КРАТКИЙ ОБЗОР: ИСКУССТВО ГРАФИКИ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КРАТКИЙ ОБЗОР: ИСКУССТВО ГРАФИКИ И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Графическим искусством, или графикой (от греческого "графо" - пишу, рисую), называется один из видов изобразительного искусства. Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка.

В мире «свободных художеств» искусство графики занимает осо­бое место. По своему содержанию и форме, задачам и методам графика имеет много общего с искусством живописи. И живопись и графика в отличие от других видов изобразительного искусства (например, скульптуры, произведения которой создаются реальными объемами) имеют в своем распоряжении плоскость (холст, бумагу, стену).

Графика, обладая исключительной возможностью изображать не­подвластное даже могущественной живописи и скульптуре, с не­превзойденной откровенностью обнажает мысль и чувство художни­ка, черпая свои образы прямо из его генерирующего эпицентра: духовного и мыслительного. Люди часто говорят, что идея и образ идут из души художника, графика.

Мир живописи или скульптуры достаточно однороден. Мир гра­фики - многообразен и тем самобытен. Ее разновидности объединя­ет особая эмоциональность, проникновенность художественного об­раза.

Многие поколения художников вырабатывали способы, приемы, позволяющие живописцу и графику создать на плоскости изображение, кажущееся реальным. Так, на двухмерной плоскости создается иллюзия трехмерности, и это одна из присущих живописному и графическому искусству условностей. Существует еще целый ряд общих для графики и живописи признаков. Хотя графика – это искусство, основу которого соствыляет рисунок, цвет в графике не является главным, как, например, в живописи.

Графика несёт не конкретный, реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в произведениях графики возникает колебание между реальным образом и знаком.

Многообразие графики поистине чрезвычайно вели­ко, если не сказать беспредельно. Графика включает в себя разнообразные произведения рисуночного характера, как с ярко выраженным графизмом (контрастная черно-белая, линеарно-контурная или локально-силу­этная стилизация форм), так и с богатой тонально-живописной нюан­сировкой, как созданные монохромным (черным, серым, белым, ко­ричневым и т. д.) материалом, так и в сочетании нескольких, чаще двух-трех цветов.

Природе графики свойственны сугубо рисовальные твердые художест­венные материалы: графитный карандаш, «возрожденческие» сереб­ряный и свинцовый штифты. Существуют и так называемые «мяг­кие», сыпучие, «мажущиеся» материалы: сангина, итальянский карандаш, уголь, мел, соус, пастель, а есть и «мокрые» составы на водной основе: тушь, акварель, бистр, чернила, тот же разведенный водой соус и т. п.

Графическое произведение, как произведение художественного творчества, отличает тот или иной тип (основа) воспроизведения: с натуры, по памяти и по воображению.

Плакат всегда отличается немногословностью, скупостью изобразительных средств, но отлично выполняет свою задачу. Такова сила несколько сдержанного и условного, но выразительного и точного языка графики.

Характеристикаосновных признаков искусства графики

Прежде всего, графика - искусство, основу которого составляет рисунок. Цвет в искусстве графики применяется более скупо, нежели в живописи. Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи. Основными базовыми изобразительными средствами графики являются линия, пятно, светотень. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги.

Линия, штрих, пятно, светотень, фактура всё это является основными изобразительными средствами графики. Линия — представляет собой след от движения точки на плоскости, которая может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Задача линии заключается в объединении и связывании изобразительных элементов, взаимодействии с плоскостью, в определении границы формы. По начертанию они бывают прямые, волнистые и комбинированные.

Штрихи-это короткие линии, задача которых заключается в передаче пятня и фактуры, а при взаимодействии с линией, штрих выполняет функцию передачи формы и пространства. В художественной практике линия и штрих обладают большими выразительными возможностями. Их бесконечное разнообразие можно обнаружить в произведениях графики разных эпох.

Наиболее отличительный признак графики – это особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или по выражению графика В.Л. Фаворского «воздух белого листа». Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности. Бумага, чаще всего используемая в работе, является одним из изобразительных средств графики, графической основой, которая также разнообразна по цвету и фактуре.

