ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Саунина Е.А. 1
1ТГПУ им. Толстого, МДОУ "Детский сад №5 КВ" г. Богородицк
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Игра собой сложный феномен, который с разных позиций разными – логикой, лингвистикой, , культурологией, психологией, и другими. ученые пытались определение понятию .

К. Гросс был первым , который внести ясность в определения игры. Он классифицировать детские и найти подход к ним. Он показал, что игры стоят в отношении к мышлению и к будущим его неигровым действиям, чем игры, когда воображает, что он лошадь, и т.п.

Согласно Д.Б. , игру нужно как совершенно своеобразную , а не как сборное понятие, все виды деятельностей, в частности, и , которые Гросс экспериментальными играми. , ребенок и открывает крышку, это много раз подряд, , перетаскивает вещи с на место. Все это не игрой в собственном слова [55].

игры, по Л.С. Выготскому, в том, что она есть обобщенных желаний , основным содержанием является система со взрослыми

Современные исследователи (Е. Е. , Т.И. Бабаева, Онищенко Э.В., М.Н., Михайлова З.А. и др.) отмечают, что возникает , когда появляются непосредственно тенденции действовать как взрослый и с тем сохраняется для раннего детства к немедленной реализации .

Характерная черта состоит в том, что она ребенку выполнять при отсутствии условий достижения его результатов, мотив его не в получении результата, а в процессе выполнения . «Лошадка» заменяется , и ребенок «» на ней потому, что ему важно , а не доехать. Действие, в игре, и фактические его сами по являются вполне , но наблюдается явное содержания действия (, «управление ») и его операций (вращение попавшегося колесика). Оно к тому, что ребенок выполнять действие в воображаемой .

Для воображаемых («мнимых») характерен перенос с одного на другой и действия, в обобщенной и сокращенной реальные действия . Именно в игре палочка быть лошадкой, дерева – мылом, – карандашом и т.д. С можно производить те же , что и с реальным предметом. Это возможным на основе видимого и полей, появляющегося в возрасте и позволяющего внутреннему плану .

Суть состоит в том, что в ней ребенок значениями, оторванными от , но опираясь на реальные . Противоречие деятельности состоит в том, что в ней движение в смысловом , но способ движения как во внешнем : в игре все внутренние развернуты во внешнем .

В сюжетной игре принимает на те роли, которые так или соответствуют некоторым функциям взрослых, и в свою некоторые нормы , связанных с этими . В процессе игры воспроизведение отношений в совместной детей. Выполняя на себя роль, воспроизводит ей действия, но, конечно, их с реальных предметов на . Вместе с тем при таком действий и предметы как бы «насыщаются» , которые им самим по не присущи.

В процессе игры начинает ориентироваться в смысле человеческой , в том, что любое предметное включено в отношения, так или иначе на других людей и ими как значимое или незначимое. обнаруживает при , что сами отношения иерархическую систему , управления и исполнения.

выполняя в ситуациях различные взрослого человека и их особенности с собственным опытом, начинает различать и внутреннюю стороны взрослых и своей жизни. Он у себя наличие и начинает осмысленно в них, благодаря чему у возникают отношения к самому . Эти переживания обобщаются ( пишет Л.С. Выготский, аффективные ), у ребенка появляется своеобразная «логика » [17].

В структуре можно несколько элементов.

1. игра имеет – ту область действительности, ребенок в игре; дети в «семью», «больницу», «», «магазин», «Бабу Ягу и », «Белоснежку и гномов» и т.д.; чаще тема берется из действительности, но дети «» и сказочные, темы.

2. В соответствии с строится сюжет, игры; к сюжетам определенную событий, разыгрываемых в . Сюжеты разнообразны: это и , и сельскохозяйственные, и ремесленные, и игры; с бытовыми (семейный быт, сад, ) и общественно-политическими сюжетами (, митинг); военные , драматизации (, кино, кукольный , постановки сказок и ) и т.д. Некоторые игры ( с бытовыми ) разыгрываются с разным на протяжении всего детства. Игры на и ту же тему быть представлены сюжетами: так, например, в «семью», в «дочки-матери» разыгрыванием прогулки, обеда, , приема гостей, ребенка, его болезни и т.д.

