НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Феоктистова А.А. 1
1МосУ МВД России им. В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Солдатунадлежит быть здорову, храбру, твёрду,

решиму, справедливу, благочестиву»(Суворовские заповеди

«о воспитании»).

Честь и достоинство, верность воинскому делу, твёрдая воля к победе, патриотизм, готовность к самопожертвованию во имя Отечества показывают высокий уровень морально-психологического состояния сотрудника органов внутренних дел.

Нравственное воспитание органически связанно с моральными чувствами личности, с её совестью, стремлением к нравственному развитию и совершенствованию, а также постоянной оценкой своего поведения.

В широком смысле нравственным воспитанием называется процесс усвоения и принятия воспитуемыми базовых государственных, национальных, воинских ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются все граждане России, государство, Министерство внутренних дел, Вооружённые силы, традиционные российские религиозные объединения, сообщества культуры и искусства, семья.

Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный, организованный, комплексный процесс воздействия на психику воспитуемых и создания определенных условий в целях образования у них устойчивых механизмов формирования морального сознания и развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на существующие идеалы и ценности, формирования морального духа, духовно-нравственных отношений, поведения и культуры.1

В практике нередко возникают противоречия между тем, что необходимо для успешного выполнения профессиональной деятельности на нравственном уровне и тем, что уже достигнуто в этой области, фиксируется необходимость их преодоления.

Основа нравственного воспитания - личностная интериоризация ценностей (присвоение моральных правил общества, нравственных принципов во внутренние убеждения каждого человека, в его личные установки и принципы).

В структуру нравственного воспитания входят такие компоненты, как: система моральных норм, установок, требований; нравственный идеал, предполагающий собирательный образ ценностей, целей, идей, интересов, потребностей, правил (содержащие основополагающие идеи общества); учтённый опыт поколений, история и достояния государства.

Нравственную сферу курсантов можно представить совокупностью ценностных ориентации, включающих в себя вечные (общечеловеческие) ценности, ценности государственной идеологии и ценности военной службы.

Но необходимо помнить, что во всей истории России в основе системы воспитания воина и защитника оставались вечные общечеловеческие ценности.

В педагогике смысложизненных ориентаций И.В. Ульяновой указывается на необходимость активного формирования у курсантов гуманистических смысложизненных ориентаций, которые интерпретируются как постигаемые человеком с развитым самосознанием, чувствами, волей предназначения собственного бытия в обычной жизни, в культурно-историческом пространстве и времени, в конкретном образовательном процессе.2

Одна из главных задач нравственного воспитания — привитие курсантам моральных качеств и чувств. Моральные качества будущего сотрудника определенного ведомства (МО России, МВД России), выступающие как свойство его характера и раскрывающие наиболее типичные черты его поведения, являются важным элементом нравственной целостности личности.

В системе образовательных организаций МВД России используются разнообразные формы занятий для получения этических знаний: лекции, беседы, конференции, встречи за «круглым столом», кинолектории, диспуты, практические семинары, занятия в рамках служебной подготовки, тематические вечера, посвящённые морали и нравственному облику сотрудника органов внутренних дел, моральному идеалу, моральному выбору, а так же другим нравственным проблемам.

Среди основных направлений совершенствования воспитательной работы курсантов образовательных организаций МВД России выделяются:

─ Повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; развития профессионально-значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности за историческую судьбу Отечества, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, объективности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности.

─ Создание системы изучения со всеми категориями личного состава важнейших этических принципов, правил и норм службы в органах внутренних дел, формирования коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел, их правовой культуры, практической готовности к профессионально-грамотному общению с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы.

─ Разработка специализированных программ нравственного воспитания для различных категорий сотрудников: криминальной милиции; следственных подразделений, подразделений особого и специального назначения; подразделений милиции общественной безопасности.3

Одним из серьёзных документов, закрепляющим нравственное поведение, воспитание, а так же нравственные качества сотрудника органов внутренних дел является «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих»

Типовой кодекс гласит, что «государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих»4

Таким образом, в образовательных системах МВД России ведётся обширная программа по развитию нравственных, морально-этических качеств курсантов, как будущих сотрудников правоохранительных органов, развитию чувства патриотизма, верности долгу перед Отечеством, чести и достоинстве, а так же личной ответственности перед Родиной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Кикоть В.Я. - Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

  2. Самосват Д., Куршев А. Духовное и нравственное воспитание российских воинов.//Ориентир. - 2012 г. - №3

  3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) (протокол N 21)

  4. Ульянова И.В. Современная педагогика. Воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников // Монография // Из-во: Вузовское образование // 2015 г.

1 Самосват Д., Куршев А. Духовное и нравственное воспитание российских воинов.//Ориентир. - 2012 г. - №3.

2 Ульянова И.В. Современная педагогика. Воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников // Монография // Из-во: Вузовское образование // 2015 г.

3 В.Я. Кикоть- Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

4 Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) (протокол N 21)

Просмотров работы: 207