СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Денисевич С.Е. 1
1Хакасский технический институт - филиал СФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Впервые с проблемой оценки в России столкнулись в связи с проведением приватизации.

В нашей стране продолжающийся процесс инфляции активно обуславливает необходимость проведения периодической переоценки основных фондов организациями всех форм собственности. Такая переоценка помогает приводить их балансовую стоимость в соответствие с действующими ценами и условиями воспроизводства.

Поэтому оценка бизнеса с каждым годом становится более актуальной, т.к. в условиях рынка невозможно эффективно руководить любой компанией без реальной оценки бизнеса. Оценка стоимости бизнеса выступает универсальным показателем эффективности любых управленческих стратегий.

Цель курсовой работы – изучить теоретические основы подходов в оценке стоимости бизнеса и более подробно рассмотреть сравнительный подход.

Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:

  1. раскрыть понятие, принципы и этапы оценки бизнеса;

  2. рассмотреть затратный и доходный подход;

  3. углубленно изучить сравнительный подход;

  4. описать методы, входящие в сравнительный подход;

Методами исследования послужили изучение и анализ учебной литературы, а также научные методы: анализ, наблюдение, сравнение.

В данной курсовой работе был использован такой нормативный акт, как Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297.

Глава 1. Основные подходы к оценке стоимости бизнеса
  1.  
    1. Понятие, принципы и этапы оценки бизнеса

Оценка бизнеса - это комплекс действий, которые выполняет профессиональный оценщик для того, чтобы представить обоснованное заключение о стоимости объекта оценки на определенную дату в денежных единицах. Эксперт анализирует финансовую, организационную, технологическую деятельность предприятия, исследует динамику, делает выводы о перспективах развития и позициях среди конкурентов. [1].

Оценка стоимости бизнеса попадает под действие Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В нем указано, что рыночная цена, которую предстоит установить, не должна подвергаться влиянию чрезвычайных обстоятельств. Определять ее нужно в ситуации, когда все действия добровольны, открыты и происходят в условиях честной конкуренции. Только так можно назвать действительную рыночную стоимость бизнеса. Эксперт — лицо независимое. В работе он опирается на ряд принципов, которые отражают как представления собственника, так и особенности самого объекта оценки. Оценщик учитывает, что объект должен стоить ровно столько, сколько доходов он способен принести. Чем больше предприятие способно удовлетворять потребности собственника, тем оно дороже. При этом максимальная стоимость определена наименьшей ценой, по которой объект можно приобрести у конкурентов. В расчет принимают и будущую выгоду, которую предприниматель получит, если бизнес продолжит существовать. [2/3].

Оценку активов предприятия выполняют квалифицированные эксперты. Для того чтобы составить грамотное и обоснованное заключение, требуется специальная подготовка. Оценка стоимости предприятия состоит из нескольких этапов, начиная от знакомства с бизнесом, заканчивая математическими расчетами. [3].

  • Предварительный этап. Оценщик и заказчик согласовывают объемы, сроки работ и цену. Эксперт изучает предприятие, специфику деятельности, погружается в тот сегмент рынка, на который предстоит ориентироваться. [3].

  • Стартовый этап. Оценщик выезжает на объект, получает необходимую документацию, изучает бумаги, а также открытые источники, СМИ, базы данных, аккумулирует сведения, которые впоследствии лягут в основу расчетов. [3].

  • Аналитический этап. Эксперт проводит маркетинговое исследование рынка, анализирует предыдущую экономическую деятельность компании, прогнозирует перспективы развития с учетом факторов, которые могут на это повлиять. [3].

  • Ключевой этап. Оценщик поэтапно переходит к расчетам. Он определяет цену недвижимого и движимого имущества предприятия, переходит к оценке стоимости нематериальных активов. Далее исследует финансовые показатели деятельности, баланс, определяет рентабельность и ликвидность. В конце рассчитывает уровень капитализации и делает вывод об общем финансовом состоянии предприятия. Готовит отчет и сдает его заказчику. Итоговая цифра строится на основании многодневного анализа и скрупулезных подсчетов. Профессионал обязан изучить «тонны» документации. Это и учредительные документы, и бухгалтерская отчетность за несколько лет, и заключения аудиторов, и подробный отчет о задолженностях компании, если таковая имеется, и массу других бумаг.[3].

