УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Омельченко В.В. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость выявления условий развития учебной мотивации подростков является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Работая с детьми подросткового возраста и педагоги, и психологи сталкиваются с тем, что у детей снижается мотивация учебной деятельности к подростковому возрасту. Актуальность проблемы обусловлена обновлением и усложнением школьной программы, многие программы ориентированы на самостоятельное приобретение знаний учащимися, осуществление в единстве патриотического, нравственного и духовного воспитания. Многие не выдерживают столь объемной нагрузки, а многим не хватает терпения, усидчивости и учебной мотивации

Важной задачей школьного обучения является создание таких условий обучений, которые обеспечивали бы психологический комфорт учащихся и возможности их общего развития. Проблема выявления условий способствующих развитию учебной мотивации - одна их ключевых проблем зарубежной и отечественной психологии. Б.Ф. Ломов отмечает, что проблема развития мотивации и определение условий её развития одна из самых распространенных тем психолого-педагогических исследований. Какие условия развития учебной мотивации необходимы? Что они собой представляют? Разработка ответов на эти вопросы имеет огромное значение в практике решения проблем многих педагогов и психологов. Неудивительно, что мотивации и условиям развития мотивации посвящено большое количество монографий как отечественных (В.И. Ковалев, А.Н. ЛеонтьевП.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, П.М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др).

Каждый родитель хочет, что бы его ребенок хорошо учился. В этом же заинтересованы и учителя и психологи в школе. Но зачастую и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет»[2].

Определим условия развития учебной мотивации подростков. Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации в подростковом возрасте.

При предоставлении ученику самостоятельности со стороны родителей, у него формируется чувство ответственности за свои поступки и свой выбор. Самостоятельность формирует ответственность за результаты своих действий. Выбор занятия, выполнение заданий - всё это ложится на плечи самого ученика. У родителей в данной ситуации пассивная роль наблюдателя. Важно быть другом для своего ребёнка, и если вы видите, что ребенок испытывает затруднения самое время ему помочь и направить в правильное направление[3].

Снятие внешнего контроля. Не совсем правильно наказывать подростка за неудачи и неудовлетворительные оценки. Неудачи как таковые сами являются наказанием, наказания для контроля здесь не уместны.

Обучение должно соответствовать интересам и потребностям ученика. Многие родители желают, чтоб их ребенок получил высокооплачиваемую и престижную профессия. Когда родители отдают ребенка в школу с определенной направленностью, а ребенку это не интересно, они лишают его не только самостоятельного выбора бедующей профессии, но и желания учиться в целом[2].

Ключевым моментом является стиль учителя, которому он придерживается в преподавании. От того в какой форме преподает учитель, какие методы и средства применяет в работе с учениками, зависит обучаемость класса в целом. Занимательность, не традиционное изложение учебного материала, использование познавательных игр, организация дискуссий. Для подростков важно живое общение во время приобретения знаний, как с учителем, так и с одноклассниками[7].

Необходима включенность всех учеников в совместную учебную деятельность. Это может быть построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроке[6].

Когда педагогу-психологу поступает запрос, связанный с низкой учебной мотивацией, он проводит диагностическую работу, составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу. Но в настоящее время актуален творческий подход к решению данной проблемы. Для решения учебных задач важно уметь творчески мыслить и творчески подходить к решению задач. Творческий подход заключается в обучении умению находить нестандартные способы решения возникающих проблем. Так же это нацеленность на что-то новое и познание самого себя.

Таким образом, одним из главных направлений развития учебной мотивации является выявление условий развития, повышающих эффективность усилий учащихся по развитию учебной мотивации подростков и способностей к учению.

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - М., 2009. - 320 с.

2. Божович Л. И., Изучение мотивации поведения детей и подростков под ред. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. - М.: Педагогика, 2012.

3. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2008.

4. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики /Под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Наука, 2014. - 112 с.

5. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. Изд-во Сентябрь, -М., 2017. 96с.

6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 456 с.

7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - СПб., 2015.

Просмотров работы: 183