ОЦЕНКА РИСКА И ИНФЛЯЦИИ В ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОЦЕНКА РИСКА И ИНФЛЯЦИИ В ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Малиновская Д.А. 1
1ФГАОУ ВО "СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ХТИ - Филиал СФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Не сегодняшний день финансово-экономический кризис оказал влияние на все секторы бизнеса: малый, средний и даже крупный. Вопросы полной ликвидации предприятий стали обычным явлением для нашей страны. Предприятия используются любые законодательно установленные возможности, чтобы поддержать свою рентабельность.

В современных условиях оценка бизнеса очень востребована для реструктуризации предприятия (в основном слияния), которая позволяет многим предприятиям на достаточно длительное время уйти от своих кредитных обязательств.

Риск присуще любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительных исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно проявляется при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

Актуальность выбранной темы определяется процессами, происходящими в экономике, а именно риск и инфляция. Необходимо выяснить сущность и проблемы учета рисков в РФ, а также рассмотреть сущность развития инфляции, ее особенностей и конкретно рассмотреть на применении доходного подхода.

Проблема исследования заключается в нахождении путей решения учета рисков, и подробное изучение инфляции в доходном подходе.

Целью курсовой работы является рассмотрение и оценивание рисков и инфляции в оценке стоимости бизнеса.

В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи:

1. Определение рисков и их классификация; а также рассмотрение приемов и методов управления рисками;

2. Обозначить проблемы учета рисков в оценке стоимости бизнеса, найти и подробно рассмотреть пути их решения;

3. Дать определение инфляции, раскрыть виды и основные показатели, а также выявить источники инфляции и причины их возникновения;

4. На применении доходного подхода рассмотреть учет инфляции;

5. Рассмотрение и оценивание рисков и инфляции в оценке стоимости бизнеса.

Предметом курсовой работы является риски и инфляция в оценке стоимости бизнеса.

Объектом курсовой работы выступает оценка стоимости бизнеса.

Глава 1. Риски в оценки стоимости бизнеса

Всякий фактор риска порождает соответствующий одноименный риск. Но иногда один риск может быть порожден целым рядом факторов, изучение которых невозможно без осознания природы риска. В свою очередь следует понять механизм воздействия фактора, чтобы выработать приемы отражения рискованного ведения данного конкретного бизнеса в его оценке.

Ведущим принципом в работе предприятия в условиях рыночных отношений является стремление к получению как можно большей прибыли. Оно ограничивается возможностью понести убытки. Иными словами, здесь появляется понятие риска. Интуитивно под риском понимается возможная опасность всякого рода потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – экономическая категория, представляет собой осознанную человеком возможную опасность некоторого события, которое может произойти или не произойти.

1.1. Классификация рисков

Проблема учета риска может быть решена при условии, что оценщик правильно определится с классификацией рисков, которая позволяет глубже понять их экономическую сущность, разработать и применить необходимые методы анализа, организовать систему управления рисками [9].

Классификация рисков означает систематизацию множества рисков на основании каких-то признаков и критериев, позволяющих объединить подмножества рисков в более общие понятия. Вопросами поиска оптимальных критериев занимаются до сих пор [9].

Впервые классификация рисков была представлена в трудах Дж. Кейнса. По его мнению, стоимость товара должна включать в себя величину затрат, связанных с повышенным износом оборудования, изменениями рыночной конъюнктуры и цен, а также с разрушениями в результате аварий и катастроф, которые он называл издержками риска, необходимыми для компенсации отклонений фактической выручки товара от ожидаемой величины. Он подошел к данному вопросу со стороны субъекта, осуществляющего инвестиционную деятельность, выделив три основных вида рисков:

1) предпринимательский неопределенность получения ожидаемого дохода от вложения средств. Этот вид риска возникает только тогда, когда в оборот направляются собственные деньги и предприниматель сомневается, удастся ли ему действительно получить ту выгоду, на которую он рассчитывает;

