РЫНОЧНАЯ ОЦЕНКА ОБЛИГАЦИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЫНОЧНАЯ ОЦЕНКА ОБЛИГАЦИЙ

Ахпашева И.А. 1
1хакасский технический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте России, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка России и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать.

Облигации и акции в развитой рыночной экономике - главные инструменты привлечения компаниями небанковских денег. Отличие между акциями и облигациями простое. Акция дает ее собственнику право на часть капитала компании, но не дает право требовать возврата долга. Облигация, наоборот, никаких прав на собственность и имущество не дает, но зато позволяет требовать возврата инвестированных средств. По гражданскому кодексу, облигацией признается та бумага, которая дает ее держателю право на получение ее номинальной стоимости, а в некоторых случаях и право на получение фиксированного процента от ее номинальной стоимости.

В данной курсовой работе на основе системного анализа предпринята попытка выявить основные проблемы, связанные с оценкой облигаций.

Привлекательность облигаций состоит в том, что они удостоверяют отношения займа между ее владельцем (инвестором) и лицом, выпустившим облигации (эмитентом). Эмитент, выпустивший облигации, обязуется погасить в определенный срок ссуду и выплатить ссудный процент, который представляет собой часть чистой прибыли, полученной благодаря займу.

Привлекательность инвестиции в облигации и в том, что можно получать сложные проценты, которые выплачиваются по облигациям, представляют собой проценты, которые начисляются по постоянной ставке с учетом доходов, начисленных в виде процентов по предыдущим срокам выплат.

Этот инструмент очень похож на банковский вклад - деньги в него вкладываются на определенный срок под заранее известный процент. Но у облигаций есть два основных преимущества: как правило, более высокая доходность по корпоративным выпускам облигаций и возможность забрать деньги без потери набежавших процентов. Если при досрочном закрытии срочного счета в банке проценты теряются, то облигации полностью ликвидны - их всегда можно продать без потери причитающихся процентов за каждый день владения облигацией.

Поэтому данная тема весьма актуальна в наши дни, так как в течение многих лет облигации считались достаточно примитивным и негибким способом вложения капитала, способным лишь обеспечить текущий доход и практически ничего сверх того. Однако такое положение сохранялось недолго; сегодня облигации относятся к одному из наиболее конкурентоспособных инвестиционных инструментов, обладающих потенциальными возможностями обеспечения привлекательной доходности в виде текущих процентов и/или прироста капитала. Инвестор обязательно должен знать, во что он собирается вкладывать деньги, и какими качествами обладает данный объект инвестирования, поскольку множество представляющихся незначительными моментов может оказывать чрезвычайно большое воздействие на судьбу выпуска и на доход от конкретных инвестиций.

Поэтому целью написания данной курсовой работы является раскрытие роли и функций облигаций, более детальное рассмотрение основных характеристик облигаций, а также анализ их доходности.

Задачи, которые были поставлены мною в процессе написания курсовой работы, сводятся к следующему:

  • во-первых, это общая характеристика облигаций, как финансового инструмента на рынке ценных бумаг;

  • во-вторых – рассмотрение основных классификаций облигаций по различным признакам и изучение наиболее распространенных на данный момент в России государственных и корпоративных облигаций с точки зрения наивысшей доходности и ликвидности;

  • в-третьих, это детальное изучение основных характеристик облигаций;

  • в-четвертых, это рассмотрение методов анализа доходности облигаций.

Глава 1. Понятия и методология процесса оценки

  1.  
    1. Обзор рынка облигаций

Рынки облигаций характеризуются значительной спецификой, большая часть таких ценных бумаг продается на неорганизованных рынках (over the counter). Еще одним специфическим фактором являются свойства самого "товара" - заемного капитала. Рано или поздно первоначальная сумма займа должна быть возвращена кредитору. Поэтому очень важную роль на рынке облигаций играют кредитные рейтинги, публикуемые независимыми рейтинговыми агентствами. Первый подобный рейтинг был опубликован в 1909 году в США. Его автором был Джон Муди (John Moody), использовавший методику оценки кредитоспособности фирм, разработанную в компании Dun and Bradstreet. В настоящее время рейтинговое агентство John Moody входит в состав компании Dun and Bradstreet. Кредитные рейтинги этого агентства распространяются под названием Moody's Investors Service (сокращенно Moody's). Они считаются одним из наиболее авторитетных источников соответствующей информации в мире. Основным конкурентом Moody's является рейтинг уже упоминавшейся в этом параграфе компании Standard and Poor's - его общепринятое обозначение S&P. Два этих рейтинга делят между собой основную часть рынка облигаций (как государственных, так и корпоративных). Наряду с этими гигантами в США получили известность рейтинги еще двух компаний: Fitch Investors Service (сокращенно - Fitch) и Duff and Phelps Credit Rating Company (сокращенно - Duff and Phelps). В мире существует несколько крупных национальных рейтинговых агентств (в Австралии, Канаде, Японии, Франции, Малайзии и др.). Некоторые из них (например, французское агентство) уже принадлежат компании Standard and Poor's.

Наиболее известные рейтинговые агентства дают оценки кредитоспособности крупных компаний промышленности, торговли, транспорта, строительства, коммунальных услуг и т.п. иногда они выполняют заказы предприятий таких специфических отраслей как банковское дело и страхование. Однако основной объем данного рынка принадлежит специализированным агенствам, например AM Best Company в страховании и Thomson Bankwatch в банковской и финансовой сфере.

