ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Зачастую бывает так, что первоначально взаимодействие осуществляется не слишком открыто. Дети зажимаются, им некомфортно выражать собственное мнение, что объясняется, естественно, неустоявшимися отношениями в коллективе. Впоследствии, по мере привыкания детей друг к другу, дети стали более открытыми, более активными в выражении собственного мнения.

Параллельно среди детей, которые отмечены были как аутсайдеры, необходимо проводить работу с родителями, которая позволила бы подкорректировать взаимодействие детей со сверстниками. Основная проблема, как кажется, заключена в семейных отношениях.

Важно показать педагогам, что, зачастую, корнем проблем ребенка становится недостаточная организованность образовательной среды. По своим психологическим особенностям, большинство младших школьников стремится выполнять репродуктивную работу – им нравится узнавать нечто новое, но, гораздо проще слушать учителя. Выход из этой «зоны комфорта» и перевод детей из объекта обучения в статус субъекта возможен только тогда, когда учитель прилагает значительные усилия для развития интереса к учебной деятельности. В основе данной деятельности лежит применение нестандартных методик обучения.

Психологи замечали, что в середине учебного года многие первоклассники начинают терять интерес к учению. Это связано с тем, что учитель не удовлетворяет потребность ребенка в самостоятельном приобретении знаний, в его инициативном общении с окружающим миром. Дети получают готовые знания, которые необходимо запомнить в заданных учителем ситуациях. Детям не дают заданий, требующих активного выяснения способов получения результата на основе развернутых рассуждений (сначала вслух, а потом постепенно – про себя), что приводит к потере интереса: процесс приобретения знаний перестает быть для школьника актуальным, а его жизненная потребность в поисковом и самостоятельном общении с миром не удовлетворяется.

  1. Актуальное для ученика знание рождается только в актуальной деятельности. К такой деятельности нельзя в полной мере отнести процесс восприятия и запоминания готового учебного материала. Мотивы, которые лежат в основе актов запоминания и репродукции, не относятся к области учебно-познавательных мотивов.

  2. Если учитель создает условия для поиска, исследования, самостоятельного «открытия» учащимся законов существования окружающего мира, то знания, полученные в результате такого учебного процесса, становятся для ребенка личностно значимыми.

Всем хорошо известно, что младший школьник – существо эмоциональное, оптимистически воспринимающее окружающий мир. Важнейшей психологической особенностью всех видов деятельности ребенка этого возраста является их связь с психическими переживаниями – эмоциями и чувствами. Если процесс обучения не затрагивает эмоциональную сущность человека, то такое обучение остается невостребованным, не побуждает действовать. Если ребенок читает книгу только для того, чтобы завтра отчитаться о выполнении домашнего задания, этот процесс нельзя назвать деятельностью.

Психологи называют это действиями, мотив которых направлен только на сами эти действия («Нужно завтра отчитаться о выполнении домашнего задания»), а не является ни в какой мере познавательным («Хочу читать эту книгу»). Эмоциональная основа школьной деятельности позволяет перейти от «понимаемого» мотива («Учитель велит») к «реально действующему» («Я хочу, мне это интересно и полезно»). Интуитивное (на эмоциональном уровне) принятие первоклассником ценности нового знания учитель должен поддерживать и переводить в зону личностно значимого, актуального путем постепенного перехода от внешне привлекательной наглядности (картина, кино, компьютер и пр.) к заманчивому содержанию самого предмета.

Применение авторских методик. Учителя, как правило, должны вносить разработанные методы изменения, добавлять в них что-то новое, ранее не использовавшееся. Самостоятельно разработанные методики должны соответствовать законодательству и требованиям к организации процесса обучения. Еще возможны различные «мастер-классы», в которых педагоги делились бы своим профессиональным опытом с коллегами.

Внеклассная работа с учащимися. Чтобы разобраться в индивидуальных особенностях каждого ученика, классный руководитель должен проводить классные часы. На них он может проводить использовать современные подходы в виде различных игр и тренингов, чтобы выявить какие-либо личностные качества школьников. Для приобретения опыта и новых практических знаний возможны различные турпоходы, экскурсии всего класса. Такие походы выполняют немаловажную роль, они помогают сблизиться ученикам, сплотиться в общую команду, также как можно ближе узнать друг друга.

Комнаты отдыха. Для того, чтобы ученики могли проводить свободное время на перемене или после занятий, школа должна иметь комнату. Такая комната должна в себе содержать релаксирующие свойства, чтобы каждый ученик, который в ней находится мог расслабиться, отдохнуть. Релаксирующие комнаты можно использовать и для групп продленного дня.

Спонсорство и благотворительность. Чтобы оборудовать школу потребуется немало бюджетных средств и не в каждой школе их хватает. В этом отношении организации и предприятия могут и должны помогать школам.

Организация благоприятной атмосферы в классе. Самой основной составляющей успешного процесса обучения является желание учеников работать на уроке, получать новые знания, показывать их, добывать их самостоятельно. Учитель не должен разделять учеников на так называемых «любимчиков». Он должен уважать каждого ученика для того, чтобы у ребенка появилось такое желание. Также должен уметь организовать урок так, чтобы дети не боялись идти на него, а шли только с удовольствием. Правильное отношение педагога к ученикам уже верный залог успешного обучения.

Исключительно во всех школах данные рекомендации по организации современного процесса обучения, должны применяться и дорабатываться.

В современной педагогической практике широко используются конференции игры, экскурсии и творческие занятия.

Большой интерес к обучению у учеников вызывают такие уроки, нежели его традиционные подходы к организации На традиционном уроке ученик не всегда может «раскрыться», высказать свою точку зрения, проявить инициативу.

Исходя из этого, использование современных подходов к организации процесса обучения на уроке, реализует требование современного общества - становление гармонично развитой самостоятельной личности.

В конечном итоге, следует отметить, большое значение в организации процесса обучения имеют современные подходы, но, несмотря на это имеются также и некоторые недостатки, устранение которых может значительно улучшить его качество, а также стать хорошей помощью для учителя в реализации современных подходов к организации процесса обучения.

Литература

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2009.

  1. Михайленко О.И. Общая педагогика. Уч. пособие для студ. пед. спец.- Издат. КБГУ им. Х.М. Бербекова. - Нальчик. – 2008.

  1. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2008.

Просмотров работы: 98