АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Программа развития Уральского федерального университета на 2010-2020 гг нацелена на вхождение вуза в мировое образовательное пространство. Планируется, что в 2020 году доля иностранных студентов и аспирантов к 2020 году достигнет 20 % общего числа обучающихся [7]. Однако адаптация иностранных студентов к условиям обучения и проживания, является недостаточно изученным вопросом, который сдерживает интернационализацию современного высшего образования не только в УрФУ, но и в России в целом.

Актуальность исследования обусловлена тем, что:

во-первых,в современном мире интенсивно развиваются межгосударственные образовательные контакты, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование в другой стране;

во-вторых, учебные заведения также заинтересованы в иностранных студентах, поскольку обучение иностранных граждан является показателем статуса учебного заведения;

в-третьих, именно обучению и воспитанию молодежи принадлежит существенная роль в процессе духовного сближения народов, их интеграции в мировое сообщество;

в-четвертых, потребность в подготовке конкурентоспособных иностранных специалистов, понимающих и принимающих российскую специфику, является сегодня одним из важных условий экономического развития России.

Источниковедческий анализ. В ходе исследования были проанализированы труды авторов, посвященные вопросам адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Российской Федерации – А.Л. Арефьева, Д.С. Дрожжиной, Т.Т. Калезиной, И.О. Кривцовой, О.А. Лебедевой, И.А. Позднякова, Ю.И. Скопиной, Ф.Э. Шереги [1-6].

В рамках настоящего исследования мы будем использовать следующее определение: адаптация – это многофакторный процесс вхождения, развития и становления личности иностранных студентов в образовательном пространстве вуза в рамках комплексного сочетания и взаимодействия информационно - функционального и социокультурного полей.

К основным направлениям адаптации иностранных учащихся к социальной среде принимающего общества исследователи этого вопроса относят социокультурное, социокоммуникативное и социобытовое.

Социокультурная адаптация– это сложный многоплановый процесс взаимодействия личности и новой социокультурной среды, в ходе которого иностранные студенты, имея специфические этнические и психологические особенности, вынуждены преодолевать разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивать новые виды деятельности и формы поведения.

Социокоммуникативную адаптацию иностранных студентов определяют как процесс налаживания адекватного обмена рациональной и эмоциональной информацией с представителями принимающей стороны в ситуациях различных социальных контактов (например, отношения с российскими студентами, с преподавателями и т. д.).

Специалисты выявили ряд проблем, с которыми сталкиваются иностранные учащиеся в ходе социокоммуникативной адаптации:

Во – первых, плохое владение адаптантами русским языком на недостаточном для учебы и общения уровне.

Во-вторых, взаимное – и со стороны адаптантов, и со стороны представителей принимающего социума – незнание невербальной коммуникации на основе неречевых знаковых систем.

В-третьих, трудности с освоением технических дисциплин. В качестве причин подобных трудностей студенты называют плохое знание русского языка, неудовлетворительную подготовку в средней школе, а также быстрый темп речи преподавателей на лекциях и практических занятиях.

Социобытовая адаптация иностранных учащихся – это процесс модификации с целью приспособления к условиям принимающей стороны тех стереотипов их сознания и поведения, которые связаны, с одной стороны, с питанием, одеждой, проживанием и поддержанием здоровья, а с другой стороны, с отдыхом и развлечениями.

Иностранные учащиеся, прибывающие на обучение в Россию, главным образом, из стран с более теплым и мягким климатом, с трудом адаптируются к зиме и холодам. Например, известный футболист Нету рассказал о шоке, который он испытал в России: «Первым шоком, который я испытал, была холодная погода в феврале… снег всегда давал мне ощущение несчастья» [10].

Практически полностью выпадает из поля зрения сотрудников деканатов по работе с иностранными учащимися и проблема организации питания. Многие студенты отмечают свое недовольство тем, что, проживая в России, они не имеют возможности питаться согласно национальным традициям и религиозным канонам.

И, наконец, особое значение в процессе социобытовой адаптации иностранных учащихся имеет проблема общежития, поскольку это основное место проживания иностранных учащихся. Большинство студентов отмечают, что они не удовлетворены условиями проживания. Среди причин, объясняющих неудовлетворенность иностранных учащихся условиями проживания в общежитии, называются «плохие санитарно-гигиенические условия», «низкая температура в помещении» и «неудовлетворительная работа охраны».

Таким образом, рассмотрев различные виды адаптации иностранных студентов, можно с уверенностью сказать, что все они требуют внимания.

Большинство первокурсников в целом, и иностранные студенты в частности на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. В этой связи одним из перспективных направлений совершенствования адаптации иностранных студентов в вузе является тьюторское сопровождение. Феномен тьюторства тесно связан с историей английских университетов и подтвержден многовековой практикой.

Тьютор исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, обеспечивающая разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождающая процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Тьютор определяет и советует студентам, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составлять план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам.

Известно, что позицию тьютора в высшей школе на современном этапе вполне могут занимать студенты – старшекурсники.