Итоговый отчет готовят с поправкой на текущее состояние рыночной среды. В работе эксперт руководствуется разными методами оценки стоимости бизнеса.

Оценку бизнеса используют в различных случаях, например, при реорганизации, развитии предприятия, ликвидации, при эмиссии и размещении акций, а также купли-продажи компании. Оценка стоимости бизнеса является важным инструментом эффективного управления предприятием. В настоящее время, среди всего разнообразия подходов оценки стоимости бизнеса, выделяют три основных:

– доходный подход;

– сравнительный (рыночный) подход;

– затратный (имущественный) подход.

Хотя, как правило, доходный подход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях эти подходы могут быть более точными или более эффективными.

  1.  
    1. Доходный подход

В федеральном стандарте оценки (ФСО № 1) дается следующее определение доходного подхода: "Доходный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки". [2].

Суть данного подхода заключается в определении времени и размеров доходов, которые будет получать собственник, и выявлении рисков с которыми это связано. Необходимо составить прогноз доходов и привести их к текущей стоимости. [8].

Для применения доходного подхода необходима достоверная информация, которая позволит прогнозировать будущие доходы и расходы объекта оценки. Чем выше доход объекта оценки, тем выше его рыночная стоимость.

Данный подход основан на принципе ожидания. При доходном подходе используют два присущих ему метода (рис. 1).

Рисунок 1 – Методы доходного подхода

Согласно методу капитализации дохода рыночная стоимость бизнеса вычисляется по формуле: ,

где:

D – чистый доход бизнеса за год;

R – коэффициент капитализации.

Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании потоков данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.

Эксперт, который производит оценку, должен оценить будущие потоки и верно рассчитать ставку дисконта. Дисконтирование часто используют в случаях, когда есть основание думать, что прибыль компании через промежуток времени будет отличаться от текущей. Другой случай: когда денежные потоки имеют сезонный характер. Метод эффективен и для оценки крупных многофункциональных коммерческих объектов. [8].

Можно выделить следующие преимущества доходного подхода:

  • оценивает будущие доходы предприятия;

  • оценивает будущие перспективы роста, развития предприятия;

  • учитывает временной фактор;

  • учитывает рыночный фактор;

  • имеет универсальный подход;

  • помогает принять решение при финансировании или инвестировании средств в бизнес, заключении сделки о купле-продаже предприятия;

  • помогает выявить проблемы, мешающие развитию предприятия, и найти способы увеличить доходы компании.

К недостаткам данного подхода можно отнести следующее:

  • главный недостаток доходного подхода заключается в том, что он основан на прогнозных данных;

  • сложные расчеты методов данного подхода;

  • оценка носит субъективный, вероятностный характер;

  • есть риск получения неверных результатов при оценке бизнеса предприятия в связи с недостатком информации или нестабильного экономического состояния. [4].

  1.  
    1. Затратный подход

В ФСО № 1 дается следующее определение затратного подхода: "Затратный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устаревания".[2].

Затратный подход применяют в тех случаях, когда имеется достоверная информация, с помощью которой возможно определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки. При затратном подходе стоимость бизнеса определяется как стоимость имущества предприятия. [4].

Суть данного подхода заключается в том, что стоимость бизнеса равна стоимости его активов на данный момент времени за вычетом обязательств. Выделяют два метода применяемые при затратном подходе (рис. 2).

Рисунок 2 – Методы затратного подхода

Процедура оценки бизнеса затратным подходом заключается в выявлении неучтенных (функционирующих и/или нефункционирующих) активов и переоценке всех располагаемых компанией активов по рыночной стоимости.

Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. С целью приведения балансовой стоимости активов и обязательств к рыночной стоимости проводится корректировка баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия, которая равна разнице между активами и обязательствами. [5].

Метод стоимости чистых активов включает несколько этапов[7]:

  1. Оценивается недвижимое имущество бизнеса по обоснованной рыночной стоимости;

  2. Определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования;

  3. Выявляются и оцениваются нематериальные активы;

  4. Определяется рыночная стоимость финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных;

  5. Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость;

  6. Оценивается дебиторская задолженность;

  7. Оцениваются расходы будущих периодов;

  8. Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость;

  9. Определяется стоимость собственного капитала, путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

Применяется метод стоимости чистых активов в случае, если:

  • Компания обладает значительными материальными активами;

  • Ожидается, что компания по-прежнему будет действующим предприятием.

Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки[9].:

  • бухгалтерский баланс;

  • отчет о финансовых результатах;

  • отчет о движении денежных средств;

  • приложения к ним и расшифровки.

Кроме того, могут использоваться и другие официальные формы бухгалтерской отчетности, также внутренняя отчетность предприятия.

Отличительной особенностью затратного подхода при оценке стоимости бизнеса, является то, что для целей оценки активы предприятия разбиваются на группы, оценивают каждую часть, затем суммируются полученные стоимости.

Алгоритм данного подхода следующий[6]:

  • На первом этапе производят анализ активов бизнеса и выделяют составные части. Например, при оценке стоимости могут быть выделены такие составные части, как: земля, здания, коммуникации, нематериальные активы, финансовые активы, сырье, материалы, машины оборудования и так далее. А в каждой группе активов можно выделить подгруппы.

  • На втором этапе оценщик выбирает наиболее приемлемый метод оценки для каждой группы (подгруппы) активов, выполняет необходимые расчеты.

  • Определяется итоговая величина стоимости бизнеса.

Второй метод – метод ликвидационной стоимости – применяется тогда, когда предприятие находится в процессе банкротства, либо есть серьезные сомнения в способности предприятия оставаться действующим и/или приносить собственнику приемлемый доход.

Ликвидационная стоимость предприятия представляет собой разность между суммарной стоимостью всех активов бизнеса и затратами на его ликвидацию.

Преимущества данного подхода:

  • оценка стоимости бизнеса происходит на основе реально существующих активов;

  • результаты оценки обоснованны, так как расчеты осуществляются на базе финансовых и учетных документах;

  • простота расчетов и доступность информации;

  • оценка бизнеса происходит в настоящем времени, на дату анализа;

  • нет необходимости в прогнозах.

Недостатки затратного подхода:

  • данный подход отражает прошлую стоимость бизнеса;

  • не учитывает перспективы развития предприятия;

  • не учитывает риски;

  • не учитывает нематериальные активы предприятия;

  • существует возможность того, что балансовая стоимость имущества не соответствует ее рыночной стоимости.

Но, несмотря на свои недостатки, затратный подход к оценке бизнеса в условиях переходной экономики наиболее актуален (по сравнению с доходным и сравнительным подходами). Это обусловлено в первую очередь наличием, как правило, достоверной исходной информации для расчетов, а также использованием в определенной мере известных, традиционных для отечественной экономики затратных (имущественных) подходов к оценке стоимости бизнеса. [6].

Глава 2. Сравнительный подход в оценке стоимости бизнеса.

  1.  
    1. Понятие и сущность сравнительного подхода

Сравнительный подход к оценке бизнеса, в отличие от двух других вариантов, основан на том, что ценность собственного капитала компании определена той суммой, за которую бизнес может быть продан при наличии уже сформированного рынка. Иными словами, наиболее вероятная цена, в которую будет оценен данный бизнес, может стать реальной ценой для продажи. [10].

Если имущественный подход к оценке бизнеса определяет стоимость различных видов активов — недвижимости, оборудования или интеллектуальной стоимости и др., то сравнительный подход при оценке бизнеса, в отличие от него, в своей теоретической основе использует такие базовые ориентиры как реально сформированная рынком стоимость на сходное предприятие либо на ее акции. [10].

В соответствии с ФСО № 1: "Сравнительный подход — совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами". [2].

Под объектами-аналогами оцениваемого предприятия понимается предприятие со схожими экономическими, материальными, техническими условиями, цена которого известна. Точность оценки зависит от качества собранных данных, включающих физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и финансирования. [9].

Таким образом, особенностью сравнительного подхода к оценке бизнеса является его ориентация на фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий или, в случае, если проводится оценка не всего предприятия, цены акций, сформированных на фондовом рынке.

