АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО "АГРОСТРОЙСЕРВИС" - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО "АГРОСТРОЙСЕРВИС"

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

В условиях динамичности современного производства и общест­венного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня не­возможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необхо­димость в анализе и оценки систем управления продикто­вана достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим предприятиям. От правильного решения этих проблем зависит успех ра­боты этих предприятий. Решение же этих проблем не возможно без системного подхода к ним, что делает тему курсового проекта актуальной.

Различного рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и так далее. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это, в свою очередь, требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений. Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности предприятия, что требует проведения исследования систем управления.

Целью данной курсовой работы является всестороннее (теоретические, практические, рекомендательные аспекты) раскрытие темы анализ и оценка эффективности системы управления предприятием рынка потребительских услуг.

Задачами курсовой работы являются:

  1. Изучение теоретического материала по данной проблеме.

  2. Анализ существующей системы управления на материалах предприятия ООО «Агростройсервис».

  3. Разработка стратегии развития, позволяющей повысить эффективность и конкурентоспособность системы управления.

Предмет исследования является система управления. Объектом исследования – предприятие ООО «Агростройсервис».

Практической значимостью курсовой работы является проведение анализа системы управления предприятием ООО «Агростройсервис», оценка эффективности этой системы и необходимость формулирования предложений по усовершенствованию данной системы.

Информационной базой послужили учебные пособия и документация объекта исследования.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

При написании курсовой работы было использовано 16 источников информации.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 Предприятие как объект управления

Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях рыночной экономики является предприятие. Именно предприятие является производителем товаров и услуг, важнейшим рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. [11]

Предприятие является главным звеном экономики, где непосредственно решается основная экономическая задача – производство и распределение материальных благ в условиях ограниченности ресурсов. Движущие мотивы развития предпринимательской деятельности кроются в экономических отношениях, образующихся между ее участниками по поводу распределения результатов производства. А в их основе, в свою очередь, лежит отношение к собственности, проявляющееся в различных формах существования предприятия.

Предприятие – это основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, обладающий правами юридического лица, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечающий по своим обязательствам этим имуществом, осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью удовлетворения спроса со стороны и получения соответствующей прибыли (доходов). [33]

Организация – это группа как минимум двух людей, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и сознательной координации деятельности для достижения общей цели.

Фирма – это предприятие или совокупность специализированных организаций любой формы собственности, являющихся юридическими лицами и объединяющих под одним управлением и общим фирменным наименованием производство и сбыт товаров. [11]

Предприятие представляет собой имущественно-обособленную хозяйственную единицу, созданную для достижения какой-либо хозяйственной цели, то есть это экономическая единица, которая:

  • самостоятельно принимает решения;

  • реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

  • стремится к получению дохода и реализации других целей.

Предприятие – это коммерческая организация, то есть организация, нацеленная на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, то есть организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др. [11]

Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать следующие принципы:

  • экономичность (достижение заданных результатов при минимальных затратах или при определенном объеме затрат обеспечение наибольших результатов);

  • финансовая устойчивость (предприятие на каждый момент времени может произвести необходимые платежи);

  • получение прибыли (производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность).[13]

Внутренняя среда предприятия включает квалифицированный персонал, средства производства, информацию.

Вообще под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри предприятия, являющиеся результатом управленческих решений. [4] К основным внутренним факторам организации, которые требуют внимание руководства, относятся:

  • цели (конечные состояния или желаемый результат, которого стремиться добиться трудовой коллектив);

  • структура (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей предприятия);

  • задачи (предписанная работа или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки);

  • технология (сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации и людях).[11]

Результатом согласованного взаимодействия всех элементов внутренней среды является продукция (товары, работы и услуги), удовлетворяющая спрос потребителя. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе изучения внешней среды, посредством анализа, планирования и управления хозяйственной деятельностью организации.

К внешней среде относятся все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, но оказывающие непосредственное влияние на его внутреннюю среду.

Факторы внешней среды подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие оказывают государство, поставщики, потребители, конкуренты. Косвенное же воздействие оказывают состояние экономики, социальные факторы, достижения НТР, международное экономическое положение. [16]

Целесообразно рассматривать три основные модели предприятия как объекта управления:

  1. Взаимодействие внешней и внутренней среды. Данная модель предприятия как объекта управления указывает на то, что профессиональное управление создает условия конкурентоспособности деятельности и менеджмента за счет понимания взаимодействия внутренней и внешней среды предприятия;

  2. Матричная модель функций управления. Построение такой модели позволяет конкретизировать управленческое воздействие по элементам внутренней среды предприятия;

  3. Модель «7С», в соответствии с которой предприятие как объект управления в процессе управленческого воздействия формирует собственные присущие характеристики. [16]

Во второй главе данного курсового проекта будет проведен анализ эффективности системы управления предприятия ООО «Агростройсервис». Рассмотрев три основные модели предприятия как объекта управления, следует отметить, что для предприятия ООО «Агростройсервис» наиболее подходящей является модель взаимодействия внешней и внутренней среды. [11]

Предприятия зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одно не живет без изменений. Новые предприятия формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни предприятий ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то предприятия развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие, поскольку каждое предприятие имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления. И в то же время каждое из них подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому предприятие находится в состоянии определенного отношения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы развития.

Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится предприятие, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла предприятия как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Жизненный цикл предприятия – это историческая эволюция, которую претерпевает предприятие, взаимодействуя с окружающей средой. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходит предприятие, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.[11]

1.2 Эффективность системы управления предприятием

Прежде чем определять критерии, по которым оценивается эффективность системы управления, необходимо выяснить, что же такое управление, система и система управления.

