ЭТНОДИЗАЙН РОССИИ: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭТНОДИЗАЙН РОССИИ: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интеграция новых конвергентных знаний, проектной культуры экологического дизайна и информационной эстетики, отражающей достоверность исследовательских результатов в виде представленных символов, знаков, орнаментальных блоков, цветовых и графических нормативов, сформированных на конкретной локальной территории в течение тысячелетий – это основа информационно-образовательного модуля «Этнодизайн России».

Универсальная формула инновации представлена модулем «триады»:

  1. гуманитарная составляющая когнитивных знаний о роли наследия в условиях информационной глобализации,

  2. технологическая составляющая в виде комплекса компьютерных технологий,

  3. инструментальная составляющая проектно-экологической культуры дизайна.

Этнодизайн – собирательное понятие, где собраны в едином образовательном контенте национально-культурные особенности, важные для российской модели современного дизайна.

В настоящее время в современной проектной культуре очень важно укреплять позиции этнодизайна. Это среда, которая помогает черпать вдохновение творческой личности дизайнера, создавать новые вещи, получать дополнительный ресурс. Этнодизайн можно отнести к коммуникативной среде, которая помогает открыть для себя потенциал культурных достижений народов своей страны.

Дизайнер, благодаря особым методам подхода к изучению этнодизайна, может найти середину между прошлым и настоящим. Опираясь на опыт и исследования минувших лет в этой среде, используя определенные источники информации, может создать индивидуальный стиль, внести в предметы, которые мы видим каждый день в повседневной жизни, маркеры национально-культурных традиций своей страны.

Артефакты становятся базой для создания объектов в этно-стиле, в которых этно-образы не только получают новое прочтение, но и обретают второе рождение, включаются в ритмы современности, связывают нити времен и культур. Дизайн, который создается с помощью этнокультурных мотивов, воспринимается мировым трендом в мире моды, текстиля, интерьера помещений, иллюстрирования книги.

Этнодизайн России как научное направление закладывает основы нового подхода к организации учебных проектов, в которых важным показателем является степень изучения дописьменной, современной народной художественной культуры и также постмодернистских тенденций третьего тысячелетия. Поэтому, роль информационно-образовательных, экспериментально-проектных модулей по теме этнодизайна и их место в художественном образовании нами не преувеличена, – дизайнеры должны владеть этнохудожественными знаниями о наследии многонациональной страны.

Современная культура передачи знаний в учебном заведении с помощью информационно-образовательных модулей слабо обеспечена учебным контентом с этнохудожественным содержанием.

Привлекает внимание вариативность научных выводов и подходов к вопросам педагогической, консультативной, экспертной компетенции и одарённости творческих личностей. Погружение в изучение философских, эстетических, национально-культурных основ этнодизайна выявляет новые конструкты знаний, важных в прикладной педагогике. Например, такие, как одарённость и мастерство, компетентный навык, информационная эстетика достоверно представленной информации.

Таким образом, подтверждается правильность нашей идеи о необходимости внедрения в учебный процесс подготовки дизайнеров информационно-образовательного модуля «Этнодизайн России», формирующего вокруг себя новое интеллектуальное, экспериментально-творческое пространство.

Тема 1. Понятие «этно-дизайн». Обзор научной и художественной литературы, электронных конференций

  • Краткий экскурс: историография возникновения и развития научных направлений дизайна

История мирового дизайна включает страницы, где рассматривается роль народного художественного творчества в развитии современных индустрий.

Обратимся к результатам деятельности Уильяма Морриса1, известного всем специалистам в области дизайна. Под его руководством приглашенные художники и мастера в специальной мастерской готовили эскизы и затем изготавливали предметы бытовой культуры с использованием растительных мотивов: обои, обивочные ткани для мебели, другие виды текстиля.

В 1888 году была организована выставка, после которой в России новая тенденция была подхвачена. По истории дизайна обязательно изучают результат деятельности аналогичных мастерских в Абрамцево Московской области, в Талашкино Смоленской области. В мировую культуру это движение вошло под названием «Движение искусств и ремёсел». Популяризация единомышленниками У. Морриса простых органичных природных форм впоследствии повлияла на рождение стиля «ар-нуво/югенд-стиль»2. Так природное наследие завоевало свою нишу в индустриях легкой промышленности, где играет важную роль дизайн.

  • Появление в структуре дизайна понятия «этнодизайн» имеет свой путь эволюционного развития.

  • «Этностиль как направление в искусстве возник без малого два столетия назад. Впервые определение «этнодизайн» как определённое направление и стилистическое решение стали использовать на рубеже XX – XXI веков»3.

  • В наши же дни этностиль востребован в креативной индустрии, в шоу бизнесе, в архитектуре социальных туристских объектов. Этностиль позиционирует свое «второе рождение».

Осмысление роли народного творчества связано с развитием транспортных магистралей и автомобильной индустрии. Теперь в каждое селение свободно приезжали туристы. Изготовление народных сувениров стало коммерческим продуктом, часто семейным бизнесом: все старались делать быстро, никто не задумывался о кодах или маркерах, на изделиях оставались знаковые символы местной традиции.

Появление в структуре дизайна понятия «этнодизайн» имеет свой путь эволюционного развития.

Многие исследователи в конце 1990-х гг. описали так называемый «синдром миллениума» − кризис эстетических ценностей Старого Света. Людям надоел хай-тек, захотелось чего-то иного, родного и «теплого». Кризис модернистских и постмодернистских художественных концепций в конце ХХ века обусловлен историческими катаклизмами и опытом, который показал, что:

1 – ослабленная государственность не менее страшна, чем тоталитаризм;

2 – сбрасывать культуру прошлого с корабля современности – это губительно для общества.

