ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Чернушенко А.В. 1
1Тюменский индустриальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интернет представляет собой однородную информационную сеть, без которой жизнь современного человека почти невозможна. Однако развитие этой сферы требует детального изучения, так как в ни в одной из стран мира, не присутствует никакого обособленного законодательства, регулирующего правоотношения в Интернете. Практика защиты законности и правопорядка в этой области недостаточно развита и осложняется отсутствием федерального закона о российском сегменте, а также экстерриториальной природой Интернета и другими факторами.

В наиболее общей форме главные условия регулирования сферы Интернет сохранены в конституции Российской Федерации: основной закон устанавливает, что к сбору, хранению, использованию и распространению информации о частной жизни человека без его согласия не позволяется (Статья 24). Каждый гражданин РФ имеет право свободно искать, получать, передавать и распределить информацию любыми законными способами. Свобода массовой информации гарантируется. Цензура запрещена (Статья 29). Реализация указанных прав может сопровождаться ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других людей, защиты государственной безопасности и общественного порядка, который также сохранен в конституции Российской Федерации и также в 10-й статье соглашения по защите прав и основных свобод человека.

Вступая в дискуссию о правовом регулировании Интернета, необходимо сформулировать ответ на вопрос: есть ли насущная необходимость в специальном законе, управляющем отношениями в Интернете или в специальной государственной политике относительно Сети, или возможно управлять действующим законодательством, внеся в него необходимые правки? Этот вопрос неоднократно обсуждался на различных уровнях включая в правительстве Российской Федерации. В результате сделан вывод, что нет никакой потребности в разработке специальных законов. Принятие подобного закона может создать некоторое дополнительное психологическое удобство для некоторого круга людей, но он не обеспечит дополнительные гарантии за исключением того, что он подкреплён конституцией страны и другими основными законами. Однако необходимо учитывать, что отношение какого-либо установленного законом юридического акта конституции Российской Федерации, не важно связанно с регулированием интернет-пространства или нет, является исключительной прерогативой исполнительной власти, которая, так или иначе, может быть причиной для реализации определенной политики в сети. Таким образом есть формальный повод введения цензуры, которая недопустима в демократическом государстве, каковым РФ и является.

Это отображено в конституции Российской Федерации: определение основных принципов государственной внешней и внутренней политики – прерогатива президента страны. Поэтому инструкции, о которых будет речь, должны быть введены нормативными актами президента. Поэтому скорее всего было бы самым правильным, чтобы ввести в действие специальный декрет президента, регулирующего так или иначе эту отрасль. Однако, при дальнейшем исследовании возможно понять что на эту тему есть множество декретов президента следовательно дальнейшее исследование проблемы необходимо.

Тем не менее, кажется, что накопленный опыт позволяет сформировать эксплуатационное регулирование правовой основы, а также права, свободы и ответственность за злоупотребление ими. Реализация этой задачи требует специальных технологий, но это не юридический вопрос. Таким образом, прежде всего необходимо создать такую правовую базу в отношении конкретных областей использования Интернета, чтобы не были нарушены конституционные права граждан.

Что касается правового регулирования информационной поддержки, необходимо выявить три ключевых проблемы здесь: во-первых, порядок регистрации доменных имен, обеспечивающих подавление попыток захвата доменных имен, совпадающих с торговыми марками. Это острая проблема, которая должна быть решена введением соответствующей поправки к закону о торговых марках. В ней это должно быть точно отражено, как наказываются попытки присвоения торговой марки или доменного имени. Во-вторых, требуется, чтобы решать вопрос с цифровой подписью – т.е., в этом отношении необходимо принятие федерального закона, регулирующего вопрос. В-третьих, назрела необходимость внесения изменений и дополнений в действующий Закон «Об информации, информатизации и защите информации» - здесь необходимо учесть, что необходимо внести поправки, связанные с реализацией защиты личной и персональной информации, в том числе и в Интернете. На это необходимо обратить особое внимание, как и на так называемую информационную безопасность, которая представляет из себя три связанных части. Первая - обеспечение конституционного права и свободы граждан в информационной сфере. Второе – интеграция России в мировое информационное пространство и также создание конкурентоспособной индустрии информационных услуг. Третьей является обеспечение безопасности функционирования информационной инфраструктуры.

В общем, судебные прецеденты в рассматриваемом вопросе по чрезвычайно редки в данной сфере и обычно концентрируются вокруг института интеллектуальной собственности, ограничения доступа к веб-сайтам, содержащим запрещённую информацию на территории РФ. В этом отношении наряду с общей поддержкой свободного функционирования Интернета, президент Российской В.В. Путин отметил, что Интернет - сила, которая может быть конструктивной, полезный, а может быть деструктивной и способной разрушить общественные системы, причинить прямой вред здоровью и жизни людей. Несмотря на отсутствие специального акта об Интернете, субъекты отношений в российском сегменте Интернета, имеют права и выполняют обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также подзаконными нормативными актами и в случае совершения преступлений подлежат ответственности, установленной законом.

Просмотров работы: 3488