ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР

Мевша А.Р. 1, Мевша М.Р. 1, Бидак Э.В. 1
1Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова ФГБОУ ВО Донской ГАУ Новочеркасск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшей задачей в правовом государстве является обеспечение и поддержание режима законности и правопорядка в целом ряде сфер общественных отношений. Среди них и земельные правоотношения [1].

В Российской Федерации земля как природный ресурс подлежит особому контролю и охране, так как она составляет основу жизнедеятельности народов проживающих на соответствующей территории. Земля может находиться в государственной, муниципальной, частной и другой форме собственности [2].

В Конституции Российской Федерации установлено равенство между всеми формами собственности на землю, но также в ней закреплены обязанности за субъектами правоотношений соблюдать законодательство Российской Федерации. Исходя из чего, уполномоченным государственным органом предоставлено право, осуществлять надзор за соблюдением норм земельного законодательства собственниками и пользователями земли. [3].

Государственный земельный надзор появился в России после утверждения постановления Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017). Он имеет отличие от государственного земельного контроля. Перечень отличительных признаков земельного надзора и земельного контроля представлен ниже (таблица 1) [4].

Таблица 1 – Признаки земельного контроля и земельного надзора

Признаки

Земельный контроль

Земельный надзор

-непрерывный процесс реализации функции;

- охват мероприятиями всех подконтрольных субъектов за одинаковый интервал времени;

- обеспечение законности и безопасности корректировки управляющего воздействия на контролируемую среду;

- планирование контрольных мероприятий в зависимости от требований законодательства.

- правоохранительная деятельность;

- осуществляется в отношении неопределенного круга лиц;

- осуществляется выборочно с доведенной до общего сведенья частотой надзорных мероприятий;

- осуществляется с целью обеспечения законности и безопасности.

Основными целями Государственного земельного надзора за использованием и охраной земель являются: обеспечение исполнения земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. В настоящее время Государственный земельный надзор за рациональным использованием земель особенно актуален [5;6].

В настоящее время в Федеральном Собрании Российской Федерации, совместно с Правительством Российской Федерации ведутся активные работы, связанные с реформированием системы государственного надзора. Взамен действующему Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», разрабатывается проект Федерального закона «Об основах государственного надзора и муниципального контроля в Российской Федерации».

Однако изменения в организации земельного надзора начались еще в 2015 году, когда был принят 46-ФЗ от 8 марта 2015 года, на основании которого внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. А именно: введены штрафы в размерах, кратных в процентном выражении кадастровой стоимости земельного участка, их сумма увеличилась в 10 раз, как для граждан, так и для юридических лиц, а также введено примечание, согласно которому индивидуальные предприниматели несут повышенную административную ответственность наравне с юридическими лицами.

Исчисление штрафов стали производить в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков. Мера наказания применяется дифференцированно, в зависимости от местоположения участка и площади нарушения. Чем площадь нарушения больше, тем больше размер штрафа.

Изменения в земельной реформе, а также формирование новых земельных отношений, основывающихся на ведении частной собственности на землю, с сохранением потребительского отношения к её использованию вызывают необходимость усиления государственного надзора за использованием и охраной земель [7].

На схеме 1 представлены органы, осуществляющие земельный надзор в Российской Федерации. Так, надзор за состоянием сельскохозяйственных земель возложен на Россельхознадзор, который ежегодно составляет доклад о результатах проведенной работы. Анализируя показатели можно сделать вывод о том, что количество проверок ежегодно увеличивается. Но самое главное, увеличилось число выявленных и устраненных нарушений. Это говорит о повышении эффективности проводимой работы, а также исправлении ранее выявленных недочётов в осуществлении земельного надзора [8].

Схема 1 - Система органов, осуществляющих государственный земельный надзор

Как правило, доминирующим видом нарушений является неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, что является следствием отсутствия контроля над исполнением предписаний. Систематическое не устранение нарушений в течение длительного времени наносит вред в различных его проявлениях: в деградации плодородного слоя почвы, в ухудшении экологии, и в целом, в снижении эффективности надзора. Включение в перечень полномочий и обязанностей при осуществлении государственного земельного надзора, такого важного и необходимого момента, как контроль исполнения собственником земли предписания в течение года, несомненно, сократит количество не устраняемых правонарушений, а значит и вред от их последствий [9; 10].

На сегодняшний момент, на территории Российской Федерации Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором) проводится достаточно эффективная работа по взысканию ущерба, нанесенного почвам противоправными действиями собственников. У данной формы воздействия приоритетное значение, но она в свою очередь, является следствием совершённого правонарушения и причинённого вреда. Для большей эффективности работы данной службы, необходимо изменить ряд действий в отношении к правонарушителям. Во-первых, необходимо пересмотреть подход к ответственности за правонарушение. Во-вторых, своевременно предупреждать, а главное предотвращать земельные правонарушения. В-третьих, повысить размеры штрафных санкций. Что, в свою очередь, поможет сократить умышленное совершение правонарушений в отношении земли, а при выявлении грубого или систематического неисполнения предписанных требований, повлекшего к уничтожению плодородного слоя почвы и нанесению невосполнимого ущерба почвенному покрову, что даст возможность ставить вопрос об изъятии земельного участка, а в некоторых случаях применять меры уголовной ответственности. Это позволит значительно сократить число совершаемых земельных правонарушений и повысит эффективность земельного надзора.

