МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС И ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС И ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Зажигина С.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Согласно проведённым исследованиям актуальной задачей физиологии является изучение морфологических и функциональных особенностей организма детей первых классов, потому что перестройки организма создают нагрузку на физиологические системы, которые обеспечивают адаптацию к окружающим условиям среды [2].

Процесс адаптации ребенка к режиму в школе, хорошее обучение зависят от состояния его здоровья, уровня функционального и морфологического развития. В Архангельской области действие экологических и климатических факторов отрицательно сказывается на темпах морфофункционального развития и состоянии здоровья ребёнка [5].

Население сельской местности оказывается в более благоприятном экологическом положении, по сравнению с жителями промышленных центров. Сельская местность в основном сохраняет особенности естественного ландшафта с его микроклиматическими условиями и в настоящее время служит последним убежищем для сохранения дикой флоры и фауны [1].

Адаптированность к социальным и эколого-климатическим факторам осуществляется на основе гармоничности гуморальных, нервных и информационных механизмов, которые обеспечивают постоянство внутренней среды организма (гомеостаз). Главную роль в осуществлении данных механизмов играет физическое развитие, являющееся индикатором приспособительных реакций [2,3].

Исследование характеристик простых сенсомоторных реакций направлено на изучение психофизиологических механизмов формирования организма ребёнка. Для оценки адаптационных возможностей, готовности нервной системы к началу обучения в школе, а так же прогнозирования отклонений в состоянии нервно-психического здоровья используются показатели простой зрительно-моторной реакции [4,7].

Цель данного исследования заключалась в изучении особенностей морфологических и функциональных показателей детей первых классов Архангельской области, проживающих в разноурбанизированных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить физическое и функциональное развитие первоклассников посёлка городского типа (ПГТ) Коноша.

2. Оценить физическое и функциональное развитие первоклассников города Архангельск.

3. Установить взаимосвязь между морфологическими и функциональными показателями.

Данные исследования необходимо продолжать с целью длительного мониторинга состояния морфофункционального статуса подрастающего поколения и здоровья детского населения.

Материалы и методы исследования

К исследованию привлекались учащиеся первых классов семи лет средней общеобразовательной школы посёлка Коноша Архангельской области и средней школы № 50 города Архангельска. Было обследовано 98 человек (24 девочки и 25 мальчиков посёлка Коноша, а так же 25 девочек и 24 мальчика г. Архангельска). Исследование проводилось в период с октября по ноябрь в первой половине дня с согласия родителей и классных руководителей. На момент исследования все дети были здоровы.

При оценке антропометрических данных использовали нормативы физического развития детей и подростков Архангельской области 2012 года [6].У каждого ребёнка измеряли длину тела, массу тела, окружность грудной клетки, обхват талии, а так же силу правой и левой кистей рук (динамометрия). Для оценки функционального состояния ЦНС ребёнка использовали нормы по Т.Д. Лоскутовой [8]. При этом учитывали такие показатели, как среднее время реакции, функциональное состояние организма, устойчивость организма, уровень функциональных возможностей.

Были подвергнуты статистической обработке полученные данные с помощью программ «IBM SPSS Statistics 20»и «Microsoft Excel 2010».Для выявления различий между показателями у сравниваемых групп использовали непараметрический критерий Манна-Уитни. Статистически значимыми считались различия при величине ошибки p≤0,05.Для того чтобы изучить взаимосвязь между антропометрическими параметрами и функциональными показателями проведён корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Спирмена.

Результаты исследования

  1. Особенности физического развития первоклассниковАрхангельской области

При оценке антропометрических данных были выявлены достоверные половые различия между городскими девочками и мальчиками, а так же детьми сельской местности.

Было выявлено, что в посёлке Коноша имеются различия между мальчиками и девочками по следующим показателям: сила правой и левой руки, окружность грудной клетки, обхват талии. У городских детей различия имеются только по длине тела и силе правой руки, в то время как у детей посёлка Коноша по длине тела нет различий. У первоклассников в городе по таким параметрам как сила левой руки, окружность грудной клетки и обхват талии достоверных различий не выявлено.

По длине тела девочки и мальчики ПГТ Коноша превышают нормативные значения: у девочек - 70,8%, у мальчиков 100%. В городе превышение нормативных значений менее выражено, но также значительно: 52% девочек и 76% мальчиков превышают норму по данному показателю.

Развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов и подкожно-жировой клетчатки характеризует масса тела. По массе тела дети ПГТ Коноша превышают установленные нормативные значения на 62,5% девочки, на 76% мальчики. В городе 40% мальчиков и 32% девочек превышают нормативные значения. Превышение должных значений по массе тела может быть связано с неправильным питанием ребёнка и снижением физической нагрузки.

ОГК характеризует объем тела, развитие спинных и грудных мышц, а также функциональное состояние органов грудной клетки. По окружности грудной клетки мальчики ПГТ Коноша превышают нормативные значения на 76%, девочки на 41,7%. Девочки города Архангельск превышают нормативные значения на 64%, мальчики на 50%.

При сравнении девочек посёлка Коноша с девочками города Архангельска достоверные различия были выявлены по длине тела, массе тела, силе левой руки и обхвату талии. По всем показателям, кроме силы левой руки и обхвату талии, девочки посёлка Коноша превосходят девочек города.

У мальчиков имеются различия по длине и массе тела, при этом показатели детей посёлка превышают значения у детей из города.

При оценке гармоничности развития детей посёлка Коноша установлено, что к гиперстеническому типу относится 8% девочек и 12% мальчиков, к нормостеническому типу – 72% девочек, 80% мальчиков и астеническому типу 20% девочек и 8% мальчиков. По индексу гармоничности развития в городе Архангельске гиперстеническому типу соответствует 12% девочек и 16% мальчиков, нормостеническому типу 40% девочек, 52% мальчиков и к астеническому типу относится 40% девочек и 32% мальчиков.

Высокая доля детей с дисгармоничным развитием связана с превышением нормативов по длине тела и окружности грудной клетки. У городских девочек дисгармоничность связана с окружностью грудной клетки и длины тела, а у мальчиков за счёт высокорослости. Показано, что индивидуальный разброс антропометрических значений у городских детей выше, чем у сельских. Установлено, что гармоничность физического развития в большей степени проявляется у детей из сельской выборки. У городских детей лишь половина имеет нормостенический тип, причём больший процент астенизации.

  1. Особенности простой зрительно-моторной реакции у первоклассников Архангельской области Анализируя показатели ПЗМР были выявлены достоверные различия между мальчиками и девочками (р

Просмотров работы: 136