2) заимодавца риск невозврата кредита, включающий в себя юридический риск (уклонение от возврата кредита) и кредитный риск (недостаточность обеспечения). Он встречается там, где практикуются кредитные операции, и связан с сомнением в обоснованности оказанного доверия в случае преднамеренного банкротства или попыток должника уклониться от выполнения собственных обязательств. Сомнение может вызывать также достаточность обеспечения ссуды в случае невольного банкротства заемщика, когда расчеты на получение предполагаемого дохода не оправдываются;

3) изменения ценности денежной единицы вероятность потери средств в результате изменения курса национальной денежной единицы (рыночный риск или риск инфляции). Он связан с возможным уменьшением ценности денежной единицы и позволяет сделать вывод о том, что денежный заем всегда менее надежен, чем реальное имущество. Кроме того, инфляция отрицательно отражается на инвестировании средств (особенно в долгосрочной перспективе) и ставит должников в привилегированное положение по сравнению с кредиторами [9].

Кейнс отмечал, что указанные риски тесно переплетены. Так, заемщик, участвуя в рисковом проекте, стремится получить как можно большую разницу между процентом по кредиту и нормой рентабельности; кредитор же, учитывая высокий риск, стремится также максимизировать разницу между чистой нормой процента и своей процентной ставкой. В результате риски "накладываются" друг на друга, что не всегда замечают инвесторы [13].

В настоящий момент практически в каждой книге, посвященной вопросам риска, приводится какой-либо из вариантов классификации рисков. В большинстве случаев выбранные критерии не позволяют охватить все множество рисков, однако ряд основных рисков в экономической литературе фигурирует. Исходя из этого, достаточно частыми являются попытки классифицировать подмножества рисков, входящих в эти общие понятия [13].

При всем разнообразии подходов к классификации рисков можно выделить несколько основных его видов:

• операционные (технико-производственные);

• финансовые (возникают в сфере отношений рыночных субъектов с банками и другими финансовыми институтами);

• инвестиционные (и инновационные);

• товарные (для предприятий-производителей проявляются главным образом в рисках отсутствия спроса на пего);

• комплексные (основным проявлением которых является риск инфляции) [13].

Как уже отмечалось, проблемой рисков и их классификации экономисты занимаются давно. Однако до сих пор четко разработанной классификации рисков не существует. Имеющиеся классификации критикуются за смешение классификационных признаков и неполный характер перечислений, что вызывает трудности формализованного описания вариантов их учета при моделировании финансовых потоков. Часто представленные классификации не отвечают требованию независимости классификационных признаков, в них риски взаимозависимы и взаимообусловлены. Устоявшихся критериев, позволяющих однозначно классифицировать все риски, не существует по ряду причин: ввиду специфики деятельности хозяйственных субъектов, различных проявлений рисков и их различных источников [9]. Более того, насчитывается свыше 40 различных критериев рисков и более 220 видов рисков, так что в экономической литературе нет единого понимания в этом вопросе.

1.2. Приемы и методы управления рисками

Методы управления рисками весьма разнообразны. Из сложившейся на настоящий момент практики достаточно четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и западных исследователей – с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками. Наличие подобных предпочтений обусловлено в первую очередь, характером экономического развития государства и, как следствие, группами рассматриваемых рисков [11].

Однако, несмотря на различия в предпочтениях, следует учитывать, что развитие экономических отношений в России способствует внедрению западного опыта и, как следствие, сближению российского и западного подходов к управлению и исследованию рисков [11].

Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.

Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли [11].

Удержание риска – это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала [11].

Передача риска означает, что инвестор предает ответственность за риск кому-то другому, например, страховой компании [11].

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются [11]:

• диверсификация, представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности;

• лимитирование — это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п;

• самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску;

• страхование, сущность выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

При выборе конкретного средства разрешения риска предприятие должно исходить из следующих принципов:

- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

- нельзя рисковать многим ради малого;

- следует предугадывать последствия риска.

