РОЛЬ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью статьи является попытка проанализировать роль и влияние фотографических проектов на современное общество. Показать, что руки – это важный инструмент в познании окружающего мира, других людей и самих себя.

В современном мире пространство вокруг людей крайне насыщено информацией, которую иногда трудно воспринимать и применять практически. Общество легче принимает визуальные образы, которые можно интерпретировать, воспроизводить в памяти. Здесь помогает фотография, влияние которой на культуру и искусство XX века сложно переоценить. Изобретение фотографии дало возможность человеку в большей степени овладеть собственной памятью, увидеть то, что скрыто от непосредственного взора, демонстрировать образы, на которые мы никогда бы не обратили внимание в реальности или объекты вовсе фантастические, созданные искусственно с помощью специальных средств [1, с. 8].

Сначала фотографирование чего-либо неохотно признавалось, так как сложно было понять, насколько фотография может конкурировать с живописью. По прошествии времени стало видно различие. «В то время как «художник сохраняет в своей работе нормальную дистанцию по отношению к реальности своего предмета», аппаратура кинооператоров и фотографов позволяет им «глубоко проникать в ткань данной реальности». Фрагментация и сила детали проистекают, как из способности техники приближаться к вещам, так и из ее манеры вырезать и регистрировать видимости» - так говорит в своей книге французский специалист по истории и теории фотографии – Андре Руйе [5, с. 117].

Поскольку каждая фотография — всего лишь фрагмент, ее моральный и эмоциональный вес зависят от того, куда она помещена. Фотография меняется в зависимости от контекста, в котором мы ее видим: фотографии какого-либо объекта будут выглядеть по-разному, если мы будем рассматривать их в виде контрольного отпечатка, в галерее, на политической демонстрации, в полицейском досье, в фотографическом журнале, в книге, на стене гостиной [6, с. 142]. Здесь стоит сказать, чем значима тема моего проекта. Под одним из пяти чувств я предполагаю – осязание. Целью моего фотографического проекта является показать, какое значение в нашей жизни занимает осязание, а в особенности, руки.

Осязание еще по-другому называют «способностью чувствовать». И это не случайно. Многим из людей кажется, что это так естественно и вполне логично прикасаться к предметам, людям, животным, а также чувствовать тепло или же холод. Человек посредством прикосновений и тактильного контакта узнает о мире намного больше, нежели бы он это делал глазами или посредством вкусовых рецепторов. Просто представьте себе, сколько различных предметов, поверхностей, текстур вы осязаете за свою жизнь. Сколько вещей проходят через ваши руки каждый день, некоторые из них переходят к другим людям и сколько отпечатков наших пальцев хранятся в разных городах, домах, общественных зданиях. Существует специальная наука, занимающаяся различными рода прикосновениями, - хаптика. Хаптика — наука об осязании и прикосновении, о коже как органе восприятия и творчества, о тактильных формах деятельности и самовыражения. В широком и притом научно строгом смысле этого термина осязание включает в себя все разнородные и многообразные ощущения, доставляемые прикосновением данного тела к наружным предметам или среде, включая кинэстетические, температурные и болевые [8, с. 16].

В серии фотографий «Одно из пяти видов чувств», есть два направления демонстрации осязания: первое – тактильные ощущения по мере развития человека, второе – деятельность рук как таковая.

Желание прикасаться, щупать все вокруг себя человек испытывает с малых лет. Изучая предметы, игрушки, маму и папу ребенок обязательно должен их потрогать, пощупать. Именно в этом случае у малыша формируется полный образ (рис.1, 2).

Затем ребенок растет, идет в детский сад, школу, но еще желает непременно ощущать свою руку в чьей-то родной и надежной руке (рис.3). Важную роль в данном показе фотографий имеет кадрирование, способность вычленить из картинки фрагмент, наиболее ярко иллюстрирующий данную тематику.

Касание рук — это одно из первых выражений симпатии двух людей. В подушечке каждого пальца на руке около 3000 сенсорных рецепторов. Поэтому даже мимолетное прикосновение человека, который тебе нравится, дарит наслаждение большее, чем, если ты просто смотришь на него (рис. 4). Между ощущениями трогающего и трогаемого — наименьшая разница, если сравнить с таким же разделением активных и пассивных состояний в других органах чувств. Между речью и слухом, между показыванием и зрением, между испусканием и вдыханием запаха или приготовлением и вкушением пищи — огромная разница в самих способах воздействия и восприятия. Между тем в области осязания между воздействием и восприятием почти нет различия в качестве ощущений. Одним и тем же прикосновением мы осязаем сами и делаемся осязаемыми для других [8, с. 23].