Данный подход целесообразно применять в тех случаях, когда имеется достоверная и достаточная для проведения анализа информация об объектах-аналогах. Точность оценки зависит от качества собранных данных.

Оценка компании на основе сравнительного подхода осуществляется следующим алгоритмом :

  • Сбор информации о проданных компаниях или их пакетах акций;

  • Отбор компаний-аналогов по критериям:

  • Отраслевое сходство

  • Сходная продукция

  • Размер компании

  • Перспективы роста

  • Качество менеджмента

  • Проведение финансового анализа и сопоставление оцениваемой компании и компаний-аналогов с целью выявления наиболее близких аналогов оцениваемого предприятия;

  • Выбор и расчет стоимостных (ценовых) мультипликаторов;

  • Формирование итоговой величины.

Стоимостной мультипликатор – это коэффициент, показывающий отношение стоимости инвестированного капитала (EV) или акционерного капитала (P) к финансовому или нефинансовому показателю компании. [10].

Наиболее распространенными мультипликаторами являются:

  • P/E (рыночная капитализация к чистой прибыли)

  • EV/Sales (стоимость компании к выручке компании)

  • P/B (рыночная капитализация к балансовой стоимости собственного капитала).

  1.  
    1. Основные характеристики сравнительного анализа стоимости

На развитом рынке фактическая цена, по которой покупается или продается конкретный бизнес в целом или одна акция зависит от многочисленных факторов, влияющих на стоимость собственного капитала компании. К подобным факторам относятся[5]:

  • соотношение спроса и предложения на этот вид предпринимательства;

  • уровень риска;

  • развитие отрасли в перспективе;

  • конкретные особенности компании и очень многое другое, от чего, в конечном итоге зависит итог работы оценщика.

Сравнительный подход в оценке бизнеса базируется на альтернативных инвестициях. Инвестор, вкладывающий деньги в акции компании, покупает, в первую очередь, будущий доход, который показывает такая оценка. Производственные, а также технологические или же другие особенности конкретного предприятия интересуют инвестора лишь с позиции перспективного дохода. Стремление получать максимальные доходы от вложенного капитала при адекватных уровнях риска и при свободном размещении инвестиции способствует выравниванию рыночных цен. [6].

Еще одна характеристика сравнительного подхода к оценке бизнеса, которой он отличается от остальных, заключается в том, что цена компании должна отражать ее производственные или же финансовые возможности, а также положение на рынке на момент оценки и перспективы его развития. А, следовательно, у сходных предприятий должны совпадать соотношения между ценой и такими финансовыми параметрами как прибыль и дивидендные выплаты, объемы реализации и балансовая стоимость капитала. Отличие же этих финансовых параметров друг от друга заключается в определении формирования доходов, получаемых инвесторами. [7].

  1.  
    1. Методы оценки стоимости бизнеса, реализуемые в составе сравнительного подхода

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов. В отдельных источниках также предлагается использование четвертого метода — метода статистического моделирования стоимости (рис. 3):

  1.  
    1. Метод компаний-аналогов

Метод компании-аналога – метод оценки, используемый в рамках сравнительного подхода, при котором стоимость компании определяется на основе информации о ценах реально выплаченных за акции сходных компаний. То есть, при оценке акций бизнеса, базой для сравнения служит цена на единичную акцию компаний-аналогов и в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций. [10].

Данный метод применим при наличии финансовой информации о предприятиях-аналогах, акции которых обращаются на фондовом рынке. По состоянию на дату оценки производится поиск информации о продаже акций предприятий-аналогов в котировальных системах или о наличии индикативных котировок. Процесс оценки акций бизнеса с применением метода рынка капитала включает следующие основные этапы[3]:

  • Сбор необходимой информации.

Сбор необходимой информации подразумевает с одной стороны, сбор данных о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных с акциями оцениваемой компании, а с другой стороны подбор бухгалтерской и финансовой отчетности, как оцениваемого предприятия, так и компаний. Качество и доступность такой информации, безусловно, зависят от уровня развития фондового рынка и играют решающую роль в оценке бизнеса данным методом.

  • Выбор аналогичных предприятий.