Так, при разработке нового Федерального закона «Об основах государственного надзора и муниципального контроля в Российской Федерации» был учтен опыт предыдущего закона и внесен ряд изменений, позволяющих повысить эффективность земельного надзора. Согласно ст.15 данного ФЗ, ниже (схема 2) представлен перечень ограничений при проведении проверки [11].

Схема 2 – Ограничения при проведении проверки

Разрабатывается большой перечень мероприятий по надзору без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, включающий в себя, в том числе плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий.

Нововведение - информационно-правового характера о проводимых надзорных мероприятиях. Возможность осуществлять уведомления посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Проводится установление запрета на проведение каких-либо проверочных мероприятий в отношении субъектов на основе анонимных жалоб или заявлений. Так, согласно ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ заявления и обращения, не позволяющие установить личность, обратившегося в орган государственного надзора, а также заявления и обращения, не содержащие сведений о фактах, представляющих собой основания для проведения внеплановой проверки, не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки [12].

В случае, когда невозможно проведение плановой или выездной проверки по причине отсутствия индивидуального предпринимателя, заместителя, руководителя или иного должностного юридического лица, а также по причине, связанной с иными действиями или бездействиями представителей данной организации, которые привели к невозможности проведения. Тогда, должностное лицо органа государственного или муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В таком случае, органы государственного и муниципального надзора, в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки, вправе принять решение о проведении в отношении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки. Осуществляется без внесения данной проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя [7].

Впервые в законодательную подотрасль, регулирующую процесс организации и проведения надзорных мероприятий в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, добавляется широкий перечень мер по профилактике нарушения обязательных требований.

В профилактических целях по выявлению нарушений с 01.01.2017 органы государственного надзора обязаны обеспечить размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного надзора перечень нормативно-правовых актов или их отдельных частей. Они должны содержать обязательные требования (оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора), тексты соответствующих нормативно-правовых актов, а также регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного надзора.

Все вышеизложенные нововведения в рамках государственного земельного надзора на территории Российской Федерации направлены на реформирование системы государственного надзора, чему свидетельствует разработка нового Федерального закона «Об основах государственного надзора и муниципального контроля в Российской Федерации». Данный закон направлен на актуализацию порядка организации и осуществления надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, а также на предотвращение негативных факторов воздействия на почву в результате хозяйственной деятельности и сохранение качества земли, как народного достояния, основу и источник всего живого на земле для будущих поколений.

Список используемых источников

1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: текст с изменениями и дополнениями на 20.11.2017 года. – Москва: Росинфо, 2017. – 322 с. ISBN 921-5-699-78125-5.

2. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: текст с изменениями и дополнениями на 01.10.2017 года – Москва: Эксмо, 2017. – 270 с. ISBN 978-5-699-78586-5.

3. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [Текст]: текст с изменениями и дополнениями на 2017 год. – Москва: Эксмо, 2017, - 32 с. ISBN 978-5-699-77461-6.

4. Российская Федерация. Законы. Постановление Правительства от 02.01.2015 года № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» [Электронный ресурс]: Режим доступа: consultant.ru, свободный.

5. Соколова Е.В., Погребная О.В. Проблемы рационального использования земель и их охраны // Научные аспекты формирования технологий землеустройства и кадастра Сборник статей. (Новочеркасская государственная мелиоративная академия). Новочеркасск, 2011. С. 21-24.

6. Погребная О.В. Государственный контроль за использованием и охраной земель // Современные аспекты землепользования, землеустройства и кадастра Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции преподавателей и аспирантов. 2012. С. 126-130.

7. Маланина, Е. Н. Государственное управление земельным фондом Российской Федерации: учебное пособие / Е. Н. Маланина, В.А. Цветков. - Омск: Омская юридическая академия, 2013. - 108 с.

8. Российская Федерация. Законы. Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2010 года № 313 «О порядке формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [Электронный ресурс]: Режим доступа: consultant.ru, свободный.

9. Погребная О.В. Правовое регулирование государственного контроля за охраной и использованием земель в России: история развития // Инноватика в кадастре: теория и практика Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции, посвященной 15-летию образования кафедры кадастра и мониторинга земель ФГОУ ВПО НГМА. (ФГОУ ВПО "Новочеркасская государственная мелиоративная академия"). 2010. С. 65-74.

10. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации [Текст]: постатейный комментарий / Е.С. Болтанова, С.З. Женетль; Под общ. ред. Е.С. Болтановой. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 440 с. ISBN 978-5-369-01274-1.

11. Российская Федерация. Законы. Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: федеральный закон [принят Государственной думой 19.12.2008 года № 294–ФЗ: одобрен Советом Федерации 22.12.2008 года по состоянию 01.12.2017 года]. – Режим доступа: consultant.ru, свободный.

12. Основные принципы развития землеустройства и кадастров Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых учёных (ФГБОУ ВПО ДГАУ, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова – филиал). 2016. Том Выпуск 14. С. 236-240.

Просмотров работы: 87