ГРАМОТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ШРИФТА И ШРИФТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГРАМОТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ШРИФТА И ШРИФТОВЫХ СОЧЕТАНИЙ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Леттеринг(от англ. letter, что означает и «письмо, сообщение», и «буква»). К сожалению, определение этому слову сложно найти в словарях. Но те, кто занимаются леттерингом, говорят, что это «рисование букв» [1, 2].

.«Шрифты у древних часто были несоизмеримы с современными, употребляемыми нами в правописаниях, что наложило мощный отпечаток на запоминающее их воздействие на память и сознание современных людей нашей планеты Земля» [5].

В России, как и везде в мире, первоначально переписывали книги вручную, что сформировало важный художественный компонент «буквицы». С появлением типографий использовали наборные шрифты. На определенное время это было своеобразной классикой ручного набора, вплоть до появления современных типографий с электронным оборудованием. Сегодня в России, на наш взгляд, профессия, в которой важно мастерство художественного шрифта, угасает. Есть возможность использовать огромное количество шрифтов, заложенных в базу компьютеров. Однако в восточных странах искусство каллиграфии не забыто, воспринимается исключительно современным видом дизайнерского мастерства. Российским дизайнерам следует обратить на этот факт внимание.

Проблема отсутствия должной грамотности в области типографики широко распространена среди дизайнеров на постсоветском пространстве. Деградация леттеринга начала осуществляться по прошествии периода правления И.В. Сталина (1922 – 1953 гг.), где преобладали строгость подхода к работе и визуальная культура дореволюционной России. С середины 1950-х годов XX века стандарты устоявшихся шрифтов постепенно размываются, идет поиск новых средств выражения – начался период «оттепели». Художники-оформители того времени часто не имели специальной подготовки в области шрифтов, поэтому появляются как образцы безвкусицы, так и недобросовестности исполнения. Данный процесс можно проследить и сейчас, на примере московского метрополитена, – достаточно изучить надписи с названиями станций разных десятилетий.

Спад в какой-либо области обусловлен закономерным уменьшением педагогов-шрифтовиков, которые смогли бы обучить новое поколение. Поэтому на фоне опыта предыдущих лет малое количество профессиональных отечественных дизайнеров не вызывает вопросов. Появление компьютеров с огромным количеством готовых шрифтов практически исключило потребность в педагогах-шрифтовиках.

Сегодня, на постсоветском пространстве, графический дизайн не воспринимается в качестве серьёзной отрасли, что, на наш взгляд, является проблемой, требующей разрешения.

Многие топ-менеджеры не считают необходимым нанимать профессионального дизайнера для разработки брендинга и логотипа компании, нанося ущерб не только себе, но и репутации корпорации, а глобально - всего российского дизайна.

На сегодняшний день наша задача состоит в распространении обучающего материала, обмене опытом; в воссоздании визуальной культуры, что подтверждает актуальность данной статьи. Искусство типографики является одним из ключевых элементов в области графического дизайна, так как выполняет важную функцию – осуществление коммуникации между поставщиком услуг и потенциальным клиентом.

Это визуальный диалог, аналогичный вербальному общению между людьми. Способ донесения информации меняется, но правила остаются теми же – корректное обращение с целью в виде достижения правильного понимания, получения эмоционального отклика и заинтересованности. Необходимым инструментом для выполнения этой задачи является не только грамотная речь, но также правильная интонация.

Если в сфере дизайна речью является текст, то функция интонации осуществляется за счёт шрифта, шрифтовых сочетаний.

К разным проектам необходим разный подход. Прежде чем приступать к разработке дизайна, необходимо ответить на два вопроса:

  1. чем занимается компания, производством какого продукта?

  2. что я хочу донести до её потенциального клиента?

Исходя из выводов проведённого анализа, мы можем определить назначение шрифтовых блоков дизайна и выбирать лучшие шрифты из выявленной категории.