Следующее направление для адаптации студентов - создание волонтёрского движения. В современных условиях волонтёрское движение является одной из основных форм проявления социальной активности граждан в целом и студентов в частности, способным оказать содействие в решении актуальных социально – экономических проблем государства и повысить качество жизни людей.

Волонтёрство или волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Практика в российских университетах показывает, что суть помощи в адаптации понимается по – разному. В одних вузах организованы студенческие клубы, где российские и иностранные студенты знакомятся с культурами друг друга и студенты – волонтеры помогают иностранцам решать их бытовые проблемы. В других вузах работа по адаптации сводится к изучению русского языка и проведению национальных праздников. Организация же волонтерской деятельности в вузовском пространстве позволит системно решать проблемы вовлечения студентов в социально – значимую деятельность (уборка территории общежития, проведение массовых субботников), повысит социальную активность студентов.

Во многих учебных заведениях обычно специально планируются мероприятия, способствующие адаптации первокурсников к условиям учебного заведения. Помимо спецкурсов и специально организованных занятий к числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; праздник «День первокурсника»; знакомство с историей учебного заведения, его выпускниками; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Рассмотрим программы адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах на примере ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». Ежегодно в УрФУ приезжают учиться студенты со всего мира. Так, на данный момент в университете обучаются около 1800 иностранных студентов. Помощь им оказывают в Студенческой организации объединенных наций и волонтеры программы «Бадди Систем УрФУ».

Студенческая организация объединенных наций (СООН) была образована в 2012 году с целью поддержки иностранных студентов Уральского федерального университета, создания условий для того, чтобы им было максимально интересно и комфортно учиться в университете.

СООН занимается вопросами:

адаптации студентов к студенческой жизни в УрФУ;

создания условий для самореализации обучающихся в университете;

содействия сотрудничеству обучающихся с диаспорами и землячествами;

ознакомления обучающихся с культурой, традициями и менталитетом национальностей, представители которых обучаются в УрФУ;

развития дружеских отношений между национальностями, обучающихся в университете;

профилактики правонарушений, межнациональных конфликтов и других негативных явлений.

Основные мероприятия, которые ежегодно в УрФУ проводит СООН, это: Фестиваль национальных культур и Спартакиада дружбы народов. Эти мероприятия объединяют наших студентов, создают отличную возможность для ребят в творческой форме рассказать о своей культуре и узнать много интересного о других культурах, также показать себя в спорте, подружиться с представителями других народов [9].

«Buddy» – программа по привлечению волонтёров к работе с иностранными студентами-первокурсниками Уральского федерального университета, направленная на создание максимально комфортных условий для учебной и внеучебной жизни иностранных студентов в университет и за его пределами.

Служба поддержки иностранных обучающихся «Бадди Систем УрФУ» была создана в 2014 году. Основной целью службы является встреча и сопровождение иностранных обучающихся в УрФУ, оказание помощи в их адаптации в университете и во внеучебной жизни, а также содействие развитию межкультурных компетенций у студентов УрФУ. В 2015/2016 учебном году волонтеры проекта «Бадди Систем УрФУ» встретили больше 700 новоприбывших иностранных обучающихся из более чем 60 стран.

Задачи волонтера-buddy: после получения информации от своего тимлидера, связаться со своим студентом до его приезда — возможно, нужно будет ответить на вопросы (о городе, о России, о погоде и т. д.); встретить своего студента в аэропорту/ на ж/д или автовокзале; помочь студенту пройти все процедуры на поселение в общежитие, регистрацию, оформление документов об обучении/страхового полиса, приобрести местную сим-карту (эти задания можно сделать за день – два); показать студенту место, где он будет учиться, а также важные места поблизости от его места проживания (аптека, магазин, и др.); - встречаться со студентом регулярно в течение первого семестра после его/ ее приезда и помогать ему/ей не только адаптироваться, но и погрузиться в жизнь нашего университета и города Екатеринбурга.

Хотя в самом крупном вузе Екатеринбурга, работа с иностранными студентами, поставлена по двум программам, С целью выявления проблем адаптации в России в феврале-мае 2017 года нами был проведен опрос иностранных обучающихся ФГАУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». В исследовании принимали участие 35 человек, из которых 8 иностранцев - студенты первого, 11 - второго, 10 - третьего, 4 - четвёртого курса, 1 - первый курс магистратуры, 1 - первый курс аспирантуры. Большая часть студентов приехали из Казахстана (42,9%) и Таджикистана (37,1%). Также участвовали представители Азербайджана, Армении, Йемена, Китая, Киргизии, Палестины и Мексики (всего 20%). Мы выяснили, по какой причине студенты выбрали именно УрФУ. При этом респондентам разрешалось выделять несколько позиций. Почти половина респондентов (48,6%) ответила, что УрФУ – один из лучших университетов России, что говорит об известности и престижности вуза на международном уровне. Также каждый четвертый (25,7%) считает, что УрФУ дает качественное образование. Обращает на себя внимание тот факт, что двое из трех иностранцев прибыли в УрФУ по советам родственников или друзей (68,5%). В то время как на модные программы обмена обратил внимание только каждый восемнадцатый респондент (5,7%).