Применение на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, возможно, определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

Вопрос о выборе оптимальной политики, направленной на снижение риска, решается в рамках микроэкономической теории. Соответствующий результат гласит: оптимальная политика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на реализацию этой политики соответствовали предельной полезности, доставляемой ее применением [11].

1.3. Проблемы учета рисков при оценке бизнеса в Российской Федерации и пути их решения

В условиях российской нестабильности проблема риска имеет большое значение при обосновании управленческих решений не только стратегического характера, но и на стадии краткосрочного планирования деятельности предприятия.

Сложность учета рисков в оценке бизнеса в России объясняется в первую очередь высокой турбулентностью российской экономики, сильной зависимостью от международных финансовых рынков и психологическими ожиданиями инвесторов и продавцов.

В 2014 году некоторые события оказали значительное влияние на экономическую ситуацию в России. Наиболее важными из них стали введение санкций в отношении России и резкое снижение цен на нефть, что привело к повышению инфляции, нестабильному курсу рубля, затруднениям с привлечением финансирования и высоким процентным ставкам, ограничениям во внешней торговле и сложностям в работе на отраслевых рынках [5].

Основными рисками для бизнеса в России являются:

1. Геополитический риск. В эту категорию можно отнести весь комплекс санкций против России и «политики сдерживания», которую США, ЕС и ряд других стран продолжают реализовывать в отношении России;

2. Социально-политический риск. Предполагает социальные сдвиги, которые могут вызвать обеспокоенность власти;

3. Неблагоприятное стечение обстоятельств на энергетических рынках. Это одна из самых волнующих проблем в настоящее время. За 2015 год цена нефти упала, достигнув исторического минимума 2004 года. Учитывая, что российский бюджет балансируется при определённой цене за баррель, низкая цена ведет к серьезным рискам;

4. Системный риск включает в себя высокий уровень коррупции, неэффективную систему управления, слабое правительство, низкое качество законотворческой деятельности, отсутствие парламентского, гражданского контроля и пр. [4]

Понятие «бизнес» не определено в российской правовой деятельности, а определение понятия «предприятие» не раскрывает всех аспектов этой экономической системы. При использовании термина «бизнес» в контексте (малый бизнес, бизнес-план и т. д.) законодательство РФ не дает его нормативного определения как объекта гражданских прав и напрямую не относит бизнес ни к объектам сделок, ни к объектам оценки.

Тожественным понятием в российской практике и законодательстве является понятие «предпринимательская деятельность», под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации) [1]. В указанных определениях в качестве объекта оценки стоимости не могут выступать ни то ни другое понятие. Стоимость остается одним из самых неоднозначных и противоречивых понятий, ее природа объясняется по-разному.

Нестабильность экономического и политического состояния России показывает, что необходима работа по снижению рисков для бизнеса, а именно создание благоприятного климата хозяйствования. В условиях сложившейся политической ситуации такие мероприятия, ка импортозамещение, поддержание курса национальной валюты путем смены ориентации с энергетического рынка на другие мировые источники дохода для бюджета могут привести к росту экономики в целом, что снизит риски при оценке бизнеса и благоприятно скажется на конъюнктуре рынка [2].

Отсутствие реакции на внешние шоки со стороны государства – это тоже риск. Позитивным было бы срабатывание у власти чувства опасности дальнейшей экономической стагнации и начало структурных реформ: из-за неопределенности экономической политики невозможно строить планы на будущее. Долгосрочная неопределенность вредит больше, чем низкая цена нефти и отсутствие доступа к технологиям из-за санкций.

Внутренние риски не столь значимы на фоне нефти, санкций геополитики, но в долгосрочном плане именно внутренняя политика – основной фактор, увеличивающий риски. Низкая конкурентоспособность экономики, большая доля госсектора, монополизация, слабо развитый финансовый сектор, коррупция и неэффективность управления, слабая защита прав собственности – все это мешало и будет мешать экономике расти.

