МЕСТО ДИЗАЙНА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕСТО ДИЗАЙНА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Маркетинговая стратегия объектов социально-культурной сферы во многом зависит сегодня от дизайна. Понятие «социально-культурная сфера» используется исследователями для характеристики общественной деятельности тех структур общества, в рамках которых осуществляется социально-культурное воспроизводство. Социальная составляющая, которая располагается на первом месте в определении социально-культурная сфера», демонстрирует подлинное значение культуры в жизни социума.

Социально-культурная сфера (СКС для краткости) рассматривается учеными как система. Социально-культурная система является важнейшим компонентом жизни социума, целенаправленно выполняя функции: культуросохранения, культуротворчества, просветительства, обучения и воспитания, социально-защитные, исследовательские, проектные, коммуникативные, рекреационные, функции досуга и развлечений, информационные, рекламные, консультационные и др.

  • Дизайн, как средство улучшения визуальной культуры общества в целом, является одной из составляющих СКС, с ярко выраженной коммуникативной функцией.

Дизайн, как полифункциональное средство улучшения внешнего вида, комфорта и визуальной культуры общества в целом, является одной из составляющих СКС, с ярко выраженной коммуникативной функцией.

В социально-культурную сферу входят:

  • образование и просвещение (школы, узы, учебные центры, курсы повышения квалификации и т.п.);

  • культура и искусство (музеи, театры, выставочные комплексы, художественные галереи и т.п.);

  • учреждения досуга, развлечений, отдыха (дома отдыха, клубы, бары, дискотеки, сауны, фитнес-центры, казино, игровые залы, шоу и т.п.);

  • здравоохранение (больницы, клиники, курорты, санатории и т.п.);

  • физическое воспитание и спорт (спортивные базы, спортивные комплексы и стадионы и т.п.);

  • социальное обеспечение (социальные учреждения, центры социального обслуживания, учреждения, оказывающие пенсионные услуги и пр.);

  • средства массовой информации и коммуникации (радио, телевидение, газеты, журналы, Интернет);

  • профессиональное гостеприимство – отельный бизнес (гостиницы, отели, мотели);

  • предприятия общепита (кафе, бары, рестораны, таверны, пиццерии и пр.);

  • туризм (турагентства, фирмы-туроператоры, турбазы, стайеры);

«Коммерческий» и «некоммерческий» секторы СКС. Согласно Гражданскому кодексу РФ, к коммерческому сектору относятся предприятия, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческая сфера объединяет организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их работа направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей.

Статус некоммерческой организации имеют школы всех уровней, вузы, библиотеки, театры, музеи, СМИ, информационные центры, ассоциации, научные учреждения, общественные организации и т.п. Прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций СКС не распределяется среди учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение). Предпринимательская деятельность служит в данном секторе достижению социальных целей, ради которой созданы эти организации.

Дизайн на стыке коммерческого и некоммерческого сектора СКС. Возможности дизайна проникать в структуру практически любой сферы деятельности человека, связанной с потребностью общества, воздействовать на нее с помощью консалтинговых услуг и перемещать акценты на маркетинговые стороны деятельности, на необходимость создания импрессии (впечатления), на престижность - создает легенды о его уникальности. В определенном смысле с этим можно согласиться, так как к дизайну относится все, что касается визуальной культуры, то есть то, что зримо человеком, и также то, что относится к культуре комфорта, то есть то, что осязаемо человеком.

Потребности общества – это не только переживаемая и осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма, но и развития его личности. Развитие личности – это возвышенная потребность. Живя в обществе, каждый человек имеет потребность в общении с другими людьми, стремится самоутвердиться и самореализоваться, получить определенный статус и признание окружающих. Эта группа потребностей имеет ярко выраженную социальную направленность. Отечественные исследователи условно делят потребности на три группы: биологические, социальные и идеальные.

Американский ученый Абрахам Маслоу подразделял потребности на физиологические, экзистенциональные, социальные, престижные и духовные. К социальным потребностям А.Маслоу относил потребность в социальных связях, общении, привязанности, заботе о других, а также потребность в совместной деятельности.

  • Дизайн, как средство достижения конкурентоспособности учреждения, функционирует в роли престижной потребности СКС.

Типологию человеческой деятельности рассмотрел отечественный ученый Л.А.Зеленов. Он выделил устойчивые, константные виды деятельности, которые обеспечивают стабильность и историческую преемственность человеческого общества как социальной системы.

Определим место дизайна, опираясь на типологию Л.А.Зеленова. Прежде всего, отметим, что дизайн как самостоятельная область деятельности с начала ХХ века артикулируется в современной науке, образовании и практике. Более того, отметим, что дизайн является оценочной категорией визуальной культуры современного развитого общества.

  • Дизайн является оценочной категорией визуальной культуры современного развитого общества.

Согласно типологии Л.А.Зеленова, социальная деятельность делится на производство вещей (натуральное, знаковое) и производство людей (биологическое, социальное).

Дизайн, как знаковый вид деятельности (блок «производство вещей»), реализовался в качестве автономной продуктивной единицы в научной и художественной деятельности. Дизайн как социальный вид деятельности (блок «производство людей») реализовался в качестве автономной единицы в педагогической и управленческой деятельности. В управленческой деятельности дизайн сформировался в качестве консалтинговой услуги.

  • Дизайн за прошедшее столетие реализовался в системе СКС в виде знаковой и социальной деятельности и представляет сегодня специфическую подсистему.

Дизайн за прошедшее столетие реализовался в системе СКС в виде знаковой и социальной деятельности и представляет сегодня специфическую подсистему, включающую:

  • научную деятельность,

  • художественную деятельность,

  • педагогическую деятельность,

  • управленческую деятельность.

