СВЕТОВОЙ ОБРАЗ ИНТЕРЬЕРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СВЕТОВОЙ ОБРАЗ ИНТЕРЬЕРА

Чувараян Л.Т. 1, Лебединская А.Р. 1
1Академия Архитектуры и Искусств Южного Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Свет окружает нас повсюду.

Мы не задумываемся о роли и значении его, поскольку воспринимаем свет как должное.

Именно свет является главнейшим материалом зрительных образов, основой восприятия и формирования в нашем сознании художественных образов окружающей среды.

Это объясняется и двумя основополагающими принципами: возможность видеть и достоверно оценить окружающий мир, а также возможность увидеть данный мир в цвете. Эти принципы важны как для человека в быту, жизни, так и в архитектуре, поскольку в интерьере свету принадлежит важнейшая роль, не менее важна, чем остальные факторы.

Светодизайн является особой сферой современного проектного творчества, которое изучает и использует особенность окружения, позволяющего не только рассмотреть картину мира, но и ощутить себя проектировщиком в нашей жизни.

У света есть еще одна особенность: он создает иллюзии. С его помощью можно зрительно увеличить или уменьшить пространство.

Особенно важная роль света и созданных им образов в выставочных центрах и музеях.

Рассмотрим решения в области светодизайна на примере Государственного Эрмитажа. Это, пожалуй, первый музей в нашей стране, в котором решили использовать все новшества светодизайна, а также профессионально подойти к освещению произведений искусства.

Можно вспомнить тезис французского критика Патрика Пелиссона, который, посетив музей в провинции, отметил: «Ходишь по залам, смотришь на картины, а разглядеть ни черта не можешь: там блики, здесь мраки. Зайдешь справа, зайдешь слева, крутишь головой, чтобы разглядеть наконец хоть что-то. Из темных углов таращатся то ли бюсты французских энциклопедистов, то ли тени умерших и непризнанных гениев. Вышел на улицу и задумался: «Собственно, где я только что побывал?».[1]

Действительно, когда отсутствует правильное освещение, то посетители музея не могут получить должного эстетического удовольствия, а шедевры, что немаловажно, должны быть достойно освещены.

Основная часть

Интересен опыт использования осветительных приборов в музее в Эрмитаже, в г.Санкт-Петербурге.

Каждый зал имеет свои особенности освещения, исходя из темы, задачи, которая стоит.

Государственный Эрмитаж – один из первых российских музеев, где эта проблема решалась на самом современном уровне. Профессиональный подход светодизайнеров в оформлении интерьеров усиливает эффект всей экспозиции. [1]

Например, в залах британской живописи задача стояла следующая - картины нужно осветить так, чтобы полностью сохранилась живописная цветопередача. Примерно так научный сотрудник Эрмитажа и хранитель британской коллекции Елизавета Ренне сформулировала задачу светодизайнерам. Экспозиция размещалась в дворцовых залах, где сохранилась дореволюционная отделка интерьеров – с тончайшей росписью потолков, пастельными тонами стен и старинными люстрами. Дизайнерам предстояло, используя новые технологии освещения, очень корректно и точно разместить в пространстве каждого зала необходимые осветительные приборы.

При проектировании экспозиционного освещения были сделаны несколько вариантов расчетов, которые позволили определить типы светильников и их оптимальное положение. При выборе источников света выбор пал на источники света с низковольтным шинопроводом, размещенным на кронштейнах так, чтобы не возникало диссонанса с интерьером. Трансформаторы, кабели сигнализации и освещения, металлоконструкции спрятаны под штукатуркой.

Сегодня существует несколько серий светильников мощностью от 20 до 500 Вт, разработанных фирмой ERCО специально для освещения художественных экспозиций. С их помощью нередко решают проблему освещения вертикальных поверхностей, а также создают локальную «подсветку» экспонатов. Эти светильники хороши и в камерных интерьерах, и в парадных залах. В экспозиции британской живописи применены светильники серии Castor QT12 50W 12V (для освещения картин) и светильники серии Trion Ceiling Washlight QT32 250W 220V (для освещения интерьеров).

