РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВОЙ ФИРМЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВОЙ ФИРМЫ

Карпенко Т.А. 1, Зайцева Н.О. 1
1НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективное управление предприятием в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. Правильный выбор программного продукта и фирмы-разработчика — это первый и определяющий этап автоматизации любой компании.

Автоматизация c каждым днём приобретает всё большую роль в производственной деятельности и жизни человеческого общества, в удовлетворении его растущих информационных потребностей.

Данная работа посвящена изучению области страхования и разработке информационной системы страховой фирмы.

Цель курсовой работы — разработка информационной системы страховой фирмы.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать предметную область

  • спроектировать информационную систему

  • разработать конфигурацию в 1с

  • провести тестирование разработки

Результатов выполнения работы является разработка конфигурации информационной системы страховой фирмы на платформе 1С:Предприятие.

В данной работе выбран структурный подход, то есть для разработки моделей используются программные продукты AllFusion Process Modeler (ранее BPwin) и AllFusion ERwin Data Modeler (ранее ERwin).

Данная курсовая работа содержит в себе введение, 4 раздела, заключение и 24 рисунка.

1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

Первый шагом в разработке информационной системы является анализ предметной области. На данном этапе анализируются запросы пользователей, в соответствии с ними определяется цель создания информационной системы, выбираются информационные объекты и их характеристики, которые определяют содержание проектируемой базы данных.

Целью создания информационной системы «Страховая компания» является учет клиентов страховой компании, ведение документации, ведение финансовых движений страховой компании.

Завершенной информационной системой могут использоваться любые фирмы, занимающиеся страхованием граждан и их имущества. С точки зрения пользователя, информационная система «Страховая компания» должна хранить всю необходимую информацию для страхования граждан и их имущества, а так же выдавать ее по требованию в понятном и наглядном виде, а так же информационная система должна быть проста в использовании.

Страховая компания - юридическое лицо (организация), целью которой, как и всех других компаний, является получение прибыли.

Каждый из нас, кто покупает страховой полис (страхователь) платит в страховую компанию страховой взнос, который пополняет страховой фонд. Таким образом, мы покупаем уверенность в том, что, в случае необходимости, из него нам будет выплачено страховое возмещение в полном объеме[17].

Клиентов много, взносов много, а вот несчастных случаев, и соответственно страховых выплат, происходит мало.

Поэтому если у кого-то из произошел страховой случай, он получает из этого фонда возмещение, иногда значительно превышающее уплаченный им страховой взнос.

То есть фактически идет перераспределение средств: взносы тех, у кого ничего не произошло, уходят на выплату тем, у кого что-то произошло.

Страховая компания имеет дело с оценкой вероятности наступления страхового случая и с оценкой риска. Чем ниже вероятность наступления случая, тем дешевле страховой взнос.

Страхова́ние — отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии)[18].

Страхование (страховое дело) в широком смысле включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование, взаимное страхование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.

В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов — самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.

Экономическая сущность страхования состоит в создании страховых фондов за счёт взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба (чаще всего — у лиц, участвующих в формировании этих фондов). Поскольку возможный ущерб носит вероятностный характер (страховой риск), то происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве, так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счёт взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов[18].

Существуют три основные формы организации страхового фонда:

  1. Централизованные страховые (резервные) фонды, создаваемые за счёт бюджетных и других государственных средств. Формирование данных фондов осуществляется как в натуральной, так и в денежной форме. Государственные страховые (резервные) фонды находятся в распоряжении правительства.

  2. Самострахование как система создания и использования страховых фондов хозяйствующими субъектами и людьми. Эти децентрализованные страховые фонды создаются в натуральной и денежной форме. Эти фонды предназначены для преодоления временных затруднений в деятельности конкретного товаропроизводителя или человека. Основным источником формирования децентрализованных страховых фондов служат доходы предприятия или отдельного человека.

  3. Собственно страхование как система создания и использования фондов страховых организаций за счёт страховых взносов заинтересованных в страховании сторон. Использование средств этих фондов осуществляется для возмещения возникшего ущерба в соответствии с условиями и правилами страхования.