Выбор аналогичных предприятий производится путем сужения первичной (довольно широкой) выборки предприятий-аналогов. Если первичный отбор производится по общим критериям сопоставимости (отраслевая принадлежность, производимая продукция, ассортимент, объем производства). Зачастую в дальнейшем список сужается из-за отказа некоторых фирм предоставить необходимую информацию, а также из-за введения более специфичных критериев сопоставимости (уровень диверсификации производства, положение на рынке, размер, характер конкуренции, перспективы роста, финансовый риск, качество менеджмента и т.д.). [3].

  • Финансовый анализ.

Финансовый анализ является важнейшим приемом определения сопоставимости аналогичных компаний с той, чей бизнес оценивают. Во-первых, с помощью финансового анализа можно определить рейтинг оцениваемой компании в списке аналогов; во-вторых, он позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду мультипликатора в общем их числе, что в конечном счете определяет вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины; в-третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих увеличение сопоставимости и обоснованности окончательной стоимости оцениваемого бизнеса. [3].

  • Расчет оценочных мультипликаторов.

Расчет оценочных мультипликаторов (коэффициентов, показывающих отношение рыночной цены предприятия или акции к финансовой базе) происходит в следующем порядке:

  •  
    1. Определяется цена акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога. Это дает значение числителя в формуле.

    2. Вычисляется финансовая база (прибыль, выручка от реализации, стоимость чистых активов и т.д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки. Это даст величину знаменателя.

На практике, при оценке бизнеса используются два типа мультипликаторов: интервальные и моментные.

К интервальным мультипликаторам относятся:

  • цена/прибыль;

  • цена/денежный поток;

  • цена/ дивидендные выплаты;

  • цена/выручка от реализации.

К моментным мультипликаторам относятся:

  • цена/балансовая стоимость активов;

  • цена/ чистая стоимость активов.

Группа мультипликаторов цена/прибыль, цена/денежный поток является наиболее применяемой, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов является наиболее доступной.

Возможность применения того или иного мультипликатора группы цена/дивиденды зависит от целей оценки. Если оценка акций проводится в целях поглощения предприятия, то способность выплачивать дивиденды не имеет значения, так как оно может прекратить свое существование в привычном режиме хозяйствования. При оценке контрольного пакета акций оценщик ориентируется на потенциальные дивиденды, так как инвестор получает право решения дивидендной политики. Мультипликаторы данной группы при оценке акций целесообразно использовать, если дивиденды выплачиваются достаточно стабильно как в аналогах, так и в оцениваемой компании. [8].

Мультипликатор цена/выручка от реализации используется редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами или для оценки бизнеса в сфере услуг (реклама, страхование и т.п.).

Оптимальная сфера применения мультипликатора цена/балансовая стоимость – оценка холдинговых компаний, либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний-аналогов. [8].

Мультипликатор цена/чистая стоимость активов применяют в том случае, если соблюдаются следующие требования:

  • оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность (недвижимость, ценные бумаги, газовое или нефтяное оборудование);

  • основной бизнеса компании являются хранение, покупка и продажа такой собственности, при этом управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость.

Определение итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

  • выбора величины мультипликатора;

  • взвешивания промежуточных результатов;

  • внесения итоговых корректировок.

  • Выбор величины мультипликатора.

Выбор величины мультипликатора является наиболее сложным этапом, требующим особенно тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете об оценке бизнеса. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величины одного и того же мультипликатора по компаниям-аналогам бывает достаточно широк. [5].

Оценщик отсекает экстремальные величины и рассчитывает среднее значение мультипликатора по группе аналогов. Затем проводит финансовый анализ, причем для выбора величины конкретного мультипликатора использует финансовые коэффициенты и показатели, наиболее тесно связанные с данным мультипликатором по величине финансового коэффициента определяет положение (ранг) оцениваемой компании в общем списке. [5].

Полученные результаты накладываются на ряд мультипликаторов, и достаточно точно определяется величина, которая может быть использована для расчета стоимости бизнеса рассматриваемой компании.

  • Определение итоговой величины стоимости.

Проделав данную процедуру с различными мультипликаторами, оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору свой вес.

На основе взвешивания получается итоговая величина стоимости бизнеса, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок.

Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса. Наиболее типичными являются следующие поправки: [6].

