РОЛЬ Л. С. ВЫГОТСКОГО В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИИ И ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ Л. С. ВЫГОТСКОГО В РАЗВИТИИ ПСИХОЛОГИИ И ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Демина В.А. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лев Семёнович Выготский известный советский (российский) психолог, которой внес большой вклад не только в развитии психологии, её отдельных отраслей, но и дефектологии, психиатрии. Расскажу немного о биографии выдающегося ученого, Лев Семёнович родился в городе Орша, начальное образование получал дома, но после окончания 5 класса учился в казенной гимназии, проявлял большой интерес к изучению языков. В 1913 поступил в Московский Университет. Л.С. Выготский приехал в Москву в тот переломный момент, когда происходил затяжной и изнурительный кризис самодержавия. Это было время послереволюционное и предреволюционное одновременно. Время анархии и реакции. Время кипения жизни и культурно-нравственного упадка, те самые времена, когда Россия переживала крах традиционных устоев и ценностей народа. Тогда же молодой Выготский начал путь формирования и познания себя как личности. Стоит отметить тот факт, что уже в этом возрасте Выготский был личностно ориентирован, что оказало существенную роль в быстром скачке его дальнейшего развития. Более того, в это время начинает формироваться его мыследеятельность, которая предполагает объединение воедино определенных знаний. На такой резкий порыв развития оказали существенное влияние лекции П.П. Блонского, В.H. Ивановского, Г. Шпета, кружки по «этнической психологии», лекции Лопатина по истории философии и истории психологии, лекции Г.И. Челпанова, лекционный курс Овсянико-Куликовского. И именно здесь начинается его знакомство с психологическим направлением в литературоведении, а вслед за этим  с культурно-исторической школой.

После окончания учебы в 1922 году поступил на работу преподавателем Гомельского педагогического техникума, а в первой половине 1923 г. был занят организацией психологической лаборатории. Выготский руководил экспериментальной работой студентов Московского педологического института в кабинете-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме. Результаты этой работы были оформлены в виде докладов осенью 1923 г. и представлены Выготским в трёх выступлениях на II Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде в январе 1924 года, став, таким образом, его первым выступлением на научных конференциях. Именно на этом съезде Выготский встретил Александра Лурию, который и поспособствовал его приглашению в институт в качестве аспиранта. В дальнейшем это знакомство и приглашение послужили основой длительного научного альянса и сотрудничества этих двух исследователей, составивших костяк так называемого «Круга Выготского-Лурии».

Лев Семёнович разработал и обосновал «Культурно-историческую концепцию развития психики и развития личности». Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа. При этом фундаментальной, генетически исходной основой изменения и развития человека явилась его трудовая деятельность, осуществляемая с помощью орудий. Лев Семенович говорил, что человек в процессе исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. И именно в процессе общественной жизни человека возникали, развивались его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму это процесс изменения самого типа развития, а не простого органического созревания (Рис.1). Рис.1. Тезисы учения о высших психических функциях Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности».Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышлиА.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, П.И. Зинченко, Л.В. Занков и др.

Область, в которую внёс вклад Лев Семенович,‒ это возрастная и педагогическая психология. В его работах подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психологических функций ребёнка. Так, Выготский сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психологических функций. Главным источником для развития является непостоянная (изменяющаяся) социальная среда, для описания которой Л.С. Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данно­го возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социаль­ной»[1,с.245]. Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.

Хотелось бы отметить, что Выготский занимался и развитием педагогики. Львом Семеновичем была обоснована идея активного учебного и воспитательного процесса. Согласно которой активными являются ученик, учитель и социальная динамическая среда, в которой они находятся. При всем этом ученый тесно связывал эти три составляющие основы обучения. Главная цель обучения и воспитания с точки зрения психологии – это преднамеренная и целенаправленная выработка новых форм поведения детей, их деятельности и постепенная организация их планомерного развития. Лев Выготский определил обучение как «внутренне всеобщий и необходимый момент в ходе развития у человека не природных, а его исторических особенностей. Воспитатель должен быть только наблюдателем, корректно регулировать и направлять самостоятельную деятельность детей в самые нужные моменты.

