О ЗНАЧЕНИИ СЛОВА "КЛИМАТОЛОГИЯ" В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

О ЗНАЧЕНИИ СЛОВА "КЛИМАТОЛОГИЯ" В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Пятакова Е.А. 1
1Институт Архитектуры и Искусств Южного Федерального Университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Переосмысление самого понятия,

новый подход к слову

ради нового подхода к проектированию.

«Системный подход в градостроительстве – это способ мышления по отношению к объекту исследования, городу». Останавливая свой взгляд на городе, мы игнорируем отдельные объекты строительства. Казалось бы, используем один и тот же принцип системного подхода: настраиваем микроскоп на нужные уровни восприятия, игнорируя одно и обращая внимание на другое. Однако при одном и том же способе, можно прийти к разному результату. Как правило, системным подходом пользуются, чтобы уйти от небольших объектов и рассмотреть их работу в совокупности. А если сделать наоборот? Начать от города и прийти к его маленькому компоненту – для примера возьмем жилую единицу.

Говоря о четырех стенах1 любого характера, мы говорим о городе. Любое здание помещается в городскую среду, как в капсулу со своей микрофлорой. Причем климат городской среды не совсем соответствует климату территории, на которой таковая среда расположена. Об этом подробнее с позиций современной урбанистики.

Рис 1. Авторская схема.

Не будем писать о происхождении слова климат. "Наклон" – такой подход существует, он описывает основу климатологии, от которой мы попробуем абстрагироваться, принять за данное и обратить взгляд на другие вещи.

При разборе характеристик, которым архитектору стоит уделить внимание, мы всегда первым делом говорим: «Территория». Каждый знает: определенной территории соответствует определенная климатическая система. Разберем корень «климат» через образное восприятие. Для этого используем другой язык: когда мы описываем слово синонимичными словами, его значение воспринимается ассоциативно.

Climate: 1) Weather - the weather conditions that an area usually has, 2) Situation – the situation, feelings, and opinion that exist at a particular time. Example, terrorism creates a climate of fear.

Заметим, что в обзор входит расчет за «particular» (определенный, конкретный) time, и сразу посмотрим на пример, данный строчкой ниже. Адаптированный перевод будет: «терроризм создает ощущение страха». Мы понимаем, работая с образными ассоциациями к слову «climate», страх – это «облако», не просто накрывающее город, но и распространяющееся по всем его участкам. Отсюда и связь изначально разных слов «климат – обстановка – ощущение». Закрытое окно или крепостные стены – в тот самый, «определенный», момент времени «облако» проникает и воздействует. На этом остановимся и посмотрим на рисунок, которым мы будем пользоваться в последующей работе. Привычное понятие климата, в качестве наклона2 нам придется оставить в стороне и углубиться в анализ.

Рис. [2]. Ввод уровней.

В анализе мы условно разделим процессы на три уровня. Итак, разберем каждый.

Рис. 3. Авторская схема «уровень среда».

На этом уровне берется самое первое значение слова климат – наклон. Основа состоит в делении участков земли или даже Земного шара по исследованиям погодных характеристик за многолетний период.

Пример, для территории Ростовской области характерен умеренно-континентальный климат умеренного пояса. Городу Ростову-на-Дону присуще яркое палящее солнце.

Рис. 4. Авторская схема «уровень город».

Выделить уровень можно на основе урбанистического подхода. Характеристики средового уровня преобразуются, город вносит в них серьезные корректировки. Стекло отражает лучи солнца, асфальт излучает тепло, блоки многоквартирных жилых домов, офисных и торговых центров ловят потоки ветра и преображают их направления. Этот уровень не имеет жестких рамок, он находится в постоянном движении.

Последний уровень – четыре стены. Это микроклимат помещения, в котором прибывают люди. Уровень проектируется человеком в зависимости от назначения здания, которое влияет на время пребывания.

Отдельно давайте поговорим о понятии связей. Несложно заметить, что все три уровня оказывают неравнозначное по силе влияние друг на друга. Его мы продемонстрируем через связи. Осознавая значимость данных взаимодействий, мы способны приблизиться к пониманию системного подхода в проектировании.

Рис. 5. Авторская схема «связанная работа всех уровней».

