ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

Перебякина А.П. 1
1Тверской государственный университет Институт экономики и управления Управления персоналом
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном менеджменте вопрос стимулирования персонала приобретает наибольшую актуальность. Руководитель, желающий добиться высокой производительности труда и эффективной деятельности своих подчинённых, должен уметь сформировать соответствующий набор стимулов. Благодаря граммотно разработанной системе стимулирования персонал будет выполнять работу качественнее, также время на выполнение работы сократиться. Все это приведет к более эфективной работе оргаизации и увеличению прибыли.

В отечественной и зарубежной литературе стимулированию труда посвящено значительное количество научных работ, таких ведущих ученых как Бандура С.И., Богиня Д.П., Гришнова А. А., Данюк В.М., Дмитренко в Г.А., Тейлор Ф., Мейо Э., Маслоу А., Файоль ь А., Хекхаузен Х., Герцберг Ф., и других Так, по мнению российского профессора С. Шапиро, стимул – это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала [2]. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. В свою очередь А. Я. Кибанов считает, что стимул – это побудительная причина заинтересованности в труде [1]. Понятие «стимулирование труда» в социальных науках означает целенаправленные действия на социальный объект, обеспечивая поддержку его определенного состояния. Также стимулирование труда определяют как способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии [9].

Стимулирование бывает материальное и нематериальное. Материаьное стимулирование делится на две группы -денежное и неденежное стимуирование. Так под материально-денежным стимулированием понимают поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности. Применение материально-денежных стимулов позволяет регулировать поведение объектов управления на основе использования различных денежных выплат и санкций.

Рассмотрим виды материально-денежного стимулирования. Основной частью дохода наемного работника является заработная плата, которая по своей структуре неоднородна. Она состоит из двух частей – постоянной и переменной. Постоянной части заработной платы присваивают статус мощного стимула, однако по оценкам психологов, эффект увеличения заработка позитивно действует в течении трех месяцев. Затем сотрудник начинает работать в том же, привычном для него расслабленном режиме.

На заработную плату влияют совершенствование нормирования труда, внедрение научной организации, модернизация рабочих мест, перегруппировка рабочей силы, сокращение излишнего персонала, усиление заинтересованности в более сложном и квалифицированном труде.

Важнейшим направлением материально денежного стимулирования является премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее источником является фонд материального поощрения. Она представляет одну из важнейших составных частей заработной платы. Цель премирования – улучшение, прежде всего, конечных результатов деятельности, выраженных в определенных показателях.

Также к дополнительным материальным выплатам относя:

  • бонусы;

  • доплаты (вид выплаты, который носит характер компенсации, так как назначается в случае, когда сотрудник работал в праздники, совмещал свою работу с обязанностями коллеги, то есть выполнял повышенный объем работы);

  • надбавки (это вид выплаты, который предназначен для стимуляции сотрудника, чтобы он хотел дальше расти и развиваться в профессии. В качестве примера можно привести надбавки за большой непрерывный стаж работы, за выслугу лет, за ученую степень и пр.

Современной формой стимулирования является участие в предпринимательстве, включающее участие в управлении, в прибыли, в собственности. Участие в прибыли применяется с конца XIX в. по отношению к лицам, обеспечивающим ее дополнительный прирост, до 75 процентов которого распределяется среди них ежемесячно (чтобы люди могли наглядно видеть конкретные результаты своих усилий). Участие в собственности может обеспечиваться путем продажи работникам акций ил и опционов на их покупку по твердым ценам на сумму до 15 процентов полной заработной платы. Фирме это ничего не стоит, зато привязывает к ней работников, так как юрвдически ее совладельцами те становятся не сразу (а порой никогда) [5]. Поскольку существует возможность падения цены акций, а, следовательно, снижения их стимулирующей роли, участие в собственности требуется умело сочетать с другими формами.

В целом система денежных выплат призвана обеспечить большинству работников желательный уровень дохода при условии добросовестного отношения к работе и выполнению своих обязанностей.

Ко второй группе материального стимулирования относят неденежное стимулирование. Сущность материального неденежного стимулирования наемных работников заключается в следующем:

  • Предоставление работнику тех благ, получение и использование которых затруднено по каким-либо причинам.

  • Предоставление уникальных услуг, характерных только для данной компании.

  • При нестабильной ситуации на рынке материальное неденежное стимулирование обретает большую ценность, так как гарантирует получение блага.

  • При организации материального неденежного стимулирования нужно помнить, что чем реже материальный предмет, услуга или льгота предоставляется в организации (а также и в других организациях), тем выше ее престиж.

Выделяют следующие виды материального неденежного стимулирования:

  • Дополняющие условия труда, а именно: плата сотовой связи, предоставление служебного транспортного средства, личного водителя или корпоративного общественного транспорта, оплата расходов на транспорт, предоставление персонального переносного компьютера, пейджера, планшета, мобильного телефона и др.