Люди скрепляют свой союз брачными узами, надевая на руки кольцо, и идут всю жизненную дорогу, держа другого за руку и в радости, и в беде. Большое счастье испытывает пара, когда узнает, что у них будет ребёнок, и как трепетно мужчина осязает живот своей избранницы (рис.5).

В старости кожа рук теряет свою эластичность, покрывается шрамами, как воспоминание о длительном пути жизни, на котором осязание было верным помощником. Иногда воспринимая зрительно, человек может этого не подметить, но специфика фотографии такова, что запечатлевается лишь то, что попало в поле зрения объектива. В этом процессе фотография аналогична зрительному акту. Но на фотографии запечатлевается то, на что было направлено внимание автора, даже в ситуации с любительским снимком.

С помощью рук человек может создавать уникальные вещи: будь то картины, извлеченная из-под пальцев музыка или просто какие-либо бытовые мелочи (рис. 7) , но в то же время этими же руками человек способен разрушать всё то, что он так долго создавал (рис. 8).

Прикосновения к какому-либо объекту способны улучшить душевное состояние человека, успокоить его (рис. 9), дать ассоциации для улучшения настроения с помощью «памяти кожи». Наша кожа способна запомнить, какое тепло или текстуру мы почувствовали в определенные момент, и в повторяющемся случае может выдать человеку воспоминания, связанные с предыдущим опытом.

Руки играют большую роль в жизни слепых и глухонемых людей. На осязании основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых и слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации — восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля). Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. «Слушание» речи слепоглухонемыми по способу «чтения с голоса» заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь [4, с. 208]. Для глухонемых руки выступают средством коммуникации с окружающими, возможностью показать свои эмоции, выразить чувства (рис. 10, на котором глухонемая девушка сложила руки в знак молчания и нежелания говорить с человеком). В данном снимке органично смотрится черно-белое сочетание цветов, заставляющее смотреть не на форму объекта, а на саму суть и мысль, которая передается через образ.

Обобщая вышесказанное, хочется сказать, что через фотопроект можно и нужно доносить волнующие людей мысли, прививать ценности. Визуальное восприятие фотографии в информационном мире выше, чем текстового материала. Текст можно при желании пропустить, а на фото взгляд ложится повсеместно, и поэтому важно наполнять смыслом, сделанные фотоснимки. Так же с помощью выставляемых и создаваемых фотопроектов можно привлечь внимание общественности к социальным проблемам современного общества, тем самым выступая в качестве напутственного координатора.

Литература

  1. Деникин А. А. Цифровая фотография и современное искусство: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. М.:Нестор-История, 2016. — 224 с.

  2. Петерсон, Брайан В поисках кадра. Идея, цвет и композиция в фотографии / Брайан Петерсон; пер. с англ. Ю. Пиминовой — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 160 с.

  3. Рисслер, Альбрехт Язык композиции. Создаем выразительные фотографии / Альбрехт Рисслер; пер. с англ. Ю. Цыганковой; [науч. ред. А. Железнов, Е. Петрова]. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 192 с.: ил.

  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил

  5. Руйе. А. Фотография. Между документом и современным искусством / пер. с фр. - СПб.: Клаудберри, 2014. - 712 с., ил.

  6. Сонтаг, С. О фотографии. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. — 272 с.

  7. Хорошилов Андрей Алексеевич – Фотография и визуальное восприятие / Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология – 2015 г. №1 – 33-40 с.

  8. Эпштейн М.Н. Философия тела / Тульчинский Г.Л. Тело свободы. - СПб.: Алетейя, 2006, С. 16-38

Приложение

Рис 1. Первые познания своего тела Рис. 2 Изучение предмета через осязание

Рис. 3. Переплетенные руки мамы и дочери Рис. 4. Сплетение рук влюбленных

Рис. 5. Молодая семья Рис. 6. Образный семейный знак

Рис. 7 Игра на фортепиано Рис. 8 Внезапное разрушение конструкции

Рис. 9 Успокаивающее тепло от кофе Рис. 10 Руки глухонемой девушки

Просмотров работы: 93