Рейтинговые оценки присваиваются конкретным облигациям и отражают вероятность неплатежа по ним. Они не дают характеристику эмитента в целом - финансово неустойчивое предприятие может выпустить надежные облигации, если они будут обеспечены очень серьезными гарантиями (поручительством) третьей стороны. Наличие рейтинга по конкретной ценной бумаге дает возможность инвестору оценить сопряженный с нею финансовый риск и более точно определить свои требования к уровню выплачиваемого по ней дохода. Для эмитента (покупателя заемного капитала) рейтинговая оценка его облигаций служит ориентиром для определения цены приобретаемого капитала. Очевидно, что надежные рейтинги облигаций - это не только способ удовлетворения праздного любопытства. Информация, содержащаяся в них, абсолютно необходима при обосновании большинства инвестиционных и финансовых решений, связанных с привлечением заемного капитала.

В настоящее время преобладает обозначение различных рейтинговых категорий буквенными сочетаниями. Фактическим стандартом подобной методики является система, применяемая компанией Standard and Poor's. Есть некие способы оценки, применяемые четырьмя крупнейшими рейтинговыми агентствами США. Учитывая сильную привязку всех этих систем к методике S&P, пояснения условных обозначений даны в редакции именно этой компании. Так же есть рейтинги инвестиционного класса и рейтинги спекулятивного класса таких агентств, как S&P, Moody’s, Fitch, Duff&Phelps.

Перевод компании (или целого государства) из одной рейтинговой категории в другую является важным событием в ее жизни. Например, когда с правительственных облигаций Австралии был снят высший рейтинг Moody's AAA, этому агентству было запрещено работать в данной стране. Рейтинг облигаций российского правительства пока находится на значительно более низком уровне. В начале 2000 года он составлял ССС+ по классификации S&P и Fitch. Рейтинг Moody's был повышен до уровня B. Однако и Fitch и S&P планировали в ближайшее время пересмотреть рейтинг России в сторону повышения. Перевод правительственных ценных бумаг в более высокий класс безусловно будет означать рост оценки и облигаций отечественных компаний.

Вместе с тем, российским предприятиям не следует забывать, что присвоение им того либо иного рейтинга означает не столько оценку макроэкономической и политической ситуации в стране, сколько признание их собственных успехов в совершенствовании корпоративного управления. Именно отсутствие достаточно высокой культуры корпоративного управления является сейчас главным препятствием свободному доступу капитала на отечественные предприятия. Очень многие менеджеры пока еще не ощутили разницу между владением компанией и ее эффективным управлением. По-прежнему культивируется имидж директора-хозяина, единолично решающего все вопросы от установления цен на продукцию до строительства жилья за счет чистой прибыли предприятия. Наглядным проявлением бесконтрольности российского менеджмента является недостоверность финансовой отчетности компаний. Бизнес-сообщество упорно не может (или не хочет) признать, что основным адресатом составляемых отчетов являются инвесторы - акционеры и кредиторы предприятий, а не налоговая инспекция. Высшей доблестью руководителя считается искажение отчетности в сторону занижения объемов продаж и полученной прибыли с целью снижения налогового бремени. Однако при этом забывается, что таким образом менеджеры обманывают не столько государство, сколько своих собственников, а в конечном счете - закрывают доступ своим предприятиям на финансовый рынок, лишают их возможности инвестировать новый капитал в развитие производства.

Правительство Российской Федерации отчетливо представляет масштабы данной проблемы. Поэтому в рамках общей стратегии рыночных реформ предусмотрено создание Кодекса корпоративного управления, основной целью которого является повышение "прозрачности" российского бизнеса, усиление ответственности менеджеров за достоверность отчетных данных и за эффективность управления корпорациями. В этом же направлении работают крупнейшие консалтинговые и рейтинговые компании. Например, российское представительство Standard & Poor предложило в 2000 году новый информационный продукт - присвоение рейтинга качества системы корпоративного управления. Предприятия могут добровольно (за соответствующую плату) пройти тестирование в данном рейтинговом агентстве и получить количественную оценку эффективности своей системы управления. Наличие подобного рейтинга повысит инвестиционную привлекательность корпорации, что будет способствовать ее выходу на мировые финансовые рынки.

Рассмотренные выше индикаторы далеко не исчерпывают всей информационной инфраструктуры финансового рынка. Развитие компьютерных и коммуникационных технологий способствует ее быстрому росту и усложнению. Этому же содействует усиление конкуренции между крупнейшими мировыми организованными рынками. Выигрывает от этого прежде всего сам рынок, больше всех заинтересованный в том, чтобы гипотеза о его эффективности "стала былью".

Так же нужно рассмотреть эффективность оценки облигаций, т.к эффективность привлечения кредитных ресурсов с помощью эмиссии облигаций тесно связана с их ликвидностью. Если облигация ликвидна и у её держателя есть реальная возможность продать её на вторичном фондовом рынке облигаций, то процент, установленный при её эмиссии, может быть минимальным. В свою очередь цену привлечения средств с помощью облигационного займа определяет её рейтинг.

Обычно рейтинг — это информация для инвесторов; однако российский фондовый рынок выдвигает новые задачи перед эмитентом — добиться такого рейтинга, который обеспечивал бы эффективность размещения его облигационного займа. Следует учитывать, что рейтинг — это не формула, а качественная интерпретация количественных показателей.

Рейтинг — это мнение, суждение эксперта об объективных показателях рынка; суждение относительно вероятности оплаты основной суммы долга и процента. Рейтинг — это точка зрения эксперта на качество той или иной фондовой ценности.

Создание рейтинговых оценок — один из способов охарактеризовать рынок. Высокий рейтинг, установленный для ценных бумаг данного эмитента, помогает повысить ликвидность ценной бумаги и снизить цену займа. Действительно, на развитом рынке, где практически все долговые обязательства имеют рейтинговую оценку, трудно продать какую-либо облигацию, если отсутствует ее рейтинг.