3. элементом в игры становится как обязательный набор и правил их выполнения, как реальных , существующих между , но не всегда доступных в практическом плане; выполняются при помощи игровых : «врач» делает «больному», «продавец» «покупателю» «», «учитель» учит «» «писать» и т.д.

4. Содержание – то, что ребенок выделяет как момент или отношений взрослых. разных возрастных при игре с одним и тем же вносят в нее содержание: для младших это – многократное повторение действия с предметом ( игры именоваться по названию : «качать куколку» при «в дочки – матери», « медвежонка» при «в больницу», «резать » при игре «в столовую» и т.д.); для это – моделирование деятельности и эмоционально ситуаций, выполнение ; для старших – соблюдение в игре.

5. Игровой и игровое – игрушки и разнообразные предметы, при помощи дети разыгрывают и роли. игрового материала то, что в игре предмет не в своем собственном (песок, , лоскутки, пуговицы и т.п.), а в заместителей других, ребенку практически, (сахар, блоки, ковры, и т.п.). Игровое пространство собой границы, в которых разворачивается игра. Оно символизироваться наличием предмета (например, с красным , положенная на стул, «территорию больницы») или обозначаться (например, мелом кухню и спальню, дом и , тыл и фронт).

6. Ролевые и отношения – первые отношение к и роли (конкретные персонажей), а вторые отношение к качеству и выполнения (они позволяют о распределении ролей, игры и реализуются в «ремарках» «надо делать », «ты неправильно пишешь» и т.п.).

ведущей деятельностью на всех лет детства, игра на всем своем . В детской психологии следующие развития игры.

1. игра. В младшем возрасте игры процессуальный . В несложных по содержанию смысл для детей в самом процессе , а не в том результате, к это действие должно . Этап предметной связан преимущественно с специфическими предметов, еще недоступных в практической деятельности. является разворачивание и в игре предметных действий (« куклу», «резать »).

2. Ролевая игра. В дошкольном в играх главное занимает выполнение , и интерес игры именно в моделирующих отношения действий. Этап игры обусловлен ребенком между людьми, отношение к предметам. игре соответствует и по сложности – ролевое поведение, с обозначением и реализацией позиции, подчиняющей предметные (играть «во врача», «в », «в Изауру», «в милиционеров»).

3. с правилами. На этом детей не просто роль как , но и то, насколько реалистично она . Повышается требовательность к правдивости и , реалистичности исполнения и сюжетов, использованию материала (к игре привлекаются предметы и вещи, взрослых), к соблюдению в игре. Этап игр с связан с ребенком скрытых в между людьми и правил человеческих и сдвигом игры с процесса на . На этом этапе игры-драматизации, игры-фантазирования. способ игры – сюжетосложение, с развертыванием в игре целостных ситуаций (« в больницу», « в парикмахерскую») [16].

У 6–7 лет уже есть предварительное игры, распределение до ее начала и подбор игрушек. в игре становятся и долговременными (иногда способны одну игру в нескольких дней, игрушки и игровое ).

Тематика игр меняется со временем. Д. Б. говорит о двух группах игр: 1) взрослые, их , отношения с людьми; 2) эмоционально события.

По мере и расширения опыта изменяется и игровой деятельности. Так, для младшего и среднего возраста характерным служит эмоционально значимых и действий значимых , а также желание , то для старших таким мотивом еще и фантазирование, так как оно связано с независимостью от внешних и возможностью по «собственному хотению, по велению».

Возникают мотивы деятельности и с ними . Поведение ребенка другими детьми, он следовать определенными , вытекающим из его , и не имеет права ни общий рисунок , ни отвлечься от игры на постороннее. произвольность поведения переход от родственных , к мотивам-намерениям, стоящим на сознательности

По выражению С.Л. Рубинштейна, «в , как в фокусе, собираются, в ней и через нее формируются все психической личности». Наблюдая за ребенком, можно его интересы, представления об жизни, особенности характера, к товарищам и взрослым.

и взаимодействие проявляются в разных играх. В ролевой фокусом, собирающем все личности, служит , содержание и связанные с ним игровые . От богатства замысла, увлеченности им зависят эмоций и, в мере, способность к и волевому усилий. или как ее иногда называют – игра в дошкольном возрасте. Это , в которой дети на себя роли людей и в форме, в игровых воспроизводят деятельность и отношения между . Ребенок, и исполняя определенную , имеет соответствующий – мамы, доктора, , пирата и его действия. Образный игры настолько , что без него игра не может .

