ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Пантюхина Е.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, факультет педагогики и психологии, 4 курс, социальная работа
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время российское общество переживает системные трансформации в социальной, экономической, политической, духовной сферах. В условиях размывания традиционных для российского социума устоев жизни дезадаптация, нигилизм, «уход» в параллельные социальные и виртуальные миры становятся характерными чертами практически всех слоев населения. Но особую значимость эта проблема приобретает в подростковом возрасте, когда складывается система ценностных ориентиров, определяются особенности отношения человека к себе, к обществу.

По данным исследований Е.В. Змановской, Л.М. Семенюк, М.И. Рожкова, склонность решать свои жизненные проблемы посредством агрессивного поведения и насилия характеризует более 40% подростков.

Для решения проблемы профилактики агрессивного поведения подростков сложились практические предпосылки, к которым относится принятие федеральных законов («Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998 г.; «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999 г.), в которых обосновываются основные задачи и принципы деятельности по профилактике агрессивного поведения подростков. Но, несмотря на существование указанных практических предпосылок, контингент подростков, склонных к агрессивному поведению и уже проявляющих различные виды агрессии, продолжает увеличиваться.

В связи с этим в современной школе все более признается значимость профилактической работы с агрессивными и склонными к агрессии подростками. Об этом, в частности, свидетельствует увеличение количества программ профилактики подростковой агрессии (Е.В. Гребенкин, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова). В основе указанных программ, разработанных в традиционной и гуманистической парадигмах, лежат модели профилактики агрессивного поведения, направленные на нейтрализацию психофизических и социальных симптомокомплексов подростковой агрессии, а не на выявление и дезактуализацию ее причин.

В то же время полидетерминированность феномена обусловливает необходимость обращения к социальным, психологическим, педагогическим источникам агрессии.

С учетом указанного следует отметить, что наиболее эффективной технологией для профилактики агрессивного поведения подростков является арт-терапия. На сегодняшний день возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции эмоциональных нарушений. Использование арт-терапии основывается на том, что состояние внутреннего «Я» человека отражается в продуктах его творчества. Рисуя, подросток получает возможность не только снять возбудимость, агрессивность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ними положительные переживания и образцы поведения.

В целях выполнения задач исследования и получения эмпирического материала, который позволил бы проверить выдвинутую гипотезу, а также для использования полученных экспериментальных данных в практической деятельности специалистов социальной работы было проведено эмпирическое исследование.

Цель данной опытно-экспериментальной работы заключается в определении с помощью ряда методик уровня раздражительности, враждебности, импульсивности и коммуникативной агрессивности учеников и проверке эффективности предложенной программы, в основе которой лежит комплексный подход.

Экспериментальная часть нашей работы выполнена в рамках формирующего эксперимента с входящей (первичной) диагностикой.

В исследовании по диагностике уровня раздражительности, враждебности, эмоциональной возбудимости и коммуникативной агрессивности участвовали 2 группы учеников (40 чел.) в возрасте от 13 до 15 лет.

Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа».

На этапе первичной диагностики проводилась констатирующая диагностика с использованием чеырех методик.

1. Для выявления общей картины уровня агрессивности учеников МБОУ СШ была использована методика «Самооценка форм агрессивного поведения» модифицированный вариант Басса — Дарки. Он предназначен для определения проявления различных форм агрессивного поведения, в том числе физической агрессии, косвенной агрессии, вербальной агрессии, кроме этого методика позволяет выявить раздражительность - негативизм, обидчивость, подозрительность и чувство вины личности.

Цель данной методики: определить уровень раздражительности учеников.

Необходимо зачитать вопросы пункт за пунктом, называя их номера. Испытуемые получают бланки с номерами и около каждого номера ставят «плюс», если они согласны с утверждением, и «минус», если не согласны. Важно проследить, правильно ли понял испытуемый вопрос. В случае необходимости следует повторить его и объяснить.

Данная методика позволила отметить, что высокая степень раздражительности наблюдается у 13 учеников группы А и у 11 учеников группы Б.

Количество учащихся с средней степенью раздражительности в группе А оказалось 5 и 4 в группе Б.

Учеников с низкой степенью раздражительности в группе А 2-е, а в группе Б 5-ро.

Представим полученные данные сводной таблицы в виде диаграммы (см. Рисунок 1).

Рис.1- Степень раздражительности учеников, в возрасте 13-15 лет.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что для учеников, в возрасте 13-15 лет, характерна высокая степень раздражительности. Высокая степень раздражительности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях и конфликтов с окружающими людьми, препятствует успешной деятельности, что в свою очередь ведет к возникновению агрессивного поведения у подростка.

2. Тест «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В. Бойко предназначена для диагностики склонности личности к проявлению агрессии в различных ситуациях межличностного общения. Отличием данной методики является не только доступность, но и широта и интегральность диагностического диапазона. Помимо тонких форм проявлений агрессивности и потребности в ней, она позволяет определить и степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности.

Тест состоит из 55 вопросов, на которые нужно ответить Да или Нет. На основании данных, полученных в ходе теста, вычисляется индекс коммуникативной агрессивности учеников, с учетом 11 параметров, каждый из которых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов.

Цель применения данной методики: выявить уровень коммуникативной агрессивности учеников, в возрасте 13-15 лет.

