ВИДЕОИГРА «WHAT REMAINS OF THE EDITH FINCH» КАК ПРИМЕР ИНТЕРАКТИВНОЙ ДРАМЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВИДЕОИГРА «WHAT REMAINS OF THE EDITH FINCH» КАК ПРИМЕР ИНТЕРАКТИВНОЙ ДРАМЫ

Блеклов Д.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Видеоигра, как разновидность компьютерных игр, возникла в середине прошлого столетия и быстро завоевала интерес широких масс. Как явление искусства ее стали трактовать не так давно – с 2011 года. Сейчас, благодаря мощному технологическому прогрессу, видеоигра стремительно развивается, вбирая в себя лучшие достижения в области компьютерной графики и анимации. Этот вид искусства заслуживает статус передового искусства современности наряду с кино.

«Видеоигра – это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнерами по игре, или сама выступающая в качестве партнера» [1]. Она представляет собой синтез разных видов искусств: визуального ряда, музыки, живописи, литературы.

Видеоигра имеет свой стиль, тему, сюжет, персонажей, свое пространство и время. Видеоигры – скачек от простого досугового времяпровождения до непосредственного соучастия играющего в процессе создания или созерцания.

Именно этот тип игр, в котором игрок по-настоящему становится соучастником, Н. Дыбовский1 называет «глубокой» игрой: «Глубокая игра обладает способностью вызвать у игрока то, что Аристотель называл словом «катарсис» – очищение через переживание. Этому явлению свойственен мощный эмоциональный взрыв и психологический шок, вызванный переживанием новой истины и осязанием скрытых сторон действительности» [7].

Ярким примером «глубокой игры» является игра «What remains of the Edith Finch» от команды «Giant Sparrow» во главе с креативным директором Яном Далласом. Это приключенческая видеоигра, повествующая о трагической судьбе членов семьи Финчей.

Определенно, находкой разработчиков стал необычный способ рассказать историю. В детстве, Эдит Финч покинула дом своей семьи, над которой, с момента ее основания, нависло проклятие. Спустя десятилетия, Эдит возвращается домой, чтобы узнать ответы на вопросы о семье. Все воспоминания, переживания и страхи от посещения давно покинутого дома были собраны на страницах дневника, который начинает читать дочь Эдит.

Не зная ничего о своей семье, главная героиня, от лица которой мы воспринимаем происходящее, оказывается в доме своих предков, полностью погружаясь в атмосферу старого заброшенного жилья, который таит в себе череду страшных трагедий. Блуждая по бесчисленным комнатам жилища огромной семьи, мы узнаем обо всех ее родственниках, когда-то построивших дом, об их детях, детали их жизни, которые всплывают повсюду как строки из дневника.

Каждая деталь интерьера, мебель и разбросанные вещи показывают какой яркой и разнообразной была жизнь этих людей, какими сложными были их отношения. Разглядывая фотографии и листая их письма, мы постепенно узнаем все генеалогическое древо и фиксируем это в своем дневнике. Мертвый забытый дом на берегу моря оживает на наших глазах.

На первый взгляд кажется, что ничего нового видеоигра не привносит в жанр мемуаров, кроме визуального ряда и музыки. Но это совсем не так. Она вносит главный элемент – элемент прямого соучастия. Игрок в прямом смысле становится частью происходящего, блуждает, изучает, а самое главное, листая записки членов семьи, перевоплощается в них. Отравляясь в прошлое, мы смотрим на мир их глазами и на себе переживаем смерти этих людей. Зная, к чему все идет, мы движемся по протоптанной тропе к неизбежной кончине; не имея возможности предотвратить это, мы вновь и вновь умираем с каждым из них.

Каждый их персонажей прорисован и обдуман до мельчайших деталей, их судьбы яркие и реалистичные, а смерти – нелепые, неожиданные, странные, трагичные, даже тривиальные. Все показано очень символично и невероятно красочно. Мальчик, мечтавший о полетах, стать космонавтом; раскачивается на качели и, переборов страх, делает полный оборот! И, вылетая из качелей, взлетает в небо! Момент смерти обыгрывается в зависимости от самого героя – он становится тем, кем он себя видел, кем он являлся всегда. Каждый находит то, что искал и чего желал, оставляя всю глубину трагедии за кадром.

