ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кочу Ю.М. 1, Арасланова А.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно ФГОС НОО выпускник должен освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Данные результаты относятся к группе метапредметных УУД и формируются на всех учебных предметах. Эффективным способом формирования вышеописанных УУД является использование проблемных ситуаций в учебном процессе.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемное обучение, обеспечивающее «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего[2, стр. 41-42]. Под проблемным обучением такая организация занятий, которая создание под педагога проблемных и активную самостоятельную детей по их разрешению, в чего и происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие способностей.

По определению А. М. Матюшкина, проблемная ситуация – это ситуация, которая характеризует психическое состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе действия с предметом или об условиях выполнения действия. М. И. Махмутов утверждает, что проблемная ситуация – это ситуация, в которой сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципов проблемности [5, стр.43]. По определению Г.К. Селевко, проблемная ситуация – это ситуация, которая характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах и т.д. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия [3, с.142].

Проблемное обучение относится к интерактивному обучению и обладает огромным образовательным потенциалом. Разработка проблемных ситуаций требует от педагога большого педагогического мастерства и много времени для ее дидактического построения. Не всякая проблемная ситуация стимулирует мышление, поэтому необходимо ее конструировать и эмоционально презентовать. При этом надо стремиться к тому, чтобы поставить школьника в позицию исследователя, первооткрывателя, научить его наблюдать, анализировать явления и процессы, происходящие в окружающем мире.

В содержании предмета «Окружающий мир» много вопросов и заданий, которые подходят для создания проблемной ситуации, например: «Можно ли по внешнему виду отличить растения от животных», «Ласточка и скворец – насекомоядные птицы, почему у них разные клювы», «Были ли домашние животные до появления человека?» Однако формировать умение самостоятельно решать проблемные ситуации необходимо постепенно, показывая детям, как нужно выполнять отдельные шаги решений, отдельные этапы исследования.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить педагогические условия применения проблемных ситуаций на уроке по предмету «Окружающий мир». Этими условиями выступают: интерес учащихся к содержанию проблемы, посильность для учеников работы с возникающими проблемами, опора на личный опыт и имеющиеся у школьника умения и знания для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и личностно значимой, исследовательский подход педагога к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся (т.е. умения найти выход в нестандартных ситуациях), учет психологических и возрастных особенностей учеников при моделировании проблемной ситуации.

Определенный стиль общения между учителем и учащимися, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании педагога к мыслительному процессу ученика [1, стр.149].

Создание проблемной ситуации предполагает практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует также соблюдать определенные условия: задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся; неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащее усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия; выполнение проблемного задания должно вызвать у учащихся потребность в усваивоемом знании.

Результатом деятельности на уроках по предмету «Окружающий мир», должно быть формирование понятия. Понятие формируется на базе представлений. Сформированные представления служат основой для формирования понятия. Детям младшего школьного возраста необходимо научиться выделять существенные признаки понятия, осуществлять анализ понятия через решения проблемной ситуации на уроке.

С помощью решения проблемных ситуаций сформировать понятие по типу «подведение под понятие» можно представить в следующем виде: постановка проблемы (подведение объекта под данное понятие); поиск путей решения проблемы (анализ, синтез, сравнение существенных свойств понятия); осознание и осмысление полученных результатов (изучение соотношения между объектом и понятием); характеристика результатов – выведение понятия, формулирование вывода о его принадлежности [4, с.52].

Таким образом, вариантами создания проблемных ситуаций является деятельность учащихся, которые ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания при поддержки учителя, находят оптимально решение проблемы, учатся воспроизводить анализ, синтез, сравнение понятий. Во время решения проблемной ситуации возникает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате мыслительной активности. Проблемное обучение, в ситуации выполнения, описанных выше условий, является эффективным в образовании, так как дает больше возможностей самореализации, стремлении добиться желаемой цели и получить больше знаний, возможно добытых на собственном опыте.

Список использованной литературы

  1. Алексеев Н.А. Личностно – ориентированное обучение в школе/ Н.А. Алексеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 332с.

  2. Алексеева О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие / О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. - 144 с.

  3. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / М.Н. Гуслова. – 4-е., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.

  4. Метапредметный урок: методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ, студентов направления «Педагогическое образование»/ авт. – сост. С.В. Галян. – Сургут: РИО СурГПУ, 2012. – 83 с.

  5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб: КАРО, 2014. – 176с

Просмотров работы: 216