Поскольку в залах музея свет естественный сочетается со светом искусственным – а это представляет определенную сложность в распределении световых потоков, – для создания оптимальных решений светодизайнеры использовали компьютерные программы IDEALUX и LUCY ERCO, снижающие погрешности расчетов до минимума. Сочетание экспозиционного искусственного и общего естественного освещения (большое количество окон), а также света старинных люстр потребовало применения системы программного автоматического управления освещением ERCO Lightcontrol, которая в Эрмитаже была использована впервые.

Освещение залов и картин, где экспонируется живопись Рембрандта, стала первым совместным российско-голландским проектом. В нем приняли участие многие сотрудники музея, в том числе и хранитель голландской экспозиции Ирина Соколова и куратор проекта Светлана Филиппова, а также голландские специалисты во главе с известным дизайнером Йовой Кес-Йоваком.

Наилучшее впечатление картины производят при естественном освещении. Однако в пасмурные дни, которыми славится Санкт-Петербург, без дополнительной подсветки вряд ли удастся получить эстетическое удовольствие от просмотра. К тому же свет из окон, напротив которых расположены многие шедевры Рембрандта, создает блики на поверхности картин. Главная цель нового проекта – сделать так, чтобы распределение светового потока было равномерным, максимально мягким и естественным, без ярких пятен и резких теней. Чтобы внимание зрителя акцентировалось только на полотнах гениального художника.

Для освещения экспозиции были применены светильники серии Gimbal QT12 50W. На некоторых из них были установлены дополнительные рассеивающие линзы, способные дать "мягкую растяжку" по фону полотна. Общее интерьерное освещение обеспечивалось светильниками Trion Ceiling Washlight Т16 54W 220V, размещенными на специальных щитах.

Но далеко не всегда удается разместить светильники в той точке пространства, которую рекомендует компьютерная программа. Поскольку интерьеры музея сами по себе являются ценнейшими экспонатами, дизайнерам нужно было расположить осветительную технику так, чтобы она органично вписалась в старинные дворцовые интерьеры.

Рис.1 – Варианты освещения залов и выставочных стендов в Эрмитаже [1]

Рис.2- Вариант освещения картин

Обратим внимание на особенности подсветки картин. Эффект освещения состоит в том, что создана иллюзия «живости», кажется, что герой на картине светится и излучает свет. Этим достигается акцент внимания на данную картину.

Интересен опыт использования светодизайна в Зале памяти Карла Фаберже – новая постоянная экспозиция в Главном штабе.

Представлены изделия знаменитого ювелира, его наследие.

Зал открывается темно-бордовой комнатой, в которой проводится знакомство посетителей с биографией и историей самого мастера.

Освещение всей комнаты выключено. Весь акцент только на экран, в котором непрерывно идет видеотрансляция. Установлены удобные пуфики, на которые можно сесть и послушать. Следующий зал – освещение вдоль стен и в центр зала, где представлены миниатюрные копии императорских регалий.

В экспозиции представлено наследие крупнейшей в России ювелирной фирмы, основанной знаменитым Карлом Фаберже, показано дальнейшее развитие ювелирного и камнерезного искусства, достижения современных мастеров. В двух залах, выделенных под постоянную экспозицию, представлено 110 предметов, в третьем зале – для временных выставок – открывается выставка «Фаберже и Великая война». [2]

Рис.3 – Освещение центрального стенда экспозиции Зала памяти Карла Фаберже. Фото автора

Особой интерес с точки зрения светодизайна вызвала экспозиция, где представлены произведения мастеров Музея императорского фарфорового завода.

