ВНИМАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВНИМАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Богомазова Д.А. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. По характеру происхождения и по способам осуществления можно выделить такие виды внимания, как непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

В младшем школьном возрасте на основе непроизвольного внимания начинает развиваться произвольное.Без достаточной сформированности этого познавательного процесса обучение в принципе невозможно. На уроке учителю необходимо привлечь внимание учеников к учебному материалу, удерживать его длительное время, переключать с одного вида деятельности на другой. Но по сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны определенное время концентрировать свое внимание на не интересующих их действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления — очень сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиваться на непонятном и сложном для них материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом около 10-20 минут (в то время как подростки — 40-45 минут, а старшеклассники — до 50 минут). У них затруднено распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

Необходимо помогать развивать внимание младшим школьникам. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются важнейшими факторами, непосредственно влияющими на успешность обучения детей в начальной школе. Как правило, хорошо успевающие в учебной деятельности дети имеют лучшие показатели развития внимания, чем их одноклассники.

В процессе учебной деятельности у младших школьников развивается произвольноевнимание ребенка. Произвольное внимание, указывает Ф.Н. Гоноблин, «имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста еще недостаточно развито». Первоначально, когда младший школьник следует указаниям учителя, работает под постоянным контролем, у него постепенно формируется умение выполнять задания самостоятельно — сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

Уровень развития внимания у разных детей отличается друг от друга: это связано с тем, что внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у детей с неодинаковой скоростью и степенью, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют более устойчивое, но плохо переключаемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующим заданиям им бывает трудно. Другие легко переключаются в процессе учебной деятельности, но и также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошо развитая организованность сочетается с довольно малым объемом внимания.

Особенностью внимания младших школьников является то, что оно очень часто и легко поддается воздействиям внешней среды. Чаще всего то, что не влияет на внимание старших школьников, служит большим отвлекающим фактором для младших учащихся школы. Если ребенок смотрит в учебник, он не видит правило или упражнение, а изучает текст или рисунок, не имеющий отношения к данному уроку. Внимание таких детей достаточно развито, но из-за низкой концентрации, складывается впечатление, рассеянных детей. Рассеянность младших школьников обусловлена тем, что учебный материал кажется им неинтересным, скучным, не возбуждает у них эмоций. Это одна из главных проблем, с которой сталкивается учитель.

Но многие недостатки внимания исчезают у ученика, если процесс учебной деятельности правильно организован. Например, слушая интересный, яркий рассказ учителя, дети могут не обратить внимания на звонок, обозначающий окончание урока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет младших школьников. Концентрация младших учащихся становится устойчивой, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют.

В случаях отвлечения внимания ребенок продолжает сидеть неподвижно, устремив свой взор на учителя или доску, но он уже не на уроке, он "выпал" из урока, он думает о другом. К. С. Станиславский говорил, что не в том заключается внимательность, чтобы "пялить глаза на объект", а в том, чтобы быть деятельным в отношении данного объекта. Значит, сделать ученика внимательным, помочь развить внимание.

Младший школьник может упорно и глубоко сосредоточиваться на трудной и неинтересной работе ради результата. Например, удовлетворить требования учителя,получить хорошую отметку, похвалу. На уроке младший школьник внимателен потому, что на него влияет учитель, который стимулирует его работу, побуждает сосредоточиться.

Для успешного обучения ученику нужны совместные действия с учителем: например, учитель указывает на что-то в предмете, описывает его в определенной последовательности, по определенной схеме, особенно выделяя в нем одно, опуская другое, малосущественное; или он строит вслух рассуждение, анализирует, приходит к выводам и т.д. При этом важно, чтобы учащийся следил за ним, следовал за этими внешне выраженными теоретическими действиями и, таким образом, проходил "про себя" тот же самый путь, и тем самым добивался успехов в учебе.

«Внимание как ворота для всего, что входит в душу. Мимо внимания ничто не проникает в душу человека - это факт. Следовательно, если воспитатель хочет что бы то ни было провести в душу воспитанника (а это единственный путь воспитания), то должен быть в состоянии обратить его внимание на желаемый предмет» [К.Д. Ушинский. Воспитание внимания].

Привлечение внимания помогает направлять учеников на предмет научения. Нужно просить младших школьников делать по несколько действий, по принятой команде. Таких как, например, - встать, сесть, развернуть книги, подчеркнуть что-то и т. п. Это обязывает их каждую минуту быть внимательным к словам учителя.

И наоборот, когда один из учащихся отвлекается от обучения из-за своих собственных мыслей или каких-нибудь посторонних действий, наступает общая рассеянность класса, сонливое его состояние, общее понижение уровня психофизической жизни, по выражению Фехнера, состояние, предшествующее засыпанию. Что ведет, соответственно, к снижению внимания, и, в следствие чего, к ухудшению успеваемости учеников.

Большое значение для школьников имеет послепроизвольное внимание (вторично непроизвольное), возникающее после произвольного внимания как его новое качество, формируемое за счет увлеченности объектом внимания, не требующее постоянных волевых усилий, так как сам процесс успешной деятельности и желание достичь результатов становятся стимулом для эффективной работы.

Внимание остро необходимо в процессе обучения, когда ребенок сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями, а в условиях тренировки и развития обязательно переходит во внимательность – ценнейшую черту человеческого характера.

В современном мире, когда объем информации постоянно увеличивается, внимание представляет собой особую ценность, из-за того, что ученикам, в большей степени младшим школьникам, нужно быть особенно внимательными, чтобы не пропустить что-то важное в огромном потоке информации. И как бы не был талантлив ученик, все время будут пробелы в знаниях до тех пор, пока его внимание недостаточно развито, если он часто бывает невнимательным или рассеянным на занятиях. Внимание в значительной мере влияет на ход и результаты учебной работы.

Л. С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное».

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек — это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Список литературы:

  1. К.Д. Ушинский. «Воспитание внимания»

  2. Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников – М.: Просвещение, 1979.

  3. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М.: Педагогика, 1972.

  4. И. Понарядова Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. - 1982. - №2

  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991

Просмотров работы: 324