Изучение дефектологии напрямую связанно с именем Л.С. Выготского. Он по праву считается «отцом» данной науки. Дефектология‒ это наукаопсихофизическихособенностяхразвитиядетейспсихическимиилифизическиминедостатками, закономерностях их обучения и воспитания. Одной из основных проблем, которой он занимался, была проблема закономерностей развития как нормальных, так и аномальных детей. Он систематически участвовал в консультациях детей, осуществляя там руководящую роль. Выготский проконсультировал большое количество детей с различными отклонениями в психическом развитии. Проводил огромное количество экспериментов и пришел к следующему выводу: «Социальные условия играют важную роль в формировании личности ребёнка[2,c.36].И действительно, все зависит от того как, каким образом и где воспитывается ребёнок.

Почти за 10 лет деятельности Льва Семёновича в качестве профессионального психолога он написал около180 работ. Из них издано 135, а 45 его работ ждут публикации. Следует заметить, что многие издания Выготского являются библиографической редкостью.

Особенно хочется остановиться на одной из научных работ Льва Семёновича ‒ Психологии искусства, написанной в 1925 году, но впервые опубликованной лишь в 1965 г. Основными идеями психологи искусства, по Выготскому, можно считать:

  • влияние готового литературного произведения на человека, на его эмоциональную жизнь независимо от личности творца и безотносительно к читателю;

  • поиск возможности объективного исследования произведения искусства; описывание метод анализа систем раздражителей – анализ эстетических знаков, которые направлены на возбуждение эмоций в людях, и воссоздание этих эмоций, а не интерпретация душевной организации автора;

  • искусство – «общественная техника чувства». Под этими словами можно понимать следующее, искусство это общественный способ, который помогает нам выразить свои чувства и эмоции.

  • Л.С. Выготский смотрел на художественное произведение как на «совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции»,[4,c.10] и пытался на основании анализа этих знаков воссоздать соответствующие им эмоции. «Психология искусства» Выготского ‒ это безличная психология. В ней нет места индивидуальности, в ней есть только поиск общих закономерностей, которые делают текст - произведением настоящего искусства.

Л.С. Выготский говорил: «Наконец, содержание проблемы мы видим в том, чтобы теоретическая и прикладная психология искусства вскрыла все те механизмы, которые движут искусством, вместе с социологией искусства дала бы базис для всех специальных наук об искусстве»[3,c.5].

Л.С. Выготский исследовал только форму и материал искусства – от формы художественного произведения шел через функциональный анализ ее единиц – эстетических реакций – и структуры к воссозданию эстетической реакции и к установлению ее общих законов. Из этого следуют выводы, что «искусство есть социальное в нас», его действие совершается в отдельном индивидууме, но корни его не индивидуальны. Социальное – это не только коллективное. «Социальное есть и там, где есть только один человек и его переживания». Это не заражение чувством другого человека. «Переплавка чувств вне нас совершается силой социального чувства, которое объективировано вне нас, материализовано и закреплено во внешних предметах искусства, которые сделались орудиями общества»[3,с.75]. Человек отделяет от своего тела (в отличие от животного) аппарат техники и аппарат научного познания, которые становятся орудиями общества. Чувство становится личным (не переставая быть социальным), когда каждый из нас переживает произведение искусства. Функция искусства заключается в переделке наиболее глубоких слоев человеческой личности. Суть в том, что эмоции существуют в объективной первоначально общественной форме в виде произведений искусства, в которых они материализованы особыми знаковыми средствами. Посредством этих общественных орудий происходит переплавка эмоций и превращение их в особую сферу индивидуальной человеческой жизни с вовлечением самых глубоких физиологических процессов.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что мир искусства и внутренний мир гармонично сочетаются в этом великом человеке. На пути становления личности и на протяжении всей жизни Выготский смог остаться верным самому себе и своему делу. Лев Семёнович Выготский, без всяких сомнений, является выдающимся учёным. Его вклад в развитие психологии огромен и бесценен. Хочу отметить, что перечислила не все его заслуги, а лишь самые значимые. Многие идеи, высказанные Л.С. Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растет популярность его научных исследований, как в отечественной, так и в мировой психологии. Идеи Выготского вошли в обязательный багаж психологов и педагогов по всему миру.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4, ч. 2. Проблема возраста.

  2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М., 1982–1984.

3.Выготский Л.С. Психология искусства – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

4.Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева. - М.: Искусство, 1986.

5. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. – Т. 4. – М. – 1984.

6.Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.3. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

7.Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Просмотров работы: 1922