Упрощенная система налогообложения - специальный налоговый режим, применяемый налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) наряду с иными системами налогообложения. При этом специальным называют налоговый режим с особым порядком исчисления налогов. За время применения упрощенной системы налогообложения в РФ в нее вносились изменения и дополнения, уточнялись некоторые положения. Так, с 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения была существенно модернизирована. Некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения были сохранены, но был учтен и накопленный за время ее применения опыт. Именно этим подтверждается. Начиная с 2018 лимит доходов УСН год для ООО и ИП изменился, так, в главе 26.2 НК РФ приведены условия, при нарушении которых налогоплательщики теряют право на применение упрощенной системы. В ней говорится, что если доходы при УСН превышают лимит, то субъект малого предпринимательства должен перейти на общий режим. Переход на общий режим происходит с квартала, в котором превышены доходы для применения УСН в 2018 году. Для применения упрощенной системы налогообложения в 2017 и 2018 году предел доходов при УСН должен составлять не более 150 млн. руб.
Новые лимиты для применения УСН в 2017-2018 году приведены в таблицах 1и 2.
Таблица 1.Лимиты для применения упрощенной системы налогообложения в 2017-2018 году для индивидуальных предпринимателей и физических лиц
Показатель |
Лимит |
Расчет |
Размер полученного дохода за отчетный (налоговый) период |
150 млн. руб. |
Данный показатель рассчитывается исходя из всех поступлений от бизнеса на УСН. При этом учитывается выручка от реализации и внереализационные доходы. В расчет не включаются доходы, не учитываемые при УСН (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ) |
Средняя численность работников за отчетный (налоговый) период |
100 человек |
Сумма среднесписочной численности работников, средней численности внешних совместителей, средней численности сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 77 Указаний, утвержденных приказом Росстата от 28.10.2013 № 428). При расчете не учитываются граждане, работающие на основании авторских договоров (письмо Минфина России от 16.08.2007 № 03-11-04/2/199) |
Остаточная стоимость основных средств |
150 млн. руб. |
Рассчитывается стоимость по данным бухучета как разница между первоначальной ценой основных средств и суммой начисленной амортизации. |
Таблица 2. Лимиты для применения упрощенной системы налогообложения в 2017-2018 году для юридических лиц
Показатель |
Лимит |
Расчет |
Доля участия других организаций в уставном капитале фирмы на УСН |
25% |
Определить долю на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 11 и ст. 31.1 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ). Данное ограничение не распространяется на компании, перечисленные в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. |
Наличие филиалов |
Сведения о наличии филиалов указаны в уставе организации (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письмо Минфина России от 29.06.2009 № 03‑11‑06/3/173). Представительства иметь можно. |
Если данные условия не выполняются, то с начала квартала, в котором произошло превышение, субъект малого предпринимательства, применявший УСН, должен перейти на общий режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). [3]
Ограничение по остаточной стоимости основных средств при переходе на УСН установлено только для организаций. Вместе с тем, если предприниматель превысит лимит остаточной стоимости основных средств, он утратит право на применение «упрощенки» (п. 4 ст. 346.13 НК РФ и письмо Минфина России от 18.01.2013 № 03-11-11/9).[4]
Являясь льготным режимом налогообложения, УСН не должна применяться к предприятиям, входящим в единую сеть. Если налогоплательщик владеет десятками предприятий, для целей определения его статуса как налогоплательщика УСН необходимо идентифицировать и рассматривать собственность по всем принадлежащим собственнику компаниям, включая группы аффилированных лиц. Введение таких правил усложнит налоговое администрирование, однако оно будет компенсировано увеличением налоговых поступлений от крупных предприятий в связи с применением общего режима налогообложения. Кроме того, будет обеспечено целевое направление государственных мер по налоговому стимулированию развития малых предприятий.[5]
Библиографический список
1. Галлямова, Т.Р. Приоритетные направления совершенствования организации внутрихозяйственного аудита [Текст] / Т. Р. Галлямова // Достижения аграрной науки - производству : материалы 110 науч.-практ. конф. преподавателей, сотр. и аспирантов ун-та, 26-28 января 2004 г. / Башкирский ГАУ. – Уфа, 2004. – Аграрная экономика. – С. 184-190.
2. Галлямова, Т.Р. Налоговый контроль как один из факторов финансовой безопасности государства [Текст] / Т.Р. Галлямова, И.Е.Тришканова, Б.Н. Хосиев, К.Э. Гурциев // Известия Горского государственного университета. –Издательство: Горский государственный аграрный университет (Владикавказ) , 2015.– Т.52. – №4.– С. 275-280.
3. Галлямова, Т.Р. Стандартизация и методические аспекты управленческого аудита в сельскохозяйственных организациях [Текст]: монография / Т. Р. Галлямова. – Башкир. гос. аграр. ун-т. Уфа, 2014. – 43 с.
4. Идрисов, Б.Р. Налоговое бремя предприятий малого бизнеса и пути его снижения [Текст] / Идрисов Б.Р., Галлямова Т.Р. // Роль инноваций в трансформации современной науки Тюмень, 15 января 2016 г. : Сборник статей Международной научно-практической конференции / Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтэрна», 2016. – С. 76-77
5. Gallyamova, T.R. Improving the efficiency of tax control as a factor of financial security of the Republic Bashkortostan [Text] /T.R. Gallyamova // WIRTSCHAFTSWISSENSCHAFTEN, MANAGEMENT, RECHT: PROBLEME DER WISSENCHAFT UND PRAXIS Nürnberg , Deutschland, 25 декабря 2015 г.: Издательство: Verlag SWG imex GmbH, 2015.– С. 200-203.