Несмотря на то, что теоретические основы управления исследовались многими учеными, до сих пор нет общепринятого определения понятия «управление». Объясняется это тем, что управленческая деятельность как объект исследования, представляет собой сложное, многоплановое явление, и каждый автор выделяет те аспекты, которые более соответствуют его конкретным задачам и избранным методам исследования. По многим из таких аспектов, как свидетельствует история науки управления, развиваются научные направления и школы, но все они в конечном итоге могут быть оценены как односторонние. [16] И все же, стоить выделить несколько определений понятия «управление». Итак, управление – это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей. [10] Управление также – 1) это выработка и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект, в данном случае, систему, что включает сбор, обработку и передачу необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений; 2) функции системы, ориентированные на сохранение ее основного качества, либо на сохранение некоторой программы, которая должна обеспечить устойчивость функционирования, достижение определенной цели. Управление есть то, что способствует существованию и работе системы.[16]

Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, необходимостью требования учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами.

Система – это совокупность элементов, взаимосвязанных между собой для достижения какой-либо функции. К признакам системы следует отнести: состоит из многих элементов; наличие связей между элементами; представляет собой единое целое, то есть объединение через единую цель. Все системы делятся на управляемые и управляющие. Последние называются системами управления. [16]

Система управления:

1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей;

2) совокупность звеньев, осуществляющих управление и связей между ними. [10]

Система управления характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления.

Система управления по своим характеристикам может быть отнесена к различным классам систем: социальным, сложным, открытым, самоорганизующимся, саморазвивающимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, стохастически-детерминированным, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим. Следует особо выделить такие свойства систем управления как уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. Среди системных элементов выделяют границы и внешние связи, цели и задачи, процессы управления, организационную структуру управления, кадры, системообразующий механизм. В таких системах протекают реальные процессы, а значит, существуют и материальные и информационные потоки, вход и выход. В рамках системного подхода к управлению, получившему широкое распространение с 50-х годов двадцатого столетия, предметом исследования и моделирования выступают реальные системы и их концептуальные модели.

Отмеченные характерные черты создают необходимость построения адекватных эффективных систем менеджмента в каждом конкретном случае.

Рассмотрим отдельные компоненты системы управления подробнее. [10]

Механизм управления – 1) взаимодействие, сочетание различных рычагов воздействий, которое может формироваться стихийно, но которое может формироваться и созидательно, так как все связанно с комплексом интересов человека; 2) совокупность элементов, которая определяет направление деятельности, своего рода смысла и способа существования организации. В понятие «механизм управления» следует так же включить такие качества человека, которые активизируют его деятельность, направляя во благо предприятия (интересы, стимулы, мотивы, ценности, энтузиазм, установки, опасения, потребности).[10]

Структура управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Можно сказать, что структура управления является основой функционирования предприятия, так называемым «каркасом». [16]

Процесс управления – 1) это последовательная деятельность органов и кадров управления по воздействию на объект управления различными методами для достижения поставленных целей; 2) это комплекс изменений, которые происходят в управлении в определенные промежутки времени. Процесс управления отражает динамическую сторону управления.

Говоря об эффективности системы управления необходимо выделить принципы ее существования и работы:

1. Принцип обратной связи – обратное воздействие результатов управления системы на процесс этого управления, то есть использование информации, поступающей от объекта управления.Обратная связь может быть главной внешней и внутренней местной, также она может быть отрицательной и положительной.Последняя усиливает действие выходного сигнала, то есть имеет с ним одинаковый знак, первая же – ослабляет входной сигнал. Положительная связь ухудшает положение системы. Отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при его нарушении возмущающими воздействиями. Если результат на выходе системы меньше, чем требуется, то блок регулирования подает сигнал, увеличивающий интенсивность процесса. Если результат больше эталона, то управляющий процесс затормозится.[10]

2. Принцип внешнего дополнения – при управлении большой системой необходимы «неформальные» корректировки решений, полученные из моделей (в прямую связь вписывается внешнее дополнение).

3. Закон необходимого разнообразия – разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления – определяет требования к избирательности управляющей системы, обусловленные тем уменьшением разнообразия объекта управления, которое необходимо для эффективного управления, то есть сведение множества состояний системы к подмножеству, включающему лишь состояния, оптимальные по отношению к цели управления. [12]

4. Принцип черного ящика – представление системы в виде некоего объекта («черного ящика»), представляющего собой, при настоящем уровне знаний, объект с непознанными внутренними структурой и организацией. Однако можно изучать этот объект по изменениям между входами и выходами системы.

Итак, дав определение системы управления и рассмотрев принципы ее существования и работы, следует перейти к определению эффективности системы управления.

Любая деятельность человека имеет три основные характеристики: затраты усилий, ресурсов или энергии, время, отданное деятельности и результат в виде произведенного продукта или услуг, или комплекса действий. Но использование ресурсов – это еще не эффективность управления. Эффективность возникает тогда, когда использование ресурсов дает наилучший результат, когда ресурсы и результат управления оказываются соизмеримыми.[16]

Поэтому в практике управления деятельностью и оценки деятельности существуют показатели, которые являются синтетическими, то есть построенными на сопоставлении простейших показателей и необходимом их соизмерении. Это показатели интенсивности деятельности, эффективности и производительности. Они приемлемы для оценки любой деятельности. [9]

Эффективность – это соизмерение затраченных усилий, ресурсов или энергии на достижение определенных результатов. Основными факторами эффективности являются три группы факторов: использование ресурсов, фактор времени и целенаправленность усилий. [9]

Первый фактор характеризует структуру, качество ресурсов, их экономию в процессах управления и возможность пополнения и накопления.

