МОСКОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МОСКОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА

Бородулина А.Д. 1, Поровская Г.А. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Московское училище живописи, ваяния и зодчества - художественное учебное заведение. Ведёт свою историю от основанного в 1832 группой любителей искусства (Е.И. Маковский, А.С. и В.С. Добровольские, А.С. Ястребилов и др.) художественного кружка — «Натурного класса» для совершенствования в рисунке и живописи. В 1843 класс был преобразован в Училище живописи и ваяния Московского художественного общества.

После присоединения в 1865 Архитектурного училища при Московской дворцовой конторе получило свои окончательные наименование и профиль; выпускники были фактически приравнены в правах к выпускникам петербургской Академии художеств. В 1896 проведена крупная реорганизация МУЖВЗ, в результате которой оно превратилось в высшее учебное заведение с общеобразовательным и художественным отделениями. Курс обучения занимал 8 (для живописцев и скульпторов) и 10 (для архитекторов) лет. С 1915 в ведении Министерства торговли и промышленности.

Училище сыграло выдающуюся роль в формировании и развитии московской школы искусства и архитектуры второй половины XIX — начала XX вв. В МУЖВЗ учились и преподавали А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев, С.В. Иванов, К.А. Коровин, С.А. Коровин, И.И. Левитан, В.Е. Маковский, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов и др., учился М.В. Нестеров, преподавали В.А. Серов, Л.О. Пастернак. В 1918 реорганизовано во Вторые государственные свободные художественные мастерские. Впоследствии эти Мастерские были реорганизованы в Московский художественный институт имени Сурикова и Московский архитектурный институт.

Одним из преподавателей этого училища был В.А. Серов. Периодически он занимался преподаванием в частных студиях, однако понимал, что осуществить программный подход в подготовке молодого поколения можно только на той серьезной базе, которая за предыдущие десятилетия сложилась в МУЖВЗ. Возможно, поэтому он в 1897 году после нескольких лет уговоров согласился на должность преподавателя натурного класса. С этого момента началось его почти 12-летнее служение, оставшееся яркой и важной вехой в истории МУЖВЗ.

Его преподавание в большей мере строилось на близких ему творческих взглядах и на их утверждении личным примером, а также на основе собственного опыта.

Придя в Училище, Серов стал активно внедрять многочисленные нововведения, касающиеся не только его мастерской, но и всего учебного заведения. Наряду с другими педагогами он в 1901 году стал инициатором открытия начального класса, тем самым выстраивая четкую структуру предварительного отбора, подготовки и постепенного введения кандидата в систему училищных требований.

Обучение в серовской мастерской строилось на культе натуры - на ее внимательном изучении и верности ей. Твердо отстаивая художественную правду, Серов продолжил чистяковско-репинскую линию, на которой в свое время сформировался как художник.

Пытаясь приблизить существовавшую систему преподавания к реальной жизни, Серов отказывается от постоянных училищных натурщиков, приглашая для позирования самых обыкновенных, взятых буквально с улицы дворников, извозчиков, торговцев и т.д.

Еще одно новшество состояло в привлечении к позированию женщин. В женщине-натурщице изначально скрыты большие живописные возможности: мягкие формы, округлые очертания, бархатистая кожа, совершенно по-другому, нежели мужская, взаимодействующая с освещением, - все это сделало женщин любимыми моделями в мастерской Серова.

Серов добивался от студентов выражения языком живописи своего глубоко личного отношения к человеку. Чтобы помочь студентам найти эту сюжетную зацепку, он создавал в мастерской особую атмосферу непринужденности, стараясь раскрепостить натурщиц, заставить их раскрыться и быть как можно более естественными.

В воспоминаниях о Серове многие его ученики отмечали то внимание, которое он обращал на тональное единство картины, на верность выбранных тональных соотношений и соподчинение различных цветов.

Серов усложнял работу и тем, что любил помещать модели в полутемном углу мастерской: «этим он сразу объявлял свое живописное "credo", делая установку на световую тональность». Таким образом «ученик начинал подходить к освещенности как к важнейшему условию объективного изображения натуры, к весовым отношениям в цвете - как к способу, позволяющему передавать материальные качества предметов».

В 1901 году Серов стал преподавателем недавно объединенных жанровой и портретной мастерских, завершающих программу обучения в МУЖВЗ.

Список используемой литературы:

  • Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. — М.: 1951.

  • Степанова С. С. Московское училище живописи и ваяния: годы становления. — Спб.: Искусство, 2005.

  • Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Электронный ресурс: https://studopedia.ru/9_70178_moskovskoe-uchilishche-zhivopisi-vayaniya-i-zodchestva.html

  • Молева Н. Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века. М., 1967. С. 263.

  • Ульянов Н.П. Воспоминания о Серове // Валентин Серов. 1971. Т. 2. С. 135.

  • Шемякин М.Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845-1945 // Панорама искусств. 12. М., 1989. С. 272.

  • Коровин КА. Высказывания Серова и мысли им навеянные (из записных книжек Коровина) // Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. Т 1. Л., 1971. С. 313.

Просмотров работы: 459