ТВОРЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО БРИТАНО-АМЕРИКАНСКОГО ХУДОЖНИКА, ГРАФИКА И ФОТОГРАФА ДЭВИДА ХОКНИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТВОРЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО БРИТАНО-АМЕРИКАНСКОГО ХУДОЖНИКА, ГРАФИКА И ФОТОГРАФА ДЭВИДА ХОКНИ

Меликсетян Э.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дэвид Хокни родился 9 июля 1937 года в г. Брэдфорд в Великобритании. Будущий художник был четвертым ребенком из пяти в семье Лауры и Кеннета Хокни. Рисовать начал рано. В школе создавал комиксы для местной газеты. Дэвид Хокни окончил Школу искусств Брэдфорда (1953–1958) и Королевский колледж искусств в Лондоне (1959–1962). В колледже, по воспоминаниям Хокни, он чувствовал себя на своем месте. Здесь он познакомился со многими художниками, среди которых был и Рон Б. Китай. В свой выпускной год Хокни отказался писать дипломную работу, заявив, что художника можно оценивать только по его художественным работам. Администрация королевского колледжа пригрозила, что не выдаст ему диплом об окончании учебного заведения и в знак протеста Хокни создал скетч The Diploma. Впрочем, учитывая растущую уже в то время популярность Хокни, после скандала, вызванного этим инцидентом, художник все-таки получил диплом.

В 1961 году Хокни вместе с Питером Блэйком принял участие в выставке «Молодые современники / Young Contemporaries», проходившей в Королевском колледже искусств и, по мнению большинства историков, положившей начало британскому поп-арту. Стоит, однако, отметить, что в ранних работах Хокни заметно влияние экспрессионистов, в частности – Фрэнсиса Бэкона. На вырученные деньги Хокни в компании друзей отправился в США и с головой погрузился в богемную жизнь Нью-Йорка. Знакомство с Энди Уорхоллом и его окружением стало для молодого художника отличным стартом. Впечатленный бурной жизнью города, Хокни создает серию офортов «Похождения повесы в Нью-Йорке» – своеобразный оммаж Игорю Стравинскому и его опере «Похождения повесы». Главный герой серии – скромный и неуклюжий провинциал, типичный ботаник в очках, во многом похожий на своего автора. Полуавтобиографическая серия была напечатана ограниченным тиражом, однако пользовалась большой популярностью в узких кругах ценителей.

В 1961 году Хокни пишет работу с откровенным гомоэротическим подтекстом «Два сцепившихся мальчишки / We Two Boys Together Clinging», названную в честь одноименной поэмы Уолта Уитмена и содержащую вырезку из газеты со словами «Two Boys Cling to Cliff All Night». В названии также зашифрован кивок в адрес известного певца Клиффа Ричарда. За эту картину автор в 1967 г. получит премию Джона Моора (John Moores painting prize). В 1962 году Хокни посетил Берлин и Египет, где создал серию иллюстраций по заказу газеты Sunday Times. В 1963 году молодой художник выступает с лекциями в университетах Калифорнии, Айовы и Колорадо.

В 1966 году Дэвид Хокни переехал в Лос-Анджелес. Здесь он начал активно изображать бассейны и души, которые на долгое время стали визитной карточкой художника. В это же время он увлекся фотографией и начал использовать полароидные снимки в качестве набросков для будущих картин. Работы этого времени: «Питер выбирается из бассейна Ника» (1966), «Загорающий» (1966). Также в этот период увидела свет серия иллюстраций (офорты и акватинты) к 14 стихотворениям Константиноса Кавафиса, одного из величайших поэтов Александрии. Хокни настолько сильно почитал поэта, что предпринял поездку в Бейрут, чья атмосфера, по его мнению, должна была напоминать Александрию времен Кавафиса. Затем последовали иллюстрации к сказкам братьев Гримм – по словам Хокни, он прочел все 350 сказок. 39 офортов на медных пластинках были выполнены для шести из них – «Рапунцель», «Птица-найденыш», «Старый Ринкранк», «Маленький морской заяц», «О том, кто ходил страху учиться» и «Румпельштильцхен». Художник использовал старую и достаточно изощренную технику акватинты, позволяющую добиться глубокого черного цвета.

«Всплеск», 1967

 

Одна из самых значительных работ американского периода – «A Bigger Splash / Всплеск» (1967). «Я писал «Всплеск» около двух недель. Прежде всего, мне нравится идея, как Леонардо изучал воду, эти спирали...», – вспоминал Хокни, – «А во-вторых, я хотел изобразить что-то, что длится всего две секунды. Мне потребовалось две недели, чтобы написать двухсекундный всплеск воды. Все знают, что всплеск не может застыть, – вот почему картина поражает больше фотографии». По мнению отдельных критиков, непосредственно всплеск, обозначенный на картине нервными белыми линиями и парой широких мазков, намекает на манеру абстрактных экспрессионистов (чья популярность к этому времени сошла на нет). В 60-е гг. окончательно сформировался фирменный стиль художника: насыщенные, прозрачные краски, тонко переданное ощущение пространства, яркий свет, нарочитая наивность и некоторая отрешенность. Наряду с пейзажами художник чрезвычайно плодотворно работал в других жанрах – он писал интерьеры домов миллионеров и коллекционеров искусства, а также портреты их владельцев. Хокни избегал случайных заказов и предпочитал изображать людей, которых знал хотя бы какое-то время: это позволяло не беспокоиться о достоверной передаче эмоций, и ему не нужно было льстить позирующим.