Ответы респондентов на вопрос об их уровне владения русским языком на момент приезда в Россию показали, что два из трех респондентов не имели проблем с русским языком. Каждый пятый опрошенный студент изначально имел проблемы с общением на русском языке, но не испытывал по этому поводу никаких комплексов. На вопрос: «C кем на сегодняшний день для Вас общение на русском языке наиболее затруднено?» 60% респондентов ответили что ни с кем не затруднено, но есть и те, кому нелегко дается общение с сотрудниками университета, так как, по нашему мнению, у этих студентов мало разговорной практики на русском языке.

Интересны ответы респондентов на вопрос о том, что понравилось иностранным студентам по приезду в Екатеринбург. При этом респондентам разрешалось выделять несколько позиций. Многие ответили, что понравилась студенческая жизнь (68,6%), и самостоятельность (60%). Меньше всего студентам нравится климат города (22,9%). Обращает на себя внимание от факт, что у почти половины опрошенных иностранцев (48,6%) ярко выражены симпатии к местному образу жизни.

Достопримечательности города понравились только каждому третьему респонденту (34,3%), но в плане формирования лояльности будущих выпускников к вузам Екатеринбурга, эту долю необходимо повышать.

Следующий вопрос был направлен на выявление трудностей с физиологической (бытовой) адаптацией у студентов. Как известно, одна из причин психологического комфорта является – это трудности климатической адаптации. Поэтому и 37,1% ответили, что привыкнуть к смене климата им было сложнее всего. 31,4% респондентов указали на то, что им трудно было привыкнуть к жизни в общежитии. Значительная доля респондентов (28,6%) отметили трудности с питанием. Известно, что люди привыкают к особенностям национальной кухни, многие при этом следуют религиозным ограничениям в питании. При переезде в другую страну человек может испытать настоящий шок от невозможности питаться в соответствии с принятыми им традициями. В разрешении данной проблемы большую роль смогли бы сыграть диаспоры, так же как и в преодолении печали в связи с отсутствием родственников (25,7%).

Чтобы понять, чего не хватает респондентам для комфортного пребывания и что помогло бы им более быстро адаптироваться к условиям жизни и обучения в университете, мы решили спросить у студентов, как они видят решение этой проблемы. Из предложенных четырех вариантов, больше всего иностранным студентам хотелось бы стать участниками мероприятий, которые сблизят их с российскими студентами (72%). Экскурсию по городам выбрали 40%, 36% студентов хочется вечер знакомства с земляками и другими представителями диаспор, занятия по совершенствованию русского языка – 28%.

Таким образом, опрос иностранных студентов по вопросам адаптации позволил сделать следующие выводы.

1. Наиболее проблемным для иностранных студентов является адаптация к быту и климатическим условиям. Поэтому необходимо проводить мероприятия, направленные на формирование психологической готовности к адаптироваться к местному климату, а также помогать преодолевать его (например, можно организовывать беседы об одежде, обуви, питании; спортивные мероприятия, улучшать условия проживания в общежитии).

2.Также есть языковые трудности. Нужно больше общаться с русскоязычными студентами; осваивать язык, посещая культурные мероприятия, например, просмотр кинофильмов на русском языке с субтитрами на родном языке или английском языке как принятом языке межнационального общения.

Литература

  1. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Центр социологических исследований, 228 с.

  2. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии. Режим доступа: https://universitas.hse.ru/data/2014/01/10/1341074388/

  3. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. – 2014. - № 1. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze

  4. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской Государственной Медицинской Академии Бурденко Н.Н) // Фундаментальные исследования. – 2011. - № 8. – С. 284-288. Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=27948

  5. Лебедева О.А., Скопина Ю.И. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям жизни и обучения в России // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014- № 1 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-trudnosti-adaptatsii-inostrannyh-studentov-pervokursnikov-k-usloviyam-zhizni-i-obucheniya-v-rossii

  6. Поздняков И.А. Проблемы адаптации иностранных студентов в России в контексте педагогического сопровождения. Режим доступа: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/121/pozdnyakov_121_161_167.pdf

  7. Программа развития Уральского федерального университета на 2010-2020 гг [Электронный ресурс]. URL: http://strategy.urfu.ru/programma-razvitia/

  8. Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов [Электронный ресурс]. URL: https://almavest.ru/ru/node/1245

  9. Студенческая Организация Объединенных Наций в УрФУ. [Электронный ресурс]. URL: http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=PR/news1/D¶ms=(p_nws_id=%3E41532)

  10. Нету рассказал о шоке, который он испытал в России // Спортэкспресс. – 16.12.2017. Режим доступа: https://www.sport-express.ru/football/rfpl/news/netu-rasskazal-o-shoke-kotoryy-on-ispytal-v-rossii-1349303/?utm_source=smi2

Просмотров работы: 211