ФИЛЬМ ПАВЛА ЛУНГИНА «ОСТРОВ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФИЛЬМ ПАВЛА ЛУНГИНА «ОСТРОВ»

Кулова И.И. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Художественный фильм Павла Лунгина «Остров» появился в период стабилизации духовной жизни русского общества. В последние годы много спорили о будущем отечественной культуры, о ее возможностях и способностях сохранить свою православную идентичность. Фильм известного режиссера в какой-то мере снимает эти вопросы, обнаруживая, что на протяжении последних десятилетий параллельно с очевидной антихристианской эрозией традиционных устоев нашей жизни, шел не столь заметный поверхностному взгляду процесс возвращения к духовным истокам, то есть к Православию.

Монах на острове творит чудеса, а сам мается от страшного греха, совершенного в молодости: в 1942 году в этом Северном крае он по приказу немецкого офицера расстрелял своего товарища и командира Тихона, вместе с которым перевозил уголь на барже. Всю оставшуюся жизнь монах Анатолий замаливает двойной грех – предательства и убийства.

Случайная встреча успокаивает Анатолия. Друг его не погиб. Но жизнь свою, прожитую под гнетом несовершенного, он не считает проведенной зря. Случай, произошедший во времена Великой Отечественной Войны, определил его судьбу, послужив измерителем ценностей.

Излечение старцем бесноватой дочери Тихона словно становится логичным завершением его жизни. Он как бы отвечает чудом на чудо, возвращая добро за добро, чтобы не прервался необходимый круговорот.

И в смерти старца нет ни страха, ни печали, потому что и смерти как таковой быть не может для его чистой души. Она становится событием, которое принесло в жизнь отца Иова переоценку ценностей. И, возможно, он станет на острове новым молитвенником, получив ответ свой вопрос: «А ка мне жито-то дальше?».

Первые кадры картины: по белой морской ряби движется черный лодочный силуэт. Видна только нижняя часть черного подрясника человека, ступающего по белесым северным мхам и камням. Слышится тихий голос, произносящий слова Иисусовой молитвы. Перед зрителем неторопливо разворачивается панорама Русского Севера. Здесь только две краски – белая и черная: белый снег – черный уголь; светлое утро (праведная жизнь насельника монастыря) – темная ночь (совершение преступления). Эти цвета пронизывают всю картину и олицетворяют антиномическое единство мира.

Черный цвет, как правило, является символом зла, тьмы, мрака, греховной совести человека, знаком противоположного Богу.

Белый цвет символизирует чистоту, добродетель, радость, истину. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой. Еще со времен античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. В белом в конце фильма скрывается лодка с гробом отца Анатолия, медленно плывущая по водной глади.

Изображению водной стихии в «Острове» уделяется значительное место. Вода – отождествляется с течением жизни, очищением.

В ряду наиболее широко используемых в кинокартине иносказательных образов лодка, символизирующая переправу из одного мира в другой и спасение.

Различные сочетания перечисленных символов выступают в роли своеобразных рефренов, несут определенную смысловую нагрузку и, вместе с тем, объединяют составные части композиции.

Следует отметить блестящую игру всех без исключения актеров, в число которых вошли Виктор Сухоруков (отец Филарет), Дмитрий Дюжев (отец Иов), Юрий Кузнецов (адмирал Тихон), Виктория Исакова (бесноватая дочь Тихона), Нина Усатова (вдова) и другие. Наблюдая за неторопливыми буднями персонажей, так и хочется воскликнуть в духе Станиславского: «Верю!». Особенно впечатляет образ главного героя.

Найти лучшего исполнителя на роль старца Анатолия вряд ли было возможно. Петр Мамонов и в жизни соответствует тому образу, что он создает на экране: он давно уже удалился в Ревякино, где живет суровой жизнью вдали от «гламурной» Москвы, наезжая в нее по большим праздникам.

Вера к нему пришла лишь в 45 лет. До этого метался, гонялся, водку пил.

Много лет назад лидер некогда знаменитой рок-группы «Звуки Му» снялся в дебютной картине Павла Лунгина «Такси-блюз». Как-то Павел Семенович позвонил Мамонову в деревню и сказал: «Петенька, без тебя не буду снимать это кино, только ты нужен». Петр ответил: «Паш, не-не-не… Что ты, святого старца?..» А потом подумал: а что это он своим помраченным разумом решает? Есть духовный отец, сельский батюшка: «Так и так, святого старца предложили играть, а… Вы знаете жизнь мою». Батюшка говорит: «И не думайте, это Ваша работа. Вперед!»

«Господь всех принимает и всех прощает – убийцу и самых страшных, только если сердце наше поворачивается не на 20 градусов, а на все 180 – признался Мамонов. – В жизни это происходит сплошь и рядом. Я натворил очень много дел всяческих, и мое сердце повернулось ко Христу на 180 градусов, и Господь мне все простил и залил любовью».

За этими словами скрываются две основные мысли фильма.

Первая из них о покаянии и его сути.

«Покаяние - это не только сознание своей греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях, и не только раскаяние, но оно есть еще и воля к исправлению, желание и твердое намерение, решимость бороться с дурными склонностями, грехом и страстями.

Это состояние души соединяется с прошением помощи Божией для борьбы с грехом. При таком сердечном, искреннем покаянии в раскрытую Богу душу входит благодатное врачевство, не допускающее, чтобы душа снова погрузилась в грязь греха».

Вторая – безграничная Любовь Бога к человеку.

«Бог падшаго человека так чудным и уму непонятным образом возстановил и обновил и в первое состояние, паче же в лучшее, чрез единороднаго Сына Своего Иисуса Христа привел, так, что «елицы прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» (Ин. 1, 12). Небо вместо рая со всеми благими, «ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша» (1 Кор. 2, 9), человеколюбно отворил им, и того жителями и царствия Его вечнаго участниками учинил. Духа Святаго, Утешителя, Просветителя, Наставника и Хранителя просящим им подает, Который вопиет в сердцах их: «Авва Отче» (Гал. 4, 6). Заблуждших и отвратившихся со всяким желанием призывает и ожидает на покаяние; кающихся с радостию приемлет. Вся сия и прочая недоведомая благая от единой любви делает нам. Истинное бо благодеяние не от инаго чего, как от истинной и горячей любви, происходит. Достойно убо и праведно любить Того, Который «первее возлюбил нас» (1 Ин. 4, 10 и 19) (2:279)».

Успех «Острова» в российском обществе был ошеломляющий. Немногие российские фильмы постсоветского периода могут конкурировать с ним по зрительскому интересу. Удивительна невиданная популярность картины среди людей самых разных возрастов и родов деятельности, от монахов Троице-Сергиевой Лавры до поглощенных суетой мирян.

В дни премьеры фильма в Москве кинотеатры были переполнены молодежью. Некоторые из посетивших кинозалы рассказывают, что во время просмотра никто не разговаривал и не шуршал поп-корном. А по окончании сеанса все еще несколько минут сидели в своих креслах в полном молчании.

В июне 2006 года «Остров» открывал «Кинотавр», в сентябре закрывал 63-й Венецианский фестиваль. На счету фильма победа на фестивале «Московская премьера».

Список литературы:

  1. Маслов И. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского // Православная энциклопедия «Азбука веры». Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-tihona-zadonskogo/137

  2. Шакиров М. Петр Мамонов на «Острове» Павла Лунгина. Электронный ресурс: https://www.svoboda.org

  3. Шумский А. Снег и уголь // Русская народная линия, информационно-аналитическая служба. Электронный ресурс: http://ruskline.ru/analitika

Просмотров работы: 134