Цивилизованный рынок ценных бумаг вынуждает эмитента обратиться с заказом в известные рейтинговые агентства, уплатив определенную сумму денег, для того, чтобы специалисты-аналитики проверили качество ценной бумаги и присвоили ей рейтин-говую категорию. Таким образом, на эффективном фондовом рынке только долговые обязательства, которые прошли процедуру рейтинга, могут обеспечить доступ к получению заемных средств. При этом цена займа для эмитента определяется категорией, которую присваивает рейтинговое агентство.

Рейтинг обеспечивает дифференциацию эмитентов, выявляя наиболее слабых из них, негарантирующих погашение задолженности, создавая объективную основу для оценки кредитного риска, стандарты открытости и прозрачности на фондовом рынке. Можно отметить, что рейтинг обеспечивает эмитенту доступ к рынку облигаций, а его повышение — лучшие ценовые условия. Вместе с тем, снижение рейтинга приводит к удорожанию облигационного займа. При этом эмитент очень рискует, так как любое снижение качества его ценных бумаг означает дополнительные издержки.

Рейтинг для эмитента определяет цену займа, делает рынок выпускаемой им ценной бумаги ликвидным и в конечном итоге определяет ее место (нишу) на рынке.

В связи с этим для эмитента, желающего получить приемлемую цену привлеченных с помощью выпуска облигационного займа ресурсов, важно иметь высокий рейтинг. В отечественной практике при построении рейтинга инвестиционной привлекательности, как правило, осуществляется сравнение предприятий по конкретному набору количественных показателей. Следует отметить, что не имея достаточно высокого рейтинга, эмитенты не смогут повысить эффективность выпуска облигации путем выхода на внешние рынки.

Практика свидетельствует, что до выпуска необеспеченных средне- и долгосрочных инструментов эмитенты проходят как минимум два этапа — размещение краткосрочных обеспеченных бумаг (с обеспечением в виде облигаций Минфина или других активов) и переход к выпуску более долгосрочных бумаг с частичным обеспечением.

При этом сохраняет свое действие сразу несколько факторов, препятствующих массовому выходу российских эмитентов на рынки капиталов. Во-первых, эта возможность останется уделом немногих крупных банков, поскольку лишь они могут рассчитывать на получение достаточно большой суммы средств, а выпуск в объеме нескольких миллионов долларов коммерчески невыгоден (издержки включают в себя оплату due diligence, комиссии андеррайтера и платежного агента, регистрационный сбор). Во-вторых, государство с открытием рынка ГКО для нерезидентов создает новый конкурирующий канал привлечения рискового капитала. В-третьих, выпустив свои долги на международные рынки, российские банки вынуждены будут считаться с постоянным изменением оценки своего рейтинга, на который будет оказывать влияние не только эффективность работы самого банка, но и характеризующаяся постоянными перепадами ситуация на рынках долговых обязательств «суверенных» и корпоративных эмитентов стран «третьего мира».

Зарубежная практика свидетельствует о том, что облигационный выпуск удается продать быстрее, если прибегнуть к эмиссии конвертируемых облигаций. «Перевертыши» — конверсионные долговые облигации могут быть обменены на обычные акции. Конверсионная привилегия — право держателя облигации обменять ее на акции в определенной пропорции в любой момент в течение определенного срока. Основной чертой конвертируемой облигации является курс конверсии, т. е. цена акций, по которой эмитент взял обязательство обменять облигации на акции. Обычно этот курс на 15—25 процентов превышает существующий в момент эмиссии.

  1.  
    1. Методы оценки облигаций

Значительная часть обращающихся на фондовом рынке бумаг - свидетельства о праве их владельцев на долю собственности в конкретных предприятиях или подтверждения займов, предоставленных предприятиям. На фондовом рынке покупаются и продаются элементы правой части баланса предприятий - собственного капитала и пассивов.

То, что для держателя ценной бумаги является финансовым активом, для эмитировавшего эту бумагу предприятия означает обязательство возврата долга или выплаты дивидендов. Очевидно, что эмитент заинтересован в росте рыночной стоимости своих ценных бумаг: при их первичном размещении он получит больше денег в свое распоряжение; в процессе вторичных торгов увеличение рыночной стоимости его капитала и долгосрочных обязательств является свидетельством хорошей работы фирмы и роста стоимости активов. Облигация является эмиссионной (выпускаемой) долговой ценной бумагой, закрепляющей права ее держателя на получение от эмитента (выпускающего лица) в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигации выпускаются с целью займа капитала, и покупатель облигации выступает как кредитор, получая проценты на вложенный капитал в определенные заранее сроки, а по истечении срока обращения облигации - ее номинальную стоимость.

Оценка облигации - это оценка не материального товара, и ее стоимость определяется стоимостью прав, которые она дает своему владельцу. Владельцы облигаций являются кредиторами, а не собственниками предприятия и не имеют права участвовать в его управлении. Большая часть облигаций не имеет обеспечения и не дает права на участие в управлении. Облигации выпускаются государством, местными органами власти, кредитными организациями и компаниями в форме ценных бумаг с фиксированной или переменной процентной ставкой.

Уровень дохода по облигациям обычно ниже, чем по акциям, так как он более надежен и не зависит от финансовых результатов эмитента. Доходы по облигациям выплачиваются из чистой прибыли. Если чистой прибыли не хватает, то выплата производится за счет средств резервного фонда. Создание резервного фонда обязательно для акционерного общества выпустившего облигации.

Рынок облигаций разделен на три эшелона: первый: выпуск на сумму от 3 млрд. руб.; второй: от 3 млрд. до 1 млрд. руб., третий - менее 1 млрд. руб.