  • Социально-направленные: доставка сотрудников с работы, на работу и по служебным поручениям; негосударственное пенсионное обеспечение; предоставление путевок в дома отдыха для работника и его семьи; страхование жизни и предоставление обязательной медицинской страховки; льготное питание; ценные подарки на памятные даты; абонемент в спортивный клуб; предоставление служебного жилья, оплата расходов на его содержание; предоставление льготных программ, связанных с воспитанием и обучением детей; оплата обучения сотрудников и их детей, оплата мобильной связи, оплата питания.

  • Имеджевые: служебный автомобиль представительского класса;

Питание в отдельном зале для высшего руководства; заказ легких закусок, напитков на рабочее место; стипендиальные программы; повышение квалификации, социальные и личностные тренинги за счет работодателя; консультативные службы; организация и оплата дорогостоящего отдыха.

  • Функциональные: улучшение организации и условий труда [4].

Нематериальное (моральное) стимулирование – это разновидность стимулирования, регулирующая поведение объекта управления на основе использования предметов и явлений, специально предназначенных для выражения общественного признания и способствующих повышению или же снижению его престижа. В таблице 1 представлены виды нематериального стимулирования [3].

Таблица 1. Нематериальное стимулирование персонала организации

Компонент

Пример

Социально-психологический

  • личная и публичная похвала;

  • корпоративные меропрития;

  • подарки и поощрения (переходящий титул, почетные грамоты, размещения грамоты на доске почета, награждения билетами в кино и театр, поздравления с днем рождения, семейные праздники)

Творческий

  • возможность обучения;

  • повышение квалификации;

  • стажировки и командировки;

  • программы реализации статуса (участие в статусных проектах, выступления на конференциях и семинарах);

  • мастер-классы специалистов;

  • проведение конкурсов;

  • управленческие инструменты (участие в принятии решений, делегирование полномочий, передача важных клиентов

Вознаграждение свободным временем

  • предоставление работнику гибкого графика;

  • премирование временем;

  • сокращение длительности рабочего дня за счет производительности

Источник: составлено автором

В современной практике стимулирования персонала существует много новых, простых и интересных способов, которые не всегда требуют больших денежных затрат. Среди них можно выделить следующие. Во-первых, это шутливое наказание худших сотрудников. Не обязательно штрафовать худших работников, можно придумать разные шутливые титулы и звания, которые получают те, кто не справляется со своей работой. Например, титул «Черепаха месяца». Во-вторых, развлечения. Многие современные компании заграницей имеют игровые зоны, где сотрудники могут отдохнуть и отвлечься от проблем. Работа становится более эффективной, а у персонала не возникает мыслей о том, насколько угнетающая атмосфера в офисе. В-третьих, спонтанные подарки. Небольшие презенты сотрудникам просто для хорошего настроения не могут не радовать и не стимулировать работать. В-четвертых, премирование временем, например, внеплановый выходной день. В-пятых, выдача премий тем, кто имеет хорошее здоровье. Во многих странах уже давно практикуются такие методы мотивации и стимулирования персонала, как предоставление премии тем, кто не болел весь год и постоянно проходил медицинское обследование. В-шестых, свободное посещение работы. Лучшим специалистам на определенное время можно установить свободный график посещения. В-седьмых, большой выбор призов за хорошую работу. Например, абонемент в спортивный зал, поход в ресторан или кино.

Интересные примеры стимулирования труда существуют в крупных компаниях. Например, офисы Google проектируются лучшими дизайнерами мира, причем разработка обстановки в каждом подразделении учитывает не только общие тенденции, но и национальные предпочтения. Для поддержания персонала в хорошей форме в его распоряжении имеются спортзалы, парикмахерские, релаксационные центры и другие корпоративные заведения [7]. Как заявляет руководство компании, «Google – это, прежде всего, люди». Интересно, что в последние годы компания ввела еще и практику бесплатного питания – в радиусе 50 метров от офиса всегда имеется кафе или столовая, обслуживающая сотрудников бесплатно. Система мотивации персонала в Гугл также подразумевает наличие безвозмездной медицинской помощи, причем некоторые подразделения для этих целей даже содержат отдельные клиники [8].

Еще одним примером стимулирования в компании Starbucks являются различные программы по поддержке идей персонала. Наиболее известная и интересная из этих программ - программа «кофе-мастер». Её суть состоит в проведении различных семинаров, призванные обучить сотрудников искусству приготовления кофе. После этого отводится дополнительное время на самоподготовку, а завершает всё контрольный тест. Лучшие участники получают в подарок черный фартук (рядовые сотрудники носят зелёный) и сертификат о том, что этот человек является настоящим кофе-мастером. К кофе-мастеру чаще обращаются за советом, он является неким авторитетом в своей команде. Сам факт такого уважения и признания подталкивает сотрудников на старания и участие в этой программе. Стоит так же учесть, что кофе-мастера гораздо быстрее добиваются повышения по службе, чем другие сотрудники.

