ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Грунина С.И. 1
1Хакасский Технический Институт - филиал Сибирского Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время перед человечеством стоит ряд важнейших проблем. Наиболее значимой является – экологическая проблема. Существует несколько её определений, но суть их одинакова: это негативные изменения природной среды, под воздействием, в большей степени, антропогенных факторов, приводящие к отрицательным социальным, экономическим и иным последствиям.

На сегодняшний день Республика Хакасия является одной из загрязненных субъектов РФ. Экологическая ситуация остается тревожной. Состояние окружающей среды продолжает ухудшаться с каждым годом. Этому способствуют такие техногенные факторы как:

1)гибель и вырубка лесов:

Одна из причин гибели лесов - кислотные дожди, главными виновниками которых являются электростанции. Выбросы двуокиси серы и перенос их на большие расстояния приводят к выпадению таких дождей далеко от источников выбросов. Ещё огромный вред почвам наносит хищническая вырубка лесов. Именно с ней, а также с крайне неэффективными методами ведения сельского хозяйства связано такое угрожающее явление как опустынивание. Также резко сокращается площадь лесного покрова из-за пожаров, промышленных выбросов и прочей антропогенной нагрузки, нашествий насекомых-вредителей. Губительному антропогенному воздействию подвержены леса практически по всей территории РХ.

2)загрязнение водоёмов, почвы и атмосферы отходами промышленного производства:

Загрязнение почвы происходит под действием различных источников антропогенного характера:

- кислотные осадки;

- мусор;

- промышленные выбросы и отходы;

- тяжелые металлы;

- пестициды;

- микотоксины;

- радиоактивные вещества.

Загрязнение водоёмов: стоки с промышленно-урбанизированных и сельскохозяйственных территорий, выпадение с атмосферными осадками продуктов антропогенной деятельности, загрязнения поверхностных и подземных вод соединениями азота, органическими веществами, нефтепродуктами, снижение содержания кислорода в воде.

Загрязнение атмосферы за счет воздействия взвешенных веществ: бенз(а)пирен, диоксид азота, фтористый водород, сероуглерод, формальдегид и окись углерода, аммиака, стирола. бензола, оксида азота, сероводорода, метилмеркаптана.

3)чрезмерное истощение природных ресурсов:

Угроза данной проблемы и ухудшения экологической ситуации в РХ находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для Хакасии эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической и рискологической культуры.

Одним из важнейших условий реализации экономического регулирования природопользования является обеспеченность природоохранной деятельности финансовыми, материально-техническими, трудовыми и другими ресурсами. Традиционно природоохранное финансирование ведется за счет различных источников. Это средства бюджетов всех уровней, средства предприятий-природопользователей и внебюджетные источники. В настоящее время роль федерального бюджета в финансировании региональных природоохранных мероприятий явно недостаточна.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепил в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и определил виды негативного воздействия на нее, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления.

Все предприятия, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты, размещение отходов производства и потребления, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС).

Функцию по администрированию платежей за негативное воздействие на окружающую среду (постановка на учет предприятий в качестве плательщиков платы, прием и проверка расчетов платы, сверка начисленной и поступившей платы) осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия (далее - Управление).

Таблица 1 - Фактически перечисленная плата за негативное воздействие на окружающую среду Республики Хакасия за 2012-2016 год в разрезе муниципальных районов, городов, тыс. рублей

Муниципальный район, город

2012 г

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Алтайский район

2821,81

3170,11

777,57

11597,7

14653,00

Аскизский район

29278,6

5450,2

4764,08

4660,59

602,55

Бейский район

2017,92

1979,0

2733,56

2850,65

2472,76

Боградский район

325,83

416,23

206,39

211,72

58,09

Орджоникидзевский район

969,27

990,76

471,45

426,53

564,69

Таштыпский район

236,3

209,98

107,98

1308,5

445,39

Усть-Абаканский район

19557,49

11803,56

14322,9

24306,6

25921,44

Ширинский район

1531,26

1415,50

4757,78

3759,25

3755,39

Абакан

9378,63

6508,59

6358,1

7514,38

5065,98

Абаза

1169,69

1317,2

1538,34

1621,08

957,08

Саяногорск

14866,93

15311,53

24917,86

13685,07

12051,27

Сорск

27740,25

27151,42

27226,68

31546,95

2820,43

Черногорск

2583,95

4341,10

6926,26

6817,70

5530,00

Всего по Республике Хакасия

112477,93

80065,2

95108,95

110306,72

74898,09

Снижение перечисленной платы в 2016 году по сравнению с предыдущими годами связано с изменениями в законодательстве, вступившими в силу с 01 января 2016 года. В соответствии с положениями ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. В 2016 году обязательными были платежи за 4 квартал 2015 года и авансовые платежи за 2016 год. От внесения авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду освобождены субъекты малого и среднего предпринимательства.

Источник

Государственный доклад «О состоянии окружающей среды Республики Хакасия в 2016 году» / О.С. Лушникова, А.А. Андреева, Д.В. Залутский. - Абакан: Правительство Республики Хакасия Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, 2017.

Просмотров работы: 3276