Благоприятность климата хозяйствования зависит от степени воздействия на уровне хозяйствующих субъектов. Стратегию большинства глобальных российских компаний-респондентов необходимо направить на сокращение затрат и повышение операционной эффективности. Для обеспечения органического роста компаниям необходимо сосредоточиться на освоении новых регионов, разработке инноваций, выводе на рынок новых продуктов, применении современных технологий. Таким образом повысятся как микро-, так и макроэкономические показатели [2].

Существует необходимость серьезно корректировать всю систему норм, установленных для оценочной деятельности.

Профессиональная оценка рисков во всем мире играет существенную роль в обосновании принимаемых участниками рынка решений и является инструментом управления бизнесом. В последнее время стоимость бизнеса и оценка его рисков становятся необходимыми составляющими в деятельности компаний, использующих актуальные на сегодняшний день стоимостные концепции и модели управления.

Глава 2. Инфляция в оценке стоимости бизнеса

Одним из важнейших показателей является инфляция, которая в последнее время стала просто неприменимым атрибутом нашей жизни. Мы осознали этот недуг лишь несколько лет назад, а западная наука уже давно и серьезно ее изучает.

2.1. Понятие инфляции. Виды и показатели инфляции. Причины инфляции. Источники инфляции

Инфляция — это повышение общего (среднего) уровня цен в экономике или на данный вид ресурса, продукции, услуг, труда.

Каждый понимает, что инфляция – это плохо. Но если рассмотреть данное явление с разных сторон, то можно сделать вывод, что это не совсем верно. В том случае, если инфляция является ожидаемой, то есть уровень ее остается в пределах, которые мы ожидали, то такая инфляция особого вреда нам не нанесет. К примеру, банки варьируются процентной ставкой, при этом бизнесы оговаривают расценки контрактов, учитывая ожидаемую инфляцию.

Но при неожидаемой инфляции могут возникнуть большие проблемы. Инфляция свидетельствует о том, что экономика растет. Бывают ситуации, когда низкая инфляция (порою даже дефляция) может нанести такой же вред, что и высокая инфляция. Недостаточный уровень инфляции может стать индикатором того, что происходит ослабление экономики.

Из всего вышеизложенного следует, что весьма непросто определить, чего же больше приносит инфляция – пользы или вреда. В каждом конкретном случае все зависит от вашей персональной ситуации и от общего состояния экономики.

В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции, представленные в таблице 2.1. [10]:

Таблица 2.1. – Виды инфляции в зависимости от критериев

Критерии

Виды инфляции

По темпам роста цен

Нормальная (ползучая) - до 5% в год;

Умеренная - до 10% в год;

Галопирующая - от 10 до 100 % в год;

Высокая (измеряется % в месяц, может быть 200-300% в год и более, для ее подсчета используется формула сложного процента);

Гиперинфляция - 40-50% в месяц или более 1000% в год

По степени соответствия прогнозам

Прогнозируемая (ожидаемая)

Непрогнозируемая

По внешним проявлениям

Открытая (цены растут)

Подавленная (цены фиксированы, но дефицит товаров)

По соответствию темпов роста цен на различные товары

Сбалансированная

Несбалансированная

Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года [12]:

где Pt - общий уровень цен текущего года, а Pt-1 - общий уровень цен предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.

Причины инфляции лежат в общем макроэкономическом равновесии между совокупным спросом и совокупным предложением, во всей системе диспропорций по всему хозяйству данной страны. Непосредственными причинами инфляции являются [7]:

1. К внутренним причинам:

а) дефицит государственного бюджета, связанный с увеличением государственных расходов;

б) диспропорции на микро- и макроуровне, являющиеся проявлением циклического развития экономики;

в) монополия государства на внешнюю торговлю;

г) высокие налоги, процентные ставки за кредит и др.