Отдел «Музей Императорского фарфорового завода» был создан в 2001 году, когда Эрмитаж принял в свои фонды коллекции старейшего в России Императорского фарфорового завода, основанного императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году. Это стало возможным после приватизации фарфорового завода, когда коллекции бывшего заводского музея были признаны государственными и вошли в состав Музейного фонда Российской Федерации. [3]

В конце сентября прошлого года в Главном штабе открылась выставка «Метаморфозы фарфоровой пластики Инны Олевской», подготовленная Государственным Эрмитажем и АО «Императорский Фарфоровый завод». Её работы — самобытное и яркое явление в русском художественном фарфоре. [4]

Инна Олевская создает оригинальные произведения, которые представляют собой симбиоз живописи и скульптуры. Ее узнаваемый творческий стиль формирует сочетание традиций и новаторства, объединение художественного наследия и современности. Будучи художником-экспериментатором, обладающим колоссальной творческой энергией и склонным к концептуальному мышлению, она предлагает неповторимые дизайнерские решения в фарфоре. На выставке будут показаны произведения, созданные на тему литературы и поэзии, а также работы, посвященные осмыслению наследия авангардного искусства. Инна Олевская предлагает зрителю своеобразный диалог форм искусства в пространстве и времени. [5]

Анализируя композицию ее искусства, с точки зрения основ светодизайна, можно отметить, что цель - создать эффект и сюрреализма и используя определенную подсветку, создать большие тени самих произведений. Посетителю кажется, что он оказывается в некой сказке, другом измерении, что достигается с помощью использования светодиодных ламп, не видных зрителям.

Рис.4. – Освещение выставки работ Инны Олевской

Инна Олевская создает оригинальные произведения, арт-объекты, которые представляют собой симбиоз живописи и скульптуры. Будучи художником-экспериментатором, обладающим колоссальной творческой энергией и склонным к концептуальному мышлению, она предлагает неповторимые дизайнерские решения в фарфоре.

На выставке показаны произведения, созданные на тему литературы и поэзии, а также работы, посвященные осмыслению наследия авангардного искусства. В процессе создания художественных ансамблей художник уделяет серьезное внимание формам, взаимодействию всех пластических элементов и фактуре изделий. Инна Олевская предлагает зрителю своеобразный диалог форм искусства в пространстве и времени. [5]

Рис.5. – Освещение стенда предметов женского гардероба

Рис.6.- Экспозиция выставки «Метаморфозы фарфоровой пластики Инны Олевской» [6].

Суперсовременный дизайн, техногенность, история моды, театральность. Сочетание скульптуры, живописи и ювелирного искусства. И это всё — Олевская [7].

Таким образом, в Эрмитаже активно используются все виды потоков света в пространстве – и точечный, рассеянный прямой свет.

Заключение

В данной работе рассмотрены варианты светодизайна в Государственном Эрмитаже.

Отмечено, что в разных стендах и экспозициях используются разные приемы светодизайна, исходя из цели и задачи, например - сохранение живописной цветопередачи в картинах, создание эффекта сюрреализма арт-объектов, подчеркивание блеска драгоценных камней в произведениях мастеров ювелирного искусства и т.д.

Таким образом, каждый шедевр должен быть достойно освещен.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Иллюминатор. Журнал световых решений.2003.№2 (4) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.illuminator.ru/article_418.html

  2. Музей Эрмитаж. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/virtual_visit/virtual_hermitage/staff/?lng=ru

  3. Интернет-журнал Коллекция: [Электронный ресурс]. -Режим доступа:https://faleristika.info/?p=8096

  4. Интернет-журнал Ювелирум [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://juvelirum.ru/plastika-farfora-ermitazh-pokazhet-raboty-inny-olevskoj/

  5. Интернет-журнал Коллекция: [Электронный ресурс]. -Режим доступа:https://faleristika.info/?p=8096

  6. Интернет-журнал Коллекция: [Электронный ресурс]. -Режим доступа:https://faleristika.info/?attachment_id=8119

  7. Интернет-журнал Коллекция: [Электронный ресурс]. -Режим доступа:https://faleristika.info/?p=8096

Просмотров работы: 148