ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА САМООЦЕНКУ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Данилушкина А.Ф. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, тревожность является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии, данная проблема, не только одно из основных свойств личности, но и фактор, определяющий ее развитие.

Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Тревожность рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, и как феномен, сопутствующий фрустрации социальных потребностей, и в качестве специфического личностного свойства [1]. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека.

Тревожность – как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности подростка мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный, так и позитивный характер, хотя в последнем случае оно имеет житейские ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

Вопрос о причинах тревожности открыт. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов [2]. В подростковом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места согласны среди других обстоит людей. Относясь более к ядру личности, подросток самооценка является низкой важным регулятором тревожности ее поведения. От самооценки характеризует зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степени трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным [3].

Резюмируя вышесказанное, дезорганизует можно утверждать, основе что актуальность помощью исследования обусловлена содержащие необходимостью формирования знает положительного социального наиболее опыта, социальной выражается компетентности современного этот подростка, а также обеспечивая недостаточной реализацией него возможностей образовательной выраженную системы в организации негативные психолого-педагогического сопровождения активности подростков, способствующей ребенок развитию механизмов учета адаптации к социальной нередко среде, формированию взрослой социальной компетентности зависимости современных подростков.

Поэтому, методы учитывая всю детей специфику подросткового группы возраста, надо глазах уделять внимание которого становлению адекватной собственных самооценки. Помочь также в преодолении трудностей, называют связанных с возникшем спилбергера чувством взрослости, поиска открытием своего спорах внутреннего мира, часто становлением своего "Я", плохо чтобы в последующем пути у подростка не развивались выявлена различные комплексы сумма неполноценности и страхи.

Подростковый возраст – является неспокойным временем в становлении физиологического и психологического обликов человека. В этот период формируется «Я-концепция», созревают моральные принципы, появляется чувство взрослости, выходит на новый уровень половая идентификация подростка [4]. Подобные перестройки и изменения в личности ребенка порождают изменения самооценки и могут приводить к повышению уровня тревожности. Проведенное исследование позволило нам изучить особенности тревожности и ее влияния на самооценку в подростковом возрасте.

Была составлена и реализована диагностическая программа по исследованию тревожности и самооценки подростков

В программу вошли следующие методики:

1. Методика Спилберга-Ханина (выявление ситуативной и личностной тревожности);

2. Опросник для определения уровня самооценки С.В. Ковалев

3. Методика Кондаша «Шкала тревожности»;

4. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

5. Диагностика школьной тревожности: опросник Филлипса

Проанализировав и обработав вышеприведенные методики, у нас получились следующие результаты: 18% подростков с несколько повышенной, 46% с высокой и 36% с нормальной общей тревожностью которая включает в себя ситуативную, личностною, школьную, а также самооценочную и межличностную тревожности. Что касаемо самооценки, то 37% испытуемых имеют низкий уровень самооценки, 27% средний и 36% учащихся с высоким уровнем самооценки. Сопоставив результаты тревожности и самооценки, можно утверждать, что тревожность, как уже было сказано на теоретическом этапе непосредственно влияет на самооценку подростков. Нами замечена тенденция, что чем выше тревожность подростка, тем ниже его самооценка.

Повышенный уровень ситуативной и школьной тревожностей будут мешать подростку:

- подобрать необходимые слова; выстроить логичный ответ;

- не дадут возможность сосредоточиться на условиях задачи в контрольной работе;

- вспомнить материал предыдущего урока.

Каждый раз такой подросток испытывает тревогу при вызове к доске, при объявлении о предстоящей контрольной работе или при ожидании родителей со школьного собрания. В конце концов всё это приводит к неуверенности в себе и закреплению поведения, настроенного на неудачу. В итоге самооценка такого подростка будет низкой или очень заниженной.

В подростковом возрасте самооценка тесно связана с процессом осознания себя как личности (что в очередной раз подтверждает правильность результатов нашего исследования, а именно того, что у подростков с несформированной самооценкой наблюдается высокий уровень личностной тревожности), с осознанием своих качеств. В этот период подросток занят постоянным сравниванием себя и своих качеств с другими людьми и чаще всего со своими сверстниками. Если подросток у большинства своего окружения обнаруживает определенные качества, но не находит их у себя, то этот факт (отсутствие или не достаточная развитие этого качества), начинает волновать и беспокоить его, что в конечном счете ведет к повышению уровня самооценочной тревожности, что и подтверждают наши исследования – у подростков с низким уровнем самооценки наблюдается высокий уровень самооценочной тревожности.

Литература

  1. Аракелов Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. –М.: Вестник МУ, сер. Психология, 2007.

  2. Гольева Г. Ю., Чебелюк М. Г. Изучение влияния тревожности на самооценку детей школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.

  3. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: "Политиздат", 2007.

  4. Липкина А.И. Самооценка школьника, - М.: Знание, 2008.

Просмотров работы: 709