КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Таничева Е.Д. 1
1Московский Университет МВД им. В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие новых технологий ведет за собой информатизацию общества. Сейчас уже сложно представить человека, который бы не разбирался в компьютере и не владел интернетом. Информация постепенно, шаг за шагом проникает во все сферы жизни. Система современного образования не является исключением

По прогнозам в ближайшее время (около 20-го года) начнется активное внедрение высокопроизводительных рабочих мест, которые будут максимально компьютеризированы, иначе экономика России не сможет эволюционизировать.

Компьютеризация образовательного процесса -использование компьютеров в учебном процессе для решения следующих задач: индивидуализации идифференциации обучения; осуществления контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкойрезультатов учебной деятельности; осуществления самоконтроля и самокоррекции; моделирования иимитации изучаемых или исследуемых объектов, процессов и явлений; развития познавательных интересовучащихся; формирования умения принимать решения [1]

Современное образование кардинально меняется, в связи с чем выделено две тенденции:

  1. вывод традиционных форм обучения в самостоятельную работу (MOOC - массовый открытый онлайн курс, перевернутые классы - это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п. и т.п.)

  2. разделение труда учителя на разные функции (модераторы, тьюторы, менторы …), часть из которых могут исполнять сами ученики. [2]

Таким образом, происходит изменение числа педагогов по отношению к числу учеников. И востребованными будут не только предметные специалисты, а те, кто сможет организовать групповую работу учащихся, например, в рамках проекта.

В 1957-м году вышла в свет повесть «Профессия» Айзека Азимова,

сюжет которой был построен на том, что в далеком будущем процесс образования претерпел коренные изменения, где не важен ни учитель, ни сам ученик, а если быть точнее – его желания. Вместо традиционного обучения по книгам используется, так называемая, «Программа записи». Компьютеры научились «прописывать» в голове ребёнка программы с определенным набором знаний, умений, навыков. Эта книга является фантастикой, а что в реальном мире?

Заинтересовавшись этим вопросом, я решила выяснить: Могут ли компьютеры заменить учителя в школе будущего? Хотят ли этого ученики, родители, педагоги?

Гипотеза: «Компьютерные технологии не смогут абсолютно заменить человека на педагогическом поприще»

Цель исследования: Анализ данных теста на тему:

: «Смогут ли компьютерные технологии заменить человека на педагогическом поприще

План работы:

  1. Постановка вопроса.

  2. Формулировка гипотезы и цели исследования.

  3. Подбор источников информации.

  4. Разработка анкет и вопросов.

  5. Непосредственное проведение анкетирования, опросов.

  6. Анализ опросов и материалов анкетирования

  7. Публикация результатов.

Для продвижения к научной цели было разработано несколько видов анкет: для педагогов, учащихся, родителей

Анкета для педагогов

«Могут ли компьютеры заменить учителя в школе будущего?»

  1. Сможет ли компьютер заменить учителя в будущем? ДА НЕТ

  2. Всегда ли является компьютер помощником на уроке? ДА НЕТ

  3. Хотите ли вы, сами стать просто помощником, посредником в работе учащихся с компьютером? ДА НЕТ

  4. Вредит ли компьютер здоровью учащихся? ДА НЕТ

  5. Выскажите, пожалуйста, свое мнение по данному вопросу__________________________________________________

_________________________________________________________

Анкета для учащихся

«Могут ли компьютеры заменить учителя в школе будущего?»

  1. Сможет ли компьютер заменить учителя в будущем? ДА НЕТ

  2. Хотите ли Вы, чтоб вместо педагогов вас обучали роботы-компьютеры? ДА НЕТ

  3. Выскажите, пожалуйста, свое мнение по данному вопросу__________________________________________________

_________________________________________________________

Анкета

«Могут ли компьютеры заменить учителя в школе будущего?»

Выскажите, пожалуйста, свое мнение по данному вопросу

  1. В школе будущего роль учителя будут полностью выполнять машины/компьютеры?

  2. Учителя будут, но благодаря технологиям их количество значительно сократится?

  3. Роботы станут помощниками учителей, но не заменят их?

  4. Человек всегда будет учиться у человека.

  5. Другое._____________________________________________________

В результате: было опрошено 33 педагога, 102 учащихся, 55 людей, не связанных с педагогикой; общее число респондентов -ХХ .

В ходе опроса среди обучающихся: 88% обучающихся высказали мнения о том, что компьютер не сможет полностью заменить учителя на уроке

Вот некоторые высказывания:

  1. «От работы на компьютере болят глаза и снижается зрение».

  1. «Нет....Он не может найти подход к каждому...»

