ТВОРЧЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ СВЕТОДИЗАЙНЕРОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТВОРЧЕСТВО ИЗВЕСТНЫХ СВЕТОДИЗАЙНЕРОВ

Устименко В.Д. 1
1Южный федеральный университет Академия архитектуры и искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Световой диза́йн, светодиза́йн (англ. lighting design — проектирование, разработка, конструирование, расчёт освещения) — это направление дизайна, базирующееся на трёх основных аспектах освещения.

  1. Эстетическоевосприятие — важное значение при проектировании и реализации освещения мест с длительным пребыванием людей: зон отдыха, парков, скверов, магазинов, общественных зон и архитектурных форм.

  2. Эргономический аспект — функциональность освещения, способность света влиять на работоспособность, комфортизрительное восприятие.

  3. Энергоэффективность — необходимо понимать, нет ли переосвещенных поверхностей, без весомой на то причины; нет ли освещения пустых мест, без определенной смысловой нагрузки; не превышают ли значения освещенности необходимые по нормативным документам или для выполнения эстетических и функциональных задач.

Каждый из перечисленных аспектов должен быть учтён в работе светодизайнера. В эстетическом смысле светодизайнер должен повысить привлекательность освещаемого пространства, понять, как объект будет взаимодействовать с окружающим фоном (сливаться или выделяться из него), какие эмоции при этом будет вызывать свет. Необходимо помнить и то, что объект будет виден не только ночью, но и днём; учитывать дневной свет и требования безопасности в ночное время (чрезмерная блескость в поле зрения наблюдателя, цветовое и световое загрязнение и т. д.)

Световой дизайн, как и архитектура, не является по отдельности ни искусством, нинаукой, а скорее производной от них отраслью. Профессиональному светодизайнеру необходима не только креативная идея (с точки зрения искусства), но и понимание физических свойств света и принципов работы светильников и источников света (с научной точки зрения).

К свету мы привыкли относиться, как к воздуху или воде: он нам необходим, поэтому человек окружил себя им повсеместно. Красочная подсветка зданий, световые инсталляции и перфомансы стали частью нашей жизни, и свет как инструмент влияния и источник новых впечатлений используется в условиях быстроменяющегося мира.

За развитием светового дизайна и светового искусства в целом важно следить и тем, кто погружен в эту профессиональную область, и тем, кто находится за ее пределами. Причина проста: свет с середины XX столетия стал мощным инструментом, который меняет города и мироощущение человека. Обращаясь адресно к каждому, световой дизайн открывает для нас множество новых возможностей, но вместе с тем может быть использован против нас.

В первую очередь, важно понимать авторское «Я». Личность автора – сильное и значительное для творца понятие. Отстаивать свое мнение сложно и особенно сложно в световом дизайне, где нередко срабатывает закон вкусовщины. Именно поэтому авторы борются за свои методы исследования и приводят доказательства, подтверждающие их правоту и приоритетность мнения перед мнением заказчика.

Ричард Келли

Ричард Келли (Richard Kelly, 1910-1977), американский архитектор и светодизайнер, который по праву считается родоначальником "световой архитектуры" и профессионального светодизайна.

Ричард Келли сыграл важную роль в разработке тех постулатов освещения, которые являются азбукой при создании ночного облика частных и общественных зданий и всего окружающего пространства, благодаря чему наши города перестали "спать" по ночам!

Его можно считать настоящим пионером в дизайне освещения. Он позаимствовал существующие идеи из психологии восприятия и театрального освещения, объединив их в единую концепцию. Ричард оторвался от жестких ограничений, навязанным использованием равномерного освещения как центральной фигуры в формировании световой среды, и предложил в качестве главного критерия оценки освещения ставить прежде всего вопрос не о его количестве, а о качествах, подчеркивающих его индивидуальность. Виды освещения выделенные Келии, были разработаны в соответствии с их функциональным назначением, которое, в свою очередь, направленно на восприятие наблюдателем.

В 1950-х годах Ричард Келли выделил три основные функции света:

  • свет чтобы видеть (общее освещение),

  • свет чтобы увидеть (акцентное освещение),

  • свет чтобы смотреть (декоративное освещение).

