МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О. Ф. ПОТЕМКИНОЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О. Ф. ПОТЕМКИНОЙ

Гибрадзе В.Т. 1, Савин Р.В. 1
1Тверской государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс познания мотивационной сферы личности неразрывно связан с исследованием её потребностей, в рамках которого важно понимать, что социальная природа каждого отдельно взятого человека гарантировано накладывает отпечаток на формирование последних. В свою очередь все подходы к изучению содержания, методов и последовательных этапов социально-психологических установок, непосредственно основаны на анализе личности человека как субъекта труда, общения и познания, что в итоге формирует его основные социальные потребностям в трудовой активности, в контактах с другими людьми, в получении новой информации [1].

В настоящее время, в условиях ломки многих устоявшихся ранее взглядов на жизнь, исследование изменений ориентаций социальных потребностей личности имеет чрезвычайное значение в сфере планировании трудовой деятельности. Основываясь на вышеизложенном, становится очевидным степень важностидиагностикисоциально–психологическихустановокличностивмотивационно-потребностнойсфере, и как следствие актуальность данного направления исследований.

В управленческой деятельности, при профессиональном отборе особенно интересны особенности как ценностных, так и профессиональных ориентаций, которые постигаются в результате постоянного изучения аспектов профессиональной мотивации, что позволяет их эффективно использовать в практической деятельности. В менеджменте используются различные подходы к исследованию профессиональной мотивации, при этом достаточно широко применяется методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере. Разработчиком данной методики является доктор психологических наук, профессор Ольга Федоровна Потемкина, которая родилась в 1947 г. в г. Москве. Практикующий психолог, автор около ста публикаций, среди них 15 книг по проблемам психологии, совершенствования управления, избирательных технологий, стратегическому планированию и инвестиционной деятельности, которые связаны с проблемами в области экспериментальной психологии, психофизиологии и психологии индивидуальных различий, психологической диагностике. Данную методику Потемкина О.Ф. сформулировала в результате длительного изучения данного вопроса, взяв за основу своей разработки работы советского психолога и философа Д.Н. Узнадзе, который, в свою очередь опирался на труды швейцарского психиатра К.Г. Юнга и немецкого социолога и философа Э.З. Фромма [2]. Данная методика позволяет выявить получить информацию о сотрудниках по следующим направлениям:
  • склонности к профессии;

  • мотивы, побуждающие выполнять работу;

  • степень мотивации.

Под понятием «социально–психологические установки» подразумевается состояние психологической готовности, которая формируется на основе личностного опыта и оказывает непосредственное влияние на возможные реакции человек [3]. При этом, «установка» рассматривается не как отношение к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как готовность к определенному поведению в конкретной ситуации[4]. В свою очередь под сущностью мотивационно-потребностной сферы личности имеется в виду своеобразный фундамент, на котором формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь [5].

Суть методики диагностики социально–психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере заключается в том, что она позволяет диагностировать степень выраженности и взаимосвязь между собой социально–психологических установок у отдельной личности или группы людей. При этом первые 40 вопросов (частьI)показывают, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат, а следующие 40 (часть II) направлены на оценку значимости свободы или власти, содержания работы или денег.

За каждый ответ «Да» на конкретно поставленный вопрос начисляется 1 балл. Затем простым математическим способом вычисляется сумма баллов по каждой из восьми установок личности, согласно нижеуказанным ключам опросника:

Часть I. Выявление установок «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат»:

  • ориентация на процесс (вопросы): 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;

  • ориентация на результат: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;

  • ориентация на альтруизм: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39;

  • ориентация на эгоизм: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Часть II. Выявление установок «свобода – власть», «труд – деньги»:

  • ориентация на труд: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37;

  • ориентация на свободу: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38;

  • ориентация на власть: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39;

  • ориентация на деньги: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Полученные результаты рациональнее представить по средствам графика. Для этого необходимо:

  1. Начертить две вертикальные пересекающиеся прямые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка 0) количество баллов согласно ключам опросника.

  2. Соединить полученные точки.

В результате получается плоскость или некий профиль, имеющий вид лепестковой диаграммы, отражающий особенности социально-психологических установок, пример которого представлен на рис.1 [6].

Рис. 1. Пример графического изображения результатов диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере

О.Ф. Потемкиной

Также есть ещё один вариант изображения результатов методики – диаграмма, которая наглядно показывает, какая из ориентаций более выражена у человека (т.е. какой из ориентаций присвоено наибольшее количество баллов). Но данная диаграмма чаще используется при прохождении онлайн-теста О.Ф. Потемкиной. Так, на рис. 2. показан пример такой диаграммы, где наглядно видно, что у опрошенного ориентация на деньги является более востребованной [6].

Рис.2. Пример изображения результатов диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно–потребностной сфере О.Ф. Потемкиной

В итоге, наглядно выявляется степень выраженности восьми социально–психологических установок, что позволяет с должной степенью вероятности выявить мотивационную основу отдельно взятой личности, опираясь на актуальные потребности.