В зависимости от уровня индекса коммуникативной агрессивности 2 группы учеников подразделились на пять групп: в группу с очень низким уровнем коммуникативной агрессивности или ее отсутствием вошли ученики с индексом от 0 до 8 баллов; в группу с низким уровнем коммуникативной агрессивности вошли ученики от 9 – 20 баллов; в средний уровень коммуникативной агрессивности вошли ученики с индексом 21 – 30 баллов ; в группу с повышенным уровнем коммуникативной агрессивности вошли ученики с уровнем индекса от 31 до 41 балов; и в группу очень высокий уровень агрессии вошли ученики с индексом 41 и более баллов.

Очень высокий уровень коммуникативной агрессивности отмечен у 50% учеников группы А и 40 % учеников группы Б.

Высокий уровень коммуникативной агрессивности проявлялся по-разному: в капризности, вспыльчивости, демонстративном отказе от выполнения теста, в получение удовольствия от агрессии, провоцированием агрессии у одноклассников.

Повышенный уровень выявлен у 25 % учеников группы А и группы Б

Средний уровень коммуникативной агрессивности отмечен у 20 % учеников группы А и 30 % учеников группы Б..

Низкий уровень выявлен у 5 % от общей выборки двух групп учеников. Участники данной группы спокойно реагировали на просьбы, они не волновались при ответе на вопросы, а также не отвечали агрессией на агрессию в сторону своих одноклассников.

В группе А и группе Б не отмечены учащиеся с очень низким уровнем коммуникативной ответственности. Это свидетельствуем об искренности ответов респондентов, его стремлении соответствовать социальной норме.

Представим результаты обработки теста в виде диаграммы в процентах (см. Рисунок 2).

Рис.2- Уровень коммуникативной агрессивности учеников, в возрасте 13-15 лет.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что среди учеников, в возрасте 13-15 лет существует высокий уровень коммуникативной агрессивности (50 % и 40%). Испытывая чувство коммуникативной агрессии, они остро реагируют на конфликтные ситуации, на плохе слова, направленные в сторону их и их членов семьи, им присущи частые беспокойства, нервозность, неопределенность, невозможность принять решение.

3. Тест «Шкала враждебности» В. Кук – Д. Медлей позволяет определить уровень склонности учеников к враждебному и агрессивному поведению.

Цель применения данной методики: выявить уровень склонности к враждебному и агрессивному поведению.

Исходя из полученных данных, было выявлено, что высокий уровень к враждебному и агрессивному поведению имется у 65 % учеников группы А и 50 % группы Б. Указанная особенность может проявляться в активном обострении конфликтных ситуаций, гневных реакциях, угрозах или стремлением к применению физической силы. Средний показатель с тенденцией к высокому выявлен у 22 % группы А и 20 % группы Б. Недоверие к способности некоторых людей совершать высоконравственные и альтруистические поступки. Сомнения в достаточно высоком уровне их компетентности в профессиональной или каких-либо других сферах их деятельности. Несколько повышенная склонность объяснять причины поведения окружающих наличием у них преимущественно отрицательных черт характера или корыстных намерений. Средний показатель с тенденцией к низкому отмечается у 10% группы А и 20% группы Б. Умеренно выраженная тенденция к возникновению чувства разочарования в ком-то из окружающих, раздражительности, неприязни, стремлению давать отрицательные оценки их личностным качествам. Низкий показатель выявлен у 3 % группы А и 10% группы Б.

Результаты ,проведенной диагностики можно представить в виде графика (см. Рисунок 3).

Рис.3 Уровень склонности к враждебному и агрессивному поведению учеников, в возрасте 13-15 лет.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что среди учеников, в возрасте 13-15 лет существует высокий уровень склонности к враждебному и агрессивному поведению 65% в группе А и 50% в группе Б. Такие подростки склонны испытывать негативные эмоции по отношению к окружающим, которые могут проявляться в чувстве разочарования, раздражения, неприязни, злости, отрицательных оценках их личностных качеств.

  1. Экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости В.В. Бойко позволяет определить уровень импульсивности учеников, в возрасте 13-15 лет.

Цель данной методики: выявить уровень импульсивности учеников.

Исходя из полученных данных было выявлено, что 70% обучающихся группы А наблюдается высокий уровень импульсивности, в свою же очередь у группы Б 50%. Такие ученики излишне импульсивны и эмоциальной возбудимы, что неприятно для общения с окружающми. Средний уровень импульсивности наблюдается у 20 % группы А и 30 % группы Б. Низкий уровень импульсивности присаутствует у 10% учеников группы А и 20% группы Б.

Результаты ,проведенной диагностики можно представить в виде графика (см. Рисунок 4).

Рис.4 Уровень импульсивности учеников, в возрасте 13-15 лет.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что у большинства опрошенных респондентов группы А (70%) и группы Б (50%) наблюдается высокий уровень импульсивности. Что свидетельствует о выраженной склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, без предварительного обдумывания своих поступков, взвешивания всех "за" и "против" и принятия наиболее целесообразных и обоснованных решений. Низкий самоконтроль поведения, затруднения при необходимости сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свое поведение определенным правилам, учитывать интересы других людей. Тенденция к быстрым и непосредственным реакциям и нередко столь же быстрому раскаиванию в своих действиях.

Таким образом, применение рассмотренных выше методик позволило объективно и всесторонне изучить уровни раздражительности, враждебности, импульсивности и коммуникативной агрессивности, которые указывают о выраженном агрессивном поведении учеников, в возрасте 13-15 лет.

Все эти показатели, выявленные в результате первичной диагностики отрицательно сказываются на учениках средней школы.

Учитывая, полученные в ходе входящей диагностики результаты, на втором этапе мною будет разработана программа по профилактике агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы посредством арт-терапии «Открывая мир тайн».

Просмотров работы: 250