В старшем дошкольном у детей формируется совместно строить и развивать игры. Сюжеты игр развиваются на основе , приобретенного при наблюдениях жизни, а знаний, полученных на , при чтении литературных , при просмотре детских передач.

дошкольники владеют широким кругом сведений об окружающей их . Сюжетно-ролевые старших дошкольников самостоятельных характер и простор для собственных замыслов . В этих условиях как прямое навязывание , идущих от воспитателя тем для игр, так и определенных или тематический подбор атрибутики, сковывающий инициативу [28].

В детей дошкольного возраста с правилами так же занимают место. Детей интересовать не процессы игры, но и ее . Игры с правилами воспитателем с целью и физического детей. Важно, дети старшей не только принимали участие в , которые организует , но и умели самостоятельно их .

В играх с правилами – решение задачи. Детей только такие , подвижные и дидактические, требуют мысли и воли, трудностей [44].

дидактической игры в том, что дети умственные задачи, им в занимательной игровой , сами находят , преодолевая при определенные трудности. воспринимает умственную , как практическую, игровую, это его умственную . Многие дидактические не имеют сюжета и только в решении задачи. В от материала дидактической можно разделить на три : игры с предметами (, природным и пр.), настольные печатные и словесные игры. сложны словесные : они не связаны с восприятием предмета, в них должны оперировать . Эти игры имеют для развития ребенка, так как в них дети высказывать самостоятельные , делать выводы и , не полагаясь на других, замечать ошибки.

Каждая игра содержит , решение требует от ребенка умственной работы, и воспринимается им как игровая. дидактических игр . Наиболее важны для развития детей : сравнение предметов, и загадывание (определение предмета по его , выделение в предмете признаков), обобщение , быстрое , точное определение.

игру нельзя узким дидактическим , с ее помощью основные воспитательные [34].

Игры с имеют другое : они дают систематических упражнений, для развития мышления, и речи, произвольного и памяти, движений. Каждая с правилами имеет дидактическую задачу, но в счете, она также на решение воспитательных задач

Интересная игра умственную ребенка, и он может более трудную , чем на занятии. Но это не значит, что должны только в форме . Обучение требует, разнообразных методов. – один из них, и она хорошие результаты в сочетании с другими : наблюдениями, беседами, и т.д. Играя, учатся применять знания и умения на , пользоваться ими в разных . В творческих открывается широкий для выдумки, экспериментирования. В с правилами требуется знаний, выбор решения задачи [30].

– самостоятельная деятельность, в дети в общении со сверстниками. Их общая цель, усилия к ее достижению, переживания. переживания оставляют след в сознании и способствуют формированию чувств, стремлений, навыков жизни. Задача состоит в том, чтобы каждого активным членом коллектива, создать детьми отношения, на дружбе, , ответственности перед [16].

Список использованных источников и литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамова.- М.: Акад. Проект, 2009.- 623 с.

Агаева Е.Л. Моделирование сериационных отношений детьми дошкольного возраста / Е.Л. Агаева // Новые исследования в психологии. – 2006. - № 2 (23).

Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей / М.М. Безруких. - М.: Дрофа, 2010. – 362 с.

Блонский П.П. Память и мышление./ П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2007. – 422 с.

Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. / Л.С. Выготский. – М.: Наука, 1987. – 528 с.

Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский.- М.: ЭКСМО, 2003. – 512 с.

Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте: избр. психол. исслед. / Л.С. Выготский. - М., 2000. – 239 с.

Махмутов М.И. Развитие мышления детей дошкольного возраста / И.И. Махмутов // Игра и развитие личности дошкольника: сб. науч. тр. / Под ред. Г.Г. Кравцова.- М., 2005.- С.54-57.

Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 2005.-125 с.

Лурия А.Р. Речь и мышление. / А.Р. Лурия. – М.: Мысль, 2005. – 360 с.

Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. / Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 1997. – 282 с.

Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин.- М.: Владос, 2005.

Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 248с.

Просмотров работы: 103