Так, альтруисты часто действуют в ущерб себе, как в повседневной деятельности, так и в профессиональной, зачастую демонстрируя бескорыстную заботу о благополучии других или в целом –ради общего блага. Наряду с этим известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку, действующему в собственных интересах, не противореча интересам других. В свою очередь, люди, ориентированные на процесс, фокусируется на самой работе, менее задумываясь над достижением необходимого результата, требующего много рутинной работы. В их сознании результат сам по себе, становится не особо важным. При этом, люди, находящие ключевой смысл непосредственно в результате, способны достигать его в своей деятельности вопреки помехам и неудачам. Данный подход является самым ценным в деятельности человека, независимо от сферы его интересов и позволяет гарантированно оценить её продуктивность.

Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, отражая стремление к независимости и самостоятельности как самоцели, реже это сочетание «свобода» и «деньги». При этом человек не терпит никаких ограничений и готов идти на жертвы ради отстаивания своей независимости. Для людей с ориентацией на власть ведущей ценностью является влияние на других, на общество. Они хотят чувствовать контроль над другими людьми и на многое готовы ради этого, могут оказаться неплохими руководителями. Люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что–то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Ведущей ценностью для людей с ориентацией на деньги является стремление к увеличению своего благосостояния. Деньги для него имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения чего-либо.

Эффективное применение на практике данной методики обуславливается ее индивидуальной особенностью исследовать социально-психологические потребности личности с точки зрения ее мотивационной направленности, что обеспечивает выявление степени выраженности наиболее актуальных и значимых социально-психологических установок, а также позволяют установить уровень мотивационной сферы отдельно взятого индивида. Описанные возможности придают описанной методике наибольшую значимость, что наряду с ее результативностью, формируют ее особую научную ценность при наличии ряда других не менее профессионально целостных подходов к исследованию профессиональной мотивации.

Специалисту любой сферы деятельности, в том числе управленческой, применяющему методику диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, на основании полученных результатов, предоставляется возможность:

  1. Определить направленность социально–психологических установок как подчиненного персонала, так и кандидатов на замещение вакантных должностей.

  2. На должном профессиональном уровне распределить круг обязанностей с учетом индивидуальных особенностей каждого, расставляя собственные приоритеты.

  3. Выявить группы испытуемых, в соответствии с внутренними предрасположенностями и устремлениями, а именно:

  • высокомотивированные с гармоничными ориентациями (все ориентации выражены сильно и в равной степени);

  • низкомотивированные (все ориентации выражены чрезвычайно слабо);

  • с дисгармоничными ориентациями (некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать).

Ценность данной методике прибавляет возникающая перед руководством компаний возможность грамотно организовать и распределить обязанности между подчиненными (кто-то умеет лидировать, кто–то выполнять поставленные задачи, кто–то управлять творческим, а кто-то техническим процессом).

Проводя обзор исследований, в ходе которых использовалась методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, был выявлен ряд публицистических статей и научных работ.

В статье М.В. Сергеевой, опубликованной в 2016 г. в журнале «Вектор науки», была выявлена четкая взаимосвязь мотивационно-потребностной сферы и самоотношения личности при разного рода зависимостей [7]. В статье А.В. Арбуз «Социально-экономическое положение сотрудников предприятия из числа лиц с ограниченными возможностями» широко раскрыта сущность данной методики, а также подходы к её применению в зависимости от полученных результатов [8]. В Пермском научном журнале была опубликована статья А.П. Петрова и А.В. Синькова «Удовлетворенность персонала бюджетной организации своим социально–экономическим положением», в которой также была результативно использована методика О.Ф. Потемкиной [9].

Таким образом, применение данной методики позволяет выявить существующие индивидуальные особенности работника в соответствии с внутренними склонностями, в условиях внешней обстановки и определение перспектив наиболее рационального использования его наилучших качеств, что подтверждает наличие ее ценностного потенциала, направленного на изучение мотивационной сферы личности, исследованием её потребностей.

Список литературы

  •  
    1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 159 с.

    2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб.пособие для вузов / Е.А. Климов – Ростов н/д, 2012. – 530 с.

    3. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин – М.: Владос, 2001. – 401 c.

    4. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин – М.: Владос, 2001. – 401 c.

    5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев – СПб.: 2001. – 255 c.

    6. [Электронный ресурс] // Методика диагностики социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной – Свободный доступ из сети Интернет. – http://psy-resultat.ru/page176

    7. Сергеева, М.В. Взаимосвязь социально–психологических установок в мотивационно – потребностной сфере и самоотношения при разного рода зависимостей / М.В. Сергеева //Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. –2016. –№ 1. 25 c.

    8. Арбуз, А.В. Социально–экономическое положение сотрудников предприятия из числа лиц с ограниченными возможностями / А.В. Арбуз // Вестник Омского университета. Серия: экономика. – 2015.–№3. 80 c.

    9. Петров, А.П. Удовлетворенность персонала бюджетной организации своим социально–экономическим положением / А.П. Петров, А.В. Синьков // Пермский научный журнал. – 2013. – № 3. 120 c.

Просмотров работы: 2041