По таким показателям как доходность и риск, облигация мало чем отличается от банковских депозитов. Однако, облигация может быть продана одним инвестором другому в любой момент времени. Также облигации первого эшелона, многие банки берут в обеспечение кредита. Кроме этого, как и другие ценные бумаги, облигация может быть передана в качестве вклада в уставный капитал вновь образуемого предприятия.

В таких случаях инвестору необходимо знать рыночную стоимость, провести оценку облигации.

Некоторые виды облигаций:

  • Облигация с нулевым купоном. Денежные поступления по годам за исключением последнего года равны нулю.

  • Бессрочная облигация с купоном постоянного/плавающего дохода. Бессрочная облигация предусматривает неопределенно долгую выплату дохода в установленном размере или по плавающей процентной ставке.

  • Безотзывная облигация с купоном постоянного дохода. Денежный поток в этом случае складывается из одинаковых по годам поступлений и нарицательной стоимости облигации, выплачиваемой в момент погашения. В развитых странах весьма распространенными являются облигационные займы с полугодовой выплатой процентов. Такие займы более привлекательны, поскольку инвестор в этом случае в большей степени защищен от инфляции и, кроме того, имеет возможность получения дополнительного дохода от реинвестирования получаемых процентов.

  • Отзывная облигация с купоном постоянного дохода. Отзывная облигация отличается от безотзывной наличием двух дополнительных характеристик: выкупной цены и срока защиты от досрочного погашения. В период, когда облигация защищена от досрочного погашения, оценка ее текущей внутренней стоимости может варьироваться не только в зависимости от закладываемой в расчет приемлемой нормы прибыли, но и от того, с какой вероятностью оценивается возможность досрочного погашения.

Облигации могут иметь различные стоимости: нарицательную (номинальную), конверсионную, выкупную и рыночную.

Нарицательная стоимость напечатана на самой облигации и используется чаще всего в качестве базы для начисления процентов. Этот показатель имеет значение только в двух случаях: в момент выпуска облигации при установлении цены размещения, а также в моменты начисления процентов, если последние привязаны к номиналу. В период размещения облигационного займа цена облигации, как правило, совпадает с ее нарицательной стоимостью.

Конверсионная стоимость - расчетный показатель, характеризующий стоимость облигации, в условиях эмиссии которой предусмотрена возможность конвертации ее при определенных условиях в обыкновенные акции фирмы – эмитента.

Выкупная цена (стоимость), цена досрочного погашения, отзывная цена - это цена, по которой производится выкуп облигации эмитентом по истечении срока облигационного займа или до этого момента, если такая возможность предусмотрена условиями займа. Эта цена совпадает с нарицательной стоимостью, как правило, в том случае, если заем не предполагает досрочного его погашения. Поэтому, с позиции оценки, разделяют два вида займов: без права и с правом досрочного погашения.

В первом случае облигации погашаются по истечении периода, на который они были выпущены.

Во втором случае возможен отзыв облигаций с рынка (досрочное погашение). Как правило, инициатива такого отзыва принадлежит эмитенту.

Рыночная (курсовая) цена (стоимость) облигации определяется конъюнктурой рынка. Значение рыночной цены облигации в процентах к номиналу называется курсом облигации. С момента выпуска облигации до даты погашения ее цена колеблется в соответствии с изменениями рыночных условий или кредитного качества. Кроме того, любое изменение в уровне процентных ставок, как правило, оказывает немедленное и предсказуемое воздействие на цены облигаций. Когда рыночные процентные ставки растут, цены облигаций, находящихся в обращении, снижаются таким образом, чтобы доходность этих бумаг пришла в соответствие с доходностью новых выпусков, имеющих более высокие ставки. И, наоборот, в случае падения рыночных ставок происходит повышение цен ранее выпущенных облигаций, благодаря чему их доходность снижается до уровня, соответствующего доходности новых облигаций с более низкими ставками процента.

Цена облигации зависит от таких показателей, как процентная ставка, спрос и предложение, срок до погашения, кредитное (инвестиционное) качество и налоговый статус.

Оценка инвестиционных качеств производится таким образом:

  • определяется надежность компании по осуществлению процентных выплат. С этой целью производится сопоставление дохода, получаемого компанией в течение года, с суммой процентных платежей по всем видам займов. Анализ целесообразно производить в динамике за ряд лет. Если тренд возрастающий, то фирма наращивает свои возможности для покрытия процентных платежей. Если же тренд понижающийся, то это свидетельствует о нестабильности деятельности компании и с течением времени она не сможет в полном объеме обеспечить процентные выплаты;

  • оценивается финансовая независимость компании. С этой целью общая сумма долга сопоставляется с собственным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала.

  • оценивается способность компании погасить имеющуюся задолженность по всем основаниям. Инвестор должен учитывать, что, кроме облигационного долга, у фирмы могут быть и другие долговые обязательства. Поэтому в процессе анализа производится сопоставление потока поступлений денежных средств в компанию с общей суммой задолженности. Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода по отношению к величине долга составляет не менее 30%.

Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабельности функционирования и других качественных параметров деятельности компании. Оценка облигаций выражается в том, что для расчета текущей рыночной стоимости облигации дисконтируют и суммируют денежные потоки образованные купонным доходом, и затем складывают с дисконтированной нарицательной стоимостью облигации. Особенность состоит в том, что совокупность платежей, которые должен получить владелец облигации растянута во времени, и следовательно, все будущие денежные потоки необходимо продисконтировать к моменту времени, для которого производится оценка стоимости облигации. В качестве показателя дисконта необходимо принимать доходность аналогичных финансовых инструментов. Особое внимание при оценке стоимости облигаций обращается на определение ставки дисконтирования, с этой целью проводится тщательный анализ финансового состояния эмитента, определяется его платежеспособность. Облигации обеспечивают сохранность вложений и фиксированный дополнительный доход, что делает этот инструмент привлекательным для осторожных инвесторов. Однако, существует возможность неплатежа по обязательствам и поэтому анализ надежности эмитента является наиболее важной и, часто, трудоемкой задачей при оценке стоимости облигаций.

