Социально-культурная сфера (СКС для краткости) рассматривается учеными как система. Социально-культурная система является важнейшим компонентом жизни социума, целенаправленно выполняя функции: культуросохранения, культуротворчества, просветительства, обучения и воспитания, социально-защитные, исследовательские, проектные, коммуникативные, рекреационные, функции досуга и развлечений, информационные, рекламные, консультационные и др.
Дизайн, как средство улучшения визуальной культуры общества в целом, является одной из составляющих СКС, с ярко выраженной коммуникативной функцией.
Дизайн, как полифункциональное средство улучшения внешнего вида, комфорта и визуальной культуры общества в целом, является одной из составляющих СКС, с ярко выраженной коммуникативной функцией.
В социально-культурную сферу входят:
образование и просвещение (школы, узы, учебные центры, курсы повышения квалификации и т.п.);
культура и искусство (музеи, театры, выставочные комплексы, художественные галереи и т.п.);
учреждения досуга, развлечений, отдыха (дома отдыха, клубы, бары, дискотеки, сауны, фитнес-центры, казино, игровые залы, шоу и т.п.);
здравоохранение (больницы, клиники, курорты, санатории и т.п.);
физическое воспитание и спорт (спортивные базы, спортивные комплексы и стадионы и т.п.);
социальное обеспечение (социальные учреждения, центры социального обслуживания, учреждения, оказывающие пенсионные услуги и пр.);
средства массовой информации и коммуникации (радио, телевидение, газеты, журналы, Интернет);
профессиональное гостеприимство – отельный бизнес (гостиницы, отели, мотели);
предприятия общепита (кафе, бары, рестораны, таверны, пиццерии и пр.);
туризм (турагентства, фирмы-туроператоры, турбазы, стайеры);
«Коммерческий» и «некоммерческий» секторы СКС. Согласно Гражданскому кодексу РФ, к коммерческому сектору относятся предприятия, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческая сфера объединяет организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их работа направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей.
Статус некоммерческой организации имеют школы всех уровней, вузы, библиотеки, театры, музеи, СМИ, информационные центры, ассоциации, научные учреждения, общественные организации и т.п. Прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций СКС не распределяется среди учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение). Предпринимательская деятельность служит в данном секторе достижению социальных целей, ради которой созданы эти организации.
Дизайн на стыке коммерческого и некоммерческого сектора СКС. Возможности дизайна проникать в структуру практически любой сферы деятельности человека, связанной с потребностью общества, воздействовать на нее с помощью консалтинговых услуг и перемещать акценты на маркетинговые стороны деятельности, на необходимость создания импрессии (впечатления), на престижность - создает легенды о его уникальности. В определенном смысле с этим можно согласиться, так как к дизайну относится все, что касается визуальной культуры, то есть то, что зримо человеком, и также то, что относится к культуре комфорта, то есть то, что осязаемо человеком.
Потребности общества – это не только переживаемая и осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма, но и развития его личности. Развитие личности – это возвышенная потребность. Живя в обществе, каждый человек имеет потребность в общении с другими людьми, стремится самоутвердиться и самореализоваться, получить определенный статус и признание окружающих. Эта группа потребностей имеет ярко выраженную социальную направленность. Отечественные исследователи условно делят потребности на три группы: биологические, социальные и идеальные.
Американский ученый Абрахам Маслоу подразделял потребности на физиологические, экзистенциональные, социальные, престижные и духовные. К социальным потребностям А.Маслоу относил потребность в социальных связях, общении, привязанности, заботе о других, а также потребность в совместной деятельности.
Дизайн, как средство достижения конкурентоспособности учреждения, функционирует в роли престижной потребности СКС.
Типологию человеческой деятельности рассмотрел отечественный ученый Л.А.Зеленов. Он выделил устойчивые, константные виды деятельности, которые обеспечивают стабильность и историческую преемственность человеческого общества как социальной системы.
Определим место дизайна, опираясь на типологию Л.А.Зеленова. Прежде всего, отметим, что дизайн как самостоятельная область деятельности с начала ХХ века артикулируется в современной науке, образовании и практике. Более того, отметим, что дизайн является оценочной категорией визуальной культуры современного развитого общества.
Дизайн является оценочной категорией визуальной культуры современного развитого общества.
Согласно типологии Л.А.Зеленова, социальная деятельность делится на производство вещей (натуральное, знаковое) и производство людей (биологическое, социальное).
Дизайн, как знаковый вид деятельности (блок «производство вещей»), реализовался в качестве автономной продуктивной единицы в научной и художественной деятельности. Дизайн как социальный вид деятельности (блок «производство людей») реализовался в качестве автономной единицы в педагогической и управленческой деятельности. В управленческой деятельности дизайн сформировался в качестве консалтинговой услуги.
Дизайн за прошедшее столетие реализовался в системе СКС в виде знаковой и социальной деятельности и представляет сегодня специфическую подсистему.
Дизайн за прошедшее столетие реализовался в системе СКС в виде знаковой и социальной деятельности и представляет сегодня специфическую подсистему, включающую:
научную деятельность,
художественную деятельность,
педагогическую деятельность,
управленческую деятельность.
Каждая из вышеназванных областей дизайн-деятельности имеет свои формы выражения, востребованные обществом. В качестве примера назовем педагогическую деятельность в высшей школе, где развиваются направления, необходимые для качественной профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров: история, теория, методологические подходы и дидактические блок-модули.