Сегодня мы наблюдаем, что первая форма глобализации состоялась – это американизация культуры. Высокие технологии в производстве тех или иных объектов дизайна, созданные с целью улучшения качества жизни массового потребителя, вступили в критическое противоречие с природой человека.

Вторая форма глобализации, на что надеются учёные гуманитарных и социальных наук, специалисты в области воспитания ценностей развитого общества, педагогическая элита общественность, – это единение духовных усилий разных народов, обогащение мировой культуры богатствами национальных культур, вбирающих в себя достижения других народов и сохраняющих при этом свою самобытность и неповторимость. Сейчас мы находимся на этой временной точке истории.

Итак, дадим определение понятию «этнодизайн».

  • Этнодизайн — это один из видов проектно-творческой деятельности, основанный на традициях в орнаментации, технических приемах декорирования изделий и художественных направлениях деятельности этнических культур; это дизайн-продукт, выполненный при помощи стилизации этнокультурных мотивов, привлекательность которого заключается в эстетике, максимальной лаконичности, демократичности, гибкости и открытости.

«Эпоха постмодернизма к середине XX века повсеместно ознаменовала собою отход от экстремизма и нигилизма нео-авангарда, частичный возврат к традициям. Новую силу обретает декорирование пространства, для чего привлекается и орнаментальный репертуар. Де-конструктивистские тенденции начали вписывать орнаментальные композиции в геометрические поля коллажа как напоминание, например, о существовавших больших, или этнографических стилях»4.

Еще в середине XX века авторитетные мастера стали допускать появление орнамента в архитектуре. Тем более актуальным это стало для такого динамично меняющегося вида деятельности, как графический дизайн. Орнамент, будучи одним из важнейших этнокультурных факторов, оказался востребованным и в XXI веке.

«Помимо модных тенденций, есть и объективные причины, по которым этнокультурные мотивы актуальны для современного дизайна. Это обозначение экологической безопасности продуктов питания, необходимость подчеркнуть традиционную технологию их производства; присутствие своеобразного этнического маркера для некоторых промышленных товаров, несущих на себе отпечаток национального своеобразия; дизайн-обеспечение продукции, связанной с русской национальной культурой; рекламно-информационное сопровождение туристического бизнеса внутри России и оформление национальных культурно-массовых мероприятий; а также необходимость создания имиджа для представления России на международной арене (выставочные, спортивные, экономические, политические, культурные мероприятия)»5.

«…Под этнодизайном мы подразумеваем дизайн-продукт, выполненный при помощи стилизации этнокультурных мотивов. Необходимое условие его создания – наличие такого объема знаний о традиционной культуре, которое позволяет проектировщику, во-первых, идентифицировать исторические артефакты в их социокультурном контексте, во-вторых, используя профессиональные навыки, специальное образование, творческий потенциал, техническое оснащение, создавать новый визуальный образ, осознавая свою социальную ответственность перед обществом»6.

Традиционное этническое искусство в искусствоведении и культурологии определяется понятиями: символ, знак, код, метафора, образ, мотив. Оно не имеет как такового понятия «дизайн». Осознание разницы этих значений осложняет взаимопонимание, развитие и культурный синтез.

За последние годы в дизайн-культуре России, равно как и в Европейских странах, этно-стиль набирает популярность и силу. Привлекательность этнического дизайна – в его эстетике, в максимальной лаконичности, демократичности, гибкости и открытости. Это направление принципиально не признает четко очерченных стилистических рамок, ставя во главу угла экзотику, яркость и необычность, порой даже на грани эпатажа.

Вывод:

  • На смену урбанизированной культуре в виде стилей «хай-тек», «минимализм» (и другие) пришли новые предпочтения в виде комфортной эстетической визуальной культуры.

  • Этнодизайн, как направление научной и проектно-практической деятельности, опирается на конкретные методы. Развитие этнодизайна ученые связывают с изучением истоков локального художественного творчества, передающего разнообразие коммуникативных художественно-графических особенностей традиционных школ.

Екатерина Красавкина, магистр «исследователь-педагог».

Дата - декабрь 2017. Москва.

1 Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Учебное пособие. Издание в двух книгах. Книга 1. — М.: Архитектура-С, 2006. — 368 с., илл.

2 Ткалич С.К. Параграф 4. Реформистское движение в художественных ремеслах. В учебном пособии «Основы коммуникативного дизайна». – М., 2007. – С.42-43.

3 Черных Д.Г. Русский графический дизайн в XX – XXI веке. Cтатья // Журнал «Архитектон». Периодическое издание ФГБОУ ВПО Уральская архитектурно-художественная академия. — Челябинск:Выпуск № 45, март 2014.

4 Иванов Н.А. Орнамент в западноевропейской теории дизайна XIX – XXI вв. Автореферат к-та иск. – СПб, 2010. – С. 3-4. – 200 с.

5 Черных Д.Г. Русский графический дизайн в XX – XXI веке. Cтатья // Журнал «Архитектон». Периодическое издание ФГБОУ ВПО Уральская архитектурно-художественная академия. — Челябинск:Выпуск № 45, март 2014.

6 Черных Д.Г. Русский графический дизайн в XX – XXI веке. Cтатья // Журнал «Архитектон». Периодическое издание ФГБОУ ВПО Уральская архитектурно-художественная академия. — Челябинск:Выпуск № 45, март 2014.

Просмотров работы: 397