ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ, ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Дудаков А.Д. 1
1ФГБОУ ВО "Ивановский государственный политехнический университет" Иваново, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С момента своего появления концепция трансформации рынка позиционировалась скорее как стратегия маркетинга, рыночно-ориентированный подход в рамках реализации энергетической политики. Привлекательность данной программы для исследователей в том, что преобразования рынков, связанные с реализацией проектов рыночной трансформации, хорошо документированы, что позволяет не только сопоставлять содержание и результаты программы с теориями диффузии инноваций, экономическими теориями, но и экстраполировать имеющиеся подходы на задачи исследования неэнергетических рынков.

Трансформация рынка в данном случае определяется как процесс стратегического вмешательства в рыночное пространство для создания устойчивых изменений в поведении рынка путем устранения выявленных барьеров или использования возможностей для ускорения внедрения экономически и энерго-эффективных решений в стандартную практику.

Анализ современных работ по проблемам трансформации рынков показывает, что актуальность этой темы обосновывается усилением процессов глобализации, информатизации бизнеса, а объектом исследования наряду с рынками ключевых ресурсов или общественных благ все чаще выступают товарные и информационные рынки. Действительно, глобализация экономики стала ключевым фактором, стимулирующим процессы трансформации многих отраслевых рынков. Причинами этого является стремление к расширению рынков сбыта и поставок, покупке технологий и высокодоходных бизнесов, защита от конкурентов.

В рамках неоклассической экономической теории проблема трансформации рынка в явном виде не ставилась, хотя парадигма «Структура-поведение-результативность» предполагает наличие обратных связей, обозначающих возможность воздействия на поведение участников рынка и его структуру как реакцию на низкую результативность отраслевого рынка.

Моделирование организационно-экономического механизма трансформации рынка как стратегического проекта возможно посредством выделения двух переменных – целей и причинно-следственных связей. Это в свою очередь предполагает и выявление зависимой от них переменной – оценки уровня неопределенности рыночной ситуации. Воспользуемся схемой Дж. Томпсона (рис.1), теоретически обосновавшего зависимость уровня неопределенности от сочетания значений переменных цели и причинно-следственных связей в процессе принятия стратегических решений.

   

Ожидания, касающиеся результатов

трансформации рынка

 

Определенность

Неопределенность

Оценка уверенности в причинно-следственных связях

Неопределенные

Трансформация 2 типа (сегмент 3)

Трансформация как фаза инновационного развития

Определенные

1

Трансформация 1

типа (сегмент 2)

Рис. 1. Типы трансформаций рынка

Сегмент 1 характеризует устойчивость структуры рынка, также как и распространенные в рыночной среде цели экономических организаций.

Сегмент 2 характеризует проект трансформации, предполагающий высокую неопределенность в отношении результатов, при этом достаточно четкое понимание механизмов, на которых должен выстраиваться новый контур рыночного пространства. Так, появление прикладного подхода к «трансформации рынка» развивает идеи возможности и оправданности вмешательства государства в экономику в случае неэффективности рыночного механизма, торможения процессов развития. Трансформация рынка в данном случае определяется как процесс стратегического вмешательства в рыночный механизм для создания устойчивых изменений в поведении рынка путем устранения выявленных барьеров. Трансформации такого типа чаще всего ориентированы на стимулирование экономических организаций, их партнеров и потребителей к инновационному поведению специальными средствами государственной промышленной и инновационной политики.

Сегмент 3 характеризует в определенной степени противоположную ситуацию, когда существует высокая неопределенность по поводу характера, направления и динамики изменений в структуре межфирменных и внутрифирменных взаимодействий на рынке (причинно-следственных связей) в условиях наличия в деловой практике других рынков апробированных сценариев будущего либо их заданности извне (как параметров госрегулирования). Сегмент 3 характеризуется в целом более высоким уровнем неопределенности по причине взаимодополняемого характера необходимых для получения результата организационных и технологических инноваций.

Сегмент 4 характеризуется самым высоким уровнем неопределенности, связанным как со сложностью планируемых усилий, так и с отсутствием четкой картины желаемого результата. Такая ситуация обычно не располагает ни бизнес, ни государство к формирующим стратегическим действиям, как правило, речь идет об инновационном сценарии развития отраслевых компаний, осуществляющих пилотные проекты, стратегические альянсы по модели «обмена знаниями», преследующие цели развития рыночной ситуации по наиболее благоприятному для них сценарию. С понижением уровня неопределенности вопрос о проекте трансформации рынка может снова стать актуальным.

Таким образом, изучение процессов трансформации рынков предполагает привлечение методологических подходов экономической науки, социологии, социальной психологии, эволюционной синергетики.