Усовершенствуем пример, данный в описании средового уровня. Для территории Ростовской области характерен умеренно-континентальный климат умеренного пояса, пасмурная зима, сухое и жаркое лето. Обилие ветров, большая разница в температурах. Предположим, мы работаем над проектом безлифтового многоквартирного жилого дома (город Ростов-на- Дону). Мы можем использовать информацию с привычным подходом к слову климатология: на юге дома расположим защитные устройства от солнца, пластику фасада оставим – этажность небольшая, ветровые потоки не будут создавать большой нагрузки. Зная про обильные дожди, поднимем цоколь на отметку пяти ступеней +0. 750. А можем расширить восприятие, обращаясь ко всем трем уровням.

Рис. 6. Авторская схема «основная концепция».

Исследуем район проектирования: напротив стоит многоквартирный дом высотой 15 этажей, его фасад с витражным остеклением. Учитываем отражение солнечных лучей от витражей при проектировании. Смотрим на блоки домов вокруг, создаются ли неконтролируемые ветровые потоки? Но не забываем об уровне четырёх стен: мы знаем параметры, к которым нужно прийти, и работаем над вопросом с самых первых стадий проекта.

Не рассматривая ситуацию глобально, мы перестаем прогнозировать развитие сложных систем, исправляем ошибки, а не предотвращаем их появление. Реальный пример: г. Ростов-на-Дону, Левенцовский район. Большие площади внутренних дворов, проекты по благоустройству – детские площадки и удобные подъезды для машин, но какие сложности с озеленением. Ни одного дерева в пределах внутреннего двора на текущий момент не прижилось – температура +30 летом (средовой уровень) ощущается, как +40 в связи с излучением тепла от асфальта и бетона (уровень город). В таких квартирах окна всегда будут зашторены, чтобы жара извне не нарушала внутренний микроклимат (уровень «четыре стены»).

Можно ограничиваться географическим положением, а можно лишь воспринимая разницу температур как движение воздуха, создавать архитектуру. ЛеКорбюзье3 ставил солнце на первое место среди материалов и средств, с которыми имеет дело архитектор. Ниже вы видите простые зарисовки, в которых концепция «Sun Breaker», дословно - солнечных барьеров, описана наиболее понятным способом. Кстати, в архитектурных кругах известнее перевод солнечных барьеров в качестве «солнцерезов» (с французского brise-soleil).

Рис. [7].

Принцип работы солнечных барьеров можно записать так:

«Благодаря фиксации горизонтальных рам перед окном комната получит меньше солнечных лучей в полдень летнего периода, в то время как в другие времена года в окна проникнет достаточное количество солнечных лучей. Таким образом будет не просто обеспечено более комфортное проживание, но и затраты на кондиционирование помещений будут меньше».

При этом Ле Корбюзье не создавал «дом солнца» при помощи строгих физических расчетов – сохранение энергии на поддержание внутреннего климата дома похоже не являлась для него главной задачей. Но, обратите внимание, во всех областях архитектуры, связанных с темой строений, «реагирующих на солнце», или даже «терапевтической» (heliotherapeutic) архитектуры, Ле Корбюзье стоит среди ключевых фигур. Почему это происходит? Возможно, привычное для нас разделение на людей, знающих лишь своё дело, выполняющих лишь свою работу, в данном случае теряет смысл. Это и есть часть системного подхода, к которому я хотела бы подвести. Вы можете не проводить точный расчет инсоляции, к примеру, но вы просто обязаны понимать, как эти процессы работают. Интересно, что чем большую декомпозицию глобальных понятий вы проведете, тем большая будет вероятность корректной работы вашего плана и объемного решения. Иными словами, системный подход в данном случае предполагает, что вы посмотрите на «знание» c высоты птичьего полета, существенно обобщите и увидите картинку в целом.

Так, Ле Корбюзье не работал климатологом, метеорологом, он не был физиком. Но его «поэтический» подход работал и, несомненно, выигрывал. Архитектор пытался понять ритмы солнца – такое глобальное обобщение знаний позволяло соединить в себе подход ученого со взглядом поэта.

Рис. [8]. Le Corbusier, from Le Poeme de l'Angle Droit (1955)

Четыре прямоугольника, звездочка солнца и кривая линия – едва ли это кажется вам серьезной работой в сфере климатологии. Но теперь я попрошу вас посмотреть на работу с другой точки обобщения: эта картина показывает движение солнца над и под линией горизонта. Она также имеет сходство с инженерным графиком изменения (увеличения и уменьшения по мере движения солнца) теплоты в течение дня, при этом линия горизонта является нулевой линией.

