СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ

Рогозина Д.С. 1
1МосУ МВД России имени В.Я.Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Ряд преобразований в иерархии семьи и её традиционных функций, а также способствованию появлению новой типологии семьи помогли социальные, экономические и политические общественные преобразования. Для такой семьи характерны гибкая ролевая структура, где преобладающими семейными ценностями становятся любовь и самореализация каждого члена семьи, а также равноправное партнёрства с демократическим типом разделения главенства в семье. Переход от старого типа семьи к новому сопровождается проявлением некоторых негативных тенденций, например, таких как: возрастание числа незарегистрированных браков, нестабильность брачного союза, внебрачных рождений. Одной из распространённых негативных тенденций является «childfree» (намеренное нежелание супругов иметь детей). Также к данным тенденциям можно отнести легализацию однополых браков в странах Европы и явление «отложенное родительство». Всё это способствует возникновению у молодёжи ряда серьезных психологических проблем, связанных самоопределением и жизненным выбором. Самоопределение или по-другому «идентичность» осуществляется в различных сферах жизнедеятельности, об этом свидетельствуют его многочисленные виды: гражданско-культурная идентичность, этническая идентичность, поликультурная идентичность, социальное самоопределение , личностное самоопределение , профессиональное самоопределение, экономическое самоопределение и др.

Профессиональное самоопределение – это основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии и соотнесения их с требованиями профессии. Профессиональное самоопределение (в том числе, и на уровне профессиональной подготовки) — это всегда индивидуально-личностный процесс.

Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также, - нахождение смысла в самом процессе самоопределения».

Юность — завершающий этап первичной социализации и главная задача этого возраста - это профессиональная ориентация, общее образование дополняется теперь специальным, профессиональным. Уже по окончании 9 класса ребята делают ответственный социальный выбор — продолжать учебу в средней школе, пойти в лицей, техникум или совмещать учебу с работой. По окончании средней школы жизненные пути еще более дифференцируются со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его психики. Многих юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, — собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. В то же время перед ними стоит задача социального и личностного самоопределения, которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Это предполагает наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которой затруднителен выбор профессии, развитие интегративных механизмов самосознания, выработку мировоззрения и жизненной позиции.

Для подростка и юноши выбор профессии — в значительной степени моральная проблема. Самоопределение есть одновременно и самоограничение. К тому же мир профессий, как и все остальное, часто кажется школьнику черно-белым: в «хорошей» профессии все хорошо, в «плохой»— все плохо. Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию.

Выбор профессии — очень сложный процесс. Проблема состоит не в его общей продолжительности, а в последовательности этапов. Здесь имеются две опасности. Первая— затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка сочетается с инфантильностью поведения, общей незрелостью и социальными ориентациями юноши.

Что касается семьи, то она, с одной стороны, является той системой, которая оказывает в среднем очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи. И не только в форме прямых воздействий и требований родителей или лиц, их заменяющих, но и как реальный фактор, косвенно, но закономерно определяющий идеалы, устремления, ценностные ориентации детей. С другой стороны, семья является достаточно автономным социальным институтом, трудно управляемым, в частности, с позиций школы, педагогики.

Мир семьи бесконечно разнолик, и этот признак еще более усилился в последние годы в связи с экономическим расслоением нашего общества, отходом многих людей от традиционных ценностей.

Проявляются различные варианты поведенческих реакций со стороны родителей в ситуации профессионального выбора ребенка :

1. Родители не прислушиваются к мнению ребёнка и настаивают на поступление в то учебное заведение, которое считают подходящим. Многие родители считают, что обладают значительно большим опытом, чем их дети, и способны уберечь их от лишних проблем в будущем, т.к. старшеклассники очень часто имеют далекое от реальности представление о самом себе, неадекватную самооценку. Однако нередко, к сожалению, и родители располагают неадекватными представлениями о своём ребенке, так как со временем подросток перестает делиться с ними информацией о себе, своих переживаниях, о том, с кем он общается. Чаще всего мы видим следующие проблемы:

1.1 взрослые знакомы по своему личному опыту с избранной юношей профессией и, имея свой негативный опыт, активно противодействуют его стремлениям;

1.2 предлагают «любую другую», но только «не эту» профессию или делают все возможное, чтобы «устроить» сына или дочь по предлагаемой конкретной специальности. Родители дают детям в той или иной степени извращенную ориентацию, по различным причинам создают у детей неверное представление о своей или знакомой профессии, культивируя у ребенка отношение к будущей работе, не выдерживающее моральных критериев.

1.3 родители не знакомы с предлагаемой ими ребенку профессией, но активно советуют ее выбрать, «давят», мотивируя тем, что это «интересно», «красиво» и т.п.