Например, шрифт для бизнеса должен соответствовать строгому корпоративному стилю, олицетворять собой надёжность и дисциплину, вызывать доверие. В данном случае обязательными критериями являются чёткость линий, аккуратность форм, удобочитаемость текста.

Под данное описание попадают многие шрифты семейства Serif (Times New Roman, Palatino, ITC Bodoni и т.д.), особенностью которых является наличие засечек, придающих им классический стиль.

В то же время, для компаний с менее официальным имиджем подойдёт San-Serif (Arial, Gotham, Interstate и т.д.) – шрифтовое семейство без засечек, за счёт чего отличается своим современным видом.

Важным критерием при выборе шрифта является его историческая классификация в соотношении со спецификой имиджа компании и её традиционной или модернистской направленностью.

Далее проведём краткий обзор основных шрифтовых стилей: старого переходного, нового. Необходимо понимать, как сильно могут повлиять незначительные, на первый взгляд, изменения деталей на общее восприятие текстового блока.

Старый шрифт. Шрифт, который на сегодняшний день называется «старым» сформировался на основе работ французского пуансониста Клода Гарамона и его последователей, в эпоху, когда технологии книгопечатанья не были развиты на достаточно высоком уровне.

Гарнитуры Garamon характеризуются плавными переходами в основной штрих, округлыми засечками и чёткостью форм, что делает текст лёгким для чтения.

Переходный шрифт. Образцом переходного стиля является шрифт Baskerville, созданный в середине XVIII века английским каллиграфом Джоном Баскервилем. Стилистика гарнитуры приобрела более элегантные формы: по сравнению с Garamon контраст между тонкими и толстыми штрихами становится более выраженным, появляется острота контуров, засечки отличаются большей изящностью.

Новый шрифт. Bodoni, шрифт нового стиля, был разработан в конце XVIII века итальянским типографом Джамбаттистой Бодони, когда типографика достигла пика изысканности.

Данная гарнитура характеризуется отсутствием округлых переходов, максимальной контрастностью ширины штрихов и прямотой линий. Шрифт сочетает в себе простоту и элегантность, и несмотря на небольшую высоту строчной буквы, визуально кажется широким, насыщенным.

Процесс выбора шрифта для дизайнерского проекта недооценивается многими молодыми специалистами ввиду недостаточного количества опыта и теоретических знаний. Существует ошибочное мнение, что выяснение деталей по типографике не предусматривает больших временных затрат ввиду визуальной схожести многих шрифтовых гарнитур. Данное заблуждение, как правило, является причиной низкого качества итогового макета.

В итоге готовый дизайн не справляется со своей основной задачей – успешная коммуникация с потенциальным клиентом. В вопросах типографики важна каждая деталь, именно поэтому профессиональные дизайнеры выделяют на данный аспект работы так много времени.

Как было сказано ранее, каждый проект нуждается в индивидуальном подходе, однако, данное обстоятельство не отменяет наличие общих правил, следование которым обязательно для достижения качественного результата.

В первую очередь важен такой параметр как разборчивость гарнитуры, её лёгкое визуальное восприятие. Шрифты, сохранившие основные формы букв, более читабельны, чем узкие, широкие, вычурные или абстрактные. При выборе должно учитываться множество нюансов, в том числе контрастность штриха, подстрочечная и надстрочечная длина. Также большое значение имеет пропорциональность, которая достигается за счёт кернинга, т.е. регулировки интервала между символами. Однако стоит принимать во внимание, что даже правильно подобранный шрифт не будет работать при неудачной вёрстке.

Цветовое сочетание текста и фона также влияет на читабельность предоставляемой информации. Контраст в виде тёмного текста на светлом фоне (или наоборот) значительно повышает шанс того, что на текст не только обратят внимание, но и удержат на нём взгляд.

Расстановка акцентов является одним из ключевых моментов при разработке шрифтовой композиции. Вследствие высокоскоростного ритма жизни и огромного количества информации, у человека остаётся несколько секунд, чтобы остановить свой взгляд на одном из тысячи объявлений, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно.

