ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА РАННЕГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА НА РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ФУНКЦИЙ МОЗГА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА РАННЕГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА НА РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ФУНКЦИЙ МОЗГА

Корельская Г.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воздействие факторов риска может иметь негативное влияние на плод и вызывать серьезные последствия в развитии познавательной, социальной, двигательной, эмоциональной, поведенческой сфер. Так, у 85% детей с речевыми нарушениями, выявляются патологические факторы, действовавшие на этапе внутриутробного развития и раннего постнатального периода [1].

Наследственные факторы, течение беременности, протекание родов, темпы развития ребенка, социально-бытовые условия проживания - факторы, которые могут вызвать соматические заболевания и недоразвитие структур головного мозга, обеспечивающих нормальную реализацию высших психических функций. К основным пренатальным и перинатальным факторам риска относят: патологии беременности и родов, угрозу прерывания беременности, хронические и инфекционные заболевания матери, плацентарные проблемы - острую и хроническую гипоксию плода, плацентарную недостаточность, поздний токсикоз беременных, недоношенность, преждевременные и осложненные роды, анемию, многоводие; психосоциальные факторы, особенно эмоциональный стресс матери во время беременности, курение и прием алкоголя, профессиональные вредности родителей.

Известно что, пренатальное воздействие алкоголя и токсинов (марганец, ртуть, наркотические вещества, некоторые лекарственные препараты) вызывает развитие плацентарной недостаточности, повышает риск возникновения патологии центральной нервной системы, влияя на интеллектуальное, бихевиористическое и эмоциональное развитие. Пренатальное воздействие никотина повышает проницаемость плацентарного барьера для токсических продуктов его распада, которые могут вызвать гибель клеток, острую и хроническую гипоксию. Осложненные и длительные роды также могут вызвать кислородное голодание у плода. Нервная система человека является максимально чувствительной к недостатку кислорода, поэтому гипоксия плода способствует развитию перинатальной неврологической патологии и может стать причиной психических и речевых расстройств в отдаленных периодах онтогенеза. Недоношенность повышает риск развития таких нейрокогнитивных расстройств, как церебральный паралич, психические, речевые и умственные задержки, расстройства координации движения и нарушения развития сенсорных систем, приводя к возникновению трудностей в восприятии и переработке информации и академической неуспеваемости в будущем. Факторы риска раннего дизонтогенеза в зависимости от происхождения могут вызывать неоднородные влияния на психические функции организма. Так, поведенческие расстройства и двигательные нарушения, в основном, возникают вследствие травматических и геморрагических перинатальных патологий, в то время как речевые расстройства часто ассоциированы с гипоксически-ишемическими влияниями факторов риска на развивающийся плод [4]. Пренатальное воздействие факторов риска формирует у детей раннего возраста особый преморбидный фон, вызванный поражением центральной нервной системы и легких, преимущественно гипоксического генеза, и способствующий развитию клинических синдромов [5].

Все эти факторы оказывают влияние на развитие центральной нервное системы ребенка, вызывая задержки развития разного рода. Было установлено, что угроза прерывания беременности на ранних сроках, гестоз, хроническая гипоксия плода, анемия беременных II степени и задержки внутриутробного развития плода оказывают существенное влияние на силу мнемотических процессов. Дети, подвергшиеся влиянию данных факторов риска, имели значительные проблемы с запоминанием новой информации [3]. Также, пренатальное воздействие факторов риска вызывает формирование разнообразных неврологических и психосоматических расстройств, проявляющихся в неспособности концентрировать внимание, повышенной отвлекаемости, поведенческой дезадаптации, нарушениях речевой и интеллектуальной видов деятельности. Нормальное протекание пренатального и постнатального периодов онтогенеза имеет важное значения для развития вербально-перцептивных функций ребенка [2]. Каждый фактор риска может оказать выраженное негативное влияние на развитие плода, а сочетанное воздействие нескольких факторов, потенциирующих действие друг друга, усугубляют патологию.

Несмотря на то, что первые исследования по оценке влияния таких факторов риска раннего дизонтогенеза, как кровотечения во время беременности, плацентарные проблемы, недоношенность, токсемия, осложненный родовой период, и их связь с возникновением неврологических патологий проводились с середины ХХ века, только в последние десятилетия было доказано влияние пренатальных и перинатальных факторов риска на развитие интеллектуальных и речевых расстройств. До сих пор российские и зарубежные ученые не пришли к консенсусу, какие конкретные факторы риска повышают вероятность возникновения тех или иных неврологических патологий, поэтому изучение этого вопроса остается актуальным.

Анализ пренатальных и перинатальных факторов риска дает возможность установить предрасположенность ребенка к потенциальному развитию нейрокогнитивных расстройств, выделить группы риска детей для коррекции, еще на этапе неонатального периода, с целью проведения диагностических и лечебных мероприятий для минимизации воздействия факторов риска и предупреждения развития серьезных неврологических патологий в будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белоусова М.В., Уткузова М.А., Гамирова Р.Г., Прусаков В.Ф. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей // Практическая медицина. – 2013. - № 1.- C. 117-120.

  2. Казакова Е.В., Соколова Л.В. Факторы риска в раннем онтогенезе и особенности вербального развития детей-северян 7-8 лет г. Архангельска и г.Мезени // Экспериментальная психология. - 2013. – Т. 6. - № 3.- C. 122-135.

  3. Кривоногова Т.С., Михалёв Е.В., Бабикова Ю.А., Рыжакова Н.А. Особенности памяти у детей дошкольного возраста с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы // Бюллетень сибирской медицины. - 2014. – Т. 13. - № 1. - С. 161–165.

  4. Синельщикова А.В., Маслова Н.Н. Ведущие перинатальные факторы риска в развитии речевых нарушений у детей дошкольного возраста. // Смоленский медицинский альманах. – 2014. - № 3. - С. 95–98.

  5. Шаклычева-Компанец Е.О. Факторы перинатального риска и их прогностическое значение // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2011. - № 6. - С. 316–329.

Просмотров работы: 200