ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ

Жукова Н.А. 1
1МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как в природе, так и в обществе взаимодействие является универсальной формой развития и обоюдного изменения явлений, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Именно посредством Взаимодействия отображается широкий круг изменений процессов окружающей действительности, в результате чего происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение, а также реализуются причинно-следственные связи. Педагогический потенциал педагогического взаимодействия раскрывает широкие возможности и перспективы для формирования новой концепции взаимодействия “учителя и ученика” в целом, для углубления профессионализма и, конечно же, для совершенствования всей системы образования. Универсальной особенностью педагога является способность к педагогическому взаимодействию, что, безусловно, оказывает влияние на всех участников целостного педагогического процесса. Появляется более высокая возможность достижения конкретных результатов, поставленных целей и комфортности педагогического процесса.О высоком уровне взаимодействия можно судить по обогащению форм и способов взаимодействия, содержания совместной деятельности и общения участников, по осуществлению преемственности, а также по расширению внешних и внутренних связей. Между двумя сторонами педагогического процесса в рамках данного взаимодействия складываются специфические отношения, которые могут быть как отношениями диалога, сотрудничества, внимания, так и отношениями доминирования, диктата, подавления, запугивания, то есть авторитарными отношениями.Именно анализ показателей эффективности взаимодействия дает возможность определить состояние данной проблемы как в коллективе, так и в конкретной ситуации, что позволяет целенаправленно управлять развитием взаимодействия участников целостного педагогического процесса.За последние годы интерес педагогов к категории взаимодействия резко возрос. Данная категория наиболее активно исследуется в связи с задачей анализа структуры воспитательных взаимодействий. Следует отметить, что процесс усвоения знаний проявляется еще в системе взаимодействия субъекта с объектом. Следовательно, данный процесс не рассматривается как процесс межличностного взаимодействия. Поэтому учение необходимо рассматривать как взаимосвязанную деятельность ученика с учителем и другими учениками, в результате чего строятся и изменяются формы сотрудничества и общения. Взаимодействие педагога и учащегося предполагает наиболее высокий уровень активности как учителя, так и ученика, богатства и разнообразие их взаимосвязей, отношений, порождаемых процессом достижения целей совместной учебной деятельности.Часто Процесс организации взаимодействия носит не однозначный и внутренне противоречивый характер . В целостном педагогическом процессе существуют противоречия ввиду наличия различных мотивов поведения людей, несовпадения их устремлений или ценностей, неумения определять свои действия или регулировать свою деятельность в соответствии с деятельностью других людей, несформированностью у учащихся необходимых для образовательной деятельности умений и качеств и в силу других причин личностного характера.Неумение правильно взаимодействовать и строить педагогически целесообразные отношения с учащимися становится одной из основных причин н неэффективности труда учителей.

Положительные же отношениями с учителями способствуют бодрому настроению учащихся, высокой мотивации, способствует развитию творческой активности и продуктивности познавательной деятельности. Об этом свидетельствуют практические исследования состояния отношений в школе, проведённые Ю.П. Азаровым, Л.И. Божович, М.В. Богусловским, С.В. Кондратьевой, Т.Н. Мальковской и другими. Перевод учебного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество учителя и учащихся.

Важно понимать, что образовательный процесс – это не только преподнесение учебного материала, но и процесс взаимодействия педагога и ученика, заключающийся в обмене мыслями, эмоциями, чувствами и переживаниями.1 Задача преподавателя не только в удовлетворении стремления ученика к знанию, но и в максимальном мотивировании его на этот путь. Нельзя не согласиться с тем, что ученики с большей охотой изучают те предметы, преподаватели которых пользуются симпатией и уважением учеников. Школьники, студенты, воспринимают учителя прежде всего как личность. Система знаний, которую формирует он, воспринимается учениками в преломлении личности преподавателя. Именно это положение имеет огромную значимость в системе образования.Необходимо понимать, что образование – это важная часть процесса формирования личности обучающегося. В ходе данного процесса ученик приобретает не только необходимые знания, умения и навыки, но и усваивает некоторые модели поведения и культурные ценности. По мнению многих выдающихся педагогов, достижение высокого результата в воспитании детей во многом зависит от высоконравственной личности самого педагога. Об огромном влиянии преподавателя на ученика рассуждал великий М.В. Ломоносов, разработавший особые требования к личности педагога. Он полагал, что прежде всего педагог должен стать образцом нравственности, высокой духовности для учащихся, наставлять не только словами, но и собственными поступками, показывая добрый пример. Выдающийся советский и российский филолог Д.С. Лихачёв утверждал: «Учитель воспитывает своей личностью, знаниями и любовью, отношением к миру и человеку».