Стоит внимательней присмотреться к этим, казалось бы, скупым изобразительным средствам. В работах великих мастеров мы видим, с каким разнообразием художник использует линию (штрих). Самые различные штрихи: то широкие и темные, то легкие и прозрачные, а то и вовсе еле уловимые, как тончайшая паутина; короткие и дробные, длинные и упругие, четкие и сглаженные; штрихи параллельные, пересекающиеся, сложно сплетающиеся друг с другом, или просто точки - все это позволяет мастеру решать линией самые разнообразные задачи. С помощью точки, линии, пятна великие художники изображали портреты, согретые сердечным теплом, мягкие и лиричные.

Можно увидеть, как гибко, разнообразно и выразительно использует линию большой мастер. А если прибавить к выразительности линии бесконечное разнообразие различных по форме пятен, представить, что и линии и пятна могут применяться в тончайших тональных вариациях - от легких и прозрачных до самых глубоких и темных, - то станет ясно, что в руках художника-графика сосредоточены богатые изобразительные средства.

Используя такой обширный арсенал средств, художник достигает очень убедительной передачи света и пространства, впечатления конкретности изображаемого, вплоть до ощущения характера материалов (фактуры). Умело используя художественную форму, подчиняя формальные средства своей воле, направляя их на осуществление замысла, художник создает произведение, которое привлекает зрителей не только внешней стороной, но прежде всего глубоким содержанием. Глядя на произведение графического искусства, мы часто забываем, что перед нами черно-белое изображение. Больше того: нам часто кажется, что мы ощущаем и цвет и движение - таким сильным бывает впечатление от совершенного графического произведения.

Часто в гравюре или рисунке, используя контрасты только черного и белого, график убедительно передает широкий слепящий поток открытого прямого света. А ведь для живописи - это задача, почти неосуществимая.

Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи.

Признавая рисунок определяющим, ведущим началом графики, нельзя думать, что этому виду искусства не свойственны живописные, цветовые задачи. Возможности эмоционального воздействия цвета, его свойства использует и графика. Но в силу особых задач графического искусства, своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветовых решений в живописи.

Работая черным материалом на белой бумаге, график различает массу оттенков черного - от самых теплых до самых холодных. Бумага также почти никогда не бывает абсолютно белой, а всегда имеет легкий цветной оттенок. Графику вовсе не безразлично, какой цвет избрать и на какой бумаге работать в каждом отдельном случае. Очень часто художник к черно-белому изображению привлекает всего один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим. Привлекая два-три цвета, редко больше, график занят поисками силы каждого цвета, наиболее выразительного его расположения, учитывает взаимодействие соседних цветов, возможные наложения их друг на друга.

Часто применяются художником в графических произведениях акварель, гуашь и пастель, но со свойственной графике сдержанностью и условностью.

Когда говорят о живописности, то хотят подчеркнуть богатство контрастов, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих избавиться в произведении искусства от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям графики, скульптуры и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют в виду резко выраженный рисунок, четкое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений.

Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении.

Следующим признаком графического искусства является то, что основным материалом для создания и размножения графических произведений является бумага. Носегодняграфикаиспользуетсявбатике, настенездания, наплоскостяхавтомашиныспособывоспроизведенияграфикинаходятсявактивномпоискеиразвитии.

Следующим характерным свойством графического искусства является его теснейшая связь с процессами печати или полиграфическим воспроизведением. Так называемая печатная форма, с которой производится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений.

Важнейшими качествами искусства графики являются массовость, быстрота реакции на требования, выдвигаемые жизнью. Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ требуют относительно меньшего времени и сил на создание графического художественного произведения по сравнению с другими видами изобразительного искусства. Нетрудно убедиться в этом хотя бы на следующих примерах. Во все периоды жизни современного общества первой на требования времени откликалась графика. В суровые годы Великой Отечественной войны первой "отмобилизовалась", из всех изобразительных искусств, графика. Буквально на второй день войны появились плакаты, острые политические карикатуры, рисунки в газетах.