1.4 взрослые не ограничивают детей в выборе профессии, но считают, что главное — окончить институт, а все другие варианты профессионального образования активно отвергают.

2. Родители вообще не вмешиваются в процесс профессионального самоопределения ребёнка. Учащемуся предоставляется свобода выбора. «Пусть будет, кем хочет, лишь бы был хорошим человеком», или: «Я сама выбирала в молодости, мне никто не помогал, пусть и дети сами выбирают» - говорят родители. Взрослые здесь по существу уходят ответственности. Прервав традицию передачи жизненного и профессионального опыта, они, таким образом, оставляют детей в создавшейся для них трудной жизненной ситуации без поддержки, «на волю случая».

3. Взрослые создают условия для самостоятельного и активного поиска детьми правильных, нравственно обоснованных ответов на вопросы: «С кем (т.е. с какой общностью людей) быть?», «Каким (какой) быть?», «Где дальше учиться?», «Где я буду больше всего полезен (полезна) людям?», «Что я смогу дать обществу?». Эти вопросы и составляют ядро классического «Кем быть?».

Для создания названных выше условий взрослые знакомят детей с разнообразием профессий:

3.1 обращают внимание ребенка на «сильные» и «слабые» стороны его индивидуальности, личности с точки зрения обсуждаемых профессий; заботятся о воспитании уважения к труду, к обществу, к человеку;

3.2 создают возможности для пробы сил в разных направлениях;  обсуждают с детьми их профессиональные планы и дают советы (а не предписания);

3.3 помогают найти дополнительные сведения о предпочитаемых профессиях, специальностях, профессиональных учебных заведениях.

По результатам исследований М.В. Гневко 20 % абитуриентов советуются с родителями, выбирая профессию, и около 50 % советуются, выбираю вуз.

В ситуации профессиональной ориентации ребёнка, взрослым важно помнить, что многие родители могут находиться во власти устаревших стереотипов или идеализированных представлениях о мире профессий.

Попытки родителей (особенно частые в интеллигентных семьях) ускорить, форсировать этот процесс с помощью прямого психологического нажима («Ну когда ты, в конце концов, определишься? Я в твоем возрасте...»), как правило, дают отрицательные результаты, вызывая у детей рост тревожности, а иногда и негативистский отказ от всякого самоопределения, нежелание вообще что-либо выбирать, уход в разного рода хобби и т. п. Помощь здесь может быть только органической - своевременное, на всем протяжении учебы, расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.

Хотя раннее самоопределение обычно считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными, ситуативными факторами. Нельзя забывать и о том, что ранняя профессионализация часто связана с низкой успеваемостью, неблагоприятными семейными условиями, и другими отрицательными причинами, снижающими уровень сознательности и добровольности выбора.

Одним из важных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение юноши, является социальный статус семьи. С сожалением приходится констатировать, что формирование застойного явления малообеспеченной семьи, как, впрочем, и закрытие каналов для вертикальной социальной мобильности молодежи, стало в России свершившимся фактом. Идет закрепление благополучного положения одних и ухудшение и без того плохого положения других. «Неблагополучная» молодежь по своему социальному происхождению концентрируется в основном в нижних статусных группах общества. Если у «благополучных» указали на то, что их отцу удалось добиться успеха в жизни 63,7 %, а матери — 62,3 %; то у «неблагополучных» соответствующие показатели составляли всего 36,5 % и 40,1 % соответственно. Относительно возможности перейти в более высокие по статусу группы шансы «благополучных» и «неблагополучных» также различны. Если среди «благополучных» (в массе своей выходцев из наиболее преуспевающих слоев общества) 60,1 % рассчитывают добиться большего, чем их родители, то среди «неблагополучных» надеются добиться большего, чем их родители, только 44,3 %. Таким образом, если среди «благополучных» доминирует ориентация на вертикальную мобильность и успешную реализацию довольно широкого спектра запросов, то среди «неблагополучных» формируется не просто застойная бедность, но и неверие в свои возможности вырваться из «низов» общества. Если посмотреть на социальный состав учащихся профтехучилищ, то мы увидим следующую картину.

В подтверждение уже сложившегося общественного мнения о низком социальном статусе учащихся системы НПО, проведенный опрос показал, что более трети из них (38,4 %) воспитываются в неполной семье, только половина (52,9 %) в настоящее время имеют отца.

У большинства родителей учащихся общее среднее (45,8 %), в том числе - полное (33,3 %), и среднее специальное образование (29,5 %). Каждый десятый не имеет основного общего образования.