В качественном светодизайне, общее освещение - не конечная цель, а лишь инструмент для ориентации в пространстве и фон для более широких возможностей света. Акцентное освещение выходит за эти рамки. Оно подчеркивает особенности окружающего пространства и создает некую иерархию восприятия. С помощью акцентного освещения легко выделить важные моменты и оставить "в тени" не столь значимое, растворяя его в фоне общего освещения. Подсветка может быть использована как основной подход при конструировании архитектурного пространства с помощью света. Декоративное освещение можно сравнить с игрой бриллиантов на солнце - оно радует глаз, на него просто хочется смотреть. Не важно, будут это световые узоры, динамическое освещение или что-то иное, главное что их объединяет одна задача - окунуть наблюдателя в магию света.

Главный творческий принцип Ричарда Келли - это умелое балансирование между этими тремя видами освещения в одном архитектурном пространстве и грамотное сочетание их достоинств в одной концепции, где ничего не присутствует случайно. Хорошо продуманная концепция освещения, является результатом анализа окружающего пространства, правильной постановки задач и грамотного выбора инструментов ее реализации. Светильники - это всего лишь язык светодизайнера, а составить из них поэму, и есть искусство светового дизайна!

Ричард Келли, как художник по свету, приложил руку к более чем трем сотням проектов по всему миру, большинство из которых находятся в США, в том числе:

"Glass House", в Нью-Ханаан, штат Коннектикут (архитектор Philip Johnson, 1948-1949).

Небоскреб "Seagram" в Нью-Йорке (архитекторы Mies van der Rohe, Philip Johnson, 1965).

Небоскребы "Lake Shore Drive Apartments" в Чикаго.

Ресторан "Philip Johnson's Four Seasons" и театр "New York State Theater", в Нью-Йорке

Аэропорт "Eero Saarinen's Dulles", штат Виргиния.

Художественный музей "Kimbell", Форт-Уорт, штат Техас (архитектор Louis I. Kahn, 1972).

Роже Нарбони

Роже Нарбони (Roger Narboni) — светодизайнер и урбанист, руководитель студии Concepto. В 1988 году Нарбони основал в Париже студию Concepto, которая специализируется на архитектурном и городском освещении, а также световом планировании городов.

В портфолио студии Concepto — более 90 мастер-планов освещения и проектов развития световой среды в городах Франции и других стран.

Международное признание получили такие проекты Нарбони, как освещение набережной реки Севр, Ньор, замка Шамбор, Нотр-Дам де Пари, а также световое решение для вантового моста Рион-Антирион в Греции, освещение Большого канала в Гуанчжоу.

Роже Нарбони — инициатор многочисленных международных конференций по световому планированию городов (первая из них — La lumière et la Ville/«Свет и город » — состоялась в 1991 году по заказу Парижского департамента городского планирования в Дефансе) и автор исследований, посвященных этой теме, — одна из ключевых работ La lumière urbaine/«Городское освещение»).

С 1992 года Нарбони является членом французской Ассоциации освещения (Association française de l’Eclairage) и одним из основателей французской Ассоциации светодизайнеров и светотехников (Association française des Concepteurs lumière et Eclairagistes).

Одна из последних крупных работ — световая стратегия для города Париж (Франция).

Дуцзянъянь (Dujiangyan), китайская провинция Сычуань. Световой дизайн: Concepto Studio

Река Гаронна (Garonne River), Тулуза. Световой дизайн: Concepto Studio

Роже Нарбони преподает в Высших Национальных школах природы и ландшафта в Блуа и Версале.

С 1999 года занимается исследованием ночных ландшафтов и световой экологией, один из его ключевых трудов в этой области — «La Lumière et le paysage» («Свет и ландшафт»), 2004.

В 2002 году совместно с Лореном Фачаром стал художественным арт-директором фестиваля света в Лионе Fête des Lumières и в 2003 году возглавил Отборочный комитет фестиваля.

С 2003 года Роже Нарбони сотрудничает в качестве эксперта с Международной ассоциацией городского освещения LUCI.

Роже является куратором журнала Lighting (Illumination in Architecture).

В октябре 2015 году Роже Наброни был хедлайнером конференции «Световой дизайн – 2015. Световая культура» в Санкт-Петербурге.