Каждая из вышеназванных областей дизайн-деятельности имеет свои формы выражения, востребованные обществом. В качестве примера назовем педагогическую деятельность в высшей школе, где развиваются направления, необходимые для качественной профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров: история, теория, методологические подходы и дидактические блок-модули.

Выводы

  1. В связи с тем, что востребованность в дизайнерах разных квалификаций сегодня в нашей стране имеет высокий рейтинг, актуальна подготовка педагогов-исследователей, так как каждый проект - это мини-исследование. Студенты должны более трепетно относиться к результатам своей поисковой деятельности.

  2. Дизайн, как средство достижения конкурентоспособности учреждения, функционирует в роли престижной потребности учреждений социально-культурной сферы.

  3. Дизайн является оценочной категорией визуальной культуры современного развитого общества.

2. ПОНЯТИЕ «СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ И КОМПЛЕКСАХ СКС»

Во второй половине ХХ века профессия специалиста «дизайнер-график» получила новое направление, востребованное в мегаполисах, учреждениях и комплексах СКС. Появилась социальная потребность в деятельности специалистов-графиков по системам ориентации.

Некоторые специалисты стали называть систему ориентации «системой навигации», что подчеркивает ее самостоятельный статус в профессиональной деятельности, поддерживаемый специфическими функциональными требованиями. Несомненно, что для людей, имеющих слабое зрение, должны использоваться дополнительные средства ориентации, кроме известных графических. Поиск таких средств ориентации входит в план действий дизайнера, создающего систему ориентации, например, в больничном или санаторном комплексе.

Уточним, что желание дизайнера реализоваться в данной перспективной сфере деятельности невозможно без специальных знаний. Эти знания включают не только основы промышленной графики (создание логотипа, торговой марки, знака, фирменного стиля предприятия), но и более усложненный методологический подход к созданию графической системы ориентации.

Понятие «ориентирование в пространстве» - означает нахождение нужного направления с помощью указателей или знаков. Дизайн знаков ориентирования – это искусство создания знаковой навигации, воспринимаемое визуально, помогающее людям найти нужное направление.

В городской среде, более того, в мегаполисе, жизнь людей невозможна без указателей и специальных систем ориентации.

  • Самым простым и распространенным видом системы ориентации для людей всех континентов стал отпечатанный на бумаге рисунок или схема, сопровождаемая надписью.

Одна из ранних и своеобразных форм ориентации найдена учеными в традиционной культуре народов Крайнего Севера. Оригинальным примером является графическое сообщение – «тос» юкагирских охотников. На куске бересты с внутренней стороны выдавливались изображения с помощью твердого предмета, возможно, костяной палочки или ножа. В помеченных дуплах деревьев оставлялись охотниками куски бересты с изображениями событий, происходящих в пути, таких как переправы через реки, охота, места остановок, и ночевок, количество оленей и собак.

Сегодня в знаках навигации нуждаются транспорт, люди в учреждениях социально-культурного и общественного назначения, туристические зоны отдыха, больничные комплексы. Кроме того, в последнее время стали уделять внимание людям с ослабленным здоровьем. В мире большое количество людей с ослабленным зрением, инвалидов, передвигающихся в колясках, все они также требуют специальных систем ориентации, доступных для их визуального или тактильного восприятия.

Постепенно сформировались художественные системы или концепции в отношении ориентирования в пространстве. В первое время использовались кружочки и стрелки, часто нарисованные от руки фломастером, затем эти знаки стали выводить на компьютере. Во многих учреждениях всегда работал художник – оформитель, выполнявший все задания с помощью трафарета. Дизайнеры внесли новый профессиональный подход к разработке визуально воспринимаемых знаков ориентации в пространстве, появился код, воспринимаемый всеми категориями населения – пиктограмма.

Первые заказчики систем ориентации - музеи и торговые центры были заинтересованы в планировании направлений и маршрутов, что потребовало от дизайнеров разработок новой целостности - информации и графики в одном комплексе. В последние годы графические дизайнеры стали использовать специфический языковой словарь в создании собственных проектов. В основе большинства выдающихся дизайнерских проектов кроме наглядной внешней оболочки лежит комплексная работа по анализу, разработке, техническому воплощению проекта. Активно внедряется и управление, консультирование в области графического дизайна. Специалисты-дизайнеры разрабатывают проекты, в которых тесно переплетаются графический и архитектурный дизайн, архитектоника визуальных объектов – носителей знаковой системы ориентации и цветовые решения. Центральной темой является практика воплощения новых принципов ориентирования в пространстве.

Создание проектов по теме «Система ориентирования в пространстве» требует различных профессиональных знаний и навыков. Крупные проекты требуют совместных действий архитекторов, графических дизайнеров и проектировщиков.

Необходимым составляющим успеха в наше время являются брэндинг и создание имиджа. А брэндинг напрямую связан с идентификационным комплексом и графическим дизайном среды.

Выводы

  1. Желание дизайнера реализоваться в данной перспективной сфере деятельности невозможно без специальных знаний.

  2. Дизайнеры внесли новый профессиональный подход к разработке визуально воспринимаемых знаков ориентации в пространстве, появился код, воспринимаемый всеми категориями населения – пиктограмма.

  3. В последние годы графические дизайнеры стали использовать специфический языковой словарь в создании собственных проектов.

  4. Активно внедряется и управление, консультирование в области графического дизайна.

  5. Педагог-исследователь, консультант, эксперт в области проектно-экологической культуры дизайна – эти профессии очень востребованы в России в настоящий период историко-культурного и информационного развития.

27.12.2017

Красавкина Екатерина Н., Ткалич Светлана К.

Просмотров работы: 366