Особую значимость отношений сотрудничества взаимодействия учителя и ученика в учебной деятельности определили Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, А.А. Бодалёв, И.Л. Волков, А.С. Высотский, Е.Н. Ильин и другие.

Сотруднический тип взаимодействия является наиболее эффективным для развития личности и коллектива. Данный тип характеризуется опорой на сильные стороны участников, объективным знанием, объективностью их оценок и самооценок; доброжелательными, гуманными, демократичными и доверительными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, — иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса определяется как совместное планирование предстоящей работы, определение целей деятельности, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника целостного педагогического процесса, помимо этого совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование и планирование новых целей и задач. Важно отметить, что сотрудничество не допускает бессмысленной работы. При сотрудничестве возможны споры, конфликты и противоречия, однако они разрешаются на основе совместного стремления к общей цели. Они не ущемляют интересы взаимодействующих сторон, позволяют подняться самим педагогам, учащимся и всему коллективу на новый качественный уровень. Нельзя оставить без внимания, что у учащихся формируется отношение к себе и другим людям как творцам общего дела.

Весомым воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие, предполагающее равенство позиций участников целостного педагогического процесса, уважительные, доброжелательные взаимоотношения. Данное взаимодействие помогает лучше узнать и понять учащегося, прийти к согласию. Искренний обмен мнениями позволяет выработать в результате похожие взгляды и убеждения на ту или иную ситуацию. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога неизбежно приводит к недоброжелательности во взаимоотношениях, спорам и конфликтам. И наоборот, грамотно построенный диалог создает благоприятные условия для взаимодействия участников целостного педагогического процесса. Договоренность взаимодействующих сторон о их роли, функциях в коллективе, в конкретной деятельности лежит в основе диалога. Участники взаимодействия умеют договариваться, знают возможности и потребности друг друга, а также могут скоординировать свои действия для достижения общего положительного результата. Именно заинтересованность в положительном результате работы и понимание важности вклада каждой из сторон в общий итог побуждают участников договориться между собой.

Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие — как активные потребители уже готового опыта. Таким образом, данный тип взаимодействия носит односторонний, опекающе-потребительский характер.

Сущность данного типа взаимодействия определяет И.П. Иванов, который считает, что педагоги как будто бы требуют от ребенка активной самостоятельной деятельности, однако тут же гасят ее, стремясь внести уже готовый опыт, свой вклад и постоянно открыто воспитывать. Воспитанники воспринимают воспитателей как людей, которые должны постоянно о них заботиться. Односторонне-потребительская позиция воспитанников является основной причиной живучести потребительской психологии. Минус данного взаимодействия состоит в привычке учащихся прежде всего получать, избирательно относиться к готовому опыту, а потому и к окружающему миру как к источнику какой-либо пользы в первую очередь для себя.

Достаточно распространенным типом взаимодействия является подавление, состоящее в пассивном подчинении одной стороны другой. Такой тип проявляется в виде жестких указаний и требований, наставлений, что и как выполнять. Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета одного из участников взаимодействия. Этот тип распространен в различных коллективах, характерен для разных систем. Так, например, известны случаи подавления коллективом личности и наоборот. Как правило, проявление этого типа взаимодействия в детских коллективах обусловлено подражанием авторитарному стилю педагогического руководства. Нельзя забывать, что взаимодействие-подавление, безусловно, приводит к напряженности во взаимоотношениях, вселяет страх и неуверенность в учащихся. Именно поэтому учащийся негативно относится к школе, где его принуждают выполнять неинтересную работу и в целом игнорируют его как личность. Если подавление является преобладающим типом взаимодействия, то у одной стороны формируется неуверенность, страх, пассивность, приспособленчество, инфантильность, у других - негативное отношение к окружающему миру, наблюдается агрессия. Данный тип взаимодействия зачастую становится причиной конфликтов и конфронтации. Очевидно, что педагогу необходимо отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это достаточно сложно сделать человеку с авторитарным стилем поведения.