Другой пример: написанная живописцем картина или изваянная скульптором статуя, на создание которых было затрачено много времени и сил, могут появиться перед зрителем в подлиннике только в одном месте, а вот графика может быть представлена в оригинале одновременно в десятках, а если понадобится, в сотнях мест. Перемещение произведений живописи и особенно скульптуры сложно, громоздко, а распространение графических листов - дело очень легкое.

Оперативность и множественность, ясность и выразительность языка делают графику боевым, широко демократическим и самым массовым видом изобразительного искусства. Недаром графика была и остается сильным оружием идеологической борьбы.

Графика - самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества - в эпоху неолита и бронзовом веке. Еще до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках.

Позднее (через тысячелетия) изображения появились на предметах быта, на оружии. Изображения эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но были клеймами своих хозяев, веками служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Например, в графических изображениях народов северных территорий России в дописьменный период, которые сегодня ученые рассматривают как пиктографическиеписьма, гравировка на клыке моржа - содержалось определенное сообщение о событиях охоты, праздника, жизни стойбища (Крайний Северо-восток России). С развитием письменности пиктографические изображения утратили свое функциональное назначение, но стали украшением предметов. Специалисты, знатоки данного пласта графической культуры считают, что наряду с информационными клип-артами растет живой интерес дизайнеров и ценителей искусства к графике дописьменного периода.

С появлением письменности графика стала все шире применяться в рукописных книгах, пергаментах, грамотах для украшения и разъяснения текста. Да и само создание шрифтов – это большое искусство. Достаточно посмотреть, например, на древнеславянские рукописи, чтобы понять, что над ними трудились прилежные художники-миниатюристы.

Искусство рукописи, или каллиграфии, получило необычайно широкое развитие в Китае.

Способов размножения графических изображений человек долгое время не знал, и все произведения создавались в единственном экземпляре. Сегодня такие графические раритеты – ценность для коллекционеров.

В середине ХХ столетия специалисты большое внимание стали уделять развитию уникальной черно-белой графики. Инструмент - рапидографы разной толщины. Разработано 40 вариантов графической фактуры, появились учебные пособия. Сочетания 3-4 видов фактуры создает оригинальные композиции. Графические работы стали предметом коллекционирования. Одновременно можно отметить, что по состоянию здоровья иногда талантливый человек, художник не может переносить запах масляной краски. В таком случае уникальная графика является здоровье-сберегающим и доступным для него видом творчества.

Вывод. Современная графика рассматривается как самостоятельное искусство. Подразделяется на четыре основных группы: станковая графика, книжная графика, плакат, прикладная графика. В промышленном дизайне, плакатном искусстве, книжном иллюстрировании, журнальной индустрии графика занимает ведущее место.

Отдельными направлениями можно считать компьютерную графику и уникальную графику. Новые художественные возможности открывает синтез графики и кинематографа, графики и телевизионного дизайна.

Литература
  1. ДаниэльС.М. Искусство видеть. Издательство: Л.: Искусство, 1990. – 224 с. Электронный ресурс. Режим доступа: http://bwbooks.net/books/art/daniel.

  2. ЗвонцовВ. М. «Основы понимания графики». – М., 1971.

Режим доступа: http://ir.nmu.org.ua/bitstream.

  1. ТкаличС.К. Основы исследовательской деятельности в дизайне. Курс лекций и практикум. Осенний семестр 2015 г. Кафедра дизайна. – Институт искусств МПГУ.

  2. ТкаличС. К. Уникальная графика. Курс занятий и лабораторные работы «Развитие воображения» у дизайнеров на основе легенд Крайнего Севера. Осенний семестр 2018 г. Москва, МПГУ. .

  3. Миронова Е.И. Художественно-графические иллюстрации по мотивам Башкирской мифологии.// Международный студенческий научный Форум РАЕ. 2015. Режим доступа: [email protected].

Просмотров работы: 1648