Смерть каждого – результат их же эмоциональной неуравновешенности, невнимательности родителей, чрезмерной увлеченности чем-либо или просто несчастный случай. Мы переживаем на себе смерть младенца, утонувшего в ванне, смерть ребенка, замкнутого и обиженного на родных, смерть девочки, не готовой к свалившейся на нее популярности, которая и привела к преждевременной смерти. Смерть предстает не как страшная больная мука, а как переход в иное бытие, гораздо более прекрасное, чем жизнь.

Каждая история в игре представляет собой отдельную мини-игру, воплощающую мир конкретного человека. Чрезвычайно важна в игре роль диктора. Девушка читает отрывки из дневника медленно и внимательно, как мы читаем письма или личные записи, ее интонация становится нашим внутренним голосом, который ведет нас по страницам жизни семейства Финчей.

Мы узнаем этих людей, переживая последние моменты их жизни. Этот эпический ракурс игры очень напоминает роман-эпопею, охватывающую большой отрезок времени, тем самым вмещая в себя опыт поколений и неизбежные закономерности жизни. Ярким примером подобного типа историй является культовый роман XX века «Сто лет одиночества» Г. Г. Маркеса. Именно с этой книгой сравнивает игру автор критической статьи «Обзор «What remains of the Edith Finch». Сто минут одиночества» Светлана Нелипа2.

Загадки умерших родственников, особые традиции, семейный уклад, все это включают оба этих произведения. Речь идет об одновременно замкнутом и при этом развивающимся движении судеб, о сплоченности и любви в семье и, вместе с тем, бесконечном одиночестве каждого из них. Светлый и прекрасный тон повествования затемнен меланхоличными и ностальгическими настроениями. Это придает еще большее очарование и прелесть этому произведению.

Есть в сюжете множество параллелей, которые заметит лишь заинтересованный и внимательный «читатель». Например, после смерти девочки Молли, ее родители этим именем назвали своего пушистого питомца. И этот же питомец, периодически возникает в воспоминаниях, фантазиях остальных членов семьи. Но самым интересным является тот факт, что героиня, глазами которой мы все воспринимаем, в момент блуждания по дому, беременна. И игра заканчивается рождением последней из рода Финчей и гибелью Эдит, что представлено зрителю очень символично.

Как любое гениальное произведение, видеоигра «What remains of the Edith Finch» в конце не раскрывает всех секретов, а побуждает к их поиску и к размышлению. После прохождения игры, возникает желание тут же пройти её заново, ведь в игре потрясающе детализировано всё окружение. И вот ты очередной раз заходишь в дом, подходишь к холодильнику, на котором висят фотографии, и узнаешь на них «своих» родственников. Недосказанность делает эту историю реальной, живой, таинственной. При всей внешней мрачности картины игра призывает не к пессимистической реакции, а к смирению, принятию смерти как неизбежности, возможной настичь человека вне зависимости от его возраста и его деяний. Идея игры в том, что важна жизнь этих людей, и память о них живет в навсегда запечатанных пыльных комнатах, на фотографиях и дневниках.

Список литературы:

1. Академик. Словарь и энциклопедия // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/840105

2. Аудиозаписи с докладов Н. Дыбовского в трех частях (2005, 2006, 2007 г.).

3. Википедия. Компьютерная игра // https://ru.wikipedia.org/wiki

4. Дыбовский Н. Манифест 2001 г.

5. Нелипа С. Обзор What Remains of Edith Finch. Сто минут одиночества Нелипа С.

https://www.igromania.ru/article/29012/Obzor_What_Remains_of_Edith_Finch_Sto_minut_odinochestva.html

6. Тор. Рецензия на What remains of the Edith Finch // http://riotpixels.com/what-remains-of-edith-finch-review

7. Цилюрик С. Рецензия на What remains of the Edith Finch. О смерти с грустью и иронией // https://kanobu.ru/reviews/retsenziya-na-what-remains-of-edith-finch-370348

1 Николай Дыбовский – руководитель и главный инициатор проектов студии Ice-Pick-Lodge.

2 https://www.igromania.ru/article/29012/Obzor_What_Remains_of_Edith_Finch_Sto_minut_odinochestva.html

Просмотров работы: 97