  • Портфельная скидка представляется при наличии не привлекательного для покупателя характера диверсификации активов. Аналитик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся нефункционирующие активы, например непроизводственного назначения.

Если в процессе финансового анализа выявлена либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть. [9].

Возможно применение скидки на низкую ликвидность.

В некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые инвестору элементы контроля. Данная поправка обеспечивает универсальность метода компании-аналога, так как позволяет применять его для оценки контрольной доли собственного капитала. [10].

Сравнительный подход, несмотря на достаточную сложность и трудоемкость расчетов и анализа, является неотъемлемым приемом определения обоснованной рыночной стоимости.

Результаты, полученные данным способом, имеют наиболее объективную рыночную основу, качество которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов.

Следовательно, основным фактором, сдерживающим применение в российской практике метода компании-аналога и метода сделок, является отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям-аналогам. Однако появление в последние годы фирм, специализирующихся на сборе и анализе подобной информации, а также различных электронных источников является существенным прорывом в данном направлении.

Таким образом, дальнейшее развитие оценочной инфраструктуры будет способствовать расширению сферы использования сравнительного подхода.

Метод компаний-аналогов при оценке бизнеса действующего предприятия достаточно сложен и трудоемок в применении. Однако, результаты, полученные с помощью этого метода, имеют хорошую объективную основу, уровень которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов.

  1.  
    1. Метод сделок

Метод сделок (метод продаж, метод сравнения продаж), основан на использовании цены приобретения предприятия – аналога в целом или его контрольного пакета акций.

Технология применения метода сделок практически полностью совпадает с технологией метода рынка капитала. Различие заключается только в типе исходной ценовой информации: метод компаний-аналогов в качестве исходной использует цену одной акции, не дающей никаких элементов контроля, а метод сделок - цену контрольного или полного пакета акций, включающую премию за элементы контроля. Информацию о ценах реальных сделок с акциями компаний-аналогов можно найти в открытых источниках, публикующих сообщения о продажах пакетов акций на всероссийских аукционах, укрупненные балансы предприятий-аналогов, сведения о размере уставных капиталов и видах выпущенных акций. [3].

  1.  
    1. Метод отраслевых коэффициентов

Метод отраслевых коэффициентов или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой бизнеса предприятия и определенными финансовыми параметрами.

Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи различных действующих предприятий и их важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате многолетних обобщений, в странах с развитой рыночной экономикой разработаны достаточно простые формулы определения стоимости бизнеса предприятия. [4].

Метод отраслевых коэффициентов может применяться, когда есть необходимые данные по отрасли и рекомендуется как вспомогательный метод.

Достоинства метода отраслевых коэффициентов:

  • Дает реальную рыночную оценку, исходя из информации, получаемой с рынка аналогичных компаний;

  • Позволяет превентивно подготовить информационную базу реализации метода;

  • Возможность привлечения аппарата математической статистики и компьютерного моделирования.

Недостатком этого метода является то, что он может дать ложный результат при определенных стратегиях компаний.

Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в российской практике оценки бизнеса в связи с отсутствием необходимой информации, сбор и обобщение которой требуют длительного периода времени и определенной экономической стабильности.

  1.  
    1. Метод статистического моделирования стоимости

Оценка бизнеса по регрессионным моделям зависимости стоимости от ценообразующих параметров как альтернатива применению мультипликаторов.

Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на использовании большого объема ценовой и финансовой информации часто по значительному кругу предприятий. Необходимость обработки большого информационного массива, с помощью которого будет выявлена зависимость величины рыночной стоимости фирмы, от различных ценообразующих факторов определяет обоснованность применения математических методов и моделей. [7].

В этой связи отдельные авторы в качестве отдельного метода сравнительного подхода к оценке бизнеса выделяют метод статистического моделирования стоимости.

Данный метод основан на использовании регрессионных моделей, которые позволяют на основе открытых рыночных данных построить формализованную зависимость рыночной стоимости компании от одного или нескольких ценообразующих параметров. [8].

Таким образом, регрессионные модели выступают в качестве альтернативы использованию оценочных мультипликаторов в оценке бизнеса.