Второй фактор отражает своевременность решений, экономию времени, использование новых технологий и потенциал персонала, способного решать проблемы достаточно оперативно и профессионально.

Третий фактор отражает реальность и значительность цели, в соответствии с которой и рассматривается результат деятельности менеджера, его стратегия, учет рыночных процессов экономического развития.

Интенсивность – это соизмерение усилий и времени. Производительность – результата и времени. Эффективность – усилий и результата.[16]

В оценке управления наибольшую сложность представляет понимание его результата. Непосредственный результат управления может характеризовать комплекс показателей: темпы прироста производительности, качество, ритмичность работы, инновационность, целеустремленность (стратегичность), профессионализм. Ведь управление представляет собой согласование деятельности по общей цели, значит, непосредственный результат характеризуют показатели согласованной работы.

По содержанию эффективность управления можно разделить на экономическую и социальную. Такое деление обусловлено различием целей и спецификой форм эффекта. [11]

Экономическая эффективность достигается взаимодействием ресурсов, что отражается в затратах и экономических результатах деятельности. Выразить это можно путем сопоставления ресурсов и показателей их использования.

Социальная эффективность обеспечивается единством индивидуальных, коллективных и общественных интересов и выявляется с помощью следующих характеристик: уровень социальной активности, социально-психологический климат, соотношение формальных и неформальных структур, уровень квалификации кадров, условия труда и так далее.[11]

Чтобы обеспечить необходимую эффективность управления, необходимо ее оценивать. Оценка – это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения.

Оценка эффективности может производится по следующим направлениям: -достижение цели; -качество функционирования; -экономичность; -изменение в качестве рабочей силы; -внешние и внутренние социально-экономические условия. [12]

Для решения проблемы повышения эффективности управления осуществляется анализ, диагностика и проектирование управления, и они лежат в основе его совершенствования.

Анализ – расчленение мысленное или реальное объекта исследования на элементы, сопоставление элементов.

Диагностика (от греч. «распознавание», «определение») – это определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев. Это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и сделать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу. Задачи диагностики – определить меры, способствующие отлаживанию работы всех составляющих элементов системы, и реализовать их.[10]

Оценивая эффективность системы управления, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требовани­ям относятся: -детерминированность элементов системы; -динамичность системы; -наличие в системе управляющего параметра; -наличие в системе контролирующего параметра; -наличие в системе каналов (по крайней мере, од­ного) обратной связи.

Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования орга­нов управления, поскольку эффективность системы управления в первую очередь зависит от эффективности взаимодействия членов управленческой команды, их умения совместно вырабатывать и реализовывать согласованные решения. Также важнейшей составляющей эффективного управления является работа с проблемами предприятия, то есть насколько слаженно и эффективно команда управленцев во главе с первым лицом предприятия способна работать по выявлению, анализу, расстановке приоритетов и решению проблем, не допуская ситуации, при которой проблемы перерастают в кризис. Рассмотрим подробно эти требования.[10]

В системах управления детерминированность (первый признак организованности системы) проявляется в орга­низации взаимодействия подразделений органов управ­ления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и являет­ся лишним в системе управления. [12]

Вторым требованием системы управления является ди­намичность, то есть способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии. Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее «изнутри». Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответст­венных работников, плохие условия работы и так далее. К внешним возмущениям следует отнести указы выше­стоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы. Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынуж­ден перестраиваться, приспосабливаться к изменив­шимся условиям. С целью обеспечения быстрого перестроения систе­мы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно прини­мать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления. [12]

Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посред­ством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе яв­ляется руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подраз­деления, воспринимает управляющие сигналы руково­дства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений. При этом руководитель должен обладать необходи­мой компетенцией, а условия работы — позволять вы­полнить данное поручение. [10] Следовательно, условие на­личия управляющего параметра можно считать выпол­ненным, если внешнюю информацию воспринимает ру­ководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии ус­ловий, необходимых для выполнения поручений. Несоблюдение данного требования, то есть наличия уп­равляющего параметра, приводит к принятию субъек­тивных управленческих решений и так называемому во­левому стилю руководства. Это требует четкой организа­ционной структуры и распределения обязанностей меж­ду руководителями подразделений, наличия должност­ных инструкций и прочих документов, регламентирую­щих их деятельность.[10]

Следующим, четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра, т.е. такого элемента, кото­рый постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на лю­бой элемент системы) управляющего воздействия. Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, подан­ного на вход данной системы. Функцию контролирую­щего параметра в системе управления, как правило, реа­лизует один из сотрудников аппарата управления. На­пример, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. На уровне министер­ства такие функции осуществляют кураторы по определенным проблемам в управлениях. Любые управленче­ские решения в системе управления должны проходить только через элемент, выполняющий функции контро­лирующего параметра. [12]

Наличие прямых и обратных связей (пятое требо­вание) в системе обеспечивается четкой регламентаци­ей деятельности аппарата управления по приему и пе­редаче информации при подготовке управленческих решений.

1.3 Программы и методы оценки эффективности системы управления предприятием

Системы управления по своему предназначению направлены на обеспечение высокой эффективности, достижение целей и решение конкретных задач организации. По вопросам определения и оценки эффективности, как исследования системного управления, так и производства известны различные методические подходы. [14] Наибольший эффект и качество исследования системы управления предприятием достигается в том случае, когда применяется система методов в комплексе. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов.