Ключевыми субъектами мирового рынка строительных услуг являются крупные строительно-подрядные транснациональные корпорации (ТНК), конкурентоспособность которых на мировом рынке строительных услуг определяется такими факторами, как: структура и характер предлагаемых компаниями услуг; уровень цен и условия платежа и финансирования; используемые технологии проектирования, строительства и передачи объекта; наличие опыта и квалификации в области управления строительством и управления проектом. Кроме этого, важную роль играют формы контрактов, преобладающие на рынке в данное время, определяющие степень и форму участия компаний-подрядчиков в реализации зарубежных строительных проектов.

На протяжении последних тридцати лет спрос на мировом рынке строительных услуг имеет тенденцию смещения к реализации относительно небольших проектов в совокупном объеме инвестиций до 200 млн. долл. США. Крупнейшие строительные ТНК в данных условиях были вынуждены включаться в конкуренцию за малые и средние объекты строительства, на которые в предыдущие периоды времени они вовсе не обращали внимания. В сложившихся условиях преимущества ТНК в сфере управления крупными проектами и мобилизации существенных ресурсов уже не гарантировали их несомненной конкурентоспособной позиции на рынке. В не менее сложной ситуации оказались и компании средних разрезов, в сферу интересов которых начали интенсивно внедряться крупные подрядные ТНК, поэтому сохранить свои конку- рентные позиции на рынке могли только компании, технологическая специализация которых ярко выражена.

Следует учесть, что среди критериев выбора подрядной компании важную роль играет его способности к обеспечению качества, комплектности и своевременности поставок оборудования и материалов на объект. Особенно высоко значение обеспечения поставок в промышленном строительстве, когда удельный вес услуг компании-подрядчика по обеспечению поставки оборудования – не менее 50% от совокупной стоимости проекта.

Практика функционирования мирового рынка строительных услуг свидетельствует, что заказчики зачастую используют заемное финансирование для реализации проектов. Высокая доля в структуре совокупного спроса заказчиков из развивающихся стран обусловила широкое развитие кредитования на мировом рынке, при этом не обязательно классические банки являются основными кредиторами.

Особая роль в трансформации мирового рынка строительных услуг, как и в развитии других отраслей экономики, принадлежит технологическим инновациям, поскольку в последние десятилетия происходили серьезные изменения в оборудовании и материалах, используемых в строительстве.

Существенное трансформирующее влияние на современный мировой рынок строительных услуг оказали также информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), открывшие новые возможности для развития рынка и распространение которых обостряет конкуренцию на рынке ввиду обеспечения оперативного и недорого информационного обмена между заказчиками, подрядчиками и субподрядчиками, а также между штаб-квартирами и филиалами ведущих строительных ТНК. ИКТ облегчают процедуру организации международных тендеров на строительство, способствуют росту эффективности использования ресурсов в рамках международных инвестиционных проектов. Многие ТНК активно осуществляют собственные НИОКР, тем самым совершенствуя строительные технологии. При этом, следует отметить, что, согласно авторским оценкам, самые высокие расходы на НИОКР в строительстве характерны для производителей стройматериалов (до 5% от оборота), затем следуют инжиниринговые компании (1,5-2%) и, как правило, у подрядных компаний этот показатель не превышает 0,5%.

В России строительный комплекс, несомненно, относится к числу ключевых (базовых) отраслей, развитие которого во многом определяет решение ряда важнейших задач социально-экономического и научно-технического развития нашей страны. В настоящее время в России насчитывается около 218 тыс. различных организаций, которые представляют собой подрядчиков, предприятия по производству строительных материалов, проектные и научно-исследовательские организации, предприятия транспорта и механизации, предприятия, осуществляющие работы по техническому перевооружению, ремонту зданий и реконструкции и т.п.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что конкурентоспособность российского сектора услуг, включая строительный, намного уступает отраслям топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической промышленности. Хотя при этом отмечается повышение доли услуг в добавленной стоимости, создаваемой в нашей стране в 1995-2015 гг. с 40 до 65%. Более интенсивный рост наблюдается в сфере услуг оптовой и розничной торговли, финансовых и посреднических услуг.

Задача повышения конкурентоспособности национальной экономики является высоко актуальной для отечественных строительных организаций, особенно для сектора жилищного строительства. Потенциал роста этой конкурентоспособности, однако, ограничен, как отмечают многие отечественные ученые, недостаточным уровнем развития конкурентной среды и несовершенством реализуемого механизма функционирования строительных компаний. Решение данной проблемы весьма важно, что подтверждается:

  1. существенным уровнем монополизации крупных строительных компаний, которые ограничивают конкуренцию на рынке жилищного строительства и препятствуют развития малого бизнеса в данном секторе;

  2. опережающими темпами роста цены одного квадратного метра общей площади на первичном рынке над темпами роста ввода в действие новых жилых домов;

  3. несовершенством существующих методик оценки конкурентоспособности субъектов российского рынка строительных услуг.