Существуют разные подходы к классификации страховой деятельности. В большинстве стран мира выделяют две разновидности страхования: страхование жизни и виды страхования, не связанные со страхованием жизни. Данная классификация применяется при разработке нормативно-правовых документов, анализе страхового рынка и решении других вопросов[18].

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВОЙ ФИРМЫ

Существует более 20 технологий проектирования организационно-технических систем и несколько сотен инструментов, предназначенных для автоматизации этого процесса. Поэтому, с учетом временного фактора, сравнительный анализ был ограничен двумя наиболее популярными на российском рынке продуктами:

  1. AllFusion Process Modeler.(BPwin)

  2. AllFusion ERwin Data Modeler (ERwin).

AllFusion Process Modeler является средством программной поддержки моделирования в трёх методиках - IDEF0, DFD, IDEF3 - и позволяет строить как гибридные функциональные модели, состоящие из диаграмм, разработанных в различных методиках, так и функциональные модели - в любой из этих методик[1].

Проверка синтаксиса модели. AllFusion Process Modeler умеет проверять создаваемые модели с точки зрения синтаксиса выбранной методологии, проверяет ссылочную целостность между диаграммами, а также выполняет ряд других проверок, чтобы помочь вам создать правильную модель, а не просто рисунок. При этом сохраняются главные преимущества рисунка – простота создания и наглядность[6].

Для того чтобы документировать механизмы передачи и обработки информации в моделируемой системе, используются диаграммы потоков данных (Data Flow Diagrams). Диаграммы DFD обычно строятся для наглядного изображения текущей работы системы документооборота организации. Чаще всего диаграммы DFD используют в качестве дополнения модели бизнес-процессов, выполненной в IDEF0[1].

Диаграммы потоков данных используются для описания документооборота и обработки информации. Главная цель DFD - показать, как каждая работа преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими работами.

Любая DFD-диаграмма может содержать работы, внешние сущности, стрелки (потоки данных) и хранилища данных.

Данная курсовая работа будет проектироваться в модели DFD с учетом предметной области. Первым делом необходимо составить контекстную диаграмму.

Контекстная диаграмма — это модель, представляющая систему как набор иерархических действий, в которой каждое действие преобразует некоторый объект или набор объектов. На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма деятельности склада.

Рисунок 1 – Контекстная диаграмма системы страховой фирмы

Декомпозируем контекстную диаграмму на 3 функциональных блока(рис.2):

  • Занесение данных

  • Заключение договора

  • Формирование отчета

Также декомпозиция содержит еще один блок «База Данных», в которую заносится вся входящая информация.

Рисунок 2 – Декомпозиция контекстной диаграммы

Следующим шагом необходимо создать диаграмму состава конфигурации, которая отображает информацию базы данных (рис 3).

В диаграмму входят справочники, документы и регистры.

Рисунок 3 - диаграмма системы складского учета

В процессе моделирования бизнес-процессов была изучена и спроектирована нотация DFD.

3.РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВОЙ ФИРМЫ

Разработка информационной системы будет осуществляться в системе «1С: ПРЕДПРИЯТИЕ».

«1С:Предприятие» является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счет своей универсальности система «1С:Предприятие» может быть использована для автоматизации самых различных участков деятельности организаций, предприятий[20].

Основной особенностью системы «1С:Предприятие» является ее конфигурируемость. Собственно система «1С:Предприятие» (платформа) представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области. Конкретный набор объектов, структуры информационных массивов, алгоритмы обработки информации определяет конкретная конфигурация. Вместе с конфигурацией система «1С:Предприятие» выступает в качестве уже готового к использованию программного продукта, ориентированного на определенные типы предприятий и классы решаемых задач[22].

Функционирование системы делится на два процесса:

• конфигурирование (описание модели предметной области средствами, предоставляемыми системой)

• исполнение (обработку данных предметной области).

На этапе конфигурирования система оперирует такими универсальными понятиями (объектами), как «Документ», «Справочник», «Реквизит», «Форма» и другие. Совокупность этих понятий и определяет концепцию системы. В свою очередь процесс конфигурирования распадается на несколько составляющих. Это «визуальное» создание структуры конфигурации, форм диалогов, выходных документов, интерфейсов, наборов прав пользователей (ролей) и написание программ на встроенном языке «1С:Предприятия» для обработки входных и выходных данных[21].

