Данные особенности делового общения выступают в качестве профессиональных стрессоров, характерных для социального работника, чем и объясняются высокие показатели профессионального выгорания специалистов [5].

Также профессиональное выгорание социального работника увеличивается в следующих случаях:

· монотонности работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

· вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

· строгой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

· работы с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы;

· напряженности и конфликтности в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег и их излишнего критицизма;

· нехватки условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

· работы без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

· неразрешенных личностных конфликтов специалиста;

· неудовлетворенности профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и т.д.

Профессиональное выгорание является формированием отрицательного или неправильного в профессиональной деятельности, в связи с чем социальный работник деградирует и становится бесполезным в профессиональной среде. Причем данному явлению подвержены как профессионалы, так и молодые специалисты. Специфичность профессионального развития личности характерна для каждого человека, и рассматривая этот процесс, нужно вводить значение, как основу профилактики профессионального выгорания. Следовательно, к профессиональному пути социального работника нужно подходить индивидуально и как следствие активно заниматься профилактикой профессионального выгорания [4, c. 236].

Рассмотрим результаты проведения диагностики по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Результаты исследования представлены в виде диаграмм ниже.

  1. Напряжение.

Рис - 1.Диагностика стадии "Напряжение"

Интерпретируя, показатели диагностики по шкале напряжения во всех трех стадиях развития синдрома на первое место выходит – неудовлетворенность собой. Далее «загнанность в клетку», тревога и депрессия, последнее место занимает переживание психотравмирующих обстоятельств. Отсюда можно сделать вывод, что синдром выгорания начинается с высокого уровня напряжения – у 20%, средний уровень - 50 %, а явно выражено у 30 %.

  1. Резистенция.

Рис – 2. Диагностика показателя «Резистенция»

На диаграмме наглядно демонстрируется, что 50% тестируемых имеет развивающуюся стадию резистенции. Данный показатель определяется по следующим признакам:

- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

- Эмоционально-нравственная дезориентация

- Расширение сферы экономии эмоции

- Редукция профессиональных обязанностей

В стадии сформированного синдрома профессионального выгорания на первое место выходит редукция личных достижений.

  1. Истощение.

Рис – 3. Диагностика показателя «Истощение»

Фаза истощения не сформирована у 10 % испытуемых, находится в стадии формирования у 50 % и сформирована у 40%.

Данный показатель определяется по следующим признакам:

- Эмоциональный дефицит

- Эмоциональная отстранённость

- Личностная отстранённость (деперсонализация)

- Психосоматические и психовегетативные нарушения

В стадии сформированного синдрома профессионального выгорания на первое место выходит деперсонализация.

Таким образом, в результате исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко были выделены три группы социальных работников по уровню сформированности эмоционального выгорания: 1) с отсутствием эмоционального выгорания, 2) с формирующимся эмоциональным выгоранием, 3) со сформировавшимся эмоциональным выгоранием.

Результаты исследования указывают на необходимость проведения профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию работы и психического состояния социальных работников. Важную роль должны играть информирование специалистов о ранних признаках «выгорания» и факторах риска, эмоциональная поддержка со стороны коллег и руководства, тренинговые занятия, направленные на обучение навыкам совладания со стрессом.

Библиографический список

1. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

2. Гостеева, Л.З., Бадалян, Ю.В. Профессиональное выгорание персонала, занятого в области социальной работы / Л.В. Гостеева, Ю.В. Бадалян // Теория и практика общественного развития. – 2013. - №11. – С. 131-136.

3. Лукьянова, В.В. Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьяновой, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т.– Курск, 2013. – 440 с.

4. Меркулова, Н.Н. Индивидуально-психологические особенности личности социального работника в условиях синдрома эмоционального выгорания / Н.Н. Меркулова // Вестник ТГУ. 2012. №11 (115). С.234-240.

5. Особенности проявления профессионального выгорания у специалистов социальной работы как конфликтная ситуация [Интернет-ресурсы] - Режим доступа: https://studlib.info/psikhologiya/678132-osobennosti-proyavleniya-professionalnogo-vygoraniya-u-specialistov-socialnoy-raboty-kak-konfliktnaya-situaciya/ (Дата обращения: 28.12.2017).

6. Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий / Е.Ю. Райкова // Молодой учёный. – 2011. – №5 (28) том 2. - С. 92-97.

Просмотров работы: 247