ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕМАТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

От автора: северный Кавказ -  моя родина. Я там родилась и училась, я впитала особенности культурных традиций коренных жителей.

Для современных дизайнеров важно знать ценности культурных достижений народов Российской Федерации, которые могут применяться в проектных предложениях для заказчика. В перспективе каждый дизайнер мечтает принять участие в международном проекте. Для этого необходимо освоить навык структурно-информационного подхода к систематизации наследия.

Многие ученые, социологи, политологи, педагоги-практики понимают, что единство и благополучие страны неразделимы. Атмосферу достоинства и паритета создает и уважительное отношение к достижениям народов РФ.   И все же основная воспитательная функция заложена в прагматике, эстетике, этике практических заданий для школьников, затем и студентов вузов, которые являются отражением образовательной стратегии учебных заведений.

«Программа профессиональной подготовки дизайнеров на основе изучения этнохудожественного наследия народов России в условиях глобализации и конвергенции способствует открытому образованию и намечает пути адаптации этнических культур в условиях конвергенции» [9,10].

 На разных континентах планеты живёт множество народов, и у каждого из них своя, особенная, с национальными маркерами, культура. Вся Россия - как средоточие национальных культур народов Российской Федерации. Важную координирующую и организующую функцию выполняют этнокультурные центры в городах нашей страны.   Этнокультурные центры являются не только средством удовлетворения и совершенствования национальных культурных потребностей, но и важным механизмом перестройки национальных отношений [1, 6,7].

Целью нашего исследования является попытка показать дизайнерам особенности орнаментального искусства народов Северного Кавказа. Мы концентрируем внимание на орнаментальных достижениях  карачаевского и адыгейского  народов.

У карачаевского народа, как и у адыгейского, своеобразный стиль орнамента. Орнаментальные симметричные композиции включают в себя, как правило, разнообразие растительного мира, роговидные завитки животных, трилистники. Традиционным орнаментом у обоих народов   является узор «бараний рог», его истоки появления связаны с древним культом животных.

Первоначально орнамент у всех народов выполнял функцию охранительного знака, его вышивали скрученными нитями или выполняли особым техническим приемом, в зависимости от материала -  местного сырья, например, в виде накладно или вшивной аппликации.

И сегодня эти орнаментальные «метки», словно эхо племенной обособленности, выполняют завещанную им перекличку поколений. Исследователи, педагоги, аспиранты называют их «художественными маркерами».  Специалисты по рекламе называют их «национальными кодами», искусствоведы и культурологи оперируют в статьях и устных выступлениях «семиотическими системами» разного масштаба: локальными или региональными.

Для населения и сегодня, в первой четверти 21-го века,  орнаментальные «метки» воспринимаются (то с улыбкой, то с иронией, то с пиететом)  персональным или семейным «оберегом». Например, орнамент «бараньи рога» предназначен для мужчин: должен  оберегать и наделить человека выносливостью и силой.

Растительные мотивы узора тоже были связаны с культовыми поклонениями. В древности верили в магическую силу плодовых деревьев. Также почтительно относились к  деревьям, растущим на склонах гор и в низинах: это  липа, ясень, дуб, боярышник, которые могли исцелить от болезни. Таким образом, листья этих деревьев также использовались в качестве оберега, который приносит «счастье» (или здоровье) в дом.

Трилистник должен был привлечь положительное внимание природных сил и  привлечь  «удачу» для человека в делах.

Этнокультурное образование является важной составляющей для подготовки дизайнера. В России система этнокультурного образования уже много лет определена как обязательная в школах, колледжах и в вузах [1,7]. Однако программа может иметь разный уровень освоения. Например, программа может быть «настроена» только на  обще-теоретическую познавательную, научно-исследовательскую, информативную область изучения. Например, всех привлекает тема   об этнохудожественных жанрах  искусства, которые сосредоточены в локальных ареалах нашей страны. Важным источником для дизайнеров является   не только общее знание, но и конкретика знаковых кодов традиционной культуры. Многие педагоги испытывают тревогу за грамотное оформление российской упаковки экспортной продукции [3,5].

Таким образом, одна из задач педагогов в вузах: научить студентов не только пассивно познавать, визуально изучать, но и структурировать результат своих поисков, создавать софт-контент художественной и графической культуры.

Для дизайнеров открывается огромное пространство этнокультурных маркеров, которые рекомендуется использовать в проектировании ландшафтного дизайна, интерьеров и внешнего облика архитектурных объектов данного региона, в моделировании одежды.