В апреле 2016 года провел в Высшей школе светового дизайна Университета ИТМО (CLD ITMO University) воркшоп для студентов на тему «Эволюция городского освещения».

Роже Нарбони автор подсветки западного фасада Собора Парижской Богоматери, замка Шамбор и других проектов не только на территории Франции. В своей книге «Освещая ландшафт» (2004) он пишет о двух основных тенденциях в этой области. Или освещение территории максимально приближает ночную картинку к дневной. Или происходит нечто совершенно противоположное: ландшафт обретает фантастическое «звучание» в свете ламп, эффектно изменяющих пространство. Причем в большинстве городов второй принцип доминирует.

Сам Нарбони активно выступает за «ландшафтную идентичность» города:впечатление от естественного рельефа местности и архитектуры не должноменяться с наступлением сумерек, и более того, недопустимо, чтобы ночноеосвещение города негативно влияло на населяющих его животных и растения. Специалиста отличает четкая позиция по отношению к заказчику: все, что делает автор, он делает исключительно для города и людей, которые в нем живут. Роже Нарбони в своем творчестве продвигает идею света, который должен работать на город и человека, который должен быть близок ему. Такая позиция важна, учитывая возможность манипуляции людьми с помощью света. Оказывается, иногда световое решение может быть использовано для отвлечения внимания людей от каких-либо событий или с целью замотивировать их. Поэтому специалисты, которые заставляют заказчика задуматься и принять позицию автора, крайне важны в искусстве светового дизайна.

Инго Маурер

Работы Инго Маурера(Ingo Maurer) легко узнать — больше никто так не работает со светом. Возможно, одна из составляющих успеха метода Инго Маурера заключена в том, что он применил метод графического дизайна к дизайну промышленному. Но это никак не может объяснить того ощущения чуда и восторга, которое вызывают его работы. Инго Маурер создаёт не просто светотехнику, а объекты вневременного искусства и дизайна. Создаётся ощущение, что нет такого материала, который Инго Маурер не смог бы трансформировать в свет. Он — дизайнер, играющий со светом, вызывающий эмоциональное потрясение своими фееричными инсталляциями. Сам он всегда остается немного в тени, но при этом умеет освещать пространство так, что оно принимает образ, воплощающий любой из придуманных им смыслов.

Инго Маурер (Ingo Maurer) родился в Германии в 1932 году в семье рыбака. В 1954–1958 гг. обучался в студии графики в Мюнхене, работал в типографиях Германии и Швейцарии. Затем, в 1960 году эмигрировал в США и работал в Нью-Йорке и Сан Франциско free-lance как дизайнер-график до 1963 года.

В 1966 году Инго Маурер возвращается в Европу и открывает в Мюнхене собственную студию дизайна. В этой студии были созданы легендарные светильники Bulb и Culp (1966, светильник «Bulb» - «Колба» получил в 1986 году премию от Французского Министерства Культуры), Light Structure (1970), Little Black Nothing, Bibibibi (1982), One from the heart (1989), Lucelino Wall и Zettel'z (1999).

Работает Маурер на протяжении многих лет с одним и тем же коллективом. Он не только придумывал и делал осветительные приборы, но и участвовал в создании настоящих «световых симфоний» в интерьерах зданий, на выставках, на показах модных коллекций. Мэтры высокой моды часто обращались к нему, зная, что если Маурер займётся светом на их дефиле — атмосфера волшебства обеспечена.

Инго Маурер проектировал освещение для станции метро «Westfriedhof» в Мюнхене в 1998 году, для атриума «Lafayette Maison» в Париже в 2004 году, для известного отеля и ресторана «Kruisheren» в здании старинного монастыря в городе Маастрихте в 2005 году. В этом же году дизайнер создал знаменитую огромную светящуюся снежинку в Нью-Йорке.

Отель Kruisheren (Маастрихт, Нидерланды, 2005), архитектор Хенк Фос (Henk Vos) — проект этот, возможно, остался бы лишь образцом корректной реставрации, если бы не его яркое (во всех смыслах слова) светодизайнерское решение.