Цена облигации во многом зависит от установленного при ее выпуске купонного дохода, рассчитанного в процентах к номинальной стоимости облигации, и сложившегося (ожидаемого) уровня доходности на финансовом рынке. Теория эффективного рынка предполагает, что вложения с одинаковым риском дают одинаковую доходность, так как инвесторы обладают равными возможностями при работе на фондовом рынке, равным доступом к информации, одинаково оценивают риски и т.н. Если предположить, что у инвестора есть альтернативные варианты вложения денежных средств, то при прочих равных условиях он должен получить одинаковую доходность. В этом случае если купонный доход составляет 12% годовых и альтернативные вложения обеспечивают такую же доходность, то облигация должна продаваться по номиналу.

Если доходность по купону отличается от уровня доходности в альтернативном секторе, то цена облигации отклоняется от номинала и продается или с дисконтом, или с премией.

Цена облигации зависит от длительности периода до погашения. Если рыночная процентная ставка ниже купонного дохода, то, как было показано раньше, облигация продается с премией, т.е. по цене выше номинальной стоимости. При этом цена облигации будет различной в зависимости от периода обращения. Цена облигации снижается при приближении срока погашения. Например, процентная ставка составляет 10% и остается неизменной в течение всего периода, а купонная ставка по облигации номиналом 1000 руб. со сроком обращения 10 лет установлена в размере 12%. Купон оплачивается один раз в год. Подставляя в ранее приведенную формулу числовые значения нашего примера, получим цену облигации 1122,89 руб. Если до конца срока обращения осталось пять лет, то при прочих равных условиях текущая стоимость облигации, рассчитанная по известной формуле, составит 1075,82 руб.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при сокращении сроков погашения снижается цена облигации, которая обеспечивает более высокий купонный доход, чем рыночная процентная ставка.

Цена облигации с премией будет уменьшаться, а цена облигации с дисконтом будет возрастать тем быстрее, чем меньше срок, оставшийся до погашения.

На динамику цен облигаций существенно влияют изменения рыночных процентных ставок. При росте процентных ставок цепа облигации снижается, а при понижении рыночного уровня доходности цены облигаций растут, т.е. между изменением цены облигации и изменением рыночных процентных ставок существует обратная зависимость.

При этом выявляется следующая закономерность: при повышении рыночных процентных ставок цена облигации снизится на меньшую величину, чем соответствующее повышение цен при аналогичном снижении процентных ставок.

Пример. По облигации со сроком обращения 5 лет и номиналом 1000 руб. выплачивается раз в год купонный доход в размере 100 руб. Если рыночные процентные ставки составляют 10%, то облигация продается но номиналу. В случае повышения рыночной доходности на 1% цепа облигации при требуемой доходности 11% составляет 963,04 руб., т.е. цепа снизилась па 36.96 руб. При снижении рыночной доходности па 1% цена облигации возрастет до 1038,89 руб., т.е. прирост цены от снижения процентных ставок составил 38,89 руб. Таким образом, в примере изменение рыночных процентных ставок на 1% приводит к повышению цены на 38,89 руб., а снижение цены составляет только 36,96 руб.

В связи с тем, что цены облигаций находятся в обратной зависимости от изменения доходности и при этом изменения доходности приводят не к линейному изменению цен, при оценке облигаций используется понятие вогнутости.

При определении стоимости облигаций необходимо учитывать финансовое состояние эмитента и его способность выполнить свои обязательства по текущим процентным выплатам и возврату основной суммы долга (номинальной стоимости облигаций).

С этой целью рассчитывается ряд коэффициентов, характеризующих качество облигаций, в частности:

  • показатели платежеспособности;

  • показатели финансовой устойчивости;

  • коэффициенты покрытия процентных выплат;

  • показатели финансовой независимости.

Методика расчета данных коэффициентов и проведения анализа финансового состояния эмитента рассматривались в предыдущей главе. При покупке облигаций инвесторы, используя результаты анализа финансового состояния эмитента, должны оценить вероятность выполнения компанией обязательств по облигациям и на основе этого скорректировать свои представления о приемлемом уровне цены.

Рынок государственных облигаций является достойной альтернативой рынку банковских депозитов для юридических лиц и сберегательных вкладов для физических лиц, во многом превосходя последние как по параметрам доходности, так и по показателям надежности и ликвидности вложений. На рынке государственных облигаций существуют следующие операции:

  • операции по размещению государственных облигаций;

  • операции, осуществление которых возможно при обращении государственных облигаций на вторичном рынке;

  • операции по обслуживанию выпусков ГКО / ОФЗ.

Эмитентом государственных облигаций от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков государственных облигаций является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Размещение выпуска государственных облигаций осуществляется Банком России по поручению Министерства финансов РФ в форме аукциона или по закрытой подписке. Также возможно доразмещение государственных облигаций на вторичных торгах. Информация о планируемых аукционах распространяется заранее пресс-службами Министерства финансов РФ и ММВБ.

Торги на рынке ГКО / ОФЗ проводятся ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Расписание проведения торгов определяется Банком России.