Почти две трети родителей учащихся - рабочие (56,9 %) и колхозники или фермеры (13,5 %). Служащие составляют 7,1 %, инженеры - 3,7 %, почти нет руководителей - 2,1 %. Достаточно высока доля безработных – 12 %, среди которых 63 % отцов.

Социальный состав родителей объясняет низкий уровень благосостояния учащихся, основными источниками доходов которых является стипендия и помощь родителей, демографические характеристики учащихся профтехшколы связаны главным образом с их представлениями о своих семьях и социальном статусе родителей.

Профессиональное ядро родителей составляют квалифицированные и неквалифицированные рабочие, а также домохозяйки.

Наибольшее число в распределении профессиональной принадлежности родителей выделено так: матери - домохозяйки - 25,7 %, отцы - квалифицированные рабочие, в том числе сельского хозяйства, - 30,4 %;

Самое меньшее число в профессиональной принадлежности родителей учащихся относится к тем, у кого мать и отец являются руководителями, главными специалистами предприятий или руководителями структурных подразделений: 5,1 % и 3,8 %, соответственно, а также военнослужащими — 0,4 % и 3,6 %.

Далее по иерархии: матери - служащие из числа технического персонала - 8,7 %, отцы - неквалифицированный рабочий, в том числе в сельском хозяйстве - 4,7 %, предприниматели: мать - 3,6 %, отец - 4,3 %. Служащие бюджетной сферы: матери - 14,5 %, отцы - 2,5 %. 16,5 % респондентов затруднились ответить, к какой профессиональной группе относятся их родители.

На сегодняшний день 67,4% опрошенных не связывают свой профессиональный выбор с профессиями родителей. Только 18,8% из них ответили, что их будущая профессия связана с профессиональной деятельностью родителей. Это дает основания сделать вывод о том, что выбор профессии современными учащимися профтехшколы не обусловлен профессиональными привязанностями их родителей, что не способствует трансляции феномена, именуемого в советский период трудовыми династиями.

В числе опрошенных учащихся 57,5 % являются членами полной семьи, 19,9 % — неполной, 13,6 % — из полной, многодетной, 3,6 % — из неполной многодетной, 2,5 % учащихся не имеют родителей. Свыше 40 % опрошенных — это дети из семей группы риска, определяемых по объективным характеристикам: малообеспеченность, многодетность, неполная семья, то есть социальное функционирование таких семей затруднено, и они неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения, необходимости «становиться на ноги и зарабатывать деньги», что напрямую обусловливает их профессиональный выбор. Получение высшего образования для детей данной категории затруднительно в силу материальных трудностей в семье и это, во многом ограничивает возможности профессиональной самореализации молодых людей.

Основой планирования молодым человеком своего профессионального будущего является существующая в социуме модель «типичного жизненного пути» члена данного общества. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей, в том числе и семейных. Система ценностей, в свою очередь, определяет мотивацию и способы достижения целей.

Процесс поиска профессиональных ориентиров часто является стрессогенным фактором и сопровождается внутриличностным конфликтом.

При этом, до разрешения противоречий возможно нарушение психического равновесия, затруднение основных видов деятельности, блокировка начала реализации планов. В значительной степени это связано с тем, что при выборе профессиональной сферы человеку предъявляются различные требования со стороны работодателей, родителей, учителей, друзей. Все это может находиться в конфликте с собственными желаниями и возможностями. Кроме того, молодые люди часто не знают как мира профессий, так и своих потребностей и склонностей в этом плане.

На эффективность процесса самоопределения юноши влияет его самооценка и представления о своей профессиональной пригодности, развитие которых во многом обусловлены стилем воспитания и уровнем взаимодействия в семье, поэтому гармоничное состояние отношений с родителями помогает преодолевать серьезный психологический кризис, связанный с необходимостью выбора своего жизненного пути.

Рассмотрение профессиональных предпочтений современных молодых людей показало, что часто юноши и девушки выбирают профессию из соображений престижности и высокой оплаты труда в будущем, иногда пренебрегая собственными склонностями и способностями. В результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи сформировался социальный пессимизм — неверие в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями.

Профессиональное самоопределение - это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, - с другой. Поэтому профессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека является то результатом, то средством развития личности. Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном, меняющемся мире.

Список литературы :

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1998. с. 43;

2. Климов Е.А., Королькова Г.Ф. Правильно выбрать... // Семья и школа. риал для родителей. № 5. — С. 26 — 28.

3. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). - М.: Просвещение.

4. Пряжников Н.С. Методы активации профессионального и личностного самоопределения: учбно- методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003., с.10;

5. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. - М.: Издательский центр АПО

Просмотров работы: 235