Несмотря на свой величественный статус, Инго Маурер остается настоящим авангардистом, мятежником. И световое решение отеля Kruisheren — лучшее тому подтверждение. Он помещает в «один котел» исторические аллюзии и ультрасовременную, инопланетную, стилистику. От реставрационной концепции, сопрягающей сдержанный минимализм со скромной монастырской архитектурой, не остается и следа. Публике предъявляется новый, драматический образ постройки. Источник драматизма — в самой истории здания: обитель благочестивого уединения превратилась в luxury–объект, готический храм — в средоточие житейской суеты.

Одним из «ударных» световых объектов стал главный вход в отель, который Хенк Фос решил в виде отливающей золотом «трубы». Маурер «раскрасил» его красным светом, заставив каждого вспомнить средневековую цветовую символику: красный — адское пламя, золото — божественное сияние. Другая площадка для светового представления — клуатр. У Инго Маурера он стал антитезой главному входу. Оттенки освещения клуатра меняются, но свет здесь всегда остается холодным, потусторонним. Традиционный фонтан в центре монастырского дворика Маурер заменил эффектной инсталляцией — прозрачный цилиндр возвышается на подсвеченном снизу подиуме. Цилиндр заполнен водой, расположенный внизу самолетный пропеллер заставляет воду бурлить с разной скоростью, которой управляет специально созданная программа.

Фонтан» зрительно поддерживает другая инсталляция — искусственное дерево. Оба удивительных объекта усиливают ощущение присутствия потусторонних сил. Тема потусторонних сил продолжается и в интерьере. «Странный» фосфоресцирующий свет освещает зал для переговоров. Его излучает стол, чей световой орнамент напоминает круги, расходящиеся по воде. Контуры кресел, окружающих стол, также подсвечены холодным белым светом светодиодов. Коридоры освещены небольшими светильниками с двумя светодиодными лампами RGB. В апсиде церкви–ресторана светильники Big Dish смотрятся, как летающие тарелки, свободно парящие на фоне стрельчатых окон над выдержанными в духе функционализма столиками и стульями. Конечно, после вторжения Инго Маурера монастырь меньше всего стал напоминать «тихую обитель». Но связь со Средневековьем не прервалась — в отеле Kruisheren разыгрывается световое представление в духе средневековых мистерий.

Кроме того, дизайн-ателье Инго Маурера разрабатывает световые объекты и системы для жилых и офисных пространств, которые подчас становятся стилеобразующим элементом помещения.

Последнее время Маурер был особенно увлечен созданием светильников с использованием рисовой бумаги. Он чувствует материал, как, может быть, никто другой. Маурера всегда интересовало японское искусство и, в частности, творчество Исаму Ногучи, чьи идеи и образы построены на «акари» — искусстве изготовления бумажных фонарей. Вместе с одним из своих соавторов — Дагмар Момбах Инго удалось изобрести новую технологию обработки бумаги — так родилась коллекция светильников MaMoNouchies (от фамилий Маурер, Момбах, Ногучи). Сам Маурер не называет их светильниками. Для мастера — это загадочное племя духов света.

Смысловым центром интерьера, выполненного в азиатском стиле, может стать «Наnа I» (в переводе с японского «цветок»), подвес Инго Маурера, сделанный из традиционных японских бумажных вееров ичива. В них удивительным образом сочетается японская эстетика и европейская технология, а свет, проходящий через них, запоминает таинственное свечение бумажных фонариков с бумагой васи с удовольствием работают и японские дизайнеры — ее часто используют Исаму Ногучи и Хироши Моришима.

Отель Kruisheren (Маастрихт, Нидерланды, 2005), архитектор Хенк Фос (Henk Vos). Световое оформление - Инго Маурер

Рогир ван дер Хейде

Рогир ван дер Хейде – голландский светодизайнер. Родился в 1970 году, целиком и полностью посвятил себя светодизайну. Всю жизнь Рогира очаровывал свет, уже в детстве Хейде понимал, насколько высокое значение он имеет. Впервые попробовать себя на этом поприще Рогир смог в школьном театре, где занимался установкой света, однако, он не мог смириться с тем, что по окончанию постановки вся его работа исчезает, не оставляя следа.

Рогир занялся поисками учебного заведения, в котором его могли бы обучить светодизайну, но на тот момент подобных мест еще не было, и Хейде пришлось идти в кино. Он считал, что между кино и светом много общего – и то и другое рассказывает историю. После окончания учебы Рогир вернулся в театр, продолжил устанавливать освещение для постановок.