Выводы
В связи с тем, что востребованность в дизайнерах разных квалификаций сегодня в нашей стране имеет высокий рейтинг, актуальна подготовка педагогов-исследователей, так как каждый проект - это мини-исследование. Студенты должны более трепетно относиться к результатам своей поисковой деятельности.
Дизайн, как средство достижения конкурентоспособности учреждения, функционирует в роли престижной потребности учреждений социально-культурной сферы.
Дизайн является оценочной категорией визуальной культуры современного развитого общества.
2. ПОНЯТИЕ «СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ И КОМПЛЕКСАХ СКС»
Во второй половине ХХ века профессия специалиста «дизайнер-график» получила новое направление, востребованное в мегаполисах, учреждениях и комплексах СКС. Появилась социальная потребность в деятельности специалистов-графиков по системам ориентации.
Некоторые специалисты стали называть систему ориентации «системой навигации», что подчеркивает ее самостоятельный статус в профессиональной деятельности, поддерживаемый специфическими функциональными требованиями. Несомненно, что для людей, имеющих слабое зрение, должны использоваться дополнительные средства ориентации, кроме известных графических. Поиск таких средств ориентации входит в план действий дизайнера, создающего систему ориентации, например, в больничном или санаторном комплексе.
Уточним, что желание дизайнера реализоваться в данной перспективной сфере деятельности невозможно без специальных знаний. Эти знания включают не только основы промышленной графики (создание логотипа, торговой марки, знака, фирменного стиля предприятия), но и более усложненный методологический подход к созданию графической системы ориентации.
Понятие «ориентирование в пространстве» - означает нахождение нужного направления с помощью указателей или знаков. Дизайн знаков ориентирования – это искусство создания знаковой навигации, воспринимаемое визуально, помогающее людям найти нужное направление.
В городской среде, более того, в мегаполисе, жизнь людей невозможна без указателей и специальных систем ориентации.
Самым простым и распространенным видом системы ориентации для людей всех континентов стал отпечатанный на бумаге рисунок или схема, сопровождаемая надписью.
Одна из ранних и своеобразных форм ориентации найдена учеными в традиционной культуре народов Крайнего Севера. Оригинальным примером является графическое сообщение – «тос» юкагирских охотников. На куске бересты с внутренней стороны выдавливались изображения с помощью твердого предмета, возможно, костяной палочки или ножа. В помеченных дуплах деревьев оставлялись охотниками куски бересты с изображениями событий, происходящих в пути, таких как переправы через реки, охота, места остановок, и ночевок, количество оленей и собак.
Сегодня в знаках навигации нуждаются транспорт, люди в учреждениях социально-культурного и общественного назначения, туристические зоны отдыха, больничные комплексы. Кроме того, в последнее время стали уделять внимание людям с ослабленным здоровьем. В мире большое количество людей с ослабленным зрением, инвалидов, передвигающихся в колясках, все они также требуют специальных систем ориентации, доступных для их визуального или тактильного восприятия.
Постепенно сформировались художественные системы или концепции в отношении ориентирования в пространстве. В первое время использовались кружочки и стрелки, часто нарисованные от руки фломастером, затем эти знаки стали выводить на компьютере. Во многих учреждениях всегда работал художник – оформитель, выполнявший все задания с помощью трафарета. Дизайнеры внесли новый профессиональный подход к разработке визуально воспринимаемых знаков ориентации в пространстве, появился код, воспринимаемый всеми категориями населения – пиктограмма.
Первые заказчики систем ориентации - музеи и торговые центры были заинтересованы в планировании направлений и маршрутов, что потребовало от дизайнеров разработок новой целостности - информации и графики в одном комплексе. В последние годы графические дизайнеры стали использовать специфический языковой словарь в создании собственных проектов. В основе большинства выдающихся дизайнерских проектов кроме наглядной внешней оболочки лежит комплексная работа по анализу, разработке, техническому воплощению проекта. Активно внедряется и управление, консультирование в области графического дизайна. Специалисты-дизайнеры разрабатывают проекты, в которых тесно переплетаются графический и архитектурный дизайн, архитектоника визуальных объектов – носителей знаковой системы ориентации и цветовые решения. Центральной темой является практика воплощения новых принципов ориентирования в пространстве.
Создание проектов по теме «Система ориентирования в пространстве» требует различных профессиональных знаний и навыков. Крупные проекты требуют совместных действий архитекторов, графических дизайнеров и проектировщиков.
Необходимым составляющим успеха в наше время являются брэндинг и создание имиджа. А брэндинг напрямую связан с идентификационным комплексом и графическим дизайном среды.
Выводы
Желание дизайнера реализоваться в данной перспективной сфере деятельности невозможно без специальных знаний.
Дизайнеры внесли новый профессиональный подход к разработке визуально воспринимаемых знаков ориентации в пространстве, появился код, воспринимаемый всеми категориями населения – пиктограмма.
В последние годы графические дизайнеры стали использовать специфический языковой словарь в создании собственных проектов.
Активно внедряется и управление, консультирование в области графического дизайна.
Педагог-исследователь, консультант, эксперт в области проектно-экологической культуры дизайна – эти профессии очень востребованы в России в настоящий период историко-культурного и информационного развития.
27.12.2017
Красавкина Екатерина Н., Ткалич Светлана К.