Финансовый кризис 2008г. оказал своё влияние и на рынок гособлигаций. Доходность облигаций в 2010 г была маленькой, да и объем совершаемых сделок довольно незначительный. В 2011-2012 гг. рынок облигаций постепенно восстанавливался после кризиса. Первые три месяца 2012 года не дали в полной мере реализовать амбиции участникам рынка в организации рублевых облигационных займов. Несмотря на неплохие условия для заимствований, из-за вынужденной паузы, которую в начале года взяли эмитенты на первичном рынке в связи с новыми законодательными требованиями к эмиссии облигаций, объемы размещений оказались ниже, чем планировали организаторы выпусков.

Участниками российского рынка государственных облигаций являются: эмитент в лице Министерства финансов РФ; генеральный агент в лице Центрального Банка РФ, который обеспечивает организационную сторону функционирования этого рынка (регулирование, аукционы, погашение и пр.); депозитарии, ведущие учет облигаций, выпущенных в безналичной форме; дилеры, представленные коммерческими банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, заключающие сделки; и инвесторы, как отечественные, так и иностранные, приобретающие госбумаги. Торговой системой выступает Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Вторичные торги проводят и региональные биржевые площадки, в частности - СПВБ (Санкт-Петербургская Валютная биржа).

Глава 2. Рыночная стоимость облигаций

2.1.Государственные и муниципальные облигации

Государственные облигации выпускаются государством в лице общегосударственных органов власти, а муниципальные — местными органами власти.

Государственные облигации подразделяются на облигации рыночных и нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичном рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка.

Государственные бумаги размещаются отдельными выпусками. Решение об эмиссии может подразумевать деление выпуска на транши. Транш — это часть ценных бумаг данного выпуска, которые размещаются в любой момент времени в течение периода его обращения после даты первого размещения в рамках заявленного объема эмиссии этого выпуска.

Обычно считается, что самыми безопасными инвестициями (с точки зрения невозврата средств эмитентом) являются вложения в государственные облигации. Таким образом, эти инструменты являются особенно привлекательными для инвесторов, которые стремятся получать регулярный надежный доход и относительно небольшой прирост капитала в течение достаточно длительных периодов времени.

Основными государственными ценными бумагами являются следующие:

  • государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

  • облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);

  • облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);

  • облигации федерального займа с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД).

В таблице 1 приведены характеристики этих ценных бумаг.

Таблица 1. Спецификация некоторых видов государственных облигаций

Наименование

ГКО

ОФЗ-ПК

ОФЗ-ПД

ОФЗ-ФД

Эмитент

Министерство финансов РФ

Форма эмиссии

Документарная форма эмиссии с обязательным централизованным хранением

Вид облигации

Именная бескупонная

Именная купонная

Именная купонная

Именная купонная

Валюта займа

рубль

рубль

рубль

рубль

Номинал

1000 рублей

1000 рублей

1000 рублей

10 рублей

Срок обращения

До 1 года

От 1 года до 5 лет

От 1 года до 30 лет

Более 4 лет

Частота выплат по купону

-

2 или 4 раза в год

1 раз в год

4 раза в год

Размещение и обращение

ММВБ

ММВБ

ММВБ

ММВБ

Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:

  • среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет);

  • краткосрочные (3-9- месяцев);

  • небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавающую ставку процента, обычно привязанную к ставке рефинансирования Центрального Банка России или ставкам по депозитным счетам Сбербанка РФ.

Первая группа облигаций стала самой значительной в номинальном выражении, на нее пришлось более 80% объемов размещенных средств на рынке корпоративных инструментов. К этой группе относятся облигации Газпрома, Тюменской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО «ЕЭС России», Самараэнерго, Ростовэнерго и Михайловского ГОКа. Срок их обращения составляет 3-5 лет с возможностью досрочного погашения для ряда бумаг, как правило, через два года с начала размещения. Купонные платежи и номинальная стоимость данных облигаций индексируются в соответствии с изменением курса доллара.

Вторая группа облигаций наиболее быстрорастущий сегмент рынка корпоративных облигаций на данный момент.

Хотя специалисты любят повторять, что по доходности альтернативы акциям не существует, в условиях кризиса на мировых финансовых рынках пристальное внимание уделяется более стабильным долговым инструментам, то есть облигациям. Опрошенные журналом «РБК» эксперты в качестве самых привлекательных сегодня называют облигации компаний второго и третьего эшелонов. «Конечно, кредитная надежность таких предприятий ниже, чем у первого эшелона, но все-таки дефолта по облигациям на российском рынке мы пока не видели, - замечает руководитель департамента доверительного управления УК «Максвелл Эссет Менеджмент» Сергей Усиченко. – По нашему облигационному фонду мы рассчитываем на доходность порядка 13-14% годовых, а это больше ожидаемой инфляции». По его мнению, облигации второго эшелона могут принести прибыль на уровне 15%, третьего – 18%.

«Сейчас можно сформировать хороший облигационный портфель из компаний второго эшелона с доходностью не менее 11-13% годовых», - соглашается директор по инвестициям УК «Солид Менеджмент» Никита Коренцвит. Дело в том, что многие предприятия, оферта по облигациям которых приходится на апрель-май и которые не испытывают трудностей, предоставляют на новый срок повышенный купон по сравнению с предыдущим – примерно на 2-3 %. «Например, калининградская «КД авиа», доходность купона по которой была 13%, на следующий полгода объявила о доходности в 16%, банк «Солидарность» поднял ставку купона с 10,7 до 14%, компания «самохвал» с 11,4 до 14,5%», - уточняет эксперт.

Именно на облигации второй группы приходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок облигаций (на ММВБ) также является наиболее активным. Эти займы, в отличие от облигаций первой группы, получили среди операторов рынка название “рыночные займы”. Облигации второй группы оказались наиболее интересными для широкого круга инвесторов.

К третьей группе облигационных займов, размещенных относятся облигации компании “МАКФА”, “Таттелеком”, “Каравай”, “Морион” и ряда других.