2. К внешним причинам относятся:

а) структурные мировые кризисы (сырьевой, энергетический, продовольственный, экологический). Они сопровождаются многократным ростом цен на сырье, нефть и т.д. Их импорт становится поводом для резкого повышения цен монополиями;

б) обмен банками национальной валюты на иностранную. Он вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что пополняет каналы денежного обращения и ведет к инфляции;

в) сокращение поступлений от внешней торговли;

г) отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного баланса и др.

В зависимости от причин возникновения рассматривают два основных источника возникновения инфляции: спрос и предложение [15].

1. Инфляция спроса

Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен. [15]

2. Инфляция предложения (издержек)

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция [15].

Инфляция предложения возникла в результате изменения издержек на единицу продукции и изменения рыночного предложения товара. В этом случае отсутствует избыточный спрос. Издержки на единицу продукции растут по причине подорожания сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен на готовую продукцию отстает от роста издержек [15].

2.2. Принципы оценки во взаимосвязи с инфляцией

Оценку объектов собственности осуществляют с помощью трех подходов; доходного, сравнительного и затратного. В основу каждого из подходов заложены определенные принципы, в том числе те, которые обуславливают необходимость учета инфляции, что и обосновывает эту необходимость при определении рыночной стоимости объектов оценки.

Три подход связаны между собой, каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке, Базовой информацией для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на экономические ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный процесс; для доходного подхода — ставки дисконтирования и коэффициенты капитализации, также рассчитываемые по данным рынка; для рыночного подхода необходима информация о ценах недавних сделок с объектами-аналогами.

Подходы и принципы, применяемые в оценке можно просмотреть в таблице 2.2.:

Таблица 2.2. – Принципы и подходы, применяемые в оценке

Подход к оценке

Сущность подхода

Основные принципы

Доходный подход

Сущность доходного подхода состоит в оценке текущей (сегодняшней) стоимости будущих выгод, которые как ожидается, принесут эксплуатация и возможная продажа в дальнейшем объектов собственности

Принцип ожидания; принцип замещения

Затратный доход

Основан на предположении, что затраты, необходимые для создания оцениваемого объекта в его существующем состоянии воспроизведения его потребительских свойств являются приемлемым ориентиром для определения рыночной стоимости объекта оценки

Принцип замещения;

принцип спроса и предложения;

принцип вклада

Рыночный доход

Базируется на информации о недавних сделках с аналогичными объектами на рынке и в сравнении объектов оценки с аналогами

Принцип спроса и предложения; принцип замещения;

принцип вклада

Необходимость использования различных подходов и отсутствие унифицированного метода для оценки любой компании по выражению Т.Г. Касьяненко объясняется тем, что «ожидание владельцев относительно размера будущих выгод, риск, связанный с деятельностью компании, структура и состав активов уникальны для каждой компании. Поэтому для стоимостной оценки бизнеса применяются различные концепции и разработанные на их основе подходы и методы [10, с.305].

В целом можно утверждать, что воздействия инфляции следует выделять, во-первых, в любых прогнозных оценках возможного развития бизнеса, во-вторых, при использовании в оценке ретроспективной информации.

Таким образом, можно сказать, что способ учета инфляции зависит в первую очередь от того, какого рода информации используется в подходах и методах, применяемых для оценки — ретроспективная или прогнозная. Вышесказанное позволяет обосновать направления влияния факторов инфляции в конкретных случаях.

Сравнительную характеристику доходов к оценке стоимости бизнеса можно изучить в таблице 2.3.:

Таблица 2.3. Сравнительная характеристика доходов к оценке стоимости бизнеса:

Критерии сравнения

Доходный подход

Затратный подход

Рыночный подход

Ориентация во времени

Будущее

Настоящее

Ретроспектива

Используемая информация

Прогнозная (плановая) информации, в том числе рассчитанная на основе ретроспективных данных

Ретроспективная информация

(недавнее прошлое)

Ретроспективная информация

(недавнее прошлое и данные за последние

3-5 лет)