В этом случае величина стоимости оцениваемой компании определяется по следующему уравнению зависимости:

У = a + b × Х, где:

  • У – зависимая переменная — величина стоимости оцениваемой компании; для определения величин коэффициентов а и в в качестве У выступают цены сделок по купле-продаже аналогичных компаний;

  • a, b– коэффициенты уравнения;

  • Х – независимая переменная, в качестве которой выступают показатели, используемые в качестве знаменателя мультипликатора (показатели прибыли, денежного потока, выручка от реализации и др.) [9].

Параметры уравнения аиb определяются с использованием инструментария корреляционно-регрессионного анализа на основе информации по ценам сделок аналогичных компаний и их финансовых показателей (величины активов). [9].

Например, в результате проведения корреляционно-регрессионного анализа выявлена следующая значимая зависимость стоимости одной акции компаний определенной отрасли (Р) от прибыли в расчете на одну акцию (E):

Р = 30 + 4,7×Е,

  • где Р– стоимость одной акции;

  • Е – чистая прибыль на одну акцию.

Допустим, если прибыль оцениваемой компании составила 7 млн. у.е. при количестве акций 1 млн. у.е., тогда прибыль на одну акцию такой компании составит 7 у.е., а рыночная стоимость одной акции будет равна 63 у.е.

30 + 4,7×7 = 63 у.е.

Большое внимание в процессе использования регрессионных моделей для оценки стоимости в сравнительном подходе к оценке бизнеса необходимо уделять анализу качества выявленной зависимости.

В случае, если выявленные зависимости между ценами акций аналогичных компаний и их финансовыми показателями являются слабыми, незначимыми, необходимо вернуться к анализу сопоставимости компаний-аналогов или к выбору финансового показателя, выступающего в качестве независимой переменной. Возможно, с учетом отраслевой специфики зависимость цены акции от чистой прибыли будет несущественной, а от выручки – значимой. [10].

Преимущества использования метода статистического моделирования стоимости – прежде всего в устранении проблемы согласования значений мультипликаторов, полученных по множеству компаний-аналогов, в процессе выбора величины для последующих расчетов.

Результаты анализа качества выявленных зависимостей стоимости от отдельных финансовых показателей могут быть использованы при обосновании удельных весов. Например, если величина стоимости акции больше всего зависит от величины денежного потока, то наибольший удельный вес в процессе оценки стоимости сравнительным подходом будет присвоен результату применения регрессионной зависимости величины стоимости от денежного потока. [8].

Отметим, однако, что возможность применения регрессионных моделей в условиях российского рынка пока ограничена отраслями электроэнергетики, нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, компаниями, предоставляющими услуги связи, телекоммуникационные услуги и некоторые другие – т.е. отраслями, в которых акции большого числа предприятий свободно обращаются на фондовом рынке. [5].

  1.  
    1. Преимущества и недостатки сравнительного подхода к оценке бизнеса

Основные преимущества сравнительного подхода к оценке бизнеса[10].:

  • цена фактически совершенной сделки в условиях развитого рынка максимально учитывает рыночную ситуацию, является реальным отражением спроса и предложения и является наилучшей базой оценки рыночной стоимости;

  • влияние субъективных факторов на процедуру оценки невелико:

во-первых, оценка основана на ретроспективной информации и, следовательно, отражает фактические результаты производственно-финансовой деятельности предприятий (как аналогов, так и объекта оценки);

во-вторых, роль оценщика, использующего фактические цены купли-продажи аналогичных предприятий, сводится к сбору информации по аналогам и согласованию полученных результатов.

Недостатки сравнительного подхода к оценке бизнеса:

  • перспективы развития оцениваемого предприятия в будущем учитываются лишь в той мере, насколько они соответствуют общеотраслевым тенденциям и отражены в ценах сделок с аналогичными компаниями;

  • доступ к необходимой финансовой информации компаний-аналогов часто ограничен, отсутствует достоверная информация о ценах и условиях сделок по купле-продаже аналогов на рынке слияний-поглощений:

  • сложности поиска полностью аналогичных компаний определяют большой разброс величин стоимости, полученных в результате использования различных мультипликаторов, по различным компаниям-аналогам; при этом отсутствуют четко разработанные методические подходы к согласованию множества полученных величин стоимости в процессе выведения итоговой величины по сравнительному подходу. [10].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнительный подход является одним из трех подходов, используемых в оценочной практике. Оценщик использует в качестве ориентира реально сложившиеся на рынке цены на сходный бизнес.