В данном курсовом проекте анализ и оценка эффективности системы управления предприятием будет осуществляться с использованием двух из пяти методов, анализом внутренней и внешней среды предприятия и SWOT-анализ. [14]

Системный анализ. Служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления. Системный подход к исследованию означает рассмотрение объекта и предмета исследования одновременно и как особой системы, и как элемента более общей системы. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления, технологии управления, управленческих решений. [14]

Систему характеризуют:

  • элементы – наименьшая часть системы;

  • среда – вся совокупность объектов, существующих вне системы, но взаимосвязанных с ее элементами и с ней в целом;

  • границы – различие внешних и внутренних связей, определяющих обособленность от среды;

  • связи – взаимодействия и зависимости элементов, определяющие их существование, место и роль в системе.

В процессе исследования необходимо учитывать следующие аспекты системного подхода:

  • элементный аспект – выявление элементов, входящих в исследуемую систему, определение уровня общности системы, ее мощности;

  • структурный аспект – установление структурных характеристик системы (тип структуры, определяющие связи, количественные и качественные взаимозависимости);

  • функциональный аспект – выявление функций системы в целом и ее компонентов, соответствия этих функций, дублирование функций;

  • интегративный аспект – выяснение цели системы, противоречий в ее функционировании, путей и способов разрешения противоречий, выявление основного звена, которое обеспечивает сохранение объекта исследования как целостной системы;

  • коммуникативный аспект – определение среды обитания системы, характер субординационных и координационных связей с другими системами, прочности этих связей;

  • исторический аспект – исследование истории возникновения системы, этапов ее развития, достигнутой ступени, и на этой основе прогнозирование перспектив. [4]

Анализ внутренней и внешней среды.

Внешняя среда прямого (СТЭП-факторы) и косвенного (покупатели, поставщики, конкуренты, государство) воздействия содержит в себе возможности и угрозы для развития предприятия.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. [15]

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. [3]

СТЭП-факторный анализ позволяет провести анализ влияния факторов внешней среды прямого и косвенного воздействия с помощью экспертных оценок и построения поля сил Левина.

Метод SWOT-анализа. Название образовано от первых букв английских слов, означающих в переводе сильные (strength) и слабые (weakness) стороны, возможности (opportunities) и угрозы (threats). По методологии этого анализа проводится распределение факторов, характеризующих предмет исследования по указанным четырем составляющим, с учетом принадлежности этого фактора к классу внешних или внутренних факторов. Суть метода заключается в том, чтобы идентифицировать факторы, разместить их таким образом, чтобы их концентрация подсказала пути решения проблемы. В результате появляется картина соотношения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, которая подсказывает, как следует изменить ситуацию, чтобы развитие было успешным. Это первый этап SWOT-анализа. На втором этапе необходимо провести сравнительный анализ сильных сторон и благоприятных возможностей, который должен показать, как использовать сильные стороны. Вместе с тем надо проанализировать и слабые стороны относительно существующих опасностей, чтобы определить степень вероятности кризиса. Конечно, полезно сравнить сильные стороны и существующие опасности. Ведь сильные стороны можно использовать не только в целях развития, но и для предотвращения опасностей. [4]

Экономический анализ. Данный анализ включает оценку динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также позволяет сделать заключение о конкурентоспособности фирмы. Методика анализа будет рассмотрена в дальнейшем в практической части данного курсового проекта.[5]

Анализ структуры управления.

Проводится с использованием метода функционально-стоимостного анализа, который позволяет выбрать такой вариант построения системы управления коммерческой деятельностью или выполнения той или иной функции управления, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов. Он позволяет выявить лишние или дублирующие функции управления, функции, которые по тем или иным причинам не выполняются, определить степень централизации и децентрализации функций управления коммерческой деятельностью и так далее. Как универсальный метод он позволяет при проведении применять систему методов и включает следующие этапы. [5]

Подготовительный, на котором проводится комплексное обследование состояния производства и управления организацией, осуществляется выбор объекта, определяются конкретные задачи проведения анализа, составляются рабочий план и приказ о проведении ФСА. Здесь используются методы сбора данных (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение документов).[3]

На информационном этапе осуществляется сбор, систематизация и изучение сведений, характеризующих систему управления или отдельные ее подсистемы, а также данные по аналогичным подсистемам, передовому опыту совершенствования управления. Применяются методы, что и на первом этапе.[4]

Аналитический этап является наиболее трудоемким. На нем осуществляется формулировка, анализ и классификация функций, их декомпозиция, анализ функциональных взаимосвязей между подразделениями аппарата управления, рассчитываются затраты на выполнение и уровень качества функций. Здесь определяются степень значимости функции и причины их несоответствия уровню затрат и качества осуществления функций. Выявляются излишние, дублируемые функции. Формулируются задачи по поиску идей и путей совершенствования системы управления. На данном этапе используются методы анализа (экономический анализ, сравнение, параметрический, динамический и другие).

На творческом этапе осуществляются выдвижение идей и способов выполнения функций управления, формулирования на их основе вариантов реализации функций, предварительная оценка и отбор наиболее целесообразных и реальных из них. Выбор методов поиска идей осуществляется исходя из особенностей объекта анализа и конкретных ситуаций.[4]

На исследовательском этапе производится подробное описание каждого отобранного варианта, их сравнительная организационно-экономическая оценка и отбор наиболее рациональных из них для реализации, разрабатывается проект системы управления со всеми необходимыми обоснованиями.

На рекомендательном этапе осуществляется анализ и утверждение проекта системы управления и принимается решение о порядке его внедрения.