Применяемые методы

Метод ДДП

Метод чистых активов

Метод рынка капитала

Метод капитализации

Метод ликвидационной СТОИМОСТИ

Метод сделок

Метод избыточной прибыли

Метод отраслевых коэффициентов

Под «ретроспективными» и «прогнозными» периодами понимают:

• ретроспективный — период деятельности объекта до момента проведения его оценки, подтвержденный бухгалтерской документацией или документами управленческою учета, объективно отражающими деятельность объекта оценки. Как правило, ретроспективный период равен 3-5 годам деятельности объекта до момента его оценки;

• прогнозный — период планирования деятельности объекта оценки, смоделированный на основе ретроспективных данных или инвестиционных планов собственника (пользователя) объекта, разрабатываемых в процессе оценки. При этом учитываются будущие результаты деятельности объекта оценки на период прогноза, составляющий в среднем 3-5 лет с момента проведения его оценки.

Прежде всего следует подчеркнуть, что вложение в бизнес — это инвестиция, которая, по выражению Джеймса Р. Хитчера «может быть также оценена, как и многие другие инвестиции» [4, с.44]. Инвестиции представляют собой текущий отказ от имеющихся денежных средств на какое-то время в расчете на получение будущих платежей, которые с выгодой компенсируют инвестору:

• время, на которое были уступлены деньги;

• ожидаемый темп инфляции;

• неопределённость будущих выплат.

2.3. Учет инфляции при применении доходного подхода

Основным подходом в практике оценочной деятельности, при использовании которого осуществляется качественный и количественный учет инфляции, является доходный подход [6, с.44]. В рамках доходного подхода наиболее часто применяемым методом является метод дисконтированных денежных потоков. На данное обстоятельство указывает В.Е. Есипов: «В мировой практике метод дисконтированных денежных потоков применяется чаще других. Он точнее других определяет рыночную цену предприятия, а, следовательно, более интересен для инвестора. С его помощью оценщик называет приблизительную сумму, которую инвестор готов заплатить с учетом требуемого процента дохода на инвестиции в этот бизнес» [5, с.78].

Как указывает Ю.И. Черный и др. применение метода дисконтированных денежных потоков наиболее обосновано для оценки бизнеса, имеющих определенную историю и находящихся на стадии стабильного экономического развития и в меньшей степени применим к предприятиям, терпящим систематические убытки [14, с.134].

Соответственно, влиянию и обязательному учету инфляции подвержены объекты, приносящие доход в ретроспективные и прогнозные периоды, при оценке которых он используется, а именно [17]:

• недвижимость, сдаваемая в аренду;

• бизнес, осуществляемый в виде производства товаров и услуг;

• акции и другие ценные бумаги;

• машины и механизмы как составная часть производственной системы,

приносящей доход;

• интеллектуальная собственность, как предмет отчислений части дохода от бизнеса собственнику.

Для анализа воздействия инфляции на прогноз денежных потоков недостаточно просто увеличивать статьи по текущему году. Эго связано с тем, что темп инфляции по различным видам ресурсов неодинаков (неоднородность инфляции по видам продукции и ресурсов). Так, например, инфляция неодинаково влияет на изменение запасов и задолженностей: выгодным становится увеличение запасов и кредиторской задолженности, а невыгодным – рост запасов готовой продукции и дебиторской задолженности. Примером положительного воздействия инфляции может быть увеличение остаточной стоимости активов по мере роста цен [17].

Однако выигрыши для инвестора от повышения цен чаще имеют запаздывающий характер, и поэтому отрицательное воздействие инфляции является неизбежным.

Инфляция несет с собой изменения фактических условий предоставления займов и кредитов причем часто бывает невозможно предсказать, в чью пользу изменяются условия кредитования, что влияет на инвестиционные проекты, финансируемые за счет заемных источников.

Другим примером негативного влияния инфляции на параметры инвестиционного проекта является несоответствие амортизационных отчислений повышающемуся уровню цен, и, как следствие этого, завышения налогооблагаемой базы. Амортизационные отчисления производятся на основе цены приобретения с учетом периодически производящихся переоценок, неадекватно отражающих темп инфляции [17].