На уровне системы определены сами понятия объектов и стандартные операции по их обработке. Средства конфигурирования позволяют описать структуры информации, входящей в эти объекты, и алгоритмы, описывающие специфику их обработки, для отражения различных особенностей учета.

Итак, 1С:Предприятие имеет различные режимы работы: 1С:Предприятие и Конфигуратор.

Режим 1С:Предприятие является основным и служит для работы пользователей системы. В этом режиме пользователи вносят данные, обрабатывают их и получают выходные результаты.

Режим конфигуратора используется разработчиками и администраторами баз данных. Именно этот режим и предоставляет инструменты, необходимые для модификации существующей или создания новой конфигурации[20].

В данном разделе будет происходить разработка информационной системы, а ее тестирование будет представлено в разделе «Разработка руководства пользователя».

Поэтому для разработки нам необходимо создать конфигуратор «страховая фирма». Далее мы откроем конфигуратор и создадим подсистемы, для отображения всех справочников и документов. Для этого необходимо открыть дерево конфигураций и на вкладке Общие создать подсистемы и дать им наименования(рис.4).

Рисунок 4 - Набор подсистем конфигурации

Далее займемся справочниками. Справочники используются для работы с постоянной и условно постоянной информацией с некоторым множеством значений. Создание справочника приведем на примере справочника «Физические Лица».

Он предназначен для хранения списка физических лиц и сведений о них. В частности, данные о самом физическом лице (Фамилия, Имя, Отчество, дата рождения, пол, район проживания), а так же об истории его трудовой деятельности. Для хранения данных о физическом лице подойдут обычные реквизиты справочника. А для того, чтобы хранить историю трудовой деятельности, понадобится другая структура данных, а именно – табличная часть.

Создадим справочник «Физические лица» и включим его в подсистему «Расчет Заработной Платы».

Рисунок 5 – Вкладка подсистемы справочника

Далее на вкладке Данные создадим следующие реквизиты:

  • Фамилия (Тип: Строка, длина 30)

  • Имя (Тип: Строка, длина 30)

  • Отчество (Тип: Строка, длина 30)

  • Дата Рождения (Тип: Дата, состав даты – Дата)

  • Пол (Тип: ПеречислениеСсылка.Пол)

  • Район (Тип:СправочникСсылка.Районы)

А в табличную часть, название которой дадим «Трудовая история» добавим следующие реквизиты:

  • Организация (СправочникСсылка.Организация)

  • Дата Начала Работы (Тип: Дата, состав даты – Дата)

  • Дата Окончания Работы (Тип: Дата, состав даты – Дата)

Рисунок 6 - Состав справочника Физические Лица

Для реквизита Пол необходимо создать Перечисление, а для реквизита Район необходимо создать еще один справочник.

Создадим новое перечисление, дадим ему имя Пол, включим в подсистему РасчетЗаработнойПлаты. На вкладке Данные окна редактирования объекта для перечисления задаются значения перечисления. Зададим два значения – Мужской и Женский.

Рисунок 7 - Создание перечисления Пол

Реализуем автоматическое заполнение поля Наименование на основе полей Фамилия, Имя и Отчество. Для этого необходимо добавить Форму Элемента на вкладке формы (рис.8).

Для этого сначала настроим элемент управления, отображающий наименование на форме, таким образом, чтобы его нельзя было редактировать. Выделим элемент управления в панели Элементы, откроем окно его свойств и установим свойство Только Просмотр. Благодаря этому свойству пользователь не сможет отредактировать текст в поле ввода.

Рисунок 8 – Форма элемента справочника Физические Лица

Но для того, чтобы автоматическое заполнение работало правильно необходимо создать процедуру «Перед записью» на модуле форме с помощью встроенного языка программирования.

Рисунок 9 – Модуль формы справочника

Аналогичным образом можно создавать и другие справочники и настраивать их.