Последним является этап внедрения. [4]

Анализ организационной культуры. Данный анализ включает оценку путей выполнения работы и характера отношения к людям в организации. Культура выражается в преобладающем стиле управления, в методах мотивации сотрудников, образе самой организации и так далее. Аналитический подход к организационной культуре подразумевает согласование культуры и структуры с другими переменными, такими как люди, задачи, окружающая среда, технология. Анализ культуры проводится на основе результатов анкетирования. [10]

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие как объект управления, в силу совей специфики, требует построения адекватных систем менеджмента в каждом конкретном случае.

Система управления – это совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; это также совокупность звеньев, осуществляющих управление и связей между ними.

На сегодняшний день эффективное управление состоит в том, чтобы управлять, постоянно совершенствуя и совершенствуясь. Разумно сделать заключение, что реализовать данное высказывание и тем самым повысить эффективность системы менеджмента поможет только исследование управления. [16]

Эффективность – это соизмерение затраченных усилий, ресурсов или энергии на достижение определенных результатов. Основными факторами эффективности менеджмента как соизмерения затраченных усилий на достижение результата являются: использование ресурсов, фактор времени и целенаправленность усилий.

Для решения проблемы повышения эффективности управления осуществляется анализ, диагностика и проектирование управления, и они лежат в основе его совершенствования.

Необходимо также помнить, что в современных условиях нужно оценивать социально-экономическую эффективность менеджмента с использованием системы показателей.

Для проведения эффективного исследования системы управления понадобится применение комплекса специальных методов. Применение системы методов позволит взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что поможет избежать просчетов.

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Агростройсервис»

2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ООО «Агростройсервис»

Рисунок 1. Анализ внутренней среды ООО «Агростройсервис»

Общая информация о предприятии:

Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью "Агростройсервис".

Юридический адрес: 655002,Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Железнодорожная, д 26, корпус Ж

Телефоны: 8 (3902)-26-24-98

Электронная почта: [email protected]

Дата создания (государственной регистрации): 05.03.2011

Учредители:

• Романюк Василий Петрович (доля участия - 30%);

• Дребнев Евгений Анатольевич (доля участия - 20%);

• Федорко Евгений Николаевич (доля участия - 50%)

Организационно-правовая форма предприятия: общества с ограниченной ответственностью. Тип собственности – частная собственность.

Цель и задачи объекта исследования:

1. Предприятие имеет цель деятельности - получение прибыли.

2. Задачи:

Строительство объектов недвижимости (зданий, сооружений) отвечающих требованиям потребителей.

Обеспечение достойного уровня заработной платы работников ООО "Агростройсервис"

Ресурсы

a) Финансы – частные инвестиции

б) Кадры:

Состав кадров предприятия ООО "Агростройсервис"

­­­­­­­– высшее образование – 12

– техническое ­­­­­– 24

– среднее специальное – 36

– высшая квалификационная категория – 20

– первая квалификационная категория – 28

– вторая квалификационная категория – 20

– тех. персонал – 4

Таблица 1. ­– Кадровый состав предприятия

Состав кадров

Количество чел.

Мужчины

22

Женщины

4

Мужчины старше 40 лет

46

Диаграмма 1. Состав кадров предприятия

в) Оборудование:

Строительная техника

Автокран - 2 шт.

Экскаватор – 1 шт.

Бульдозер – 1 шт.

Грузовые автомобили – 10 шт.

Погрузчик – 2 шт.

Отдел кадров

Компьютеры – 4 шт.

Ноутбуки – 2 шт.

Принтеры – 2 шт.

Офисная техника

г) Материалы:

Фундаментные блоки

Кирпич, цемент

Плиты перекрытия

ПГС

д) Временной период – по мере сдачи объекта недвижимости

е) Информационные ресурсы

Документы

  • Устав ООО

  • Лицензия на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

  • Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства

  • технические регламенты;

  • документы, которые устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

  • национальные стандарты (ГОСТ Р);

  • стандарты, утвержденные национальным органом Российской Федерации по стандартизации; документы, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;

  • в качестве федеральных нормативно-технических документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты, введенные в действие на территории Российской Федерации;

  • стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами в соответствии с их компетенцией;

  • стандарты предприятий (СТП) и стандарты организаций (СТО) принимают предприятия и общественные объединения по организации и технологии производства, а также по обеспечению качества продукции.

  • СТП и СТО могут использоваться другой организацией только по договору с авторской организацией.

  • руководящие документы (РД) принимают (утверждают) органы надзора и контроля в установленном порядке;

  • своды правил по проектированию и строительству (СП).

  • Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.

  • территориальные строительные нормы ТСН принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

  • технические условия ТУ на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть конструкторской или технологической документации на её изготовление.

Нормативные документы системы подразделяют на государственные федеральные, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности.

Наряду с нормативно-техническими документами Системы в строительстве фактически применяются:

  • федеральные и региональные нормативные акты, принятые представительными и исполнительными органами власти, затрагивающие вопросы строительства;

  • государственные (национальные) стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации, принятые Ростехрегулированием;

  • нормы, правила и нормативы (РД) органов государственного надзора;

  • стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами и ведомствами в соответствии с их компетенцией;

  • стандарты и своды правил иностранного государства — стандарты, принятые компетентным органом иностранного государства;

  • региональные стандарты и своды правил — стандарты, принятые региональной организацией по стандартизации.

Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.

Нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру системы нормативных документов, требования к ним, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.

