СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мухаматзиева А.Т. 1, Ханнанова Т.Р. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время у архивистов мало эффективных форм воздействия на организации, предприятия, безответственно относящихся к сохранности социально значимых документов, хотя в Кодексе РФ об административных правонарушениях есть статья 13.20 "Об ответственности за нарушение правил хранения, комплектования, учета и использования архивных документов". Однако в большинстве субъектов РФ пока еще нет практики широкого и результативного ее применения. Это связано следующими проблемами:

- слишком ограничен круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;

- малы размеры штрафных санкций за нарушение установленного порядка работы с архивными документами, документами по личному составу;

- длительное время невозможно было привлечь к административной ответственности конкурсных управляющих за нарушение правил хранения, учета документов постоянного хранения и по личному составу. В Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" была предусмотрена возможность, а не обязанность конкурсных управляющих передавать документы обанкротившихся организаций, предприятий в государственные и муниципальные архивы. Поправки в данный закон были внесены только 31 декабря 2008 года.

В настоящее время наиболее острый нерешенный вопрос - взаимоотношения региональных государственных и муниципальных архивов с федеральными организациями, расположенными на территории субъекта РФ. Документы федеральных организаций должны поступать на хранение в федеральные архивы. Для организации такой схемы взаимоотношений вряд ли найдутся финансовые и материальные средства. Кроме того, эта схема лишена всякого смысла. Ведь именно в регионах востребована информация по статистическому, налоговому учету, пенсионному обеспечению, прокурорскому надзору, другие документы, создающиеся территориальными отделениями федеральных структур.

С момента принятия Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125 "Об архивном деле в Российской Федерации", Федеральное архивное агентство пытается разработать механизм взаимоотношений федеральных структур с региональными государственными и муниципальными архивами, в том числе путем передачи соответствующих полномочий и субвенций от Российской Федерации ее субъектам [1].

Ряд вопросов, требующих более четкого нормативного регулирования, существует в области использования архивной информации. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ" вводит иные сроки работы с обращениями граждан, чем те, которые предусмотрены "Правилами организации хранения, комплектования и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук" (Правила). Действия данного закона распространяются на органы государственной власти и местного самоуправления, поэтому подавляющее большинство архивов не попадают в зону его действия. Но есть и такие архивы, сотрудники которых отнесены к системам государственной и муниципальной службы, и для них вопрос, каким из двух нормативных актов пользоваться, является актуальным [8].

Сегодня ни в Правилах, ни в каком-либо ином нормативном правовом акте Росархива, в частности, Регламенте по исполнению зарубежных запросов, нет упоминаний о контроле со стороны архивных органов за исполнением запросов, направленных в ведомства. И это имеет негативные последствия: некоторые ведомства просто не исполняют запросы или исполняют их некачественно. Росархив, имея статус федерального агентства, контрольными функциями обладать не может. Правовой статус архивных органов субъектов федерации различен. Есть такие, которые наделены правом контроля за соблюдением архивного законодательства, но есть и немало примеров, когда в качестве органа управления архивным делом выступает орган, ничего общего с архивным делом не имеющий. Необходимо в нормативно- правовых актах субъектов РФ четко обозначить контрольные функции архивных органов межведомственного характера [6].

Острой проблемой, требующей решения на уровне нормативно - правовых актов, является исполнение запросов, поступающих из-за границы. На них территориальные органы Федеральной регистрационной службы должны проставлять апостиль. Однако порядок, установленный "Административным регламентом исполнения Росрегистрацией государственной функции по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу", чрезмерно усложнен и не соответствует действующим правовым нормам и жизненным реалиям.

Для соблюдения всех требований необходимо личное присутствие гражданина в регистрационном органе. Но проживающие за рубежом граждане не могут приезжать за справками в Россию, и, как правило, не имеют здесь своих доверенных лиц. Муниципальные архивы по действующим нормам не обязаны расходовать финансовые средства на уплату государственных пошлин за справки, предназначенные для физических лиц. Нередко соответствующие финансовые средства просто отсутствуют [7].

Некоторые архивные учреждения просто перестали исполнять запросы, поступающие из-за границы, другие - продолжают оформлять справки по старым правилам, хотя они уже не имеют юридической силы. В результате, Российская Федерация, ее органы власти и иные организации, даже при наличии необходимых документов, не выполняют своих обязательств по предоставлению гражданам, проживающим за рубежом, архивных справок социально-правового характера. Это нарушает законные права и свободы граждан, подрывает авторитет России в сфере международных отношений.

Изменения правовых и организационных принципов архивного дела усложнили работу и органам управления архивным делом в субъектах РФ. В Федеральном законе структура Архивного фонда России не определена. Это положение, а так же ссылки на разграничения полномочий субъектов РФ и местного самоуправления в сфере архивного дела, изложенные в Федеральном законе, в настоящее время приводят к фактическому распаду единой архивной системы на уровне субъекта РФ.

Неоднократно Федеральное архивное агентство обращалось к главам субъектов РФ с просьбой не проводить кардинальные реконструкции существующей и показавшей свою эффективность системы организации и управления архивным делом. Но обращения являются лишь рекомендательными, а при решении конкретных вопросов органы исполнительной власти субъектов РФ ориентируются, прежде всего, на действующие законодательные нормы. Так, в ряде субъектов Федерации при обсуждении нового варианта положения об Управлениях по делам архивов субъектов Федерации Департаменты (министерства) финансов и Департаменты экономики субъектов Федерации заставляли убрать пункты, касающиеся разработки и реализации программ в сфере архивного дела. Таким образом, Управление утратило возможности участия в улучшении материально-технической базы муниципальных архивов. А ведь в этом направлении в последнее время была проведена большая работа [8].

В сентябре 2015 г. после регистрации Министерством юстиции РФ вступили в силу новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях». Правила - основной документ, определяющий порядок работы с документами в ведомственных архивах. Однако правила не распространяются на порядок работы с документами, содержащими государственную тайну.

Помимо традиционного порядка работы с архивными документами, новые Правила содержат и рекомендации по работе с новой для архивистов категорией - с электронными документами [4].

Вопросы развития законодательства, регулирующего сферу архивного дела, зависят от отечественной системы права, поэтому развитие института архивного дела также будет способствовать усилению в Российской Федерации гражданского общества и созданию правового государства.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 января 2007 года № 19 "Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук".

3. Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 января 2009 года № 3 «Об утверждении "Специальных правил пожарной безопасности государственных и муниципальных архивов Российской Федерации».

4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 526 «Об утверждении правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».

5. Артизов А.Н. Архивное законодательство России: проблемы и перспективы // Вестник архивиста. 2002. № 2. С. 100-104.

6. Козлов В.П. Вопросы деятельности архивных учреждений в условиях экономического кризиса //Сайт ФАА: о Росархиве: деятельность: отчеты, доклады Федеральной архивной службы http://rusarchives.ru

7. Клишина К.В., Ханнанова Т.Р. Актуальные проблемы совершенствования документооборота. В сборнике: Перспективы развития науки и образования, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 14 частях, Уфа, 2012, с.51-52.

8. Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Современные проблемы правового регулирования аграрных отношений. Аграрный вестник Урала, 2012. № 10-1 (102) С.52-56.

9. Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Новые концептуальные основы обеспечения устойчивости аграрного производства. Аграрный вестник Урала, 2012. № 6 (98) С.81-89.

   
     

6

Просмотров работы: 639