Рисунок 10 – Остальные справочники

Далее создадим документ «Поступление на расчетный счет» и включим его в подсистему «Бухгалтерский учет». На вкладке Данные добавим следующие реквизиты:

  • ВидОперации (Тип: Строка, длина 30)

  • Плательщик (СправочникСсылка.ПредставителиКонтрагентов)

  • СчетПлательщика (СправочникСсылка.СчетаПлатильщиков)

  • БанковскийСчет (СправочникСсылка.БанковскиеСчета)

  • СчетУчета (ПланСчетовСсылка)

А также заполним табличную часть «Расшифровка платежа»:

  • Договор (ДокументСсылка)

  • СтраховойПродукт (СправочникСсылка.СтраховыеПродукты)

  • СуммаПлатежа (Число, длина 10, с точность 2)

  • СуммаУслуг (Число, длина 10, с точность 2)

  • Всего (Число, длина 10, с точность 2)

Рисунок 11 – Вкладка данные документа

Далее создадим форму элемента на вкладке формы, и реализуем чтобы реквизит «всего» автоматически суммировал при заполнении реквизиты «сумма платежа» и «сумма услуг». Для этого необходимо прописать код в модуле формы (рис.12).

Рисунок 12 – Модуль формы документа

Аналогичным образом можно создавать и другие документы и настраивать их.

Рисунок 13 – Остальные документы

Регистры накопления - составляют основу механизма учета движения средств который позволяет автоматизировать такие направления, как складской учет, взаиморасчеты, планирование.

Создадим регистр, который будет связан с предыдущим документом «Поступление на расчетный счет». Создадим регистр «Поступление средств» и включим его в подсистему Бухгалтерский учет. На вкладке данные создадим измерения, ресурсы и реквизиты (рис. 14).

Рисунок 14 – Вкладка данные регистра

Далее на вкладке регистраторы необходимо указать документ, который он будет регистрировать. В нашем случае, это документ «Поступление на расчетный счет».

После этого перейдет в документ и на вкладке движения создадим конструктов запроса (рис.15).

Рисунок 15 – Конструктор запроса

Аналогичным образом можно создавать и другие регистры и настраивать их.

Рисунок 16 – Остальные регистры накопления

После создание всех справочников и документов можно создать еще один объект конфигурации «Отчет». Для этого в дереве конфигурации создадим отчет «Заключенные договора» и включим его в подсистему «Страхование». На вкладке отчета «Основные» подключим «схему компоновки данных», с помощью которого и будет строиться отчет (рис.17).

Рисунок 17 – Вкладка отчета «основные»

Далее для того, что бы выбрать набор данных из которых будет состоять отчет, необходимо добавить «набор данных - запрос», где следует инструкции следует выбирать необходимые поля документов или справочников.

Рисунок 18 – Схема компоновки данных отчета «Заключение договора»

Аналогичным образом создается отчет «Зарплаты», который необходимо включить в подсистему «Расчет заработной платы», и добавить схему компоновки данных (рис.19).

Рисунок 19 – Схема компоновки данных отчета «Зарплаты»

Вся работа отчетов, документов, справочников, регистров будет представлена в разделе «Разработка руководства пользователя».

4. РАЗРАБОТКА РУКОВОДСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Режим 1С:Предприятие является основным и служит для работы пользователей системы. В этом режиме пользователи вносят данные, обрабатывают их и получают выходные результаты.

В данном разделе будет приведена работа некоторых справочников, документов и регистров.

Запустим режим 1С:Предприятие и перейдем на вкладку Администрирование. Откроем справочник Представители контрагентов и заполним его.

Рисунок 17 – Заполнение справочника

Далее аналогичным способом создадим еще несколько представителей.

Рисунок 18 – Заполненный справочник контрагентами

Далее перейдем на вкладку «Расчет заработной платы» и заполним справочник «Физические лица».

Рисунок 19 – Пример создания справочника физические лица

Аналогичным образом создадим еще физических лиц.

Рисунок 20 – Заполненный справочник «Физические лица»

Теперь перейдем к заполнению документов. Сделаем заполнение первого документа «Договора» который находится на вкладке «Расчет заработной платы»(рис.21).

Рисунок 21 – Заполнение документа «Договора»

Далее заполним второй документ «Начисление зарплаты», который находится на вкладке «Расчет заработной платы»

Рисунок 22 – Заполнение документа «Начисление зарплаты»

И приведем пример заполнения последнего справочника «Поступление на расчетный счет», который находится на вкладке «Бухгалтерский учет».