Мало кто будет тратить своё время на детальное рассмотрение однообразного текстового блока, какой бы интересной и читабельной не была бы гарнитура шрифта. Учитывая данное обстоятельство, дизайнер должен уметь направить взгляд потенциального клиента на наиболее важные фразы.

Привлечь внимание к определённым деталям можно при помощи изменения цвета и визуального веса, увеличения размера кегля, построения динамичной текстовой композиции. Однако не стоит чрезмерно увлекаться экспериментами – в противном случае читатель может перестать воспринимать информацию, сконцентрировавшись лишь на оформительской составляющей.

Приём сочетания двух разных шрифтов является одним из распространённых способов проставить акценты, и особенно актуален при отделении заголовка от основного текста.

Удачное комбинирование шрифтовых пар предполагает контраст, построенный не только на различиях, но и на общих чертах. Полностью противоположные или слишком похожие гарнитуры не будут осуществлять гармоничное взаимодействие. Классическим вариантом является дуэт Serif и Sans Serif – надёжное сочетание, обеспечивающее слаженный вид текста.

В то же время вёрстка не будет работать при комбинировании шрифтов одной группы – данное обстоятельство создаст излишнее напряжение и типографическую грязь. Другими распространёнными ошибками являются непонимание настроения гарнитур, отсутствие должного контраста в размерах кегля, использование более двух шрифтов в одном тексте.

Вывод. Основная задача типографики в рамках графического дизайна заключается в осуществлении визуальной коммуникации с потенциальным клиентом. Успешное донесение информации предполагает совмещение общих правил и индивидуального подхода.

Отправной точкой проекта является определение направленности компании, тематики услуг и характеристики целевой аудитории (возрастной, социально-статусной, профессиональной).

После выбора гарнитуры перед дизайнером становится задача в виде грамотной подачи материала за счёт своих профессиональных навыков.

Работающая типографика – это удобочитаемый текст, гармоничность композиции и шрифтовых сочетаний, правильная расстановка акцентов. Типографика – это искусство, которому нужно учиться ни один год. Это движение вперёд и постоянное стремление к совершенствованию.

Литература

  1. Леттеринг - Перевод статьи «Lettering is Not Type: Clear Definitions for Commonly Abused Terms» от шрифтового дизайнера Stephen Coles о важности понимания терминологии типографики – см. Википедия.

  2. «Леттеринг» или рисование словами – Eggheado: Art – Medium https://medium.com/eggheado-art/9d54cd31725c.
  3. Каллиграфия и Леттеринг. Электронный ресурс. Режим доступа: //pikabu.ru/storу kalligrafiya_i_lettering.
  4. Кочетков А.В. Учебные материалы: Строительство, дизайн, архитектура: разработка научных основ. – М.: Архитектура, 2013. Режим доступа: https://books.google.ru/books?isbn=5906223401.
  5. Мельников В. СЛОВОНОМИЯ. СЛОВОНОМИЯ – НАУКА (СЛОЭНА) СЛОВОЗНАНИЙ. 2017. Режим доступа: https://books.google.ru/.
  1. Журнал «Шрифт». Краткая история геометрических гротесков в .... Режим доступа: https://typejournal.ru/articles.
  1. Вайнберг С. Объясняя мир: Истоки современной науки. 2017. Режим доступа: https://books.google.ru.
  2. Дубина Н. Шрифт в России от Петра до наших дней. – М.: МГУ им. Ломоносова. Режим доступа: https://www.msu.ru.press.
  3. Крейг Дж., Скала И. Шрифт и дизайн. Современная типографика. / Пер. с англ. А. Литвинова, Л. Родионовой. – СПб.: Питер, 2016. – 176 с.: ил.

  4. Шпикерманн Э. О шрифте / Пер. с англ. Л. Лаврухиной. – Москва, «Манн, Иванов и Фербер», 2017.

  5. Designyourway. Как подобрать правильный шрифт для своего дизайна /Пер. с англ. Sayhi, 2015.

Просмотров работы: 109