Облигации этой группы в основном размещаются среди частных инвесторов – жителей соответствующего региона. Для частных инвесторов они могут быть неплохой альтернативой банковским вкладам.

Вторичного рынка по таким облигациям обычно нет (единственным исключением является «Таттелеком», облигации которого торгуются на бирже в Казани), поэтому купить их можно только в момент первичного размещения.

Корпоративные облигации более надежны, чем акции, и более доходны, чем банковские вклады. Доходность корпоративных облигаций колеблется от 8 до 18% в зависимости от надежности эмитента облигаций. На рынке обращается большое разнообразие выпусков облигаций, из которых инвестор может выбрать наилучшее для себя сочетание доходности и риска. Есть облигации надежных, крупных компаний с небольшими купонными выплатами, есть также «бросовые» облигации некрупных предприятий с высокими процентными платежами. Особенно высока доходность по облигациям новых небольших эмитентов, которые впервые выводят на рынок свои ценные бумаги.

2.2.Факторы, влияющие на стоимость облигации

Очевидно, что цена облигации при первичном выпуске отличается в ту или иную сторону от цены обращения на вторичном рынке. Торговый оборот будет рассмотрен позже, а сейчас стоит определить главные факторы, которые оказывают влияние на процесс ценообразования.

В теоретической литературе экономисты по-разному выделяют факторы, которые влияют на стоимость облигации.

1) Инфляция. Она снижает реальную стоимость выплат дохода и капитала по облигациям с фиксированными купонами. Ожидание более высокой ставки инфляции приведет, вероятно, к более высокой доходности облигаций, и наоборот. Инвесторы постараются оценить средний уровень инфляции в течение всего срока действия облигации. Они купят облигацию только в том случае, если доходность к погашению будет выше их оценки инфляции;

2) Процентный риск. В зависимости от движения процентной ставки облигации или ставки сопоставимых инструментов (облигаций других компаний, депозиты, государственные ценные бумаги) ее доходность (стоимость) будет меняться. Например, доходность краткосрочных облигаций тесно связана с доходностью инструментов денежного рынка, так что сокращение краткосрочных ставок (например, по вкладам) почти наверняка увеличит цены на краткосрочные облигации;

3) Степень риска облигаций (надежность эмитента). Компания-эмитент может оказаться в таком финансовом положении, что будет не способна расплатиться по долгам, частью которых являются также выплаты по облигациям, другими словами, объявить дефолт. Риск дефолта должен отразиться на стоимости облигации;

4) Валютный риск. В случае приобретения облигации, выраженной в иностранной валюте, инвестор становится подвержен риску изменения валютных курсов, что в существенной мере может сказаться на доходности такой облигации;

5) Денежные потоки организаций. На спрос на облигации может повлиять денежный поток организаций. Если организации наращивают фонды вследствие роста уровня накоплений, это увеличит спрос на облигации. На изменение спроса организаций на облигации может также повлиять изменение инвестиционной стратегии;

6)Доходность альтернативных инвестиций. Относительная привлекательность альтернативных инвестиций учитывается при ценообразовании облигаций, так как альтернативные варианты могут перетянуть на себя определенный объем свободных денежных средств;

7) Риск ликвидности. В зависимости от возможности быстрой продажи инструмента на рынке доходность и спрос на ту или иную облигацию могут меняться. Государственные облигации, как правило, более ликвидные, чем большинство корпоративных (исключения, облигации "голубых фишек");

8) Политическая среда. Инвесторы в предпочитают политическую стабильность. Политическая нестабильность вредна для рынка, особенно когда инвесторы опасаются того, что политический климат изменится неблагоприятным образом. При ней в цену облигации вкладывается премия за политический риск.

2.5. Корпоративные облигации

Корпоративная облигация - это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнего выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм собственности.

Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:

  • среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет);

  • краткосрочные (3-9- месяцев);

  • небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавающую ставку процента, обычно привязанную к ставке рефинансирования Центрального Банка России или ставкам по депозитным счетам Сбербанка РФ.

Первая группа облигаций стала самой значительной в номинальном выражении, на нее пришлось более 80% объемов размещенных средств на рынке корпоративных инструментов. К этой группе относятся облигации Газпрома, Тюменской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО «ЕЭС России», Самараэнерго, Ростовэнерго и Михайловского ГОКа. Срок их обращения составляет 3-5 лет с возможностью досрочного погашения для ряда бумаг, как правило, через два года с начала размещения. Купонные платежи и номинальная стоимость данных облигаций индексируются в соответствии с изменением курса доллара.

Вторая группа облигаций наиболее быстрорастущий сегмент рынка корпоративных облигаций на данный момент.

Хотя специалисты любят повторять, что по доходности альтернативы акциям не существует, в условиях кризиса на мировых финансовых рынках пристальное внимание уделяется более стабильным долговым инструментам, то есть облигациям. Опрошенные журналом «РБК» эксперты в качестве самых привлекательных сегодня называют облигации компаний второго и третьего эшелонов. «Конечно, кредитная надежность таких предприятий ниже, чем у первого эшелона, но все-таки дефолта по облигациям на российском рынке мы пока не видели, - замечает руководитель департамента доверительного управления УК «Максвелл Эссет Менеджмент» Сергей Усиченко. – По нашему облигационному фонду мы рассчитываем на доходность порядка 13-14% годовых, а это больше ожидаемой инфляции». По его мнению, облигации второго эшелона могут принести прибыль на уровне 15%, третьего – 18%.