Рисунок 23 – Заполнение документа «Поступление на расчетный счет»

И последнее, регистры накопления можно найти в меню все функции.

Рисунок 24 – Регистры накопления

После заполнения всех справочников и документов можно сформировать отчеты.

Для формирования отчета «Зарплаты» необходимо заполнить документ «Начисление зарплаты» несколькими данными, и только после уже будет сформирован отчет (рис.25).

Рисунок 25 – Сформированный отчет «Зарплаты»

Аналогичным образом формируется отчет «Заключенные договора» в подсистеме «Страхования» (рис.26).

Рисунок 26 – Сформированный отчет «Заключение договора»

В данном разделе были приведены примеры работы справочников, документов и отчетов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система 1С: Предприятие - универсальная система, вместе с конфигурацией представляет готовое к использованию программное обеспечение для автоматизации деятельности предприятия.

В ходе курсовой работы мы работали с знакомыми для нас объектами, это справочники, документы, константы, регистры накопления, а также познакомились с новыми - бизнес - процессами, задачами.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

  1. Была описана предметная область.

  2. Было разработано проектирование информационной системы в нотации DFD по предметной области.

  3. Разработана информационная система страховой фирмы в системе 1С:Предприятие.

  4. Было совершено подробное тестирование системы.

В результате проделанной работы было разработана система страховой фирмы. Для этого была изучена предметная область, решено с помощью какого инструмента будет происходить моделирование бизнес-процессов.

В итоге можем сказать, что цель данной курсовой работы была достигнута и все задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Финансы и статистика, 2006. – 544 с: ил.

  2. Железко, Б.А. Реинжиниринг бизнес-процессов: учеб. Пособие для вузов/ Б.А. Железко, Т.А. Ермакова, Л.П. Володько; под ред. Б.А. Железко. – Мн.: Книжный дом, 2006.- 216 с.

  3. Бурцев В. В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000.

  4. RuGost - Разработка документации по ГОСТ [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.rugost.com.

  5. Крутякова Т.Л. «Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет» [Текст]: АйСи Групп 2007.

  6. Зыков С. Основы проектирования информационных систем [Текст], Издательство дом Высшей школы экономики. 2012г.

  7. Купер А. Интерфейс. Основы проектирования и взаимодействия (четвертое издание) [Текст], 2017г.

  8. Учебно-практическое пособие по «Проектировании информационных систем».

  9. Уткин, В.Б. Информационные системы в экономике: Учебник для студентов высших учебных заведений / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. - М.: ИЦ Академия, 2012г. - 288 c.

  10. В. А. Быков, С. М. Бычкова, М. Л. Пятов, М.В. Семенова, Я. В. Соколов. Бухгалтерский учет для руководителя. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. – 320 с.

  11. Гайдамакин Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 368 с, ил.

  12. Ефимов Е. Н., Патрушина С. М., Панферова Л. Ф., Хашиева Л. И. Информационные системы в экономике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с. (Серия «Информационные системы»).

  13. Информационные системы / Петров В. Н. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с: ил.

  14. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник. – 2-е изд., доп и перераб./ Т.П.Барановская, В.И. Лойко, М.И.Семенов, А.И. Трубилин; Под ред. В.И. Лойко. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 416 с.: ил.

  15. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 659 с.

  16. Смирнова Г.Н., Проектирование экономических информационных систем: учебник / Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов ; под общ. ред. Ю.Ф. Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 512 с.

  17. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / В. В. Бородина, Н. П. Родионова. – М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2010. – 128 с. : ил. – (Высшее образование)

  18. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

  19. Черемных, С.В. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии/ С.В. Черемных, И.О. Семенов, В.С. Ручкин. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208с.

  20. 1С Предприятие: 8.2. Руководство администратора – М.: ООО «1С-Паблишинг», 2009. – 216 с.: ил.

  21. Архитектура системы программ «1С:Предприятие». Фирма «1С». Москва, 2003 г.

  22. Бояркин В.Э., Филатов А.И. 1С:Предприятие 8. Конвертация данных: обмен данными между прикладными решениями. – М.: ООО «1С-Паблишинг»; СПб.: Питер, 2008. – 187 с.: ил.

Просмотров работы: 1427