СИМВОЛИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СИМВОЛИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

Кожевникова К.К. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Россия – страна музеев. Основная масса, существующих ныне, русских музеев была создана Советской властью, с общевоспитательными и пропагандистскими целями. В России свыше 800 региональных музеев [1]. Большая их часть– краеведческие. Такой вид музеев не имеет аналогов за рубежом. Они включают в себя все виды музейных экспозиций: художественную, археологическую, историческую, оружейную и т.п. Значительная их часть находится в больших и средних городах русской провинции. Их деятельность мало знакома любителям истории. Пережившие тяжелые времена, вплоть до закрытия некоторых, на стыке 80х-90х годов прошлого века, все они сохранились, но в настоящее время музеи переживают трудные времена, получая скудное финансирование. Популярность музеев падает день ото дня, а граждане предпочитают проводить свободное время вдали от них.

Чтобы решить данную проблему, региональным музеям нужно использовать множество своих ресурсов, но в особенности в реализации нуждаются такие из них, как символические. Существуют разнообразные подходы к классификации ресурсов власти. Одним из самых общих видов классификации является деление их на два класса: материальные (реальные) и символические. Материальные ресурсы делятся на физические, экономические, социальные, политические. Символические ресурсы включают в себя класс форм и методов воздействия, нацеленных на изменение сознания, и, соответственно, предполагающих использование нефизических средств, - вербальных, невербальных - словом, так называемых символических средств. Условно, их можно разделить в такую классификацию (на основе символических средств)[8]:

Вид ресурса

Пример

Символ-идея

«Пятилетку в четыре года!»

Символы – объекты

Великая китайская стена

Символы – персоны

А.С. Пушкин

Символ – искусство

«Джоконда» Леонардо да Винчи

Символы – ритуалы

Праздник холи в Индии

Символы – антроморфные персонажи

«Олимпийский мишка» Олимпийские игры 1980

Реальный пример символического ресурса можно привести музеи нашей, Омской, области. Омский государственный музей им. Достоевского. Само имя великого русского писателя уже является неоценимым ресурсом для данного музея. Еще один примечательный музей нашего города – музей имени М.А. Врубеля. Наш соотечественник, родившийся в Омске, знаменитый русский художник, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве – вот он, прекрасный символически ресурс, который может помочь привлечь внимание к музею.

Но действительность такова, что даже не вся молодежь нашего города осведомлена о том, что существует такой музей. Это крайне печальная картина. Люди просто не осведомлены об их наличии, а если и знают, то не заинтересованы в их посещении, потому что сами музеи «молчат».

В тоже время, у нас в стране есть пример эффективного использования символических ресурсов, а то есть культурная столица России – Санкт-Петербург. Знаменитый музей «Эрмитаж» известен во всем мире, а само его название – бренд, то, что заставляет людей посещать его. Каждый день его посещает множество туристов со всех уголков мира. Данные статистики показывают, что самые посещаемые музеи находятся в Санкт-Петербурге - это Петергоф (3,1 млн. человек) и Эрмитаж (2,4 млн. человек). За миллион переваливает посещаемость Музеев Кремля, Царского Села, Третьяковки, Владимиро-Суздальского музея, Государственного Исторического музея и Пушкинского музея изобразительных искусств. В десятку наиболее посещаемых входят Государственный Русский музей и Музей Великой Отечественной войны [2]. Так почему же региональные музеи остаются в неизвестности, если есть пример успешной деятельности?

Основной проблемой, «проблемой №1» является вопрос: «А как привести людей в музеи?». Нужна реклама. Музеям необходимо использовать PR-технологии для информирования, привлечения народных масс. В наш информационный век есть масса возможностей для реализации этой цели, если использовать современные технологии. На площадке сети «Интернет» можно создать 3D – экскурсии, на личный сайтах музеев проводить анонсы выставок или же выкладывать короткометражные фильмы об экспонатах с целью заинтересовать потенциальных посетителей увидеть их вживую. Безусловно, нужно учитывать и интересы посетителей.

Так же, было бы хорошим ходом выработка законодательных преференций. Формирование льгот для проектов музеев, а так же создание льгот для тех исполнителей, художников и др., кто хочет прийти на территорию с готовым культурным продуктом и показать его на данной площадке.

Необходимо использовать и развивать имеющуюся инфраструктуру. Здесь нужно заметить, что в Омской области и в самом Омске существует острая нехватка площадок для представления культурного продукта. Очевидно, что в ближайшее время современные концертные и выставочные залы вряд ли будут построены. Задача состоит в эффективном использовании того, что уже есть, а также задействовать альтернативные площадки и нетрадиционные пространства для представления культурного продукта.

Еще один вариант – это развитие сервиса гостеприимства. То есть, это составление программ пребывания, визовую поддержку для зарубежных деятелей культуры, содействие в подборе площадки, организационную помощь, информационную поддержку и т. д. Не требуя больших финансовых затрат, используя в основном имеющиеся ресурсы, в перспективе программа может вывести территорию на качественно новый уровень.

К тому же, необходимо использовать интерактивные методы работы с аудиторией, делать упор на новые форматы мероприятий, которые способны заинтересовать молодежь. Жизненно важно, чтобы музеи и их услуги развивались соответственно с новыми технологиями – это залог успеха[4].

Вышеописанные меры при своей реализации дадут много положительных последствий. Интерес граждан непременно возрастет, и посещаемость музеев повысится. В первую очередь, данные меры позволят сформировать имидж музеев, или даже создать бренд, который безусловно привлекут массы народа. Так же, сформируется открытая территория для обмена культурными ценностями, что крайне важно для дальнейшего развития. Люди, которые будут проинформированы и осведомлены о проводимых выставках и экскурсиях музеев, будут тратить свое время на культурное времяпровождение, что повлечет на спрос данных услуг. Прорекламированные символические ресурсы музеев так же будут способны привлечь людей, заинтересованных в определенных сферах. Музей имени М. А. Врубеля может привлечь интерес людей искусства из других городов, что в определенной мере повысит не только фиксирование музея, но и возрастет уровень культурного туризма и осведомленности молодёжи о богатстве экспозиции национальных музеев.

Литература:

  1. http://www.museum.ru/Mus/list.asp

  2. http://www.kirmuseum.ru/issue/guide/detail.php?ID=3091

  3. Абанкина Т. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга». Цит. по: Павлова Н. // Музей и личность / Отв. ред. А. В. Лебедев. М., 2007. С. 117.

  4. Долгин А.Б. Экономика символического обмена. М.: ИНФРА-М, 2006. 632 с.

  5. Зазыкина Е.В. Политический PR: Символы. – М.: Изд-во ЮрИнфо - Пресс, 2003.- 128 с.

  6. Масаев м.в. Символический ресурс как наиболее ценное сокровище социальной памятиКрымский федеральный университет им. В. И. Вернадского - https://elibrary.ru/item.asp?id=27541245

  7. Тодоров Ц. Теории символа. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998. 408 с.

  8. Ширинкин П. С.Современные проблемы сервиса и туризма Пермский государственный институт культуры - https://elibrary.ru/item.asp?id=27541246

Просмотров работы: 341