«Сейчас можно сформировать хороший облигационный портфель из компаний второго эшелона с доходностью не менее 11-13% годовых», - соглашается директор по инвестициям УК «Солид Менеджмент» Никита Коренцвит. Дело в том, что многие предприятия, оферта по облигациям которых приходится на апрель-май и которые не испытывают трудностей, предоставляют на новый срок повышенный купон по сравнению с предыдущим – примерно на 2-3 %. «Например, калининградская «КД авиа», доходность купона по которой была 13%, на следующий полгода объявила о доходности в 16%, банк «Солидарность» поднял ставку купона с 10,7 до 14%, компания «самохвал» с 11,4 до 14,5%», - уточняет эксперт.

Именно на облигации второй группы приходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок облигаций (на ММВБ) также является наиболее активным. Эти займы, в отличие от облигаций первой группы, получили среди операторов рынка название “рыночные займы”. Облигации второй группы оказались наиболее интересными для широкого круга инвесторов.

К третьей группе облигационных займов, размещенных относятся облигации компании “МАКФА”, “Таттелеком”, “Каравай”, “Морион” и ряда других.

Облигации этой группы в основном размещаются среди частных инвесторов – жителей соответствующего региона. Для частных инвесторов они могут быть неплохой альтернативой банковским вкладам.

Вторичного рынка по таким облигациям обычно нет (единственным исключением является «Таттелеком», облигации которого торгуются на бирже в Казани), поэтому купить их можно только в момент первичного размещения.

Корпоративные облигации более надежны, чем акции, и более доходны, чем банковские вклады. Доходность корпоративных облигаций колеблется от 8 до 18% в зависимости от надежности эмитента облигаций. На рынке обращается большое разнообразие выпусков облигаций, из которых инвестор может выбрать наилучшее для себя сочетание доходности и риска. Есть облигации надежных, крупных компаний с небольшими купонными выплатами, есть также «бросовые» облигации некрупных предприятий с высокими процентными платежами. Особенно высока доходность по облигациям новых небольших эмитентов, которые впервые выводят на рынок свои ценные бумаги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы интерес инвесторов к облигациям значительно вырос, так как более высокие и гибкие процентные ставки привлекали к рынку облигаций инвесторов, ориентированных как на текущий доход, так и на прирост капитала. Изменение процентных ставок является наиважнейшим фактором на рынке облигаций, поскольку оно определяет размер не только текущего дохода, но и прироста (или убытка) капитала, который получит инвестор.

К сожалению, изменения рыночных процентных ставок могут иметь драматические последствия для совокупных годовых прибылей, фактически полученных от облигаций. К тому же в то время как инвесторы, ориентированные на текущий доход, предпочитают высокие процентные ставки, те, кто ориентирован на прирост капитала, предпочитают, чтобы они снижались; благодаря своему более высокому статусу облигации являются относительно надежными инвестиционными инструментами и обычно рассматриваются как относительно гарантированные от невыполнения обязательств ценные бумаги. Однако существует ценовой (рыночный) риск, поскольку даже по первоклассным облигациям с высоким рейтингом курсы падают, когда рыночные процентные ставки начинают повышаться; поскольку условия действия облигации являются фиксированными на момент выпуска, изменения в рыночных условиях фактически ведут к изменению ее курса.

При прочих равных условиях облигации являются более гибким способом мобилизации капитала для эмитента и вложения средств для инвестора. Нет ограничения на валюту облигаций, на характер их обращений (свободно обращений и с ограничениями) и владения ими (именные и предъявительские). Они могут выпускаться как в купонной (процентной форме), так и без купона.

Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредитов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика, и не затрагивает отношения собственности.

Что касается преимущества облигационного займа перед кредитом банка, то эмитента облигаций, как правило, привлекает денежные средства по относительно более дешевой цене. В «торговых» терминах выпуск облигаций представляет для эмитента покупке денег на оптовом рынке, получение же банковского кредита – покупку на розничном рынке. Действительно, большинство банков представляют кредиты за счет средств вкладов своих клиентов. Привлекая средства в банк по одной цене, для того, чтобы оставаться кредитоспособными и прибыльными банки вынуждены размещать их по более высокой цене. Облигация же представляет собой альтернативное банковскому вкладу вложение капитала, поэтому процент (доходность) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту, а с процентом по банковскому вкладу.

Облигация обладает особыми свойствами, так как выступает как элемент кредитования акционерного общества и представляет собой срочное долговое обязательство, которое гарантирует ее владельцу доход в виде фиксированного или плавающего процента и обращение ограничено определенным сроком. Курс облигации в меньшей степени подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры, так как доход ниже дохода по другим ценным бумагам. Облигация является основным объектом инвестиции для коммерческих банков и крупных инвестиционных компаний, которых в первую очередь интересует не только доход, но и надежность вкладов. Обеспечение выполнения условий по облигациям подкрепляется не только природой данного вида ценной бумаги, но и социальными обязательствами, имуществом и авторитетом государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный Закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

2.Е.Антонов, Универсальные новинки // Рекламные технологии. – 2012. - № 2. - 48 с.

3.Грязнова А.Г. Оценка бизнеса. - М., Интерреклама. 2012. - С. 544.

4.Ермаков В.П., Макиев З.Г Менеджмент для студентов ВУЗов. - Ростов-н-Д. 2015.

5.Инвестиции: курс лекций/ Е.Р. Орлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2013. – 207 с.

6.Рынок инвестиций / В.Н. Чапек. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 314 с.

7.С. Авраменко. Новые формы инвестиций в условиях переходной экономики. / Экономист. №3, 2012

8.Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. ИНВЕСТИЦИ: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 2014. – ХII, 1028 с.

9.Экономическая теория. / Под редакцией А.И. Добрынина – Санкт-Петербург, 2013. – 384 с.

Просмотров работы: 235