Перечень нормативных актов, устанавливающих классификацию и терминологию актов в строительстве:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 N 14-ФЗ;

  • Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ;

  • Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

  • ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения. Постановление Госстандарта России от 08.10.2002 N 366-ст;

  • ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 157-ст;

  • ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 154-ст;

  • ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 159-ст;

  • ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 152-ст;

  • ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 153-ст;

  • ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 155-ст;

  • ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения. Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 156-ст;

  • ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.

  • Коллективный договор

2.2 Особенности технологического процессаООО «Агростройсервис»

Основной процесс – строительно-монтажные работы, производимые ООО «Агростройсервис» на различных строительных площадках.

Процесс строительно-монтажных работ:

– инженерные изыскания

– проектные работы

– получение документации на право строительных работ

– земляные работы

– строительно-монтажные работы

– сдача объекта

– обустройство и озеленение прилегающей территории строительства

Системный объект – конечный результат

Основной конечный результат: объекты недвижимости – здания и сооружения.

Вторичный конечный результат: износ оборудования и инвентаря, обновление строительной техники и оборудования.

Анализ внешней среды ООО «Агростройсервис»

Деловая среда

Факторы внешней среды

Фоновая среда

Рисунок. 2 – Внешняя среда организации

Признаки внешней среды

Сложность

Число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

ООО «Агростройсервис» – организация, на которую оказывают прямое воздействие экономическая ситуация в стране, заключение договоров с заказчиками, заинтересованные группы влияния, быстрые технологические изменения.

Взаимозависимость

ООО «Агростройсервис» ведет дела с одним или практически с одним поставщиком. Поэтому предприятие попадает в равную зависимость от действий поставщика (энергообеспечение, горюче-смазочные материалы, некоторые виды строительных материалов).

Неопределенность

Является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. (Например, окончательные поправки и изменения в нормативно-правовых документах). Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Динамичность

Скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Особенно подвижна внешняя среда в сфере строительства, скорость изменении гораздо выше, чем в других отраслях, Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Например, отдел разработок новых нормативных документов может сталкиваться с высокой подвижностью среды, а производственный отдел погружен в относительно медленно меняющуюся среду. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

2.3Внутренний и внешний анализ предприятия ООО «Агростройсервис»

ООО «Агростройсервис» занимается строительным бизнесом и реализацией продукта. В компании планы составляются ежегодно.

Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию. Вопросы планирования на предприятии решаются руководством.

Решением основных стратегических задач на предприятии занимается генеральный директор компании.

Стратегическое планирование в организации хорошо развито, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для предприятия. Организация постоянно проводит маркетинговые исследования, и имеется отлаженная программа продвижения продукции, так как именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен. Поэтому компания так быстро вошла на рынок и быстро развивается.

Учитывая прошлый опыт компании, организация сталкивалась с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость стратегического планирования. Реализация такого пути возможна с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.

Для полного анализа внутренней среды ООО «Агростройсервис» исследовалось пять функциональных зон:

1. Финансовый - финансовых средств внутри компании эффективно используются, тем самым обеспечивают прибыльность компании.

2. Производственный – строится на строгом соблюдении требований технических заданий и сроков работ.

3. Персонал - сплоченный коллектив профессионалов, корпоративные ценности и оптимизированные организационные процессы позволяют компании развиваться и эффективно выполнять задачи повышенной сложности в сжатые сроки с соблюдением всех требований безопасности и с неизменно высоким качеством.

Достижение высоких целей, поставленных перед строительной организацией, требует от каждого сотрудника ответственности, уверенности в своих силах, регулярного повышения квалификации, постоянной готовности работать над несколькими проектами одновременно. Специалисты компании читают курсы, проводят семинары, затем проводят аттестацию.

4. Маркетинг – благодаря правильной работе маркетингового отдела, продвижения услуг предоставляемых организацией проходит успешно. Специалисты компании проводили маркетинговые исследования на предмет узнаваемости компании среди населения. Исследования показали, что ООО «Агростройсервис» - одна из самых узнаваемых компаний в строительном секторе.

5. Имидж и культура организации - правила поведения в ООО «Агростройсервис» прописаны в правилах внутреннего распорядка. Строительная организация ООО «Агростройсервис» создала имидж стабильной, крупной строительной организации. Хорошую репутацию ООО «Агростройсервис» заработала благодаря высокой квалификации сотрудников, использованию новейших разработок в сфере высокотехнологичного строительства в сочетании с надежными, проверенными временем решениями.

Вывод: Благодаря анализу внутренней среды предприятия мы узнали, что специалисты ООО «Агростройсервис» стремятся использовать высокотехнологичные процессы строительства для поддержания высоких стандартов качества и удовлетворения потребительских спросов. Так, компания первой в регионе внедрила новую технологию с применением кирпича, эковаты и облицовки керамогранитом. Это значительно увеличило финансовую устойчивость и надежность организации. У специалистов организации есть возможности для профессионального роста. Но он зависит от профессиональных и приобретенных практических навыков. Организация входит в ряд одной из самых узнаваемых в строительном секторе.

Анализ внешней среды - необходимый процесс, с помощью которого, при разработке стратегического плана, можно контролировать внешние факторы, чтобы определить возможность роста фирмы или угрозы для нее.

Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Как же уже было сказано в пункте 2.1, ООО «Агростройсервис» – организация, на которую оказывают прямое воздействие экономическая ситуация в стране, заключение договоров с заказчиками, заинтересованные группы влияния, быстрые технологические изменения.

Организация ведет дела с одним или практически с одним поставщиком. Поэтому предприятие попадает в равную зависимость от действий поставщика.

Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Зависимость от мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Особенно подвижна внешняя среда в сфере строительства, скорость изменении гораздо выше, чем в других отраслях

2.4 SWOT-анализ как основа эффективного стратегического планирования

Для исследования слабых и сильных сторон компания использует SWOT-анализ.

На этом этапе процесса стратегического планирования руководители сопоставляют результаты анализа внешней среды с профилем предприятия, чтобы увидеть, какие у него существуют сильные и слабые стороны, какие возникают взаимосвязанные возможности и угрозы бизнесу.

Проведя анализ внутренней среды организации ООО «Агростройсервис», можно определить сильные и слабые стороны ее деятельности. Эти характеристики будут занесены в поле «Сильные стороны организации» и в поле «Слабые стороны организации».

После изучения внешней среды компании можно создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она может столкнуться. Эти данные будут занесены в поле «Возможности внешней среды» и «Угрозы внешней среды».

Таблица 1. ­- Сопоставление результатов анализа внешней среды с профилем предприятия

Сильные стороны организации

Возможности (внешнее окружение)

Предприятие известно в городе и имеет хорошую репутацию (большое количество построенных объектов).

Высококвалифицированный кадровый состав

Эффективный менеджмент (опытные руководители).

Около 5 лет на рынке недвижимости.

Большой уставный капитал гарантирует доверие инвесторов и потребителей.

Приобретение земельного участка и строительство малоэтажных домов на окраине города – сектор эконом жилья (имеется большой свободный участок земли и есть потребность в жилье у населения).

Строительство дополнительных литеров уже построенных жилых домов в секторе престижного жилья.

Увеличение количества покупателей за счет зачета имеющейся недвижимость в счет покупки новой.

Выход на рынок соседних регионов

Слабые стороны организации

Угрозы (внешнее окружение)

Экономия на материалах приводит к снижению качества построенных объектов.

Недостаток денежных средств для выплаты заработной платы рабочим в связи с тем, что деньги находятся в обороте

Появление конкурирующих организаций, строящих жилье в тех же районах.

Увеличение себестоимости строительства из-за роста цен на строительные материалы.

Увеличение сроков строительства объектов недвижимости (в связи с экономической ситуацией в стране)

Выводы SWOT-анализа:

Существуют возможности приобретения земельного участка и строительство малоэтажных домов на окраине города – сектор эконом жилья, и строительство дополнительных литеров уже построенных жилых домов в секторе престижного жилья. Увеличение количества покупателей за счет зачета имеющейся недвижимость в счет покупки новой. Выход на рынок соседних регионов.

Чтобы использовать данные возможности потребуется, прежде всего, приобрести данный земельный участок. Однако у предприятия имеется нехватка свободных денежных средств. Поэтому чтобы использовать данную возможность следует взять кредит на покупку данного земельного участка, получение разрешений, а также для строительства дополнительных литеров уже построенным домам. Благодаря тому, что у предприятия есть такие сильные стороны, что оно имеет хорошую репутацию, работает на рынке около 5 лет и имеет большой уставный капитал, то банк выдачу кредита компании наверняка одобрит.

В данном примере SWOT-анализа оговорено, что есть угроза появления конкурентов и увеличения себестоимости строительства. Однако благодаря тому, что на кредит можно рассчитывать, компания справится с оплатой своих обязательств даже в случае негативных сценариев. Конкурентов также можно не бояться, поскольку компания работает на рынке долго время и имеет хорошую репутацию. Однако экономия на строительных материалах снижает качество строительных работ. Чтобы победить в конкурентной борьбе следует пересмотреть политику снижения себестоимости и поискать другие резервы снижения себестоимости с сохранением качества строительных работ на высоком уровне.

Данный пример SWOT анализа показывает, что у компании есть потенциал эффективно работать на рынке. И используя сильные стороны предприятия можно использовать появляющиеся возможности и избежать угроз.

2.5 Оценка эффективности стратегии предприятия

В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. В условиях конкуренции важнейшей стратегией строительного предприятия является обеспечение его устойчивого развития.

Оценка устойчивости строительных предприятий основывается на сравнении экономических выгод и экономических затрат. Под экономическими выгодами здесь понимается увеличение настоящих и будущих денежных потоков, а под экономическими затратами - уменьшение настоящих и будущих денежных потоков.

Изменение конъюнктуры рынка, конкуренция и другие внутренние и внешние факторы могут привести как к положительному, так и к отрицательному изменению устойчивости предприятия. Поэтому устойчивость следует рассматривать как системное, а не случайное явление.

Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз. При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии, как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу предприятия.

Рассмотрев возможности организации ООО «Агростройсервис», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.

Организация ООО «Агростройсервис» ведет стратегию умеренного роста, двигается вперед, открывая новые направления, умеренными темпами, в среднем на 1-2% процента в год. Предприятие выбрало эту стратегию, так как быстрый рост опасен, поскольку из-за большой инерционности в случае наступления сложных ситуаций могут возникнуть затруднения в переориентации бизнеса, создается угроза благополучию предприятия.

Для поддержания дальнейшего роста организации ООО «Агростройсервис» необходимо продолжать маркетинговые исследования среди населения, для того, чтобы определять их потребности и возможности. Следует постоянно следить за разработками новых строительных технологий и материалов, чтобы вызвать интерес потребителей и привлечь покупателей. Это, прежде всего, увеличит спрос на возводимые сооружения и заинтересует инвесторов. Для этого следует заниматься маркетинговой и рекламной деятельностью предприятия. Необходимо повышать квалификацию рабочих и всяческие содействовать в этом. Тем самым организация добьется развития и процветания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предприятие представляет собой имущественно-обособленную хозяйственную единицу, созданную для достижения какой-либо хозяйственной цели, то есть это экономическая единица, которая:

• самостоятельно принимает решения;

• реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

• стремится к получению дохода и реализации других целей.