Это могут быть гостиницы для туристов, социально-культурные центры для населения, павильоны-экспозиции творчества народных мастеров, галереи арт-объектов с элементами этнодизайна из мифологии, устного народного творчества, поэзии. Объекты этнодизайна, туристские комплексы могут создаваться не только в регионах России, но и на территории другой страны в международных проектах [8].

Появление в педагогической практике подготовки дизайнеров  нового понятия о «региональной художественной константе»  помогает  графикам сформировать свое собственное творческое кредо, создавать интересные, неповторимые проекты [4].

Большой интерес вызывает целенаправленная работа студентов магистратуры, аспирантуры, определивших для себя выбор профессионального вектора. Происходит погружение в область знаний, которые многие знают лишь по кинофильмам, постепенно формируется компетентный специалист [2,4,5].

Вывод. Орнамент любого народа может быть известен всему миру, если его будут использовать дизайнеры.  Но для этого у дизайнеров должны быть информационные альбомы культурных маркеров, лабораторные и  практические задания, понуждающие студентов приобщаться к необходимым знаниям для современного культурного человека, тем более для специалиста-дизайнера, востребованного в секторах креативной индустрии.

Литература

1.     Бакланова Т.И. Проблемы этнохудожественного образования в содержании профессиональной подготовки студентов педагогического вуза [Текст] // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. - 2015. - № 1. - С. 27-31.

2.     Веретехина Виктория Ваизовна. 4 курс. Статья «Россия: истоки зарождения графического искусства -  петроглифы». Нижний Новгород. Россия НОО "Профессиональная наука". Сентябрь 2017.  [email protected]. Диплом.

3.     Горбунов И.В., Ткалич С.К. Упаковка как отражение преподавания национальной специфики российской школы дизайнеров-бакалавров. // "Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований". - 2016. - № 11-2.  - С. 323-325.         Педагогические науки.

4.     Красавкина Е.Н. Статья. Образовательный информационный контент «Этнодизайн России» как культурно-технологическая основа для проектов дизайнеров. Статья. // Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник». Педагогические науки / По материалам IX Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный Форум» - 2017. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2017/2624/29953

5.       Кулешова О.Д., Ткалич С.К. Визуальные маркеры экспортной продукции на основе национально-культурного компонента. //Сборник научных трудов конференции. Чебоксары, ЦНС Интерактив плюс», 2017. С.382-384.

6.     Ткалич С.К. Региональная художественная константа. Монография. - М., 2011. - 110 с.

7.     Ткалич С.К. Региональный вектор дизайн-образования: роль этнопедагогики в культурно-языковой технологии дизайна. Статья. // Международная конференция «Этнопедагогика: история и современность». МГПУ им. И.П. Шамякина. - Мозырь: Беларусь. Октябрь 2013. - С. 236-239. ISBN 978-985-477-330-8.

8.     Ткалич С.К., Ткалич А.И. Навигатор партнёрской деятельности для фиксации художественных и графических индикаторов культурного ландшафта территории. / NAVIGATOR PARTNERSHIP ACTIVITIES FOR FIXING ARTISTIC AND GRAPHICAL INDICATORS OF THE CULTURAL LANDSCAPE OF THE TERRITORY. //Прага Чехия. Международный журнал «European Review of Social Sciences» (Европейское обозрение общественных наук). С. 64-78.   ISSN 2336-422X.

9.     Ткалич С.К., Ушкова Н.В. Профессиональная подготовка дизайнеров на основе знаний о разнообразии этнохудожественного наследия в условиях глобализации и конвергенции. //Международный научный студенческий Форум 2015. Педагогические науки. [email protected].

10.           Шавкунова А. Г. Статья. Мультимедийное дизайн-сопровождение мероприятий и его коммуникативная функция // Научные исследования: теория, методика и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 мая 2017 г.) - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 77-80. - ISBN 978-5-9500297-4-5.

 

Приложение  «Инфобиблиотека»

 

 

   РИС. 1. «бараньи рога» - орнамент карачаевского народа.

 

 

 

  РИС. 2. «бараньи рога» - орнамент адыгейского народа.

 


   

 РИС. 3.  трилистник - орнамент карачаевского народа.

 

РИС. 4.  растительный орнамент адыгейского орнамента.

 

Просмотров работы: 100