В статье уже использовалось словосочетание «терапевтическая архитектура», это хорошо отражает идею, поэтому завершим данный пример небольшим отрывком из статьи 264. Адаптированный перевод будет таким: «Глава 26. Для каждого жилища должно быть определено количество часов солнечного минимума. Науке, (в изучениях солнечной радиации), известны лучи необходимые для человека и способные нанести вред его здоровью. Солнце – творец жизни. Солнце должно проникать в каждое жилище хотя бы на определенный часовой минимум, даже в те времена года, когда солнечные лучи весьма скудны. Общество не будет больше мириться с ситуациями, в которых семьи отрезаны от солнца и просто обречены на проблемы со здоровьем. Учитывать солнечный свет – новый и основнойдолг каждого архитектора».

Но не только солнце составляет небосвод. Ле Корбюзье работал с микроклиматом помещения, обращаясь к солнцу. Однако в первой части статьи мы решили: любое здание помещается в городскую среду, как в капсулу со своей микрофлорой. Последний пример как раз и будет основан на непременной связи микрофлоры города и жилой единицы.

Какова основная проблема любого многоквартирного дома? Правильно, все находятся не в одинаковых условиях. Как логичный предприниматель, вы не можете располагать квартиры только на благоприятном юго-востоке и юго-западе, не можете обеспечить каждую комнату большими окнами с выходом в парк или другую рекреацию. Но, как архитектор, вы обязаны найти решение.

В игре с планировками прямоугольное пространство все-таки одержало победу и привело к стандартному итогу: комната большая, окон недостаточно и смотреть в них не хочется. Никогда человек не откроет окно, выходящее на шумный проспект или даже во двор, который просто психологически принадлежит «тем другим, что живут рядом». Связи, которые мы выводили в первой части, терялись, поэтому появилась идея разрезать блоки дома сквозными маленькими не перекрываемыми пространствами, в которые можно было бы вывести окна. На плане ниже выделены два рассматриваемых нами участка.

Рис. 9. План авторского проекта многоквартирного жилого дома.

Представьте детский сувенир: стеклянный шар с искусственным снегом и маленькой фигуркой внутри. Ничего лишнего, трясем шарик и получаем снегопад. В проекте то же самое: сквозные «аквариумы», вместо фигурок – хвойные деревья, один вход и только для обслуживающего персонала. Идет снег, и ваши дети зачарованно смотрят на «волшебный шарик». Идет дождь, и вы откроете окна, чтобы почувствовать таинственный запах, вызываемый соединением геосмин5. По проекту устанавливались зеркальные стекла, чтобы жильцы не мешали друг другу наблюдать за волшебным садом.

Рис. 10 и 11. Пояснение к планам авторского проекта.

В этом проекте была попытка не только найти, но и вывести невидимые связи города и квартиры на поверхность. Небольшая высота проектируемого дома (5 этажей) позволила не перекрывать атриумное пространство.

Рис. 12. Авторский проект – визуализация.

Решений может быть масса, всё только у вас в голове. Часы и солнечные карты, солнецерезы, установленные перед окнами современных строений, Корбюзье, возможно, сказал бы: «Дом – ребенок солнца», но наша идея в симфонии. Симфония знаний, симфония чувств, архитектурная симфония.

Таким образом, системный подход в градостроительстве – это способ мышления. Мы давно знаем, что климатология – раздел метеорологии, изучающий климат, но для архитектуры этого недостаточно. Так, может, нужно переосмысление самого понятия? Новый подход к слову ради нового подхода к проектированию.

ПОЯСНЕНИЯ К РАБОТЕ:

четыре стены1 – подразумевается микроклимат любого жилого пространства.

наклон2 – перевод слова «климат» с греческого. Имеется в виду наклон солнечных лучей к горизонтальной поверхности.

Ле Корбюзье3 - французский архитектор швейцарского происхождения, пионер архитектурного модернизма и функционализма.

Статья 264 – глава из Афинской Хартии 1933 – 1941г.

Геосмин5 – (geosmin) органическое соединение, из-за которого люди слышат «запах дождя».

Рис. [2] – авторская схема на основе постера к сериалу по роману Стивена Кинга «Под куполом».

Рис. [7] – https://www.dragon1.com/research/architecture-principles

Рис. [8] – http://solarhousehistory.com/blog/2013/10/28/le-corbusier-and-the-sun

ИСТОЧНИКИ:

https://www.factroom.ru/facts/8041

http://solarhousehistory.com/blog/2013/10/28/le-corbusier-and-the-sun

https://www.dragon1.com/research/architecture-principles

Просмотров работы: 229