Важнейшим условием применения сравнительного подхода является наличие развитого фондового рынка, а также доступность и достоверность рыночной информации. Сравнительный подход в зависимости от целей, объекта оценки и источников информации включает три основных метода:

  • метод компании-аналога (метод рынка капитала);

  • метод сделок;

  • метод отраслевых коэффициентов.

Для оценки компании сравнительным подходом используется ценовая и финансовая информация по компаниям-аналогам. Список критериев сходства начинается с отраслевой принадлежности и зависит от конкретных условий оценки, однако окончательное решение об аналогичности принимается по результатам финансового анализа. Сравнительный подход применим, если список содержит не менее трех компаний-аналогов.

Оценка рыночной стоимости методами сравнительного подхода основана на использовании ценовых мультипликаторов, отражающих соотношение рыночной цены и какого-либо показателя, отражающего доходность предприятия. Ценовой мультипликатор рассчитывается по аналогам и используется как множитель к адекватному показателю оцениваемой компании.

В оценочной практике наиболее часто используются следующие виды ценовых мультипликаторов:

  • «Цена / Прибыль»;

  • «Цена / Денежный поток»;

  • «Цена / Дивиденды»

  • «Цена / Выручка от реализации»;

  • «Цена/Физический объем»;

  • «Цена / Балансовая стоимость».

  • Выведение итоговой величины стоимости предприятия осуществляется в три этапа:

  1. Выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемому объекту.

  2. Согласование предварительных результатов.

  3. Корректировка итоговой величины стоимости.

  • Величина ценового мультипликатора, рассчитанная по каждому из аналогов, может существенно различаться, поэтому оценщик должен принять решение о том, какое значение следует применить к оцениваемой фирме, используя результаты финансового анализа.

  • Предварительные результаты рыночной стоимости, полученные на основе использования различных видов ценовых мультипликаторов, подвергаются процедуре согласования на основе экспертного взвешивания. Удельный вес, придаваемый каждому результату, зависит от качества исходной информации, конкретных условий оценки, роли ценового мультипликатора.

  • Итоговые корректировки обеспечивают большую объективность результатов оценки. Применение системы премий и скидок позволяет учесть влияние существенных дополнительных факторов, таких как достаточность вложенного капитала, наличие нефункционирующих активов, ликвидность.

  • Возможность включения премии за контроль делает метод компании-аналога более универсальным и применимым для оценки контрольной доли собственного капитала фирмы.

  • Подводя итоги можно сказать, что все три подхода оценки бизнеса взаимосвязаны и дополняют друг друга. Каждый из них предполагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Так, для затратного подхода нужны данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. А для доходного подхода необходимо использовать коэффициенты капитализации, расчет которых также осуществляется по данным рынка.

  • Для проведения качественной оценки бизнеса необходимо использовать все три подхода, так как при расчёте каждого из них учитываются различные свойства предприятия, оказывающие влияние на величину его стоимости.

  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный закон № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

  2. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)».

  3. Л. Ф. Гаранникова «Оценка стоимости предприятия» Учебное пособие. Изд. 1-е. Тверь: ТГТУ, 2011.

  4. Грязнова А. Г., Федотова М. А. Оценка бизнеса. Учебник. - М.: Москва: Финансы и статистика, 2013.

  5. Есипова В. Е., Маховиковой Г. А.. Оценка бизнеса: Учебное пособие. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010.

  6. Косорукова И.В. Конспект лекции. Оценка стоимости бизнеса. ИФРУ, 2012.

  7. И.В. Косорукова, С.А. Секачев, М.А. Шуклина, Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса. МФПА, 2011.

  8. Щербаков В. А., Щербакова Н. А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Омега-Л, 2012.

  9. Официальный сайт // Русфининвест: служба оценки и экспертизы. URL: http://ocenimvse.com/

  10. «Основные подходы и методы оценки стоимости бизнеса. URL: http://www.appraiser.ru/UserFiles/File/Guidance_materials/Business/General/bus/g05.pdf

Просмотров работы: 1673