Ощущение «утекаемости» работы его не покидало, поэтому Хейде занялся собственным делом, которое, однако, быстро забросил, поскольку его интересовала буквально определенная сторона дизайна – художественная, в то время, как инженерная составляющая была ему в корне не интересна. Рогир перешел на работу в крупную компанию, где получил больше возможностей приложить свой талант.

На данный момент Рогир является одним из наиболее известных светодизайнеров во всем мире. Стоит отметить, что Хейде так сильно увлекается светом, что вокруг освещения построена вся его карьера. Рогир много работал по всему миру, занимаясь проектами в крупнейших городах, вроде, Лондона, Амстердама, Токио и много сотрудничал со знаменитыми дизайнерами (например, Ричардом МакКормаком, Куполом Миллениумом, Захи Хадидом и т.п.). Сейчас он занимает пост главного дизайнера «Philips Lighting», а также вице-президента «Philips».

Рогир ван дер Хейде много вложил в основание светодизайна, как направления. Сейчас он преподает в Королевской академии изящных искусств, а до этого был профессором Технического университета Граца.

Рогир не раз заявлял о том, как он горд достижениями современного светодизайна, тем, что сейчас этому ремеслу можно обучиться, а также как он восхищается техническими усовершенствованиями процесса.

Среди его крупных работ:

  • Светоинсталляция для «Louis Vuitton».

  • Световое оформление музея современного искусства «Stedelijk». Эта работа заняла у Рогира целых 8 лет!

  • Световая скульптура «Force Field» (с англ. «Силовое поле») в Лондоне.

Заключение

Светодизайнеры используют различные методы исследования. Прототипирование помогает использовать свет с разными типами материалов, в результате чего возникают новые формы взаимодействия света с освещаемым объектом. Натурные исследования связаны с наблюдениями. Когда идет работа с архитектурной формой, важно понимать образ архитектуры со светом и без него. Учитывая особенности освещения, светодизайнер становится постоянным аналитиком происходящего.

« Специфика светового дизайна в том, что, если естественный источник дает представление обо всем здании, всей улице или комплексе, то искусственный свет дает представление выборочно ».

Генеративные исследования позволяют сгенерировать то, чего еще не существует в природе. Так специалист знакомимся с формой и с тем, насколько она адекватна по отношению к его идее. Крайне важна работа с первоэлементами, в которой нет цели впечатлить или доказать. Такой метод исключает все лишнее, оставляя лишь источники света и чистое творчество. Другой метод – вербализация, или облако слов: в таком случае все смыслы собираются воедино при виде объекта, проекта или задачи, после чего они линейно связываются и впоследствии влияют на решение проблемы. Светодизайнеру важно понять, как живет пространство без его света, поэтому метод наблюдения используется особенно часто.

От широты взгляда и личной коммуникации специалиста с искусством возникает позиция автора, которая со временем становится более мощной. Так, светодизайнер обращается к миру живописи, где есть наработки, которые он может использовать в своем творчестве. Интерес и жажда новых знаний должна сопровождать его всегда.

Вопросы гуманизации, экологии, урбанизации и культуры – важные темы, по отношению к которым людям творчества необходимо выстроить свое отношение. Когда наступит тотальная эпоха искусственного интеллекта, человек вновь обратится к себе и начнет себя постигать. Поэтому, пожалуй, самой важной задачей светодизайнера является решение проблем, перед которыми стоит общество.

Свет – это мощный инструмент, с помощью которого можно манипулировать обществом. Именно поэтому человеку важно понимать значение световой культуры в городе, чтобы избежать стороннего контроля над своими эмоциями. Но световой дизайн имеет еще и колоссальное социокультурное, даже философское значение.

Список использованных источников:

  1. ERCO The Light Factory(перевод с англ., С.Сизый),Мир дизайна,Точка Опоры, DOCOMOMO New York/Tri-State, Dexigner.

  2. http://news.ifmo.ru/ru/science/photonics/news/6673/

  3. https://www.mdm-light.ru/publications/articles/649/

  4. https://designbd.ru/article/rogir-hejde/

Просмотров работы: 622