Внутренняя среда предприятия включает квалифицированный персонал, средства производства, информацию. К внешней среде относятся все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, но оказывающие непосредственное влияние на его внутреннюю среду. Целесообразно рассматривать три основные модели предприятия как объекта управления:

1. Взаимодействие внешней и внутренней среды.

2. Матричная модель функций управления.

3. Модель «7С».

Прежде чем определять критерии, по которым оценивается эффективность системы управления, необходимо выяснить, что же такое управление, система и система управления.

Управление – это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

Система – это совокупность элементов, взаимосвязанных между собой для достижения какой-либо функции.

Система управления – совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей.

Говоря об эффективности системы управления необходимо выделить принципы ее существования и работы.

1. Принцип обратной связи – обратное воздействие результатов управления системы на процесс этого управления, то есть использование информации, поступающей от объекта управления. Обратная связь может быть главной внешней и внутренней местной, также она может быть отрицательной и положительной.

2. Принцип внешнего дополнения – при управлении большой системой необходимы «неформальные» корректировки решений, полученные из моделей (в прямую связь вписывается внешнее дополнение).

3. Закон необходимого разнообразия – разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления

4. Принцип черного ящика – представление системы в виде некоего объекта («черного ящика»), представляющего собой, при настоящем уровне знаний, объект с непознанными внутренними структурой и организацией. Эффективность возникает тогда, когда использование ресурсов дает наилучший результат, когда ресурсы и результат управления оказываются соизмеримыми.

Поэтому в практике управления деятельностью и оценки деятельности существуют показатели, которые являются синтетическими, то есть построенными на сопоставлении простейших показателей и необходимом их соизмерении. Это показатели интенсивности деятельности, эффективности и производительности. Они приемлемы для оценки любой деятельности.

Эффективность – это соизмерение затраченных усилий, ресурсов или энергии на достижение определенных результатов. Основными факторами эффективности являются три группы факторов: использование ресурсов, фактор времени и целенаправленность усилий. Чтобы обеспечить необходимую эффективность управления, необходимо ее оценивать. Оценка – это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по совершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать исследователь, тем больше вероятность успешного, рационального решения. Анализ – расчленение мысленное или реальное объекта исследования на элементы, сопоставление элементов. В данном курсовом проекте анализ и оценка эффективности системы управления предприятием будет осуществляться с использованием двух из пяти методов, анализом внутренней и внешней среды предприятия и SWOT-анализ.

Рассмотрев возможности организации ООО «Агростройсервис», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.

Организация ООО «Агростройсервис» ведет стратегию умеренного роста, двигается вперед, открывая новые направления, умеренными темпами, в среднем на 1-2% процента в год. Для поддержания дальнейшего роста организации ООО «Агростройсервис» необходимо:

  1. продолжать маркетинговые исследования среди населения;

  2. постоянно следить за разработками новых строительных технологий и материалов (чтобы вызвать интерес потребителей и привлечь покупателей).

Это, прежде всего, увеличит спрос на возводимые сооружения и заинтересует инвесторов. Для этого следует заниматься маркетинговой и рекламной деятельностью предприятия. Необходимо повышать квалификацию рабочих и всячески содействовать в этом. Тем самым организация добьется развития и процветания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  •  
    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ

    2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017)

    3. Виханский О.С., Стратегическое управление: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарика, 2015.-296с.

    4. Вютрих Х.А., Винтер В.Б. Конкурентоспособность глобальных предприятий//Проблемы теории и практики управления. 2014. - №3. - С.96-102.

    5. Грузинов В. П., Грибов В. Д. – Экономика предприятия / В. П. Грузинов, В. Д. Грибов.- М.: Финансы и статистика, 2013. – 345с.

    6. Кальницкая И.В. Подходы к оценке эффективности управления организацией // Актуальные вопросы экономических наук: Материалы ХII Междунар. науч.-прак. конф. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2014. С. 163-167

    7. Карасев А.Б. Комплекс уникальности и эффективные стандарты российской системы корпоративного управления опережающим развитием предприятия// Менеджмент в России и за рубежом.-2013.-№6.- С.3-11.

    8. Киселев В.А. С чего начинается эффективное управление предприятием?// Управление персоналом.-2014.-№5.-С.42-44.

    9. Князев М.Н. Оценка эффективности управления государственными предприятиями в рыночных условиях: Дис. . канд. экон. наук. Хабаровск, 2014. -235с.

    10. Коротков Э.М., Антикризисное управление: Учебник/ Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 432 с.

    11. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента: Учеб. пособие 2-е изд. перераб. и доп./ М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2015. – 896 с.

    12. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией.- М.: Русская деловая литература, 2015.

    13. Румянцева З.П. Менеджмент организации: Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2014.

    14. Современная модель эффективного бизнеса / М.В. Бикеева, Н.Ю. Жукова, О.С. Жуковец и др. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2015. 199 с.

    15. Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд, перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М,2014.-669с.

    16. Экономика организации (предприятия): Учебник/ Под ред. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2014. – 618 с.

    17. Экономика предприятия: Учебник для вуза / А. М. Магомедов. – 2-е изд., доп. – М.: Экзамен, 2015. – 352 с.

    18. Экономика предприятия. Учебник для вузов / К. А. Раицкий – 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2015. – 696 с.

Просмотров работы: 1973