В странах с развитой рыночной экономикой защитой от подобного налогового пресса являются: законодательно разрешенная корректировка суммы начисленного износа и остаточной стоимости постоянных активов, создание специальных резервов на переоценку основных фондов, инвестиционный налоговый кредит. Так ускоренная амортизация, представляя собой налоговое прикрытие, способствует уменьшению налоговой базы и поощряет формирование капитала. При отсутствии подобных механизмов налоговая тем более давит на инвесторов, чем больше темпы инфляции: амортизационные отчисления представляют собой фиксированные суммы, причем их удельный вес в себестоимости продукции падает, а накопление не дают возможности произвести адекватную замену оборудования. В результате, увеличение сумм выигрыша от налогового прикрытия отстает от динамики инфляции [17].

Недооценка стоимости бизнеса той или иной конкретной компании может возникнуть, когда денежные потоки оцениваются в реальном выражении, а ставка дисконтирования в номинальном. Это значит, что нельзя проводить расчеты, скажем, денежных потоков в номинальном выражении значит, с учетом воздействия инфляции), а соответствующую им ставку дисконтирования определять в реальном времени (следовательно, без учета инфляции) – и то и другое оценщику следует определять в одном и том же формате [17].

Если выручка оцениваемой компании определена без учета воздействия инфляции, т.е. инфляционная составляющая удалена, то ей должна соответствовать такая ставка дисконтирования, которая определена с исключением этого же воздействия. По мнению А. Дамодарана, в отношении, определения безрисковой ставки лучше всего подходит «стандартный подход». Он состоит в вычете ожидаемых темпов инфляции из номинальной процентной ставки. Это необходимо для получения реальной безрисковой ставки [16].

В случае возможных искажений стоимости бизнеса, определенного методом дисконтирования денежных потоков, рекомендуют использовать сравнительный метод, корректно решив проблему выбора мультипликатора. Мультипликатор «цена/прибыль» подходит для предприятий по производству потребительских товаров, а мультипликатор «цена/объем продаж» для организаций розничной торговли. [5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причин, по которым практика оценочная деятельность стала чрезвычайно востребованной в России, множество: в первую очередь это связано с формированием многообразных форм собственности в связи с переходом к рыночной системе. Стоимость является не историческим фактом, а оценкой ценности конкретных товаров и услуг в конкретный момент времени в соответствии с выбранным определением понятия стоимости. Учитывая, что рыночная стоимость стала все чаще формироваться в результате оценочных процедур, на взгляд автора, можно считать скорое обоснованной, чем объективной.

Схемы получения оценок стоимости бизнеса будут неодинаковыми - с учетом влияния инфляции и без такого учета. При условии высокой и устойчивой инфляции оценка должна выполняться в реальном выражении. Учет фактора инфляции может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на фактическую эффективность бизнеса.

В целях последовательного выполнения оценки ставки дисконтирования, используемые в этом случае, должны быть реальными ставками. Необходимо подчеркнуть, что при оценке бизнеса методом дисконтированных денежных потоков возможно, как завышение стоимости бизнеса, так него занижение - все зависит от реальности оценки Элементов денежных потоков и обоснования ставки дисконтирования. Как следствие, метод дисконтированных денежных потоков необходимо использовать с оглядкой на результаты оценки другими способами, постольку именно он дает наибольший простор для увеличения стоимости бизнеса.

Как известно, рост производства может быть как реальным (связанных с ростом физических объемов реализации), так и инфляционным (вследствие повышения цен).

Инфляция искажает стоимость капитала бизнеса и его составных частей; занижает стоимость материальных внеоборотных активов, производственных запасов относительно их стоимости. С целью преодоления влияния инфляции стоимость первых необходимо переоценивать. Это также касается товарных запасов, стоимость которых можно корректировать (переоценивать) в текущие цены ежемесячно. Покупные цены сырья, материалов, топлива и других товарно-материальных запасов требуют корректировки к моменту их отпуска в производство или при реализации готовой продукции.

