Педагоги и психологи понимают, что с целью воспитания ребенка безусловно следует его абсолютное позитивное принятие. Но нередко родители используют физическое наказание ребенка, несмотря на то, что у них самих подобные методы вызывают далеко не положительные эмоции.
Более пятидесяти процентов населения Планеты, согласно различным проведенным исследованиям, используют такие меры влияния на ребенка, вне зависимости от социального статуса, религиозных и других представлений. Приблизительно 40% родителей при этом применяют физическое воздействие с целью наказания всевозможные предметы, которые как принято говорить «попались под горячую руку» – прыгалки, поводки животных, ремни от одежды и многое другое, то что может сильно травмировать детей, как с нравственной так и с физической стороны, а кроме того спровоцировать детскую ложь для уклонения себя от наказания. [6]
По данным МВД РФ, в 2016 г. после домашних конфликтов пострадали около 10 тыс. представительниц слабого пола и примерно 5 тыс. детей. По статье 116 УК РФ (“Побои”) в январе-сентябре 2016 года зафиксировано около 57 тыс. преступлений, свершенных на бытовой почве. В области семейно-бытовых взаимоотношений таких правонарушений зафиксировано 14,213 тыс., из них в отношении представительниц слабого пола — 9,213 тыс., в отношении несовершеннолетних — 4,947 тыс.[9]
Физическое насилие – намеренное или неосторожное причинение ребенку его родителями либо лицами, их заменяющими, педагогами или иными какими-либо лицами физических травм, телесных повреждений, которые наносят либо могу привести в будущем вред здоровью детей, нарушают его нормальное и полноценное развитие и в некоторых случаях, даже приводящие к лишению жизни.
Физические наказания можно разделить на 4 группы: «порка/битье» (шлепание и удары по различным частям туловища); «физическое подавление» (сдерживание, ограничения, склонение); «наказание с целью примера» (применяется с целью демонстрации ребенку следствий его поступков: пощипывание, трепка за волосы, укусы); «физическое понуждение» (содержит насильственное умывание, закармливание, одевание).
Даже в случае если наказание никак не продиктовано отклонениями от общепризнанных мерок в жизни семьи, граница между ним и жестоким обращением весьма непрочна. У многих родителей включается шаблонное мышление – «нас таким образом наказывали, и мы приличными людьми выросли». Иные руководствуются рекомендациям собственных родителей, друзей, родных приятелей.
Применение физической силы к детям не приносит ожидаемых родителями результатов. Избиение, подзатыльники, пинки, оплеухи и прочие физические наказания унизительны и обидны для детей. Многолетние исследования доказывают, что систематическое физическое унижение в детстве во взрослой жизни влечет за собой в такие трудности, как рукоприкладство по отношению к женщине (матери, жене, детям), изнасилование, преступления и правонарушения.
Следует иметь в виду, что по мере взросления ребенок все меньше принимает физическое наказание. Таким образом, в случае если мать может нашлепать ребенка за нарушение социальных норм, то 14-летний школьник способен не допустить удар либо дать ответный удар матери. В подростковом возрасте использования физических наказаний может способствовать абсолютному разрушению отношений с родителями, бегству из дома, бунту и протесту во всех без исключения проявлениях.[2]
Применяя силу, как крайний аргумент в воспитании ребенка, взрослый подписывается в своей несостоятельности, как родитель. В случае если ребенок прекратил воспринимать слова, в таком случае родителям необходимо рассмотреть стиль воспитания ребенка – запросы могут являться завышенными, родители могут быть непоследовательны в собственных притязаниях, или что ещё хуже, предъявлять требования от ребенка того, чего не осуществляют сами.
Избиение крайне редко дает позитивные результаты. А вместо этого у детей начинает проявляться недоверчивость, раздражение, агрессивность, ожесточенность и стремление отомстить родителю, наказавшему его так безжалостно.
Можно выделить две основные группы последствий применения физического насилия над ребенком при взрослении человека: 1.Ближайшие следствия: А) Физические травмы, дефекты, возникновение тошноты, головные боли, лишение сознания, кровоизлияние. Это свойственно для синдрома сотрясения, формирующегося у маленьких детей, которых сильно трясут. Б) Критические психологические патологии: встречная враждебность, взволнованность, желание куда-то убежать, скрываться; или глубокая медлительность, внешнее равнодушие. И в случае агрессии и в случае заторможенности ребёнок объят острейшими переживаниями, боязнью, тревогой. В) У детей старшего возраста вполне вероятно становление тяжёлой депрессии с ощущением своей ущербности, неполноценности.
2. Отдалённые результаты жестокого обращения: У детей, подвергшихся применению физического насилия в раннем возрасте, повышена угроза появления психических расстройств в более старшем возрасте. Образуется развитие травматических стрессовых реакций (состояния боязни и беспокойства, которые приводят к срыву сна (тревожность, бессонница), к зарождению плохого аппетита, психосоматических претензий, всепоглощающей волнения). Физическое насилие приводит к повышению у ребенка риска суицидального поведения и преступности, формируется недоверчивость и подозрительность. При проведении медосмотров такие дети, как правило волнуются и весьма возбуждены (по наблюдениям врачей). Появляются нервность и поведенческие расстройства. У детей формируется позиция, что, благодаря физической силе, возможно достичь всего. У подвергшихся физическому давлению детей возрастает угроза формирования рака, заболеваний сердца (инсульту, инфаркту) и астмы в последующие годы жизни (в зрелом состоянии).[7]
Таким образом, поступки родителей, проявляемые в форме физического насилия, даже самого незначительного, как простой «воспитательный шлепок», может привести к нарушению физического и психического здоровье ребенка, что мешает его полноценному развитию. Так, для социальных педагогов и инспекторов ПДН, на которых возложена задача по профилактике и недопущению проявления насилия родителями над детьми, данная задача должна стать приоритетной, в том числе необходимо проведение исследований и разработка современных программ по профилактике семейного насилия.
Список литературы:
Андреева А. А. Насилие в семье как социальная проблема современного общества [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 1-3.
Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы: учебное пособие / В. Г. Бочарова. — М.: Просвещение,2011.- 208 с.
Бессонова Н.Н. Социально-педагогическая профилактика физических наказаний детей в семье. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Екатеринбург, 2010. – 220 с.
Волкова Е.Н., Исаева О.М. Диагностика распространенности насилия и жестокого обращения среди детей – Н.Новгород, 2013. – 97 с.
Евсеева И.Г., Ульянова И.В., Борисова Е.В. Подготовка будущих социальных педагогов к пониманию и анализу гуманистических ценностей Современные наукоемкие технологии, 2016. № 1. - С. 193.
Елисеев, Д. Насилие в семье как проблема современного общества / Д. Елисеев — М.: Свобода, 2011. — 212 с.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2010. - 269 с.
Свечникова А.А. Феномен насилия над детьми в семье // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2010. №7. - С.14-17.
http://spravo.com/statistika-mvd-rf-o-domashnem-nasilii-v-2016-godu/