ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ НАЛОГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ НАЛОГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Бидак Э.В. 1, Мевша А.Р. 1
1Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова ФГБОУ ВО Донской ГАУ Новочеркасск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с 2015 года, предусматривают новый порядок расчёта налоговой базы на имущество физических лиц: она теперь определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].

Налоговая деятельность регламентируется Конституцией Российской Федерации и Налоговым кодексом, который является основным законодательным актом о налогах и состоит из двух частей – общей и специальной. НК РФ устанавливает как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов [2].

Следуя мировому опыту, в России действует трехуровневая налоговая система, которая состоит из федеральных, региональных и местных налогов (рисунок 1).

Рисунок 1 – Налоговая система России

Статьёй 12 п.4 Налогового кодекса определено, что местные налоги и сборы устанавливают нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. В статье 15 НК РФ к местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц [3].

Поскольку земельный налог отнесен к местным налогам, то его так же устанавливают органы местного самоуправления и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований [4]. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Положительной стороной является то, что размер налога напрямую зависит от качеств земельного участка и, следовательно, определен объективно. Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Начисление земельного налога начинается с момента государственной регистрации прав [5].

С 1 января 2015 года вступила в силу глава 32 Налогового кодекса РФ, согласно которой налог на имущество физических лиц начисляется исходя из кадастровой стоимости, ранее налоговой базой являласьсуммарная инвентаризационная стоимостьстроений по состоянию на 1 января каждого года. Налоговая база в отношении объектов налогообложения не выросла, но изменился порядок расчета налога и расширился перечень объектов налогообложения: машино-место; объект незавершенного строительства.

Теперь расчет налога будет производиться по кадастровой стоимости, а до вступления в силу главы 32 Налогового кодекса РФ данная операция выполнялась по инвентаризационной стоимости объекта. Кадастровая стоимость оценивается специальной комиссией один раз в несколько лет. Законодательство разрешает проводить кадастровую оценку не реже одного раза в пять лет, при этом органы власти вправе пересматривать кадастровую оценку по своему усмотрению. Зачастую такие мероприятия увеличивают налоговую нагрузку и, в некоторых случаях, даже приводят к кратному увеличению кадастровой стоимости. Это не может не сказаться на социальной стороне данного вопроса.

До 31.12.2014 включительно плательщиками налога признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 2 Закона № 2003–1. С 01.01.2015 налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса [6].

В период 2015 - 2020 года в качестве налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, в зависимости от субъекта, используются кадастровая или инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора, который устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации (рисунок 2).

Рисунок 2 – Порядок исчисления налога

Во время расчета кадастровой стоимости учитываются многие факторы, такие как: местоположение, ее площадь, износ и т.д. Поэтому кадастровая стоимость более объективно определяет рыночную стоимость объекта.

Суть нововведения заключается в том, что владелец недвижимости должен платить процент от рыночной стоимости за право владения собственностью. Положительным моментом в донной ситуации является то, что со временем дом может ветшать и тогда при перерасчете кадастровой стоимости налог может снизиться. Однако и здесь есть свои «но!», ставку налога определяют органы местного самоуправления, а пересчет делает субъект Федерации. Из-за этой несогласованности возросла не только оценка имущества, но и налоговая ставка [7].

Конечно, пополнение бюджета за счет изменения правил расчета налогов, ― это путь меньшего сопротивления. Да, необходимо будет разъяснить новый порядок расчета налогов и порядок работы судебной системы при оспаривании новой кадастровой оценки, но результат все равно понятен, его можно легко рассчитать, а значит ― достичь.

На решение вопроса об увеличении налогового дохода можно посмотреть с другой стороны. Дело в том, что государственный кадастр недвижимости содержит ошибки, из-за которых налог может начисляться некорректно. На рисунке 3 показана схема взаимодействия собственника и органов власти, участвующих в формировании налоговой базы.

Рисунок 3 - Схема взаимодействия собственника органов власти, участвующих в формировании налоговой базы

Изменения закона не коснулись налоговых льгот. Однако стоит отметить, что налог хоть и не применяется к инвалидам с рождения, а также инвалидам I и II групп, но данное право действует только для первого объекта налогообложения каждой разновидности [6].

Новый механизм взимания налога предполагает более справедливое налогообложение недвижимости, он позволит увеличить объём поступлений в бюджеты муниципальных образований. Учитывая, что инвентаризационная стоимость нового жилья в многоквартирных домах в последнее время становится эквивалентной рыночной, применение новых процентных ставок позволит снизить налоговую нагрузку на собственников таких квартир.

Однако любые изменения в сфере налогов и сборов всегда влекут за собой немало работ и проблем. Проведение массовой оценки недвижимости в стране трудоёмкий и весьма затратный процесс. В процессе оценки можно столкнуться с недостаточной информацией государственного кадастра недвижимости, трудностями оценки имущества и определения актуальной налоговой ставки. Всё это может привести к кадастровой ошибке и не правильному определению налога. Нововведение отрицательно скажется и на владельцах жилья в исторических, престижных или так называемых «дорогих» районах [8; 9].

Преобразования в сфере налоговой политики осуществляют, опираясь на мировой опыт и практику. Изменения позволять значительно пополнить бюджет муниципальных образований, что повлечет за собой развитие инфраструктуры, благоустройство населенных пунктов и повышению зарплат. Однако для достижения целей необходимо тщательно проработать все стороны данного нововведения и скоординировать вопросы фискальной и социальной эффективности налога с точки зрения нагрузки на плательщика.

Список используемых источников

1. Сборник нормативно-правовых сведений. – URL: http://kiozp.miigaik.ru/posobiya/20160224172849-3907.pdf.-14.02.2018.

2. Налоги и налоговая система. [Электронный ресурс] – URL: http://www.grandars.ru/student/nalogi/nalogovaya-sistema.html.-16.02.18.

3. Местные налоги. [Электронный ресурс] – URL: http://www.grandars.ru/student/nalogi/mestnye-nalogi.html.-19.02.18.

4. Земельный налог.[Электронный ресурс] – URL: http://www.grandars.ru/student/nalogi/zemelnyy-nalog.html-25.02.18.

5. Погребная О.В., Давыденко Н. Земельный налог на земли населенных пунктов Ростовской области // Современные аспекты подготовки специалистов кадастровой и землеустроительной деятельности Сборник материалов межвузовской научной конференции преподавателей и студентов. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (ФГОУ ВПО "Новочеркасская государственная мелиоративная академия"). 2010. С. 105-106.

6. Особенности исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. [Электронный ресурс]– URL: https://www.nalog.ru/rn23/taxation/taxes/nnifz/-27.02.18.

7. Погребная О.В., Бессонов Д.В. Налог на недвижимость: изменения в законодательстве // Мелиорация и водное хозяйство Сборник материалов научно-практической конференции. 2016. С. 160-163.

8. Плюсы и минусы новых правил начисления имущественного налога [Электронный ресурс] – URL: http://finam.info/blog/43216618909/Plyusyi-i-minusyi-novyih-pravil-nachisleniya-imuschestvennogo-na. -28.02.18.

9. Основные принципы развития землеустройства и кадастров Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых учёных (ФГБОУ ВПО ДГАУ, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова – филиал). 2016. Том Выпуск 14. С. 183-191.

Просмотров работы: 77