Базовым понятием в доходном подходе являются чистые денежные поступления или чистые денежные потоки, определяемые как разность между притоками и оттоками денежных средств за определенный период времени.

Приведение будущих денежных поступлений к текущей стоимости проводится с использованием ставки дисконта. Вследствие неопределенности или риска, связанного с получением будущих доходов, ставка дисконта должна превышать безрисковую ставку дохода, то есть должна обеспечить премию за риск инвестирования в оцениваемую фирму. Иными словами, дисконтная ставка должна отражать требуемую инвесторам ставку прибыли с учетом предполагаемого риска.

Оценщику важно дать количественную оценку выявленным рискам. В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном или стоимостном измерении. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства.

При оценке бизнеса необходимо выяснить виды и причины случайных потерь, которые могут возникнуть с большей вероятностью, кроме того следует выделить потери, которые способны привести к критическому и катастрофическому риску. С этой целью оценщик на стадии сбора информации изучает, анализирует предшествующий опыт данного и аналогичного бизнеса, изучает статистику потерь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные законодательные акты

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.08.2017)

Литература

2. Аналитическая записка «О ситуации в оценочной деятельности в Российской Федерации – Мнение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков (РОО)». 17 дек. 2012 г. / сост. Е. И. Нейман, И. Л. Артеменков.

3. Грабовой П. Г. Риски в современном бизнесе: методология и практика / [П. Г. Грабовый и др.] ; Нац. исслед. ун-т, Московский гос. строительный ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просветитель, 2017. - 285 с.

4. Джеймс Р. Хитчер. Три подхода к оценке стоимости бизнеса/ под научн. ред. В.М. Рутгайзера. – М.; Маросейка, 2012, – 362 с.

5. Есипов, В.Е.,. Оценка бизнеса: практическое руководство / В.Е. Есипов, Г.А. Маховникова, С.К. Мирзжанов. – М.: – Эксмо, 2010, –352 с.

6. Карев, В.П., Карев Д.В. Учет инфляции при проведении оценки. // Вопросы оценки. – 2012 – №3

7. Картаев, Ф. С. Таргетирование инфляции и экономический рост / Ф. С. Картаев // Вестник Московско- го университета. Сер. 6, Экономика. — 2015. — № 3.

8. Касьяненко, Т.Г. Концептуальные основы бизнеса: Отражение собственностей становление профессиональной оценки в России. – Спб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

9. Касьяненко, Т. Г. Оценка стоимости бизнеса + CD : учебник для бакалавров / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 411 с.

10. Кунцман, М.В.. Экономическая теория: курс лекций / М.В. Кунцман. - М.: МАДИ,2015. - 208 с.. 2015.

11. Погосян Р.Р. Стратегия антикризисного управления как основа устойчивого развития предприятия // Современные технологии управления. - 2014.

12. Сенокосова Л.Г. проф. ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Макроэкономика: Учебное пособие – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2012.

13. Становская Т. Пять ключевых рисков для России / Т. Становская // Институт современной России: [сайт]. – 2014.

14. Черный Ю.И. Рейнгольц Е.А. Стоимость бизнеса и стратегии развития компании: основные принципы построения интегрированной системы / Черный Ю.И., Рейнгольц Е.А. – М.: Международная академия оценки и консалтинга. – РИО МАОК, 2009. – 214 с.

15. Шарикова Р. К. Инфляция, антиинфляционная политика и налоги: теория и практика // Финансы и кредит. 2015. №2 (626).

Электронные ресурсы

16. Рутгайзер В.М.. Оценка стоимости бизнеса с учетом инфляции. Два формата измерений / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ocenchik.ru/docs/225.html

17. Никитская Е.Ф.. Инвестирование в бизнес: проблемы оценки в условиях инфляции / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/investirovanie-v-biznes-problemy-otsenki-v-usloviyah-inflyatsii

Просмотров работы: 400