В 1968 году Дэвид Хокни вернулся в Лондон. Здесь состоялась его первая полномасштабная ретроспектива. Критики положительно отзывались о его работах, публика была в восторге, вдобавок, за ним закрепилась слава отца-основателя британского поп-арта. В этот период были написаны знаменитый двойной портрет «Мистер и миссис Кларк и Перси», 1970–1971, и картина «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» (1972).

«Мистер и миссис Кларк и Перси», 1970−1971

 

В 1973–1975 гг. жил в Париже. Здесь при содействии печатников Пабло Пикассо, Альдо и Пьеро Кроммелинков, художник выпустил серию гравюр, посвященных великому испанцу. В 1975 году Хокни получил заказ на оформление декораций к опере Стравинского. Постановка прошла на фестивале в Глайнбурне в 1975 году и для Хокни стала дебютом в мире сценографии. В следующем году он вернулся в США. Во второй половине 1970-х гг. Хокни переключился на большой формат. Он выпустил ряд работ под общим названием Paper Pools («Машинописные бюро»). В 1976 году художник представил на всеобщее обозрение альбом «Двадцать фотографических снимков», который был воспринят весьма положительно. Хокни создавал картины-коллажи из полароидных снимков разрозненных элементов интерьера или пейзажа. Ему удалось добиться популярности у зрителей и одобрения строгих арт-критиков. В 1977 году художник опубликовал книгу мемуаров «Дэвид Хокни». В 1979 году он содействовал в создании Музея современного искусства в Лос-Анджелесе, став, таким образом, одним из его основателей.

Новые технологии всегда завлекали и вдохновляли Хокни. Еще в 80-е годы он экспериментировал с копировальными машинами – так родилась серия Homemade Prints («Самодельные отпечатки»). Появление и стремительное развитие цифровой живописи и графики не могло оставить художника равнодушным. Примерно в это же время Дэвид Хокни разработал авторскую технику, создавая своеобразные фотоколлажи, которые называл «joiners» (англ. столяры). На первом этапе работы художник делал множество полароидных снимков одного и того же объекта. Затем он разрезал их на куски и воссоздавал первоначальное изображение уже в виде коллажа. Иногда фотографии могли делаться в разное время или немного с разного ракурса, что создает у зрителя ощущение «динамики изменения» изображения. Данная идея пришла в голову к Хокни случайно. Во время работы над очередной картиной художник сделал несколько фотографий своей гостиной камерой и позднее склеил фрагменты снимков вместе, не пытаясь, однако, получить единую композицию. Вернувшись к полученной «работе» позднее, Хокни заметил, что изображение как бы проводит зрителя по комнате, показывая ее с разных сторон. Работы Хокни выполненные в данной технике иногда сравнивают с кубизмом, учитывая интерес художника к данному направлению.

«Натюрморт с голубой гитарой», 1982

 

Работы в этой технике: «Натюрморт с голубой гитарой» (1982), «Патрик Проктор» (1982), «Шоссе Пирблоссом» (1986).

В 90-х художник «вернулся» к живописи. В 1989–1990 Хокни создал множество изображений волн. Начиная с 1990 года, он написал ряд картин, которые условно можно объединить в серию VN Painting (от “very new”, «очень новая живопись»). Кроме того, художник писал пейзажи Йоркшира, Большого каньона и других мест, в которых часто бывал. С сентября 1993 года Хокни начал делать зарисовки, а позже и писать картины, изображающие двух любимых собак художника. В 1998 году вышла книга «Dog days», в которую были включены многие (но не все) картины из данного цикла.

«Высокие деревья близ Уортера», 2007

 

Большинство картин Хокни написаны маслом. В 2004–2005 гг. художник активно упражнялся в рисовании акварелью. Создал грандиозное по размерам полотно «Высокие деревья близ Уортера» (2007).

С 2009 года создал более сотни картин при помощи iPhone и IPad, большинство из которых разослал при помощи Интернета своим друзьям. Позднее эти картины составили выставку художника в Королевском музее Онтарио в Торонто (работы демонстрировались на 25 IPADах и 20 плеерах). В 2011–2012 гг. также при помощи IPad разработал занавес для Венской государственной оперы размером 176 кв. метров.

В 2011 году он был признан самым влиятельным британским художником всех времён по результатам голосования, в котором необходимо было сделать выбор из 1000 имён. Когда влиятельный журнал Art Review выпустил список ста человек, чья деятельность произвела революцию в мире искусства и на арт-рынке, в него попало лишь семь художников – одним из них оказался Хокни.

Список литературы:

  1. Дэвид Хокни. Биография и информация. Режим доступа: https://artchive.ru/artists/4449~Devid_Khokni/biography

  2. Дэвид Хокни. Биография, творчество. Режим доступа: http://contemporary-artists.ru/David_Hockney.html

  3. Рыков А.В. Творчество Дэвида Хокни: проблемы интерпретации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2002. – Вып. 3 (№18). – С. 18–23.

Просмотров работы: 126