22% опрошенных согласились с потенциальной возможностью исчезновения профессии учителя. Их позиция: «Может. На компьютере существует множество различных программ, которые могу помочь в обучении, например: Excel, Access, Word, Virtual Dub Delphi, HTML, JavaScript, PHP, Photoshop, Sound Forge , Компьютерные сети, Flash MX, Java, 3D-Max..»

Изучение анкеты педагогов позволило получить следующие результаты:

  1. компьютер никогда не сможет заменить учителя – считают 95,8 % опрошенных;

  2. Компьютер в достаточной мере облегчает работу педагога считают – 16 %;

  3. Хочу стать посредником в работе с компьютером – согласились 1,6%;

  4. компьютер наносит вред здоровью, что способствует росту нездорового поколения - считают 47% опрошенных педагогов.

Кроме того учителя высказали следующие мнения на данную проблему:

Мнение педагогов:

  1. «Компьютер никогда не сможет полностью заменить человека. Главное отличие человека от других существ - это разум и эмоции. Компьютер может выполнять четко задачу, но способностей к творчеству у него нет. Если ситуация выйдет из под контроля, а заданных условий нет, то он не сможет решить задачу. Эмоции он же вообще не воспринимает, ситуация иногда требует не только разума, но и живого отклика, чувств. Все ситуации предусмотреть не получится, значит в мире есть только один сверх компьютер - человек и его разум»

  2. «Современность невозможно представить без компьютеров, современных средств коммуникации и технических открытий. Компьютер необходим, он может выполнять функции и заменить отдельных работников. Замена всего в мире вряд ли возможна. Причина проста - сбой в системе электроснабжения, поломка, кибер атака - и мировая система рухнет. Компьютер выполнит задачу, не задумываясь о том в чьих руках может оказаться пульт от ядерного оружия или банковских счетов. Человека с его способностями и огромными возможностями нельзя заменить даже самым мощным и современным компьютером»

Мнения родителей:

  1. «Я думаю, что нет, не может, т.к. компьютер не сможет найти индивидуальный подход к каждому ученику, а также если ученик не поймет, то педагог сможет объяснить нужный материал другим способом. К тому же живое общение намного приятнее и развивает какие никакие ораторские навыки. Да и общение нужно для социализации.»

  1. «Нет не смогут, лучший вариант это внедрение новых технологий для более удобного учебного процесса.»

  2. «Мне кажется нет, компьютер это робот, а учитель живой человек, который объяснит, покажет. Найдёт общий язык.»

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод:

  1. Получение информации - это не главное, и даже ее освоение не является основным. Самое важное в процессе обучения - научиться ученикам мыслить. Именно учитель помогает в этом ребенку.

  2. Слишком длительное времяпровождение за компьютером приводит к деградации личности ребенка. Ему сложно формулировать свои мысли, он становится замкнутым и скованным, ощущается дискомфорт в общении со сверстниками, окружающими.

  3. Учитель – как наставник, указывает путь и верную дорогу, способствует формированию гуманистических качеств. Ни одна «машина» не способна на такое, она не живое существо и ей не понятна человечность.

Это все убедительные аргументы в пользу учителя.

Л.С Выготский определяет личность как целостную психическую систему, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. [3]

Учитель играет важную роль в становлении личности. Его деятельность заключается в то, что бы управлять познавательной и сознательной деятельностью обучающихся. Он ставит задачи, делая их каждый раз более сложными, что обеспечивает в свою очередь поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Именно педагог способен создать такие условия, которые поспособствую продуктивному обучению. [4]

Таким образом, мы доказали гипотезу:

«Компьютерные технологии никогда не смогут заменить учителя»

После проведенного анализа ответов можно сделать вывод о том, что компьютеры определенно не могут заменить педагога. Несомненно, современные технологии имеют важную роль в нашей жизни, с их помощью возможно найти массу учебных материалов. Но компьютер – это всего лишь электронная машина, главной задачей которой является решение поступательным задач. Этой машине не свойственны эмоциональные переживания, она не знает, что такое человеческие чувства. Учитель, в свою очередь, полноценно погружен в образовательный процесс. Между педагогом и обучающимся существует связь на эмоциональном уровне. Это и есть самое главное в образовании, т.к. ученики, в первую очередь, нуждаются в заботе и внимании. Пускай мы движется в ногу со временем и новые технологии стремительно врываются в нашу жизнь, но они никогда не смогут заменить педагога.

Список используемой литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса образования. 1977

  2. Вишняков С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика..1999 . – ххх с.

  3. Выготский Л.С.. Психология развития человека. 2005

  4. Данилова М.А., Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. Под редакцией.1975

  5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов Высших педагогических учебных заведений.; Под ред. В.А. Сластенина.2002.

  6. Региональная концепция развития профориентационной работы с обучающимися Костромской области. 2016

Просмотров работы: 504