Высокая значимость строительства в национальной экономике определяется тем, что она призвана модернизировать современную техническую основу производства, совершенствовать палитру социальной сферы, обеспечивать техническое перевооружение. Тем не менее, ее успешное развитие сталкивается с комплексом серьезных проблем, таких как: некоторое снижение спроса на жилищном рынке в последние годы, уменьшение источников финансирования, проблемы надежного кадрового обеспечения, неэффективная стандартизация и лицензирование, относительно низкая заработная плата и производительность труда.

Примечательно, что после периода снижения и стабилизации числа действующих строительных организаций в России в 2000-2005 гг. позднее начался их резкий рост, связанный с оживлением экономического роста и не прекратившийся даже в условиях кризиса 2008-2009 гг. Этот факт в некотором роде свидетельствует о заметном росте конкуренции в отрасли и ее выходе на качественно новый уровень своего развития.

В последние годы произошли существенные изменения на рынке строительных услуг нашей страны. Финансирование строительных проектов в России зависит от разных факторов. Например, большую роль играют сегмент, в котором функционирует компания (коммерческая недвижимость или жилье) и возможности привлечения внутрикорпоративных займов или долгового финансирования. Изменения самой структуры финансирования проектов в строительстве, приведшие к росту доли средств портфельных инвесторов и собственных средств, были также связаны с доступностью банковского кредита в период кризиса. Проектное финансирование в годы недавнего кризиса было осложнено ситуацией на финансовых рынках за рубежом, что привело к выводу средств зарубежных банков из филиалов в РФ, который усилился в результате экономических санкций в 2014 г.

В последнее время Правительством РФ была вновь актуализирована задача роста экономической стабильности деятельности хозяйственных субъектов как одного из факторов оценки их конкурентоспособности в связи с усилением вызовов экономическому развитию, ростом требований к снижению рисков ущерба в сфере материального производства, сложностью и масштабностью производимой продукции.

В настоящее время в структуре российского рынка строительных услуг доминируют частные предприятия, уже охватывающие около 90% всего объема этого рынка, выросшего за последнее десятилетие в четыре раза. В данной отрасли занято около 8% экономически активного населения страны. Вместе с тем, остаются актуальными различные вопросы всестороннего развития строительства, такие как: повышение доступности жилья, возведения объектов транспортной инфраструктуры, применение безопасных технологий при строительстве объектов энергетики и т.д. Эти вопросы нашли свое отражение в программных документах Правительства РФ последних лет.

Проведенный анализ показал, что:

  1. В последние десятилетия мировой рынок строительных услуг испытывает серьезную трансформацию, вызванную, во-первых, влиянием научно-технического прогресса, во-вторых, возрастанием роли неформального строительства, что особенно характерно для интенсивно развивающихся рынков строительных услуг крупных развивающихся стран, и, наконец, влиянием на мировой рынок строительных услуг концепции «устойчивого строительства» и экодевелопмента (зеленое строительство), что особенно характерно для развитых стран.

  2. В организационно-экономической структуре современного мирового рынка строительных услуг в последние годы автор отмечает нарастание конкуренции, что определяет появление новых форм отношений – повсеместное развитие «проектных партнерств», контрактов «под ключ», контрактов «проектирование – строительство». Вместе с тем, к числу основных факторов формирования долгосрочного спроса на современном мировом рынке строительных услуг следует отнести: конъюнктурный цикл в строительстве, традиционно отстающий от общеэкономического цикла; влияние инноваций на развитие строительной отрасли; реализация крупных государственных программ по строительству объектов инфраструктуры в развивающихся странах; повсеместное ужесточение экологических требований в строительстве.

  3. Транснационализация корпоративной структуры мирового рынка строительных услуг в последние годы выражается в диверсификации деятельности инженерно-строительных ТНК, повышении динамики деятельности зарубежных филиалов строительных ТНК, существенном увеличении прямых иностранных инвестиций строительных ТНК в последние годы, выделении обособленного положения универсальных компаний-подрядчиков на рынке. Однако на мировом рынке продолжают активно и обособленно действовать малые и средние специализированные субподрядные компании, концентрирующие свои усилия на определенных сегментах рынка.

  4. В последние годы на мировом рынке строительных услуг с учетом трансформации его корпоративной структуры сложились такие следующие основополагающие тенденции, как: переход к реализации относительно небольших инвестиционных проектов; частое использование инструментов заемного финансирования для реализации проектов; существенное усиление позиций китайских компаний в зарубежном строительстве; изменения в организационной структуре строительных ТНК, выразившиеся в росте числа зарубежных филиалов и трансформации централизованной структуры управления в сетевую; повышение значение субподряда как фактора успешного внедрения малых и средних строительных компаний из развивающихся стран в послекризисных условиях; постепенное вытеснение развивающимися странами развитых стран с осуществления крупных международных проектов, как в жилищном строительстве, так и в возведении объектов социальной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Библиографический список:

Просмотров работы: 57