Также отличилась интересным методом стимулирования персонала компания Microsof. Здесь дважды в год проходят научные выставки, где любой сотрудник может продемонстрировать свой собственный проект. Компания имеет собственный торговый центр «The Commons», вход в который открыт исключительно для сотрудников корпорации, что позволяет им чувствовать себя особенными и неповторимыми, являясь своеобразным видом психологической мотивации.

Владелица маркетинговой компании «Hime & Company», где работают только женщины, включила в программу стимулирования отпуски по причине «разбитого сердца». Это ноу–хау было введено после опроса среди персонала, которые очень страдают из–за разрыва со своими «половинками», и как следствие, не могут сосредоточиться на работе. При расставании с любимым сотрудницы в возрасте до 24 лет имеют право на 1 день отпуска, в возрасте от 25 до 29 лет – 2 дня, а после 30 – 3.

Необычные названия должностей также являются отличным средством мотивации. В управлении персоналом преуспел основатель «The Walt Disney Company» Уолт Дисней, который был убежден, что удовлетворенность работой зависит не только от уровня зарплаты, но и от престижности должности и подразделения, в котором работает сотрудник. Так, во время его руководства прачечные при отелях, линейные работники на территории принадлежащих компании парков развлечений были переименованы в текстильные службы. С тех самых пор эти подразделения встали в один ряд с маркетинговой и клиентской службами, однако попасть в них намного проще. Как следствие, они стали популярны среди молодых людей, желающих начать карьеру в компании.

Стив Джобс переименовал должности консультантов своего офиса «Apple» на Пятой авеню в Нью-Йорке в должности «гении». Процент увольнения сотрудников снизился в разы.

Франчайзинговая сеть компании «Мастерфайбр», которая насчитывает 33 филиала в России, на Украине и в Прибалтике для повышения мотивации ввела собственную корпоративную валюту. Помимо фиксированной заработной платы так же введены еженедельные поощрения в корпоративной валюте, которая называется «кенга». Поощрения распределяются следующим образом: каждый сотрудник получает $10 в кенга-эквиваленте. Эти деньги он отправляет в копилку того сотрудника, который по его мнению на этой неделе работал лучше всего. Себе оставлять эти деньги нельзя. Сотрудник, набравший больше всего кенга, получает особый приз – золотую монету. Собрав 50 таких золотых монет, он может обменять их на бесплатную поездку в Австралию. А обычные монеты можно обменять на абонемент в бассейн или спорт-клуб.

Данные примеры доказывают, что необходимо использовать нестандартные подходы к решению проблемы мотивирования и стимулирования сотрудников предприятий. Такие эксперименты действительно вдохновляют трудовой коллектив к совершению подвигов на рабочем месте отличный инструмент сплочения команды. Однако не следует выходить за рамки, соблюдая «золотую середину». Любые принятые решения должны быть положительно восприняты в коллективе, ведь все делается исключительно для того, чтобы сотрудникам было комфортнее работать. А если сотрудникам работать комфортно, то и их достижения будут расти [6].

Список литературы

  1. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учеб. Под ред. А.Я. Кибанова; ГУУ - 4-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 - 695 с.

  2. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала: учеб. пособие. М.: ГроссМедиа, 2015. 224 с.

  3. Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки»: Электронный сборник статей по материалам XXIII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. «СибАК». – 2014. – № 8 (23)/ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sibac.info/archive/economy/8(23).pdf. (Дата обращения: 06.12.2017).

  4. Научно-практические конференции ученых и студентов.Публикации Scopus и Web of Science. Авторские и коллективные монографии. – URL: https://sibac.info/studconf/econom/xxiii/39006. (Дата обращения: 16.12.2017).

  5. Студопедия.ру URL : https://studopedia.ru/4_165831_ekonomicheskie-stimuli-obshchie-printsipi-i-sposobi-voznagrazhdeniya.html. (Дата обращения: 11.12.2017).

  6. «Про бизнес» 2014 – 2017. URL: https://probusiness.io/press/841-10-samykh-originalnykh-sposobov-nematerialnoy-motivacii-sotrudnikov.html. (Дата обращения: 131.12.2017).

  7. Freelance-recruiting.com. URL: http://freelance-recruiting.com/motivacija-personala-v-google/. (Дата обращения: 01.12.2017).

  8. Studbooks.net. URL : http://studbooks.net/1701186/menedzhment/sistema_motivatsii_personala_starbucks. (Дата обращения: 11.12.2017).

  9. StudFiles.ru URL: https://studfiles.net/preview/3566568/page:21/. (Дата обращения: 01.12.2017).

Просмотров работы: 790