Следующим рассмотрим такой тип взаимодействия, как индифферентность, обозначающим равнодушие и безучастность друг к другу. В основном данный тип взаимодействия характерен для людей и групп, которые плохо знают другую сторону либо не зависят друг от друга. Участвуя в совместной деятельности, они остаются безразличными к успехам другой стороны. Низкий уровень эмоционального компонента, формальные отношения, а также отсутствие взаимопонимания и взаимовлияния, несущественное взаимодействия участников характерны для данного типа. Главный путь перехода к более эффективным типам взаимодействия состоит в включении участников целостного педагогического процесса в совместную творческую деятельность, где создаются все условия для совместных переживаний, ощутимого вклада каждого в общий результат, возникновения отношений зависимости. Следует отметить, что при неправильной организации деятельности и отношений в процессе работы, противопоставлении успехов и достижений взаимодействующих учащихся и групп, индифферентный тип взаимодействия может перейти и в конфронтацию.

Конфронтацию определяют как скрытую неприязнь одной стороны по отношению к другой, возникновение противоборства, столкновения и противопоставления. Данный тип взаимодействия характеризуется расхождением целей и интересов. Бывает так, что интересы и цели совпадают, однако личностный смысл явно расходится. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп коллективов. Конфронтация может выступать как следствие неудачного диалога, конфликта, так и психологической несовместимости людей. Независимо от причин возникновения конфронтации важнейшей задачей педагога является поиск способов перехода к иным типам взаимодействия, например, соглашению либо диалогу.

Нельзя оставить без внимания такой тип взаимодействия, как конфликт, так как он может сопутствовать всем вышеперечисленным типам. Как правило, конфликт носит временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодействия.

Конфликт — это столкновение противоположных мнений, взглядов, убеждений, ценностей, мировоззрений субъектов целостного педагогического процесса. В основе любого конфликта лежит ситуация, которая включает противоположные мнения сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, несовпадение интересов субъектов. Безусловно, данный тип взаимодействия вызывает недоверие и тревожность, а также накладывает негативный отпечаток на психологическое состояние и внутреннюю жизнь всего коллектива и отдельной личности.

Таким образом, целостный педагогический процесс – это прежде всего взаимодействие личностей, поэтому основным средством воздействия педагога на обучаемого становится он сам как личность, а не только как педагог, обладающий определенными знаниями, умениями и навыками. Отсюда следует, что человеческие качества педагога влияют на педагогическую деятельность и на формирование профессиональных качеств.

Сегодня социальная значимость педагогической деятельности предъявляет высокие требования к личности педагога, его моральному облику и интеллектуальному потенциалу. Личность педагога становится «живым зеркалом», в которое постоянно смотрит ученик. Именно отсюда мировоззрение педагога, его поведение, личные качества, отношение к труду и человеку в целом так или иначе влияют на всех учеников. Исходя из выше сказанного ,важно, чтобы педагог контролировал себя и понимал, что его поведение и действия находятся под тотальным наблюдением.

Сотрудничество является высшим уровнем взаимодействия участников целостного педагогического процесса. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что именно данный тип взаимодействия служит наиболее эффективному развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом. Необходимо отметить, что в педагогическом процессе чрезвычайно важно адекватное понимание педагогом учащихся и учащимися педагога, что способствует корректировке и интенсификации учебно-воспитательного процесса. В организации правильного взаимопонимания в процессе педагогического общения существенную роль играетэмоциональная идентификация и эмпатия как способность «эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами». Уметь эмоционально идентифицировать себя с ребенком, зажить его чувствами и мыслями, а значит, адекватно понять его мысли и переживания - сложная задача. Именно на этом качестве настаивал А. С. Макаренко.

Список литературы.

  1. В.С. Грехнев Культура педагогического общения: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 144с.

  2. А.Б. Добрович Воспитателю о психологии общения. - М.: Просвящение, 1987. - 224с.

  3. В.А. Сухомлинский Как воспитать настоящего человека.- Издательство:«Педагогика»1990г.

  4. В.С. Кукушин Теория и Методика воспитания.-учебное пособие для студентов педагогических вузов. Ростов-на Дону «Феникс» 2006г.

1 В.С. Кукушин Теория и Методика воспитания.-учебное пособие для студентов педагогических вузов. Ростов-на Дону «Феникс» 2006г.

Просмотров работы: 277